«Азбука гармонии»





Название«Азбука гармонии»
страница1/18
Дата публикации26.05.2015
Размер2.54 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Новогромово

Программа факультативного курса

по духовно- нравственному воспитанию

«Азбука гармонии»

для учащихся 1- 3 классов

Составитель

Троненко Елена Александровна

учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника.

III.А. Амонашвили

Приоритетной задачей системы непрерывного обучения является формирование культурной личности, в чем видится будущее не только нашего общества, но и мира в целом. Человек без духовной жизни не существует. От качества содержания материальности духовной жизни зависит качество самой личности человека. Традиционная школа и многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Это величайшая трудность для ребенка, и она редко заканчивается успехом. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть эти трудности, для реализации социального заказа, заложенного в концепции содержания воспитательной работы образовательных учреждений, была создана данная программа. Она разработана в соответствии с основными положениями Закона Об Образовании требованиями Стандарта и строится на началах гуманно-личностного подхода к образовательному процессу. Это процесс облагораживания души и сердца ребенка, обогащения его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем. Содержание программы предполагает использование книги А. Лопатиной и М. Скребцовой для занятий по духовно-нравственному воспитанию и методические рекомендации к ней.

Основной целью программы является облагораживание души и сердца ребенка, развитие и становление познавательных сил, развитие его личностных качеств.

Задачи программы:

  • пробуждение познавательной деятельности, образного и творческого мышления;

  • формирование системных представлений об окружающем мире, о роли и месте человека в нем;

  • развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам и явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам;

  • формирование умения и навыков вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблемы;

  • пробуждение потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности;

  • воспитание в ребенке умения любить, сострадать, сопереживать, проявлять милосердие, творить добрые дела;

Программа предназначена для реализации в 1-3 классах. Состоит из разделов:

1 класс –«Познай себя»

2 класс – «Раскройся, веер души моей»

3 класс – «Человечество – прекрасный сад»

Условия, необходимые для реализации программы:

  • личность учителя, способного любить каждого ребенка, быть верным и преданным, быть оптимистом в отношении любого ребенка, в любых ситуация;

  • владение искусством гуманно-личностного общения с детьми;

  • приобщение родителей к школьной жизни;

Формы проведения занятий:

  • дискуссия, рассказ учителя;

  • чтение литературных произведений (сказок, притч, легенд);

  • философский анализ, свободное высказывание своего мнения, рассуждения;

  • размышления ребенка о самом себе, своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об их отношении к нему;

  • просмотр слайдовых литературно-музыкальных композиций;

  • выражение своего отношения к миру, состояния своей души средствами искусства;

  • поисковая, исследовательская деятельность детей;

  • ведение «Волшебных тетрадей», в которые учащиеся записывают свои мысли, высказывания, мечты, выполняют творческие работы, рисунки состояния.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «АЗБУКА ГАРМОНИИ»

1 класс «Познай себя»

Раздел 1 «Азбука Мудрости»

Основу полноценной счастливой жизни любого человека составляют такие качества, как доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, страданиям и испытаниям, обсуждение стержневых качеств личности на основе личного опыта ребенка, личных переживаний, помогает сформировать у учащихся собственное мнение о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться. На развитие этих качеств направлены занятия по данному разделу.

Раздел 2 «Путешествие звездочки по долинам»

Занятия раздела предусматривают развитие умения вести беседу: рассуждать, этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить, самостоятельно находить решение проблем.

2 класс « Раскройся, веер души моей»

Раздел 1 «Человек — душа, разум, тело»

Обсуждение с детьми «представленных в разделе вопросов, поможет им формировать определенные навыки общения, исходя из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку, как к бесценной и неповторимой душе.

Раздел 2 «Дыхание сердца»

Игровые и творческие задания в разделе способствуют решению одной из важнейших задач воспитания: научится смотреть глазами сердца, что означает, прежде всего, замечать в окружающем достоинства, а не недостатки; дорожить нравственной чистотой жизни; убедить ребенка в необходимости сохранения равновесия ума и сердца. Все содержание уроков этого раздела способствует развитию ребенком в себе умения любить, сострадать, сопереживать, проявлять милосердие, творить добрые дела.

3 класс. «Человечество - прекрасный сад»

Раздел 1 «Счастье семьи»

Рассматриваемые темы, способствуют формированию у детей мнения, что семья это среда, где человек должен учиться творить добро. В ходе дискуссий, бесед выяснить, что значит «счастливая семья», какие условия необходимы для того чтобы семья была счастливой.

Раздел 2 «Нет ничего труднее единения».

Содержание уроков направлено на развитие в ребенке умения вслушиваться в мысли других, искать в них полезное для себя, находить подтверждения своим мыслям, делать соответственные выводы и обобщения. В ходе деловой игры дети учатся прислушиваться к мнению окружающих людей, сотрудничать, находить компромиссные решения.

Раздел 3 «В царствах природы»

В процессе выполнения игровых и творческих заданий на примерах растительного и животного мира дать понять, какие сокровища заключены в человеке. Ребенок должен понять всю неповторимость нашей земли и почувствовать себя малой частицей единого живого организма — природы.

Прогнозируемый результат:

После прохождения данной программы планируется формирование у ребенка следующих способностей:

  • умение свободно обсуждать, высказывать собственное мнение (с привлечением собственного опыта);

  • умение общаться, сотрудничать;

  • умение прислушиваться к своему сердцу;

  • умение выражать свои мысли в письменном виде;

  • умение постигать прекрасное, видеть его в окружающей жизни, творить самому;

  • умение прислушиваться к мнению других;

  • способность делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях;

  • умение сочинять притчи, анализировать литературные произведения (с философской точки зрения).

Программа рассчитана на 34 часа в каждом классе.

Составлена на основе программы Веры Георгиевны Акимовой, члена совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва), руководителя творческой лаборатории «Мастерская гуманности».

ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «АЗБУКА ГАРМОНИИ»

1 класс «Познай себя» (34 часа)

Название темы

Всего часов

Основные формы работы

Дискуссия

Игра

Просмотр слайдов, видеоматериалов, репродукций

Самоисследование

Рассказ

Творческая работа

I Раздел. Азбука Мудрости

1. Праздник жизни на земле

2

0,5










0,5

1

2. Тропинка к Мудрости

1

0,5










0,5




3. Мудрый человек

1

0,3




0,3







0,3

4. Благородство

1

0,3




0,3




0,3




5. Гордость человека. Проявление ее в жизни.

1

0,3




0,3




0,3




6. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни

1

0,3




0,3




0,3




7. Сила добра

1

0,5

0,5













8. Милосердие

1

0,3

0,3

0,3










9. Дружба

1

0,5

0,5













10. Дерево сильно корнями, а человек друзьями

1

0,5




0,5







0,5

11. Жертвенность

1,5

0,5




0,5







0,5

12. Материнство

1

0,3




0,3







0,3

13. Сердце матери

1

0,3

0,3

0,3










14. Поиск прекрасного

1

0,3




0,3

0,3







15. Красота глазами сердца

1

0,3




0,3







0,3

16. Служение людям

1

0,3




0,3







0,3

17. Воля и труд человека дивные дела творят

3

1

0,3

0,3




0,3

1

18. Уважение к людям есть уважение к самому себе

1

0,3




0,3







0,3

19. Храбрость

1

0,3




0,3







0,3

20. Целеустремленность

1

0,3

0,3

0,3










21. Щедрость не нуждается в оплате, она сама вознаграждается

1

0,3




0,3







0,3

22. Любовь

1

0,3




0,3







0,3

II Раздел. Путешествие звездочки по долинам

1. Долина Поиска

1

0,3




0,3




0,3




2. Долина Любви

1

0,3




0,3




0,3




3. Долина Знания

1

0,3




0,3




0,3




4. Долина Единства

1

0,3




0,3




0,3




5. Долина Удовлетворения

1

0,3




0,3




0,3




6. Долина Изумления

1

0,3




0,3




0,3




7. Долина Истинной Скупости и Абсолютного Ничтожества

1

0,3




0,3




0,3




8.Итоговое занятие

2




1

1










2 класс «Раскройся, веер души моей» (34 часа)

Название темы

Всего часов

Основные формы работы, ч

Дискуссия

Игра

Просмотр слайдов, видеоматериалов, репродукций

Самоисследование

Рассказ

Творческая работа

I Раздел. Человек — душа, разум, тело

1. Что означает Человек? Что такое душа?

2

1

0,3

0,3







0,3

2. Где живет душа?

2

1

0,3

0,3







0,3

3. Мир души

2

1

0,3

0,3







0,3

4. Что помогает душе расти?

3

1

0,3

0,3

0,5

0,3

0,5

II Раздел. Дыхание сердца

1. Мудрость. Мудрый человек

2

0,5

0,3

0,3




0,3

0,5

2. Поход к мудрецу

2

0,5

0,3

0,3




0,3

0,5

3. Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать

3

1







0,5

0,5

1

4. Сердце — истинный вулкан для щедрот и для даяний

3

1







0,5

0,5

1

5. Вся жизни протекает через сердце

2

0,5

0,3

0,3




0,3

0,5

6. Какие бывают сердца у людей

2

0,5

0,3

0,3




0,3

0,5

7. Что означают выражения: «Что подскажет сердце», «Чувствую сердцем», «Как велит сердце», «Вижу сердцем»

2

0,5




0,3

0,3

0,3

0,5

8. Портрет друга, врага, увиденное глазами любви

2

1




0,3




0,3

0,3

9. Сердце — источник мудрости

3

1

0,3

0,3

0,3




1

10. Что люди называют любовью

1

0,3




0,3







0,3

11. Семья — это волшебная школа любви!

1

0,3




0,3

0,3




1

12. Дыхание сердца

1
















1

13.Итоговое занятие

1




1












  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Азбука гармонии» iconРеферат Красота в живописи с точки зрения математики
А красота математики проявляется в гармонии математических чисел и геометрических форм. Гармония это идеальное соотношение математических...
«Азбука гармонии» iconУрок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника “Азбука
Действующие лица: Учитель, воспитатель гпд, ученики, Азбука, Буратино, Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио, Компьютер
«Азбука гармонии» iconПрограмма внеурочной деятельности «Азбука истоков»
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина
«Азбука гармонии» iconПояснительная записка Программа «Шахматная азбука»
Программа «Шахматная азбука» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения...
«Азбука гармонии» iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Азбука компьютерной грамотности для детей»
Программа «Азбука компьютерной грамотности» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого,...
«Азбука гармонии» iconПояснительная записка
Чувашской Республики с родным (нерусским)языком обучения (Чебоксары, 2008) в соответствии с требованиями стандарта второго поколения...
«Азбука гармонии» iconДолжно быть ясным, точным, содержательно определенным, проблемным и компактным
В твоих руках несколько необычная «азбука» азбука деятельности исследователя. Она поможет тебе научиться писать тезисы, конспекты,...
«Азбука гармонии» iconРабочая программа «Этика: Азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
«Азбука гармонии» iconКухня Азбука «Домашнего терроризма» 2002 2003 © Центр помощи
Азбука "Домашнего терроризма" / алексей блаженный и блаженный Авдей. – Семисраченск: ООО издательство "Глюки Кирилла и Мефодия",...
«Азбука гармонии» iconЙога движение к гармонии тела и ума, управление дыханием и концентрация внимания. Best fit
Йога движение к гармонии тела и ума, управление дыханием и концентрация внимания
«Азбука гармонии» iconПуть к гармонии
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
«Азбука гармонии» iconГармонии и психология татаренко А. А
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
«Азбука гармонии» iconЯкутская национальная одежда как оберег и украшение
Охватывает его удивительно радостное чувство красоты и гармонии
«Азбука гармонии» iconПоложение о конкурсе научных работ «Жить в гармонии с природой»
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
«Азбука гармонии» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Знать о локальном цвете, цветовых отношениях, колорите, цветовой гармонии, других средствах и закономерностях живописи
«Азбука гармонии» iconПрограмма «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной...
Программа «Петербургская азбука. Музейная педагогика» является модифицированной программой программы «Здравствуй, музей» (Б. А. Столяров)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск