Скачать 72.16 Kb.
|
В конце XIX в. возникли противоречия между возрастающими масштабами изучения отдельных легкодоступных пещер (которых только в Европе насчитывалось уже свыше 3 тысяч) и возможностями исследования сложных полостей, а также - между геологическими, палеонтологическими, археологическими находками в отдельных пещерах и использованием подземелий в качестве объектов туризма. Назревала необходимость в новых организационных формах объединения людей, стремящихся проникнуть в тайны подземного мира, в новой технике и тактике работы под землей. В 1879 г. в Вене было образовано "Объединение исследователей пещер", которое ставило перед собой задачи изучения австрийских пещер, расширения знаний о них, заботу об организации экскурсий. В 1879 г. возникли пещерное объединение "Антрон" (Постойна) и Швабский Пещерный Союз (Мюнхен), в 1892 г.- английское и итальянское общества исследователей пещер. В 1890 году наука о пещерах получила имя: Э. Ривьер предложил термин "спелеология" (гр. spelaion пещера), а в 1892 г. М. де Нуссак использовал более краткую форму - "спеология", которую до сих пор применяют некоторые биоспелеологи. После выступления Э. Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин "спелеология" получил всеобщее признание. Становлению молодой науки неожиданным образом способствовала трагедия, разыгравшаяся в Центральной Европе, в Штирии. Весной 1894 г. группа австрийских спортсменов спустилась в пещеру Лурлох, намереваясь соединить ее с ниже расположенной пещерой Пеггау. Экспедиция планировалась на два дня, впервые - с ночевкой под землей. Однако через день начался дождь, а через два - газеты смаковали сенсацию: "семь человек попали в пещерную западню"... Целую неделю мир следил за неравной борьбой с природой, которую вел спасательный отряд под руководством инженера-гидротехника Путика. Спасатели совершали чудеса - рыли отводные каналы, укрепляли обваливающийся вход. Принятые меры позволили избежать полного затопления пещеры и через 204 часа узники были освобождены. Но они не стали героями: их обвинили в легкомыслии, неосторожности и во многом другом... Зато повсюду, от Англии до Японии, стало известным слово "спелеолог"! Вторая половина XX в. ознаменовалась прорывом человечества в еще не изученные сферы: атмосферу (выход в Космос), гидросферу (покорение глубин Мирового океана) и карстосферу (изучение пещер). Примечательно, что исследования первых двух сфер являются общепризнанными научными направлениями, пользующимися организационной и финансовой поддержкой государства. Карстосфера же до сих пор остается "ничейной землей" и ее исследования - удел энтузиастов... В 50-90 гг. на всех континентах осуществлялись спелеологические экспедиции, приведшие к крупным открытиям. Географическая наука относится к ним несколько странно. Представьте себе, какой "бум" произвело бы на страницах научных журналов сообщение о том, что на Земле обнаружена более высокая гора, чем Джомолунгма? А вот спелеологические открытия остаются "за кадром": редко о них сообщают газеты, еще реже - телевидение... А рассказать и показать есть что! Можно выделить минимум пять особенностей современной спелеологии. Первая из них - это резкое увеличение протяженности крупных пещерных систем. Причины различны: открытие новых полостей (так, совершенно неожиданно была открыта крупнейшая в Сибири Ботовская пещера в известняках протяженностью более 30 км), наращивание длины известных пещер (гипсовая пещера Оптимистическая на Украине за 30 лет послеоткрытия "подросла" до 207 км), объединение ранее считавшихся изолированными пещер (в 1972-1995 гг. Мамонтова пещера в США увеличила свою протяженность с 232 до 563 км). Вторая особенность - увеличение глубины проникновения человека в недра Земли. К середине 1995 г. самой глубокой карстовой шахтой мира была Дан де Кроль во Франции, амплитудой 549 м (-365 и +184 м от входа). В 1956 г. здесь же в шахте Берже достигнута глубина 1122 м; в 1965 г. "в игру" вступает система Пьер Сен-Мартен (1000 м), а в 1976 г.- Жан-Бернар (1208 м). В 1977-1995 гг. "соревнование" между ними продолжается: они углубляются (при прохождении сифонов) и подрастают в высоту (за счет открытия более высоко расположенных входов). Сегодня глубочайшая система мира - Лампрехтсофен в Австрии - достигла глубины 1634 м. Однако кроме нее известно более 50 полостей, перешагнувших 1000-метровый рубеж, и более 250,- углубившихся на 500 м и ниже! Поражает темп исследований, в результате которых справочные издания успевают состариться еще до выхода из печати (рис. 3).
Четвертая особенность спелеологии конца XX в.- усложнение объектов исследований. Это и сплошные, иногда расширяющиеся книзу отвесы глубиной до 640 м (Вртиглавица, Словения; Хадесшахт, Австрия; Абац, Грузия), и огромные расходы подземных потоков, достигающие 100 м3/с (пещеры Малайзии), и работа в условиях быстрого подтопления на высоту до 150 (шахта В. Пантюхина, Грузия) и даже 450 м (пещера Луир, Франция), и прохождение длинных сифонов (4055 м, Ду де Коли, Франция) или даже полностью затопленных водой систем с несколькими входами (16 732 м, Леон Синкс, США). Пятая особенность - расширение географии спелеологических открытий на все высотные пояса (от -370 м ниже уровня моря, соляной купол Седом, Израиль, до +6600 м - массив Нанга-Парбат в Пакистане) и широтные зоны (от экваториальных Азии и Америки до Гренландии и Антарктиды). Кроме того, расширилась и область спелеологических интересов: в ее сферу попали не только естественные полости, заложенные в карстующихся и некарстующихся породах, но и искусственные выработки и сооружения Если судить по тому, что спелеологи - это люди, которые в свободное время отправляются в горы с огромными рюкзаками, то это туризм. Но, в то же время, спелеология - это наука. Дословно "наука о пещерах". Раздел геологии, а именно карстоведения и гидрогеологии. А, главное, пещеры - это последние белые пятна на карте мира, последняя возможность пройти там, где не только не ступала нога человека, но и куда не падал взгляд его глаз или фотокамер. Исследованием этого загадочного подземного мира и занимаются спелеологи. концовка Конечно, серьезной, научной спелеологией занимаются не все. Новички участвуют в учебно-тренировочных экспедициях. Есть "команды", которые ездят только в развлекательные или "спортивные" поездки. Чтобы заниматься спелеологией, надо иметь серьезную подготовку. Причем, не только физическую, но и техническую, а также и психологическую. Ведь пещера - совсем другой мир, где человек лишен привычных ориентиров: неба над головой, линии горизонта... Его можно сравнить разве что с подводным или космическим пространством. Итак: Пещеры бывают разные: маленькие и сухие, куда может добраться и новичок; тяжелые, где ко дну надо пробиваться несколько суток через глубокие колодцы, холодную воду, узкие шкурники. В любом случае, необычайная красота пещер завораживает. Озера, причудливые изгибы, необычный свет. Если повезет, можно найти и пещерный жемчуг (он образуется в ванночках с проточной водой, но очень редок). Маршрутов, "объектов исследования", особенно для новичков, великое множество. Первое время Москва и ближайшее Подмосковье может показаться просто раем. Для более искушенных исследователей скорее подойдут далекие и загадочные страны. Обычно спелеологи ездят на ноябрьские и майские праздники и на период студенческих каникул в короткие экспедиции в какие-нибудь легкодоступные районы, а летом выезжают в "большую" экспедицию в малоизученный переспективный район. Чтобы присоединиться к этим бесстрашным "пещерным туристам", необязательно покупать горы оборудования или быть профессиональным скалолазом. Достаточно просто захотеть и обратиться к знающим толк в спелеологии людям. И все у вас получится 1. Спелеология (от греч. spelaion — пещера и ...логия), наука, занимающаяся изучением пещер — их происхождением, морфологией, микроклиматом, водами, растениями, современной и древней пещерной фауной, остатками материальной культуры людей каменного века, наскальными рисунками и скульптурными изображениями, современным использованием. Спелеология начала оформляться во 2-й половине 19 в. Её возникновение связано с именами франц. исследователя Э. А. Мартеля, австр. учёных А. Шмидля, Ф. Крауса, А. Грунда и В. Кнебеля. Поскольку крупные пещеры в большинстве случаев возникают в результате растворения водой горных пород и относятся к явлениям карста, Спелеология тесно связана с карстоведением. Помимо карстовых пещер, Спелеология изучает и др. пещеры, образовавшиеся путём выветривания, дефляции, абразии, суффозии, под действием тектонических сил (пещеры-трещины), в результате течения и застывания лавы, таяния льда (ледниковые гроты), осаждения травертина, а также искусственные пещеры, вырубленные в скалах человеком. Изучая все компоненты подземного ландшафта, Спелеология тесно связана с геологией, минералогией, геоморфологией, гидрогеологией, гидрологией, метеорологией и климатологией, ботаникой, ландшафтоведением, зоологией и палеонтологией, археологией и историей. Большая роль в исследовании пещер принадлежит спелеологам-спортсменам (спелеотуристам), поскольку для проникновения в глубокие полости приходится осуществлять трудные спуски и преодолевать водные преграды (сифоны), применяя специальное снаряжение. Во многих странах имеются научные и спортивные спелеологические общества, группы, клубы, образующие национальные объединения. В СССР вопросы Спелеология разрабатывают институты карстоведения и спелеологии в Перми (всесоюзный) и в Уфе, Спелеологический стационар в Кунгуре (Урал), Карстово-спелеологическая комиссия Географического общества СССР (Ленинград), Спелеологический совет при Президиуме АН Грузинской ССР (Тбилиси), многочисленные секции спелеотуризма, действия которых координируются центральной секцией спелеотуризма Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС (Москва). В 1953 состоялся 1-й конгресс Международного спелеологического союза (МСС), устав которого принят на 4-м Международном спелеологическом конгрессе в 1965 в Любляне (Югославия). Спелеология зародилась в Европе (Франция, Югославия, Италия, Чехия). Менее системно спелеологией занимались в США. Крупнейшие открытия - в 19-20 в.в.: в Югославии: Постойна и Шкоцианска ямы, во Франции: система Тромба, пропасти Хенн-Морт, Жан Бернар, Пьер Сен-Мартен и Берже, Словакия - Демяновские пещеры, США - Карлсбадские пещеры и система Мамонтова пещера-Флинт Ридж. Спелеология развивалась как чистая наука (поиск механизма образования пещер, спелеоархеология), и как прикладная наука (определения трасс подземных водотоков, целью организация в пещерах коммерческих предприятий). Известные имена: Мартель, Кастере (Франция), Александр Курубер, Отто Бадер, Борис Иванов (Россия). В послевоенное время (47-60 г.г.) в Европе активно начинает развиваться спортивная спелеология. В конце 50-х годов начинает развиваться спелеология в России. |
Семь лучей бога на семь дней недели Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Представление цвета в компьютерных системах Эти цвета уже не раскладывались на составляющие. Ньютон разбил весь спектр на семь участков, соответствующих ярко выраженным различным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: Гуси-лебеди. Морозко. Два мороза. Снегурочка. Иван-царевич и серый волк. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.... | ||
Положени е о городском конкурсе мультимедийных проектов Семь чудес Новоуральска Настоящее Положение определяет условия организации и проведения конкурса мультимедийных проектов «Семь чудес Новоуральска» (далее... | Темы вашего учебного проекта Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.... | ||
Исследовательская работа по теме «Семь чудес света» Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем. Они описаны древними историками и путешественниками, в том числе и «отцом... | Темы вашего учебного проекта Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.... | ||
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | 3 Песенный конкурс. Дети исполняют песню либо по своему выбору, либо... В начале урока весь класс делится на две группы (6-7 человек). Ученики сами придумывают название команды (Том и Джерри, Малыш и Карлсон,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В I ступени-16 человек, во II ступени-17 человек, в III ступени- 14 человек. Итого по школе: 16 человек | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Татьяна Николаевна, как вы считаете, почему вы попали в тройку самых популярных учителей? | ||
Воспитание толерантности ... | Тема урока Тип урока ... | ||
Реферат по общественно-политическим движениям и партиям Парижская осень 2005 Беспорядки начались 27 октября, когда два арабских подростка, убегая от полиции, попали на провода высокого напряжения и погибли... | Сценарий гала концерта и церемонии награждения лауреатов областного... Предполагаемое количество участников 600 человек (500 человек (делегации всех муниципальных образований Тверской области) и 100 человек... |