Скачать 103.5 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 172 Конспект урока русского языка в 11 классе «Гимн Русскому языку» Подготовила учитель русского языка и литературы Васильева Светлана Вениаминовна Нижний Новгород 2012 Методика проведения урока Тема урока «Гимн Русскому языку» Цель урока: повторить и систематизировать сведения о русском языке Задачи: - образовательная – знать изученный ранее материал (сведения о русском языке); - развивающая – выработать умение анализировать текст, работая в команде; - воспитательная – продолжить формирование собственной точки зрения через призму научного изучения русского языка Тип урока: повторение и обобщение Форма урока: деловая игра Попутное повторение: литературоведческие понятия (метафора, эпитет, метонимия, перифраза, сравнение), характеристика предложения. Оборудование: компьютерная презентация, карточки Действующие лица Ведущий (учитель) Эксперты (заместитель директора по УВР, вожатая, ученик) Критик («Мнение +» Цель - выявить все положительное, что происходит, говорится и пишется) Критик («Мнение - » Цель - выявить все отрицательное, что сопровождает игру) Помощник (работа на компьютере: показ презентации, включение музыкального сопровождения и др.) Правила игры
Задания для игры № 1 Выполнить тест
А) И.С. Тургеневу Б) Н.В.Гоголю В) Л.Н.Толстому 2) Кому принадлежит высказывание: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…» А) И.С. Тургеневу Б) Н.В.Гоголю В) Л.Н.Толстому 3) Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и другое называется … 4) Сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию. 5) Определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, образность. А) Перифраза Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет Д) Метонимия 6) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении А) Перифраза Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет Д) Метонимия 7) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, где в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами А) Перифраза Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет Д) Метонимия 8) Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее А) Перифраза Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет Д) Метонимия 9) Выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова. А) Перифраза Б) Метафора В) Сравнение Г) Эпитет Д) Метонимия Ключ
№ 2
Задание для 1 команды *** Для общих благ мы то перед скотом имеем, Что лучше, как они друг друга разумеем, И помощию слов пространна языка, Все можем изъяснить, как мысль ни глубока. Описываем все и чувствие, и страсти, И мысли голосом делим на мелки части. Приняв драгой сей дар от щедрого творца, Изображением вселяемся в сердца. То, что постигнем мы, друг другу сообщаем, И в письмах то своим потомкам оставляем. (А.П.Сумароков) Задание для 2 команды *** Суть в некоих умы примрачностей таких, Что зрится быть всегда за тучею мысль их: Луч разума сквозь ту не может в век проникнуть. То прежде, неж писать, вам мыслить долг навыкнуть, Коль будет наша мысль светла, или темна; Изобразится толь и в чистости она: Что поймешь, ясно то сказать, уже удобно, И сами все слова бегут на то способно. (В.К. Тредиаковский) № 3 Сочинить стихотворения по заданной рифме:
Когда учащиеся прочтут свои стихи, можно прочитать те, из которых взяты рифмы. Ржавеет золото и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное слово. (А. Ахматова) И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин) Как стража драгоценной чаши, Должны мы дар веков сберечь И новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь! (С.Н.Сергеев – Ценский) № 4 Написать творческую работу по заданному тексту. Выявить одну из проблем, поставленных автором. Высказать согласие или несогласие с его мнением. Привести доказательства своего мнения. Сделать вывод. Точность слова является не только требованием стиля, требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла. Где слишком много слов, где они вялы, там дрябла мысль. Путаница не поддается изъяснению простым точным словом. Когда у прозаика исчерпано содержание, возникают длинноты. Первый великий учитель русской литературы — Михайло Ломоносов сказал: «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют». Это было истиной в XVIII веке, остается истиной и в XX и останется ею навсегда. Для чего надо приобрести высокую литературную технику? Не для того ли, чтобы лучше задрапировать немощь мысли, бедность познаний (…)? Разумеется, нет. Богатство мысли и познаний для наилучшего выражения своего нуждается в богатстве формы, то есть в мастерстве. Мастерство — это искусство передать большую правду жизни. Нельзя думать, что если писатель обладает высокой техникой, то описанное им ложное положение станет правдивым. Ложь остается ложью и у мастера и у подмастерья. Там, где мастерство не служит большому содержанию, оно — обман. Это и называется формализмом: оболочка, не содержащая внутреннего смысла, техника во имя техники. Высокое мастерство дает возможность более проникновенно и многосторонне изобразить душевную жизнь героя. Правда и красота слова, стройность всех элементов, составляющих форму, сильно и глубоко воздействует на воображение и душу читателя. Но одна ловкость слова, одна его внешняя виртуозность оставляют душу мертвой. Слово-самоцель, в конце концов, бессмысленно, как бессмысленно всякое орудие, если оно не производит пользы (…) (К.А.Федин) Ход урока
Приложение № 1 …Как вы поймете без любви Всю прелесть русской речи? И. Сельвинский. Приложение № 2 Домашнее задание. Найдите высказывания русских писателей о языке. Определите основную мысль. Согласны ли вы с ними? Постройте свой ответ в виде рассуждения. Индивидуальное задание Сочинить стихотворение о русском языке «Гимн Русскому языку» Приложение № 3 Клише для критика «Мнение +» Задание № 2 выполнено полностью (частично, однако…). Отметить, что особенно хорошо сделано. Например: - Стихотворение прочитано выразительно. - Правильно определена тема и идея. - Ключевые слова названы. - Лингвистический анализ стихотворного текста проведен грамотно, четко, по предложенному плану. (Критик «Мнение +» называет только то, что действительно положительно, по его мнению) Задание № 3 выполнено без ошибок. Особенно хорошо … Задание № 4 лучше всего выполнено командой …, потому что содержит важную глобальную мысль … (какую?) Клише для критика «Мнение -» - Стихотворение прочитано невыразительно. - Неправильно (неточно) определена тема и идея. - Ключевые слова названы не все (назвать, какие слова не назвали). - Лингвистический анализ стихотворного текста проведен не четко. (Критик «Мнение -» называет только то, что действительно неверно выполнено, по его мнению) Задание № 3 выполнено с ошибками... Задание № 4 хуже выполнено командой …, потому что … (почему?) Приложение № 4 Оценка участников игры и группы в целом
Итог урока Многие писатели внесли ценнейший вклад в понимание языка как общественного явления, в познание особенностей и основных закономерностей его развития. Их суждения о его природе и развитии заслуживают самого пристального внимания и изучения. Сделать это без любви к русскому языку невозможно. Литература
|
Конспект урока ... | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | ||
Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | Конспект урока русского языка в 6 классе «Спряжение глаголов» подготовлен... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
Тема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание ... | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.) | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г |