Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа





Скачать 168.9 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа
Дата публикации15.09.2013
Размер168.9 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Рассмотрена

на Педагогическом Совете

Протокол № 5 от 31.05.2013


Утверждаю

Директор МКОУ Орловская средняя общеобразовательная школа

________________ Т.А. Черепкова



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Азбука юного эколога»




Автор программы:

О.В. Веснина, старшая вожатая

Возраст обучающихся: от 6 до 15 лет
Срок реализации программы: 18 дней
д. Орловка

2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11. 12. 2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

Интегрированный курс «Азбука юного эколога» направлен на изучение вопросов взаимодействия человека (общества) с окружающей природой и социальной средой, а также на познание природы, её закономерностей. Необходимость создания такой программы возникла как обобщение накопленного опыта экологического образования детей. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы - проблема актуальная.

В конце 20 века на одно из первых мест по значимости выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты «Земля»

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни.

Во второй половине 20 века, когда особенно усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать. Облагораживать окружающую природную среду.

Разумная деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим.

Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим. Их изучение следует рассматривать как необходимое условие формирования у детей диалектико–материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи.

Обучающиеся должны вовлекаться в самостоятельные поиски и дискуссии, прогнозировать последствия своего поведения и дел в природе. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую, игровую, природотворческую, практическую. Во время экскурсий и прогулок, воображаемых путешествий, дидактических и сюжетно - ролевых игр, этических бесед, природотворчества и трудовых десантов.

Всё это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного окружения человека.

Цель программы: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи программы:

  1. Формировать представление о природном и социальном окружении, как среде жизнедеятельности человека;

  2. Развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательный интерес и причинное объяснение фактов и явлений окружающей среды;

  3. Обучать детей методам познания окружающего мира;

  4. Воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами;

  5. Всестороннее гармоничное развитие личности.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 6 до 15 лет (учащиеся 1-10 классов).

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 18 дней, 2 часа в неделю.

Количество часов: 6 часов.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
Формы работы:

  • Вводные и обобщающие занятия;

  • Полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды;

  • Комплексные экскурсии в социоприродное и природное окружение человека;

  • Дидактические, методические и сюжетно – ролевые игры (направленные на овладение определёнными правилами поведения в природе);

  • Учебно-исследовательская работа

  • Упорядоченная практическая деятельность младших школьников в окружающей среде, Экологические субботники, акции по сбору посадочного материала однолетних и многолетних культур для озеленения пришкольного участка;

  • Групповые занятия ;

  • Массовые занятия ;

  • Викторины, конкурсы, выставки работ;

  • Заседания клуба «Почемучек»

  • Учебные дискуссии, связанные с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и поиском путей решения;

  • Встречи с интересными людьми.

Методы работы:

  1. Наблюдения.

  2. Постановка опытов и экспериментов.

  3. Восприятие произведений искусства.

  4. Моделирование.

  5. Проектирование и прогнозирование последствий своего поведения и деятельности в окружающей природной и социальной среде.

  6. Интервьюирование

  7. Работа с книгой.

Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:

начальный период обучения позволит:

    • формировать первичные представления и знания о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности;

    • осознавать нравственные запреты нанесения ущерба природе и здоровью людей;

    • овладевать начальным опытом защиты природной среды родного края.


По окончанию первого года обучения воспитанники узнают основные понятия:

    • «Экология», «почва», «вода», «воздух», «погода»

    • Правила поведения в природе

    • Роль природы в жизни человека

сумеют:

  • Наблюдать природу

  • Проводить наблюдения в природе

  • Оценивать экологические ситуации в природе и ближайшем окружении

  • Воплощать полученные компетенции в различных видах деятельности.

Уровень усвоения образовательной программы осуществляется на основе текущей диагностики по ходу занятия или прохождении блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности воспитанника, в игровых ситуациях, труда в природе, экскурсии.

Форы подведения итогов: участие в школьных и районных мероприятиях , оформление школьного дворика, выставки, экологические праздники, составление тематических альбомов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Методы изучения окружающей среды. Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.




Наименование темы

Количество часов







Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

часов

1

Введение.

1




1

2

Связи человека с окружающей средой. Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.




1

1

3

Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.




1

1

4

Методы познания окружающей среды




1

1

5

Человек – член общества. Доброжелательное отношение к людям.




1

1

6

Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды




1

1

17

Обобщение.

1

5

6




итого

1

5

6


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Как человек изучает окружающую среду.

Тема 1: Введение.

Теоретические занятия:

Представление об окружающей человека среде.

Вступительная беседа о природе, её роли в жизни человека, отношение к ней детей, о целях изучения предмета

Практические занятия:

Дидактическая игра «Живой и рукотворный мир (С использованием иллюстраций), мозаика «Живое - неживое», игра «Что меня окружает», рисунок «Мой любимый край», игра «Природа – рукотворный мир»
Тема 2: Связи человека с окружающей средой. Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.

Практические занятия:

Игра «Кто тебя окружает?», природное окружение: игры «Я знаю 5 животных», «Я знаю 5 деревьев»…, подготовка сообщений «Люди, которые меня окружают», прогулка по району с играми «С какого дерева лист», «С какой ветки эти детки». Занятия по определению органов чувств,

игры «Закрываем мы глаза», «Какого вкуса …?», «Угадай по звуку»
Тема 3: Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.

Практические занятия:

Игры по определению цвета, звука, запаха, определение явлений природы по звукам (аудиозапись)
Тема 4: Методы познания окружающей среды

Практические занятия:

Опыт по определению температуры воздуха и воды, наблюдение за погодой, записи в тетради наблюдений,
Тема 5: Человек – член общества. Доброжелательное отношение к людям.
Практические занятия:

Игра «Я – знаю», интервьюирование родителей «Значение воспитания в жизни ребёнка», интервьюирование одноклассников «Знаете ли вы обязанности школьников». Игра «Зеркало», игры – имитации «В транспорте», «В магазине», «На улице», день вежливости
Тема 6: Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды (представление).

Теоретические занятия:

Тела природы и тела (предметы) сделанные человеком.

Практические занятия:

Игры «Природа – не природа», прогулка по микрорайону
Тема 7: Обобщение.

Практические занятия:

Подготовка выставочных материалов («Наш школьный дворик»)

Содержание курса конструировалось с учётом специфических принципов экологического образования:

  • Единство познания, переживания и действия;

  • Междисциплинарности;

  • Интеграции.

Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия призван обеспечить у детей становления многогранных отношений к окружающей среде и к своему здоровью.

Принцип междисциплинарности предполагает согласование различных аспектов взаимоотношения с окружающей средой, причём, его надо понимать не как механическое включение разносторонних знаний в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.

Принцип интеграции вытекает из педагогической необходимости объединённых подходов к содержанию экологического образования и деятельности учащихся, способствует объединению частей в целое, обобщению знаний о различных аспектах взаимодействия человека со своим окружением, полученных на междисциплинарной основе.

Ведущей идеей стала идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека (общества) с природой, что позволяет показать окружающую человека среду как среду «единства природы и общества» (А. А. Плешаков, 1989), интегрировать самые различные аспекты их взаимодействия и эффективно влиять на становление обучающихся к миру природы и человека.

Целесообразно детям раскрыть неразрывную связь человека с природными условиями окружающей среды. А на заключительном этапе подвести их к выводу, что они являются жителями планеты Земля; следовательно, Земля является общим домом всего человечества, этот дом необходимо беречь как условие сохранения жизни всех существ, каждого человека в отдельности и общества в целом.

Содержание программы позволит начать процесс формирования фундаментальных экологических понятий: «человек», «окружающая среда», «природа», «природные богатства» (ресурсы), «природные условия» (факторы), «влияние человека на окружающую среду» (антропогенный фактор), «здоровье человека», «здоровый образ жизни», «защита окружающей среды» и другие. В содержании курса намечены следующие основные линии:

  • Место человека в окружающей среде: человек - часть природы, член общества;

  • Восприятие и методы познания человеком среды своей жизнедеятельности;

  • Многообразие предметов и явлений природного и социального окружения человека;

  • Связи здоровья человека с состоянием окружающей среды;

  • Труд и поведение человека в окружающей среде.

Таким образом, экологическая направленность программы курса достигается на двух уровнях:

    1. На уровне связей живых организмов с условиями существования;

    2. На уровне связей человека как части живой природы и члена общества с окружающей его природой и социальной средой.


Методическое обеспечение программы

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • сценарии праздников

  • рассказы о природе, о животных, птицах…

  • научные статьи по темам

  • методики проведения опытов

  • методики проведения экскурсий,

  • методики проведения наблюдений

  • конспекты занятий

  • печатные издания (книги энциклопедические, художественные, журналы, газеты)



Используемая литература для педагога




Автор

Название

Год издания, издательство

//

Л. П. Симонова - Салеева

Программы по экологии для начальной школы

Москва 1995 – 143с.

1

Г. Н. Аквилева

Наблюдения и опыты на уроках природоведения

Москва, «Просвещение» 1988 243с.

2

Г. Б. Барышникова

Наша Зелёная Планета

Ярославль Академия развития 2006 – 225с.

3

Т. М. Бондаренко

Экологические занятия с детьми

Воронеж

Т Ц «Учитель» 2006 – 326с.

4

Н. Т. Брыкина

Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»

Москва

«Вако» 2004 – 316с.

5

И. Верзилин

Растения в жизни человека

Ленинград

«Детгиз» 1954 – 456с.

6

Т. В. Волкова

Познаём мир

Волгоград 2008 - 175с.

7

А. Гавеман

Слой жизни

Ленинград

«Детгиз» 1962 – 143с.

8

В. П. Горощенко

Хрестоматия по природоведению

Москва, «Просвещение» 1979 – 159с.

9

Г. Т. Дьячкова

Олимпиадные задания. Окружающий мир

Волгоград «Учитель» 2007 – 138с.

10

О. Е. Жиренко

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию

Москва

«Вако» 2007 – 244с.

11

Е. И. Золотова

Знакомим детей с миром животных

Москва, «Просвещение» 1988 -127с.

12

А. И. Иванова

Экологические наблюдения и эксперименты

Москва

Т Ц. «Сфера» 2005 – 235с.

13

Н. И. Мазнев

Лекарственные растения

Москва «Лада» 2006 – 1048с.

14

М. Д. Маханеева

Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста

Москва

«Аркти» 2004 – 312с.

15

А. А. Перроте

Изучение природы

Москва «Учпедгиз» 1961 – 201с.

16

Е. И. Руднянская,

Л. Б. Черезова

Уроки экологии в начальной школе

Москва

Т Ц. «Сфера» 2007 – 137с.

17

В. Н. Серова

Наша Новгородская земля

Лениздат 1979 – 108с.

18

О. А. Скорникова

Защита ягодников от вредителей и болезней

Ленинград «Колос» 1981- 59с.

19

Л. Д. Черемисина

Основы экологии – младшим школьникам

Москва

«Аркти» 2006 – 82с.

\\

Из опыта работы учителей нач. классов

В помощь учителю

«Новгородская правда» 1962 – 89с.


Литература для детей.



Автор

Название

Год издания, издательство

1

Т. А, Адольф

Заповедными тропами

Москва «Просвещение» 1988 -188с.

2

В. П. Аникин

Русские пословицы и поговорки

Москва «Художественная литература» 1988 – 335с.

3

В. Бианки

Лесная газета

Москва «Правда» 1986- 468с.

4

В. Бианки

Сказки

Москва 2007-105с.

5

А. М. Новикова

Русское народное поэтическое творчество

Москва 1987 –

511 с.

6

Н. Н. Плавильщиков

Природоведение

С. – П. «Золотой век» 2001 – 347 с.

7

А. А. Плешаков

Зелёные страницы

Москва «Просвещение» 1996 -223 с.

8

А. А. Плешаков

Атлас - определитель

Москва 2007 -312с.

9

Е. Чарушин

Рассказы

Ленинград «Детская литература» 1971 – 255с.

10

А. Е. Чижевский

Энциклопедия «Я познаю мир» Экология

Москва «Астрель» 2006 -411 с.

11

Г. Шалаева

Всё обо всём

Москва 1994 –

479 с.

12

В. Н. Шнитников

Звери и птицы нашей страны

«Молодая гвардия» 1957 -251 с.

13

Творческий коллектив начальной школы №33

Большая книга птиц

Великий Новгород

2007 – 2008-135с.

14




Энциклопедия природы

2007 – 120 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа icon16-17 октября 2012 г в Воронеже состоится
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа icon«московский экономико-финансовый институт»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconКонспект урока русского языка в 11 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconНаучные работы преподавателей кафедры «Русский язык», опубликованные в 2012 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconУтверждена
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconУтверждена
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconПубличный отчет муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Название (по уставу): муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Столбовская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение палкинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconСогласовано
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа icon1 Согласовано Утверждено
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconСогласовано
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconОтчет о результатах самообследования муниципального казенного общеобразовательного...
Наименование оу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Кахун Урванского...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа icon«Азбука гармонии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новогромово


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск