Скачать 25.99 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ учителя русского языка и литературы Ермаченко М.Б. Тема: Звук и буква. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Цели: 1. Познакомить детей с особенностями обозначения букв Е, Ё, Ю, Я на письме. 2. Познакомить с особенностями обозначения букв Ь и Ъ на письме. 3. Дать понять ребятам, что звуки и буквы по-разному обозначаются на письме. 4. Развивать орфографическую зоркость учащихся. 5. Развивать речевую и языковую компетенцию учащихся. 6. Воспитывать в детях любовь к природе. Ход урока.
А) пересказ текста с опорой на вопросный план; Б) выразительное чтение стихотворения: - выделение слов в переносном значении; - нахождение точных рифм; - обозначение орфограммы (безударная проверяемая гласная в корне) в существительных: берёза [и], окна[а], прихотью [а], мороза[а]. 3. Письмо по памяти. Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. - Озаглавьте текст; - записать по памяти; - подчеркнуть орфограмму - безударную проверяемую гласную в корне. 4. Введение в тему урока. - Чем можно объяснить ошибки, которые вы допустили? Почему слова седой, поседел написали по –разному? Упр. 17. - Всегда ли буква обозначает один и тот же звук? Вывод: Б≠ Зв. Обсуждение, формулирование и запись темы урока. ( Звук и буква. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.) 5. Наблюдение над буквами Ъ и Ь. Упр.18, 19 – вывод о том, почему эти буквы называют «немыми». Запись вывода: Ъ и Ь не обозначают звуков на письме. 6. Наблюдение над буквами, обозначающими на письме 2 звука. Упр. 20. ( запись слов в столбики, формулирование вывода, чтение вывода по учебнику) Вьюн бюро, въезд, вялый, ёрш, мёд, ель, мять, ем, нёс, заехать, мера, поют, любовь объявления, яд, юмор. 7. Наблюдение над сочетаниями букв, обозначающими на письме один звук. Записать в транскрипции слова расчет, дождь, с Зиной [ ращ'от], [дощ'], [З'инай]. Вывод: 1 звук может обозначаться двумя буквами. 8. Формулирование общих выводов. (см. памятку на 204 с. учебника) Упр.17 – 20- обобщение наблюдений. Дети должны составить план текста и пересказать текст с опорой на план. - Подберите примеры ко второму абзацу текста. 9. Самостоятельная работа упр.25. Волненье, дыханье, мою, охватывает, я, язык.
- Что вы вспомнили? - Что было самым трудным? Чем особенно довольны? Чтение ключевых слов темы. (Выразительное чтение А.А. Прокофьева, выделение главной мысли.)
|