Скачать 168.9 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Азбука юного эколога»Автор программы: О.В. Веснина, старшая вожатая Возраст обучающихся: от 6 до 15 лет Срок реализации программы: 18 дней д. Орловка 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11. 12. 2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях. Интегрированный курс «Азбука юного эколога» направлен на изучение вопросов взаимодействия человека (общества) с окружающей природой и социальной средой, а также на познание природы, её закономерностей. Необходимость создания такой программы возникла как обобщение накопленного опыта экологического образования детей. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы - проблема актуальная. В конце 20 века на одно из первых мест по значимости выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты «Земля» Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине 20 века, когда особенно усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать. Облагораживать окружающую природную среду. Разумная деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим. Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим. Их изучение следует рассматривать как необходимое условие формирования у детей диалектико–материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Обучающиеся должны вовлекаться в самостоятельные поиски и дискуссии, прогнозировать последствия своего поведения и дел в природе. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую, игровую, природотворческую, практическую. Во время экскурсий и прогулок, воображаемых путешествий, дидактических и сюжетно - ролевых игр, этических бесед, природотворчества и трудовых десантов. Всё это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного окружения человека. Цель программы: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Задачи программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 6 до 15 лет (учащиеся 1-10 классов). Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 18 дней, 2 часа в неделю. Количество часов: 6 часов. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп». Формы работы:
Методы работы:
Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности: начальный период обучения позволит:
По окончанию первого года обучения воспитанники узнают основные понятия:
сумеют:
Уровень усвоения образовательной программы осуществляется на основе текущей диагностики по ходу занятия или прохождении блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности воспитанника, в игровых ситуациях, труда в природе, экскурсии. Форы подведения итогов: участие в школьных и районных мероприятиях , оформление школьного дворика, выставки, экологические праздники, составление тематических альбомов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Методы изучения окружающей среды. Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Как человек изучает окружающую среду. Тема 1: Введение. Теоретические занятия: Представление об окружающей человека среде. Вступительная беседа о природе, её роли в жизни человека, отношение к ней детей, о целях изучения предмета Практические занятия: Дидактическая игра «Живой и рукотворный мир (С использованием иллюстраций), мозаика «Живое - неживое», игра «Что меня окружает», рисунок «Мой любимый край», игра «Природа – рукотворный мир» Тема 2: Связи человека с окружающей средой. Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир. Практические занятия: Игра «Кто тебя окружает?», природное окружение: игры «Я знаю 5 животных», «Я знаю 5 деревьев»…, подготовка сообщений «Люди, которые меня окружают», прогулка по району с играми «С какого дерева лист», «С какой ветки эти детки». Занятия по определению органов чувств, игры «Закрываем мы глаза», «Какого вкуса …?», «Угадай по звуку» Тема 3: Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека. Практические занятия: Игры по определению цвета, звука, запаха, определение явлений природы по звукам (аудиозапись) Тема 4: Методы познания окружающей среды Практические занятия: Опыт по определению температуры воздуха и воды, наблюдение за погодой, записи в тетради наблюдений, Тема 5: Человек – член общества. Доброжелательное отношение к людям. Практические занятия: Игра «Я – знаю», интервьюирование родителей «Значение воспитания в жизни ребёнка», интервьюирование одноклассников «Знаете ли вы обязанности школьников». Игра «Зеркало», игры – имитации «В транспорте», «В магазине», «На улице», день вежливости Тема 6: Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды (представление). Теоретические занятия: Тела природы и тела (предметы) сделанные человеком. Практические занятия: Игры «Природа – не природа», прогулка по микрорайону Тема 7: Обобщение. Практические занятия: Подготовка выставочных материалов («Наш школьный дворик») Содержание курса конструировалось с учётом специфических принципов экологического образования:
Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия призван обеспечить у детей становления многогранных отношений к окружающей среде и к своему здоровью. Принцип междисциплинарности предполагает согласование различных аспектов взаимоотношения с окружающей средой, причём, его надо понимать не как механическое включение разносторонних знаний в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования. Принцип интеграции вытекает из педагогической необходимости объединённых подходов к содержанию экологического образования и деятельности учащихся, способствует объединению частей в целое, обобщению знаний о различных аспектах взаимодействия человека со своим окружением, полученных на междисциплинарной основе. Ведущей идеей стала идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека (общества) с природой, что позволяет показать окружающую человека среду как среду «единства природы и общества» (А. А. Плешаков, 1989), интегрировать самые различные аспекты их взаимодействия и эффективно влиять на становление обучающихся к миру природы и человека. Целесообразно детям раскрыть неразрывную связь человека с природными условиями окружающей среды. А на заключительном этапе подвести их к выводу, что они являются жителями планеты Земля; следовательно, Земля является общим домом всего человечества, этот дом необходимо беречь как условие сохранения жизни всех существ, каждого человека в отдельности и общества в целом. Содержание программы позволит начать процесс формирования фундаментальных экологических понятий: «человек», «окружающая среда», «природа», «природные богатства» (ресурсы), «природные условия» (факторы), «влияние человека на окружающую среду» (антропогенный фактор), «здоровье человека», «здоровый образ жизни», «защита окружающей среды» и другие. В содержании курса намечены следующие основные линии:
Таким образом, экологическая направленность программы курса достигается на двух уровнях:
Методическое обеспечение программы Обеспечение программы методическими видами продукции:
Используемая литература для педагога
Литература для детей.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | 16-17 октября 2012 г в Воронеже состоится Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | ||
«московский экономико-финансовый институт» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 | ||
Конспект урока русского языка в 11 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | Научные работы преподавателей кафедры «Русский язык», опубликованные в 2012 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | ||
Утверждена Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 | Утверждена Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 | ||
Публичный отчет муниципального казенного общеобразовательного учреждения... Название (по уставу): муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Столбовская средняя общеобразовательная школа» | Основная образовательная программа начального общего образования... Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение палкинская средняя общеобразовательная школа | ||
Согласовано Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа | 1 Согласовано Утверждено Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 | ||
Согласовано Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа | Отчет о результатах самообследования муниципального казенного общеобразовательного... Наименование оу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Кахун Урванского... | ||
Программа воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983... | «Азбука гармонии» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новогромово |