Скачать 199.65 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный педагогический университет» Естественно-географический факультет Утверждена: на заседании совета естественно- географического факультета протокол № 4 от 19 декабря 2006 г. Подписана: председателем совета В.А. Подковыровым и председателем УМК факультета Е.Ю. Борисенко УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП ЕН.Ф 06 География Специальность: (013100) 020801 Экология Квалификация: специалист – эколог Курс: 2 Семестр: 3 Форма обучения: очная Количество часов на дисциплину: 150 Количество аудиторных часов по дисциплине: 75; из них: лекций: 45 практических: 30 Самостоятельная работа: 75 Итоговый контроль: экзамен Иркутск 2007 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Место дисциплины: география изучает пространственно-временные взаимосвязи природных и антропогенных факторов и особенности развития различных территориальных систем. В этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях — от глобального до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками. Цель: способствовать формированию у будущих специалистов основополагающих понятий, категорий и теорий географии, подготовка выпускников вузов к адекватному восприятию новых актуальных проблем и направлений дальнейшего прогресса системы географических наук. Курс призван также научить проникновению в сущность географических процессов и явлений, применять в экологии и деятельности по охране и рациональному использованию природной среды географические методы, идеи и знания. Задачи: дать специалисту направления и специальностей «Экология и природопользование» знания о географической науке как единой научной дисциплине, о глобальных и региональных географических проблемах, показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Постановка учебного курса включает следующие формы работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, которая, в свою очередь, состоит из подготовки студентами рефератов по предложенной тематике, самоконтроля степени усвоения изучаемого материала по перечню прилагаемых вопросов, а также творческого изучения источников, научной литературы, материалов прессы, публицистики и текущей статистики. Наиболее сложные темы разделов излагаются в лекционном курсе или выносятся на дискуссию в процессе проведения практических занятий. На базе имеющихся литературных источников проводятся семинары. На самостоятельное изучение выносятся разделы или части разделов, по которым имеется в достаточном объеме учебная литература или вопросы, не представляющие большой трудности для понимания. Составлена программа на основании «Программ дисциплин предметной подготовки по специальности 012500 – География: Для педагогических университетов и институтов.- М.: Флинта: Наука, 2000.- 368 с.». Она постоянно уточняется, дополняется, обновляется в связи с изменениями в мировой политике и экономике, технологических процессах основных отраслей хозяйства. Программа курса строится на принципах: научности – соответствие содержания образования уровню современной науки; доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов; предусматривает изложение материала с учетом необходимости формирования у студентов: общегеографических понятий, подходов к изучению отдельных вопросов; систематизации полученных знаний в определенной логической последовательности; активизации познавательной и творческой самостоятельности; синтеза межпредметных знаний. Требования к освоению содержания дисциплины: специалист направления и специальностей «Экология и природопользование» должен иметь представление об объекте и предмете географии, знать систему географических наук и понимать их экологизацию, гуманизацию и социологизацию, географические законы и закономерности, иметь представление о современных проблемах географии. Необходимо также знание важнейших глобальных проблем пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных геосистем, знать основные источники и способы получения информации; уметь читать и анализировать карту, графические и статистические материалы. владеть навыками исследовательской работы; методами сбора, систематизации и обработки информации по изучаемому курсу. Виды контроля. Текущий – опросы, тестирование, проверка и оценка выполнения заданий для самостоятельной работы. Рубежный – контрольные работы, защита рефератов, доклады. Итоговый контроль – экзамен. Планирование содержания дисциплины
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль № 1. МИР СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ Введение: География в современном мире. География — наука естественная и общественная. Современное понимание объекта и предмета географии. Прогнозирование развития географии. Формирование научной географической картины мира. Основные этапы становления и развития географической науки. Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний. География эпохи Великих открытий. Научное развитие географических знаний. Развитие общегеографических идей в современной географии. Современная система географической науки. География в системе наук. Система географических наук. Картография. Страноведение. Стыковые научные дисциплины. Географическая культура и географическое мышление. Понятие о географической культуре. Понятие географического мышления. Развитие в рамках географии геоэкологического подхода. Экологическое картографирование. Методы географических исследований. Систематизация методов географии. Общегеографические методы. Картографический метод. Математические методы. Метод моделирования. Аэрокосмические (дистанционные) методы. Геоинформационный метод. Язык географии. Язык науки. Вербальный язык. Искусственные языки. Язык географической науки. Теоретическое знание в географии. Уровни научного знания. Общенаучные теории. Общегеографические теории. Общенаучные учения. Общегеографические учения. Учение о географической среде. Учение о геосистемах. Учение о географической оболочке и ландшафте. Основы учения о географическом положении. Учение о географическом районировании. Концепции и проблемы в географии. Общегеографические концепции. Проблемы географической науки. Модуль № 2. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА Географический облик современного мира: единство в многообразии. Среда обитания человечества. Современный мир: разнообразие стран. Расовая, этническая, языковая и религиозная мозаика человечества. Политико-географический облик мира. Природно-ресурсный потенциал планеты: источник жизни человечества. Природные ресурсы Земли: жизненно важное и ограниченное богатство. Ресурсная база человечества. Ресурсная обеспеченность крупных регионов мира. Проблемы глобального природопользования и стратегия развития человечества. Цивилизационные регионы мира. Цивилизация как геопространственная система. Цивилизационная картина современного мира. Комплексное страноведение: синтез географических знаний. Страна и страноведение. Комплексная страноведческая характеристика. Образ страны. Человек в организованной среде (проблемы территориальной организации общества). Территориальная организация общества и ее компоненты. Территориальные ресурсы и их оценка. Понятие об экономическом пространстве. Системы расселения — основа ТОО (на примере России). Зонирование экономического пространства. Региональная стратегия Российской Федерации. Глобализация: новый этап географии мира. Глобальное видение мира и глобализация. Основные направления и противоречия глобализации. Экономико- и социально-географические проявления процесса глобализации. Экономическая глобализация и Россия. Заключение: география, экология и природопользование. Профессиональный географический взгляд. Географическая культура и экология. Географические знания эколога. Основные понятия. Авторегуляция в природе, агроландшафт, азональность, акватория, акультурный ландшафт, антропогенный ландшафт, ареал, атмосфера, балансовые методы, биосфера, вертикальная структура геосистемы (ландшафта), воздействие человека на ландшафт, возраст ландшафта, высотная поясность, географическая зона, географическая зональность, географическая информационная система (ГИС), географическая оболочка, географическая среда, географическая экспертиза, географические отношения и связи, географический ландшафт, ландшафт (Л.), географический пояс, географический объект, географическое прогнозирование, география, геосистема, гидросфера, гомеостаз ландшафта, горизонтальная структура геосистемы, динамика геосистемы, дифференциация ландшафтов, диффузия нововведений, единица географической информации, естественноисторический метод, зона географическая, изменение ландшафта, инвариант ландшафта, историческая география, исторический метод, карта, компонент природный (географический), компоненты ландшафта, ландшафтная сфера, ландшафтоведение, литосфера, методы географии, метод сравнения и аналогов в географии, общее землеведение, объект географического исследования, ойкумена, палеогеография, географические пространство и время, географический процесс, размещение, район, районирование пространственно-временное типологическое, распространение, регион, ресурс, ритмика, связи (взаимосвязи) ландшафтные, системный метод в географии, социально-экономическая география, структурно-генетический метод в географии, таксон, территория, урочище, устойчивость геосистемы, фация, физическая география, целостность, цикличность, эволюция, элемент, эмерджентное свойство, закон эргодичности. III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Карта СРС
Темы для самостоятельного изучения 1. Ученые о значении географии для экологии и природопользования. 2. Системы географических наук (естественных, общественных, природно-общественных и сквозных) и их краткая характеристика. 3. Составить характеристику наиболее значимых природных ресурсов крупных регионов. 4. Географическая характеристика территории одного из районов Иркутской области. 5. Характеристика цивилизационного разнообразия мира. 6. Экономическая глобализация мира. IV. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Виды контроля: текущий, рубежный. Итоговый контроль: экзамен. Способ проведения: текущий и рубежный контроль, устное собеседование. Система оценки:
Программа итогового контроля Цель: контроль качества и глубины усвоения учебного материала. Задачи:
Требования:
Критерии оценки знаний студентов: «Отлично» - студент выполнил задание или ответил на вопрос в полном объеме при этом не допускал погрешности. Общий уровень ответа – продуктивный. «Хорошо» - студент выполнил задание или ответил на вопрос полностью, но при этом допускал не принципиальные погрешности. Общий уровень ответа близок к продуктивному. «Удовлетворительно» - студент выполнил задание или ответил на вопрос, но при этом были допущены принципиальные ошибки; или при выполнении задания студент обнаружил невысокий уровень владения основными знаниями и умениями. Общий уровень знаний – репродуктивный. «Неудовлетворительно» - студент не справился с заданием; или задание выполнено, но не соответствует параметрам оценки, приведенным выше. Или: студент отказался отвечать на вопросы. Общий уровень ответа – ниже репродуктивного. Вопросы к экзамену
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная литература Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. Смоленск, 1998. Исаченко А.Г. География в современном мире. М., 1998. Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998. Мир географии: География и географы. Природная среда. М., 1984. Дополнительная литература Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономичекая и социальная география мира (общий обзор). М., 2000. Баранский В.Д. Становление советской экономической географии // Избр. тр. М., 1980. Берлянт А. М. Картографический метод исследования. М., 1988. Боков В. А., Селиверстов Ю. П., Черванев И. Г Общее землеведение. Спб., 1998. Бударков В. А., ЗенкинА. С, Киршин В. А. Краткий радиоэкологический словарь. Саранск, 1998. Введение в физическую географию / Под ред. К. К. Маркова. М., 1978. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М., 1988. Гладкевич Г. И. Введение в экономическую и социальную географию. Смоленск, 1994. Гладкий Ю. Н., Григорьев Ал. А., Ягья В. С. Горизонты Ойкумены. Л., 1990. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Дайте планете шанс! М., 1995. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. Спб., 1998. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М., 2000. Голубчик М. М. и др. Введение в экономическую и социальную географию. М., 2003. Григорьев Ал. А. Экологические уроки прошлого и современности. Л., 1991. Дмитревский Ю. Д. Эта вечно юная география // Новые направления древней науки. М., 1989. Дьяконов К. Н., Касимов И. С, Тикунов В. С. Современные методы географических исследований. М., 1996. Жекулин В. С. Введение в географию. Л., 1989. Казаков Л. К., Чижова В. П. Инженерная география. М., 2001. Кошкарев А. В., Тикунов В. С. Геоинформатика. М., 1993. Лютый А. А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 1988. Максаковский В. П. Географические картины мира. Ч. 3. Ярославль, 1996. Максаковский В. П. Историческая география мира. М., 1997. Машбиц Я. Г Комплексное страноведение М., Смоленск, 1998. МедоузД. X., МедоузД. Л., Рандеес И. За пределами роста. М., 1994. Мироненко Н. С. Страноведение: Теория и методы. М., 2001. Владимир Вернадский: Жизнеописание // Избр. тр. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке: Доклад генерального секретаря ООН Кофи Аннана // География в школе. 2001. № 3. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. М., 1989. Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. М., 1999. Преображенский В. С. О чем спорят географы? М., 1990. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества (концептуальная экология). М., 1992. Романова Э. П., Куракова Л. И., Ермаков Ю. П. Природные ресурсы мира. М., 1993. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского. Ч. 1.М., 1998. Страны мира: Справочник. 1999 / Под ред. И. С. Иванова. М., 1999. Тимашев И. Е. Геоэкологический русско-английский словарь-справочник: Справочное издание. М., 1999. Физическая география Мирового океана. Л., 1980. Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1997. http://lenta.ru/news/2006/11/16/lake http://www/vz.ru Аудиовизуальные средства Презентации по темам: Методы географических исследований Цивилизационные регионы мира Минеральные ресурсы мира Рекреационные ресурсы мира Слайды: Структура географической науки Классификация минеральных ресурсов Типология стран мира Расовая, этническая и религиозная дифференциация мира Составитель: ст. преподаватель кафедры географии Мадасова Алла Антоновна Рекомендована: на заседании кафедры географии ИГПУ Протокол № 3 от 27 ноября 2006 г. |
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную... Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой... | Самостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | ||
Самостоятельная работа Балльная структура оценки Распределение часов: лекции 18, практические 36, самостоятельная работа 18, экзамен 36 часов | Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Культурология» предусмотрена... | ||
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080105 «Финансы и кредит» по дисциплине «Культурология» предусмотрена... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование... | ||
Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная... Преподавание земельного права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов | Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная... Преподавание административной ответственность в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;... | Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,... | ||
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» по дисциплине... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сначала это может быть выполнение отдельных заданий, затем самостоятельная работа на определенных этапах урока и, наконец, самостоятельная... | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная... Технология проблемно-диалогического обучения описана Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, г. Москва.... | Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров... |