Министерство образования и науки российской федерации





Скачать 113.54 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
Дата публикации10.03.2016
Размер113.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано
_____________________________

Руководитель ООП по

направлению 130101

Зав. кафедрой МКП

профессор Марин Ю.Б.

Утверждаю
___________________________

Зав. кафедрой МКП

профессор Марин Ю.Б.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Камень в искусстве и архитектуре Санкт-Петербурга
Специальность: 230311 Прикладная геология

Специализация: Прикладная геохимия, петрология, минералогия
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Санкт-Петербург

2012
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель преподавания дисциплины – развитие у студентов знаний в области использования природного камня, а также воспитание культуры восприятия произведений искусства и окружающей архитектурной среды.

Задачи дисциплины: познакомить студентов с историей использования камня в искусстве и архитектуре Санкт-Петербурга; с шедеврами монументального и прикладного искусства, каменного зодчества; привить начальные навыки определения типов камня и его имитаций в произведениях декоративного, прикладного искусства и архитектуры; познакомить студентов проблемами сохранения культурного наследия, процессами разрушения камня в условиях индустриальной и городской среды, методами оценки состояния камня, его реставрации и консервации.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс "Камень в искусстве и архитектуре Санкт-Петербурга" входит в состав вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки специалистов по направлению «Прикладная геология», относится к дисциплинам по выбору студента и изучается в течение 7 семестра после прохождения курсов «Петрография», «Литология» и параллельно с курсом «Промышленные типы месторождений неметаллических полезных ископаемых».

Для освоения дисциплины обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по минералогии, петрографии, литологии, геохимии и лабораторным методам изучения минерального вещества.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ОК-17, ОК-18, ОК-20, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-19, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПСК-4.2, ПСК-4.3.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: главные типы природного камня, использованные в архитектурных сооружениях, знаменитых произведениях декоративно-прикладного искусства, и историю их применения в основных стилях и направлениях архитектуры и искусства, о важнейших архитекторах и скульпторах, использовавших в своем творчестве природный камень.

    Уметь: определять горные породы и минералы, использованные в каменном декоре города, узнавать каменные шедевры различных исторических эпох.

    Владеть: навыками оценки декоративности камня, прогнозирования устойчивости камня от факторов окружающей среды, основными подходами к материаловедческой экспертизе природного камня.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7










Аудиторные занятия (всего)

34

34










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

34

34










Практические занятия (ПЗ)

0

0










Семинары (С)

0

0










Лабораторные работы (ЛР)

0

0










Самостоятельная работа (всего)

38

38










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

20

20










Другие виды самостоятельной работы:
















Работа с литературой

18

18










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет










Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72










2

2











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Камень в истории культуры.

Камень как важнейший строительный, декоративный, ювелирный материал. Роль геологических условий в становлении и развитии городов. Камень в искусстве и архитектуре Древней Руси. Роль и место камня в облике Санкт-Петербурга.

2

Горные породы, использованные в декоре Санкт-Петербурга

Облицовочный камень из месторождений Северо-Запада России. Граниты, их типы и места разработки. Мраморы, их разновидности и месторождения. Осадочные карбонатные породы, их особенности и места разработки. Песчаники и кварциты, их свойства, месторождения. Основные магматические породы, особенности их применения в декоре Санкт-Петербурга и места добычи. Редкие породы камня в убранстве Санкт-Петербурга. Горные породы и минералы, использованные в произведениях декоративно-прикладного искусства.

3

Природный камень в истории архитектуры и искусства Санкт-Петербурга

Камень в архитектуре и искусстве Санкт-Петербурга первой половины XVIII века. Начало каменного строительства в Санкт-Петербурге. Камень в периоды "петровского" и "елизаветинского" барокко. Камень в монументальном строительстве конца XVIII века. Природный камень во дворцах и парках окрестностей Санкт-Петербурга. Каменные шедевры эпохи классицизма. Каменный декор в эклектике XIX века. Камень в "северном модерне" Санкт-Петербурга 1890-1910-х г.г. Камень в архитектуре и искусстве советского периода. Использование горных пород и минералов в современном Санкт-Петербурге.

4

Проблемы сохранности природного камня в памятниках архитектуры и искусства Санкт-Петербурга

Причины разрушения камня. Механические воздействия. Биогенные факторы. Химические воздействия. Социально-психологические факторы. Примеры разрушения камня в памятниках архитектуры и искусства. Санкт-Петербурга. Меры по предотвращению разрушения камня в городе.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1

Экономика и организация геологоразведочных работ




+




+

2

Опробование, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых




+




+

3

Технологическая минералогия и геммология

+

+

+

+

4

Минералогия месторождений камнесамоцветного и поделочного сырья

+

+




+

5

Технология обработки камнесамоцветного сырья

+




+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1

Камень в истории культуры.

8










8

16

2

Горные породы, использованные в декоре Санкт-Петербурга

10










10

20

3

Природный камень в истории архитектуры и искусства Санкт-Петербурга

12










10

22

4

Проблемы сохранности природного камня в памятниках архитектуры и искусства Санкт-Петербурга

4










10

14


6. Лабораторный практикум: не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары): не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Булах А.Г. и др. Экспертиза камня в памятниках архитектуры. СПб.: Наука, 2005.

592 с.

б) дополнительная литература

Абакумова Н.Б. и др. Цветные камни, минералы и руды в музеях Ленинграда. Л., 1982.

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство центра Ленинграда. Л.: ЛГУ. 1987.

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. СПб: СПбГУ. 1993.

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство Петербурга. Город в необычном ракурсе. СПб: Сударыня. 1997.

Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. Этюды о разном. СПб: Сударыня. 1999.

Булах А.Г. и др. Каменное убранство Петербурга. Книга путешествий. СПб.: Сударыня, 2002.

Зискинд М.С. Декоративно-облицовочные камни. Л., 1989.

Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. СПб.: Центр «Техинформ», 2002.
в) программное обеспечение: не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специализированные аудитории, оснащенные оборудованием для мультимедиа-демонстраций.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Для успешного усвоения студентами программы наряду с использованием мультимедиа-материалов по различным памятников архитектуры и искусства Санкт-Петербурга, на занятиях должны демонстрироваться типовые геологические образцы минералов и горных пород, использованных при создании памятников культуры.

В часы самостоятельных занятий студенты имеют возможность работать с монографиями, конспектами лекций для текущей подготовки к учебным занятиям, а также с опубликованными в научной и популярной литературе материалами по различным разделам программы. За время самостоятельных занятий студенты подготавливают реферат по одной из тем, касающихся применения горных пород и минералов в декоративно-прикладном искусстве, скульптуре и архитектуре Санкт-Петербурга и его окрестностей.
_____________________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра МКП СПГГУ доцент М.В. Морозов
Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск