Пояснительная записка





НазваниеПояснительная записка
страница1/11
Дата публикации03.09.2014
Размер1.69 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
РУССКИЙ ЯЗЫК В 1 КЛАССЕ

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе программы по русскому языку для 1 – 4классов общеобразовательных школ Чувашской Республики с родным (нерусским)языком обучения (Чебоксары, 2008) в соответствии с требованиями стандарта второго поколения начального общего образования; учебника для 1 класса чувашской школы «Азбука» (Волков М.К.. Азбука. Чебоксары: Чувашское книжное издательство. 2009).

Цель данной программы: обучение непринужденной устной речи, чтению и письму.

Задачи:

-формировать умения слушания, говорения, чтения, письма, необходимые для общения в семейно – бытовой и учебной сферах;

- формировать первоначальное представление о системе русского (неродного) языка, обеспечить овладение практическими умениями и навыками;

- формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся на русском (неродном) языке;

- развивать речь в период устного курса и обучения грамоте, способствовать усвоению норм русского литературного языка;

-воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение порождению непринужденной устной речи — главная задача уроков русского языка.Именно владение устной речью позволит детям в последующих классах по­нимать рассказы и объяснения учителя при изучении ос­нов наук на русском языке и свободно выражать свои мысли на неродном языке.

В курсе русского языка для 1 класса школы с родным (нерусским) языком обучения Чувашской Республики выделяются следующие 2 этапа:

I этап – первое полугодие первого класса – устный курс;

II этап – обучение грамоте и совершенствование речевых способностей – со второго полугодия первого класса по конец первого учебного года.

В период предварительного устного курса закрепля­ются первичные умения учащихся в области устной речи, приобретенные в детских садах, совершенствуются уме­ния слушания, понимания и говорения на основе новых речевых ситуаций и организуется подготовка детей к обу­чению русской грамоте.

Уроки обу­чения грамоте носят интегрированный характер: они вклю­чают и обучение чтению, и отработку каллиграфических навыков.

В процессе изучения данного предмета у учащихся 1 класса на первом этапе ведущими являются воспитательно-образовательные задачи, связанные с формированием у учащихся положительной мотивации к изучению русского (неродного) языка, создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся. В предварительном устном курсе происходит закрепление и развитие умений и навыков устной речи,приобретенных в дошкольный период; выработка первичных умений аудирования,говорения; обогащение лексического запаса учащихся, активизация в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм и слов; формирование навыков построения и употребления в устной речи предложений на основе речевых образцов и выработка умений выражать свои мысли в связной форме.

На втором этапе главной задачей является осознание способов обозначения фонем в русской графике сравнительно с графикой родного языка: усвоение слогового принципа русской графики, овладение правилами чтения русских слов. В период обучения грамоте продолжается начатая на разговорных уроках работа по развитию навыков устной речи и закладываются первоначальные навыки чтения и письма.

В процессе изучения данного предмета дети

- осознают процесс, формы и способы общения;

- ознакомятся с основными языковыми моделями;

-систематизируют знания о звуках, и их характеристиках, знания о буквах;

- формируют навык осознанного чтения;

- учатся писать слова и предложения;

- ознакомятся со словом и предложением как единицами языка и речи;

- ознакомятся с первыми правилами правописания;

- начинают понимать прочитанный текст, составлять небольшие рассказы повествовательного характера.

Отличительная особенность в том, что в программе имеет место национально-региональный компонент, что способствует развитию интереса к родному краю.

Национально –региональный компонент содержания образования:

В содержании уроков имеет место этнокультуроведческая лексика и фразеология, отражающие жизнь, быт, искусство,обряды, обычаи и традиции чувашского народа. Чувашские имена, фамилии. Названия городов, сёл, других географических объектов. Чувашские национальные игры и игрушки. Чувашские стихотворения, сказки, песни, отрывки из произведений чувашской литературы. Элементарные формулы чувашского речевого этикета.Учащиеся учатся рассказывать о родном селе, крае, республике, о традициях и культуре чувашского народа.

В разделе «Времена года» наблюдение и составление рассказа об изменениях в природе в Чувашии.

«Книга– твой друг» знакомство с творчеством чувашских писателей.

«Домашние и дикие животные и птицы» рассказы о животном мире Чувашии.

«Моя семья» - задания творческого характера о своей семье.

«Учимся культуре поведения» - моральные нормы поведения чуваш, отличительные качества характера чуваш.

«День защитника Отечества», « 9 Мая – день Победы» - земляки – участники Войны

«Весна»задания творческого характера о весне

Моя Родина- Чувашская Республика – задания творческого характера о родине.

РАЗДЕЛ III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с образовательным учебным планом для образовательных учреждений Чувашской Республики в школах с родным(нерусским) языком обучения в 1 классе на изучение русского языка выделяется 3 часа. За год уроки русского языка составляют99 ч. Курс русского языка в 1классе включает следующие этапы: устный курс – 45 часов, обучение грамоте - 54 часа.

РАЗДЕЛ IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки русского языка призваны заложить основы работы над качеством чтения и понимания прочитанного:

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).

- осознанно читать с целью удовлетворения интереса,приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое, осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

- передавать собеседнику (партнеру) важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.

РАЗДЕЛ V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Содержание предметов “русский язык” в 1классе предоставляет возможность работы с учащимися над развитием следующих универсальных учебных действий:

личностных:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способности к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности.

Метапредметных.

Регулятивных:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,в том числе во внутреннем плане;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательных:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текста;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-устанавливать аналогии.

Коммуникативных:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

Устный курс – 45 часов

К концу устного курса ученик научится:

-воспринимать на слух тематически ограниченную речь, а в ее составе звуки, слова и предложения на русском языке;

-правильно произносить звуки речи, их сочетания и слова в составе предложения и в связной речи;

-правильно интонировать предложения различных типов;

-использовать основные грамматические формы и минимум слов активного запаса;

-говорить по-русски на знакомые темы;

-отвечать на вопросы по картинам знакомого содержания, прослушанным и прочитанным текстом в объеме изученных слов;

-рассказывать 3-4 предложениями по картинам на знакомые темы, употребляя до 20слов в тексте, вести несложный разговор по знакомым ситуациям;

-читать наизусть 5-6 стихотворений из 2-4 строф.

Обучение грамоте и развитие связной речи – 54 ч.

К концу обучения в первом классе ученик научится:

-бегло читать продуктивными способами;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-находить ответы на заданные вопросы в тексте;

-находить заданные слова и их грамматические конструкции;

-знать начертание всех (прописных) заглавных и строчных букв русского алфавита,способов их соединения;

- списывать без ошибок рукописные и печатные тексты небольшого объема (10 слов);

- писать со слуха слова, не содержащие орфографических трудностей (5-15 слов);

- составлять звуковые схемы этих слов;

- схематически обозначать текст из 3-4предложений с указанием заглавных букв, количество слов и конца предложения.

РАЗДЕЛ VI. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Распределение часов русского языка в 1 классе чувашской школы в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования следующее:

Устный курс – 45 часов

Обучение грамоте и развитие связной речи – 54 ч.

Предварительный устный курс

Условием успешного речевого развития школьника — умения составлять диалог, монолог в виде текста-пове­ствования, описания, рассуждения — является создание атмосферы свободного и интересного общения, где учи­тель и ученик выступают в качестве равноправных участ­ников разговора. Для создания атмосферы ситуативного общения предлагаются следующие разговорные темы:

Знакомство. Моя фамилия. Имя. Отчество.

Дом. Семья. Предметы быта. Занятия родителей. По­могаем старшим.

Школа. Класс. Учебные предметы. Мы учимся.

Игрушки. Игры и забавы детей.

Овощи. Фрукты.Огород. Сад.

Домашние и дикие животные и птицы. Уход за жи­вотными.

Посуда. Продукты питания. За обеденным столом. Правила самообслуживания.

Одежда. Обувь.

Деревня. Село. Город.Транспорт.

Лес. Поле. Улица.Двор.

Времена года. День и ночь.

Профессии. Труд взрослых и детей. Уборка урожая.

Человек. Части тела.Личная гигиена. Режим дня. Лич­ные вещи.

В доме. На улице. В магазине. Правила поведения и речевого этикета.

Наши праздники.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу устного курса

К концу устного курса учащиеся должны уметь:

–воспринимать на слух тематически ограниченную речь, а в ее составе звуки, слова и предложения на рус­ском языке;

–правильно произносить звуки речи, их сочетания и слова в составе предложения и в связной речи;

–правильно интонировать предложения различных типов;

–овладеть основными грамматическими формами и необходимым словарным запасом;

–говорить по-русски на знакомые темы;

–отвечать на вопросы по картинам знакомого содержания, прослушанным и прочитанным текстам в объеме изученных слов и грамматических конструкций;

– рассказывать 3—4 предложениями по карти­нам на знакомые темы, употребляя до 20 слов в тексте, вести несложный разговор(задавать вопросы, отвечать на них) по знакомым ситуациям;

- читать наизусть 5—6 стихотворений из 2—4строф.

В обучении грамоте выделяются следующие направления:

— знакомство с основными единицами языка русско­го языка и их местом в системе языка;

— формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению це­лым словом;

— совершенствование техники чтения вслух; освое­ние разных видов чтения: с пониманием основного содер­жания, с полным пониманием содержания текста;

— освоение учащимися графической системы русско­го языка и формирование каллиграфических навыков;

Обучение чтению и письму происходит дифференци­рованно, в то же время параллельно как независимые друг от друга действия, имеющие единую звуковую основу, но требующие различных психических операций.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу букварного периода

Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.

Учащиеся должны знать:

−все буквы русского алфавита;

−основные отличия русских звуков и букв;

−признаки гласных и согласных звуков.

Учащиеся должны уметь:

−выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

−бегло читать продуктивными способами (плавное слоговое, слоговое с целостным прочтением отдельных слов, целыми словами и группами слов);

−отвечать на вопросы по прочитанному;

−находить ответы на заданные вопросы в тексте;

−находить заданные слова и их грамматические кон­струкции;

−знать начертания всех (прописных) заглавных и строч­ных букв русского алфавита,способов их соединения;

−списывать без ошибок рукописные и печат­ные тексты небольшого объема;

− проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твёрдые звуки в слове,обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;

− составлять звуковые схемы этих слов;

− писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;

− употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;

− грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12-15 слов;

−схематически обозначать текст из 3−4 пред­ложений с указанием (прописных)заглавных букв, коли­чества слов и конца предложения;

−самостоятельно составлять и записывать тексты из 2-3 предложений по опорным словам на определённую тему.

Чистописание

Закрепление гигиенических и технических навыков письма, усвоенных в процессе обучения грамоте. Совершенствование письма строчных и заглавных букв русского алфавита.Отработка умения правильно соединять буквы, используя разные виды соединения. Списывание слов, предложений и небольших текстов с рукописного текста. Письмо отдельных слов и предложений под диктовку.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск