Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Новогромово
Программа факультативного курса
по духовно- нравственному воспитанию
«Азбука гармонии»
для учащихся 1- 3 классов
Составитель
Троненко Елена Александровна
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника.
III.А. Амонашвили
Приоритетной задачей системы непрерывного обучения является формирование культурной личности, в чем видится будущее не только нашего общества, но и мира в целом. Человек без духовной жизни не существует. От качества содержания материальности духовной жизни зависит качество самой личности человека. Традиционная школа и многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Это величайшая трудность для ребенка, и она редко заканчивается успехом. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть эти трудности, для реализации социального заказа, заложенного в концепции содержания воспитательной работы образовательных учреждений, была создана данная программа. Она разработана в соответствии с основными положениями Закона Об Образовании требованиями Стандарта и строится на началах гуманно-личностного подхода к образовательному процессу. Это процесс облагораживания души и сердца ребенка, обогащения его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем. Содержание программы предполагает использование книги А. Лопатиной и М. Скребцовой для занятий по духовно-нравственному воспитанию и методические рекомендации к ней.
Основной целью программы является облагораживание души и сердца ребенка, развитие и становление познавательных сил, развитие его личностных качеств.
Задачи программы:
пробуждение познавательной деятельности, образного и творческого мышления;
формирование системных представлений об окружающем мире, о роли и месте человека в нем;
развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам и явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам;
формирование умения и навыков вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблемы;
пробуждение потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности;
воспитание в ребенке умения любить, сострадать, сопереживать, проявлять милосердие, творить добрые дела;
Программа предназначена для реализации в 1-3 классах. Состоит из разделов:
1 класс –«Познай себя»
2 класс – «Раскройся, веер души моей»
3 класс – «Человечество – прекрасный сад»
Условия, необходимые для реализации программы:
личность учителя, способного любить каждого ребенка, быть верным и преданным, быть оптимистом в отношении любого ребенка, в любых ситуация;
владение искусством гуманно-личностного общения с детьми;
приобщение родителей к школьной жизни;
Формы проведения занятий:
дискуссия, рассказ учителя;
чтение литературных произведений (сказок, притч, легенд);
философский анализ, свободное высказывание своего мнения, рассуждения;
размышления ребенка о самом себе, своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об их отношении к нему;
просмотр слайдовых литературно-музыкальных композиций;
выражение своего отношения к миру, состояния своей души средствами искусства;
поисковая, исследовательская деятельность детей;
ведение «Волшебных тетрадей», в которые учащиеся записывают свои мысли, высказывания, мечты, выполняют творческие работы, рисунки состояния.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «АЗБУКА ГАРМОНИИ»
1 класс «Познай себя»
Раздел 1 «Азбука Мудрости»
Основу полноценной счастливой жизни любого человека составляют такие качества, как доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, страданиям и испытаниям, обсуждение стержневых качеств личности на основе личного опыта ребенка, личных переживаний, помогает сформировать у учащихся собственное мнение о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться. На развитие этих качеств направлены занятия по данному разделу.
Раздел 2 «Путешествие звездочки по долинам»
Занятия раздела предусматривают развитие умения вести беседу: рассуждать, этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить, самостоятельно находить решение проблем.
2 класс « Раскройся, веер души моей»
Раздел 1 «Человек — душа, разум, тело»
Обсуждение с детьми «представленных в разделе вопросов, поможет им формировать определенные навыки общения, исходя из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку, как к бесценной и неповторимой душе.
Раздел 2 «Дыхание сердца»
Игровые и творческие задания в разделе способствуют решению одной из важнейших задач воспитания: научится смотреть глазами сердца, что означает, прежде всего, замечать в окружающем достоинства, а не недостатки; дорожить нравственной чистотой жизни; убедить ребенка в необходимости сохранения равновесия ума и сердца. Все содержание уроков этого раздела способствует развитию ребенком в себе умения любить, сострадать, сопереживать, проявлять милосердие, творить добрые дела.
3 класс. «Человечество - прекрасный сад»
Раздел 1 «Счастье семьи»
Рассматриваемые темы, способствуют формированию у детей мнения, что семья это среда, где человек должен учиться творить добро. В ходе дискуссий, бесед выяснить, что значит «счастливая семья», какие условия необходимы для того чтобы семья была счастливой.
Раздел 2 «Нет ничего труднее единения».
Содержание уроков направлено на развитие в ребенке умения вслушиваться в мысли других, искать в них полезное для себя, находить подтверждения своим мыслям, делать соответственные выводы и обобщения. В ходе деловой игры дети учатся прислушиваться к мнению окружающих людей, сотрудничать, находить компромиссные решения.
Раздел 3 «В царствах природы»
В процессе выполнения игровых и творческих заданий на примерах растительного и животного мира дать понять, какие сокровища заключены в человеке. Ребенок должен понять всю неповторимость нашей земли и почувствовать себя малой частицей единого живого организма — природы.
Прогнозируемый результат:
После прохождения данной программы планируется формирование у ребенка следующих способностей:
умение свободно обсуждать, высказывать собственное мнение (с привлечением собственного опыта);
умение общаться, сотрудничать;
умение прислушиваться к своему сердцу;
умение выражать свои мысли в письменном виде;
умение постигать прекрасное, видеть его в окружающей жизни, творить самому;
умение прислушиваться к мнению других;
способность делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях;
умение сочинять притчи, анализировать литературные произведения (с философской точки зрения).
Программа рассчитана на 34 часа в каждом классе.
Составлена на основе программы Веры Георгиевны Акимовой, члена совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва), руководителя творческой лаборатории «Мастерская гуманности».
ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «АЗБУКА ГАРМОНИИ»
1 класс «Познай себя» (34 часа) Название темы
| Всего часов
| Основные формы работы
| Дискуссия
| Игра
| Просмотр слайдов, видеоматериалов, репродукций
| Самоисследование
| Рассказ
| Творческая работа
| I Раздел. Азбука Мудрости
| 1. Праздник жизни на земле
| 2
| 0,5
|
|
|
| 0,5
| 1
| 2. Тропинка к Мудрости
| 1
| 0,5
|
|
|
| 0,5
|
| 3. Мудрый человек
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 4. Благородство
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 5. Гордость человека. Проявление ее в жизни.
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 6. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 7. Сила добра
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
|
|
| 8. Милосердие
| 1
| 0,3
| 0,3
| 0,3
|
|
|
| 9. Дружба
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
|
|
| 10. Дерево сильно корнями, а человек друзьями
| 1
| 0,5
|
| 0,5
|
|
| 0,5
| 11. Жертвенность
| 1,5
| 0,5
|
| 0,5
|
|
| 0,5
| 12. Материнство
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 13. Сердце матери
| 1
| 0,3
| 0,3
| 0,3
|
|
|
| 14. Поиск прекрасного
| 1
| 0,3
|
| 0,3
| 0,3
|
|
| 15. Красота глазами сердца
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 16. Служение людям
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 17. Воля и труд человека дивные дела творят
| 3
| 1
| 0,3
| 0,3
|
| 0,3
| 1
| 18. Уважение к людям есть уважение к самому себе
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 19. Храбрость
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 20. Целеустремленность
| 1
| 0,3
| 0,3
| 0,3
|
|
|
| 21. Щедрость не нуждается в оплате, она сама вознаграждается
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 22. Любовь
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| II Раздел. Путешествие звездочки по долинам
| 1. Долина Поиска
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 2. Долина Любви
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 3. Долина Знания
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 4. Долина Единства
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 5. Долина Удовлетворения
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 6. Долина Изумления
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 7. Долина Истинной Скупости и Абсолютного Ничтожества
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
| 0,3
|
| 8.Итоговое занятие
| 2
|
| 1
| 1
|
|
|
| 2 класс «Раскройся, веер души моей» (34 часа) Название темы
| Всего часов
| Основные формы работы, ч
| Дискуссия
| Игра
| Просмотр слайдов, видеоматериалов, репродукций
| Самоисследование
| Рассказ
| Творческая работа
| I Раздел. Человек — душа, разум, тело
| 1. Что означает Человек? Что такое душа?
| 2
| 1
| 0,3
| 0,3
|
|
| 0,3
| 2. Где живет душа?
| 2
| 1
| 0,3
| 0,3
|
|
| 0,3
| 3. Мир души
| 2
| 1
| 0,3
| 0,3
|
|
| 0,3
| 4. Что помогает душе расти?
| 3
| 1
| 0,3
| 0,3
| 0,5
| 0,3
| 0,5
| II Раздел. Дыхание сердца
| 1. Мудрость. Мудрый человек
| 2
| 0,5
| 0,3
| 0,3
|
| 0,3
| 0,5
| 2. Поход к мудрецу
| 2
| 0,5
| 0,3
| 0,3
|
| 0,3
| 0,5
| 3. Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать
| 3
| 1
|
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 4. Сердце — истинный вулкан для щедрот и для даяний
| 3
| 1
|
|
| 0,5
| 0,5
| 1
| 5. Вся жизни протекает через сердце
| 2
| 0,5
| 0,3
| 0,3
|
| 0,3
| 0,5
| 6. Какие бывают сердца у людей
| 2
| 0,5
| 0,3
| 0,3
|
| 0,3
| 0,5
| 7. Что означают выражения: «Что подскажет сердце», «Чувствую сердцем», «Как велит сердце», «Вижу сердцем»
| 2
| 0,5
|
| 0,3
| 0,3
| 0,3
| 0,5
| 8. Портрет друга, врага, увиденное глазами любви
| 2
| 1
|
| 0,3
|
| 0,3
| 0,3
| 9. Сердце — источник мудрости
| 3
| 1
| 0,3
| 0,3
| 0,3
|
| 1
| 10. Что люди называют любовью
| 1
| 0,3
|
| 0,3
|
|
| 0,3
| 11. Семья — это волшебная школа любви!
| 1
| 0,3
|
| 0,3
| 0,3
|
| 1
| 12. Дыхание сердца
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| 13.Итоговое занятие
| 1
|
| 1
|
|
|
|
| |