Скачать 362.19 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6 им. академика – кораблестроителя А.Н. Крылова» г. Алатырь Чувашской Республики
Рабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы 9 класс. Программу составил: учитель географии Чередниченко Н.Е. 2012- 2013 учебный год. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004г. и Программы основного общего образования по географии В.П. Дронова, В.Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, но связанных между собой этапов: 8 класс и 9 класс. Структура документа Рабочая программа по своей структуре соответствует Положению о рабочей программе учителя МБОУ «Гимназия №6 им. академика-кораблестроителя А.Н.Крылова» Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 9 классе на ступени основного (общего) образования из расчета 2 учебных часа в неделю. Основные задачи курса Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Программа реализуется в условиях классно-урочной системы обучения и предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. В программу были внесены изменения: Глава I рассчитана на 7 часов, содержит 6 часов. Экономико-географическое положение, транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России рассматриваются на одном уроке. Глава II рассчитана на 10 часов, содержит 7 часов. Темы «Городское и сельское население» и «Урбанизация в России. Расселение населения» рассматриваются за 1 час. На обобщающее повторение вместо 2 часов отводится 1 час. Глава III рассчитана на 4 часа, содержит 5 часов. Введен 1 час на обобщающее повторение. Глава IV рассчитана на 18 часов вместо 19 часов. Тема « Машиностроительный комплекс» изучается 1 час вместо 2 часов. Глава V рассчитана на 29 часов, содержит 19 часов. Тема «ЦЭР» изучается 1 час вместо 7 часов. Тема «Европейский Север» изучается 1 час вместо 2 часов. Тема «С-КЭР» изучается 1 час вместо 2 часов. Тема «Поволжье» изучается 1 час вместо 2 часов. Тема «Урал» изучается 1 час вместо 2 часов. Темы «Восточный макрорегион» и «Западная Сибирь» изучаются 1 час вместо 2 часов. 1 час отводится на практическую работу «Главные отрасли специализации районов России и межотраслевые связи» с целью повторить и обобщить знания по главе V. Глава VI рассчитана на 4 часа, содержит 12 часов. Включены темы «Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения», «Оценка природных ресурсов и их использования», «Внешние экономические связи». НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (IX класс) (68 часов) Учебно-тематический план.
Содержание учебного курса. Введение. Место России в мире. (6 часов). Что изучает экономическая и социальная география России. Место России в мире. Политико-административное устройство Российской Федерации. Географическое положение и границы России. Экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Государственная территория России. Население Российской Федерации. (7 часов.) Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения России. Воспроизводство населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население. Урбанизация в России. Расселение населения. Практические работы. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Географические особенности экономики России. (5 часов). Что такое народное хозяйство. География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. (18 часов). Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Электроэнергетика. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества: черная металлургия, цветная металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность. Агропромышленный комплекс (АПК). Земледелие и животноводство. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Сфера обслуживания. Практические работы. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. Составление характеристики одной из химических баз по картам и статистическим материалам. Составление характеристики одной из лесных баз по картам и статистическим материалам. Растениеводство: требования культур к природным условиям. Составление характеристики одной из транспортных магистралей по картам и статистическим материалам. Районирование России. Общественная география крупных регионов. (19 часов). Районирование России. Западный макрорегион – европейская Россия. Восточный макрорегион – азиатская Россия. Районы и крупные регионы России– ЦЭР, В-ВЭР, Ц-ЧЭР, С-ЗЭР, СЭР, С-КЭР, ПЭР, УЭР, З-СЭР, В-СЭР, Д-ВЭР. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Практические работы. Главные отрасли специализации районов России и межотраслевые связи. География Чувашской республики. (12 часов). Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Практические работы. Составление характеристики ФГП и ЭГП республики. Сравнение и анализ. Итоговые занятия. (1 час). Обобщающее повторение по курсу «Экономическая и социальная география России». Требования к уровню подготовки учащихся. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Средства контроля. Предполагается проведение тестирования; письменные проверочные работы (от 10 до 20 минут урока), рефераты, практические работы. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса. Система оценки достижений учащихся при устных ответах: Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися. Программа предусматривает самостоятельную урочную и внеурочную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: — познание и изучение окружающей среды; выявление причинно-следственных связей; — сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование; — ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ. |
Рабочая программа по географии за курс основной школы (6 9 классы) Срок реализации: 2012-2017 гг Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной)общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | ||
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | Составители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана... Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | ||
Рабочая программа по географии за курс средней школы (базовый уровень)... Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | Рабочая учебная программа по курсу географии 9 класс Данная программа по курсу географии разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 6,7 Закона «Об образовании»... | ||
Рабочая программа по географии 6 класс Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | Учебная образовательная программа «Углубленное изучение географии... Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая | ||
Пояснительная записка 5-6 класс рабочая программа по географии для... Рабочая программа по географии для 5 6 классов основной школы составлена на основе | Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель... Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | ||
Рабочая программа разработана учителем географии Галутво Т. В. для... Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | Рабочая программа учебного курса географии в 7 классе Рассмотрено Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... |