Скачать 170.89 Kb.
|
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения физкультурно-спортивной направленности. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление у детей, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Цель Цель – создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством обучения игре в шахматы. Задачи 1. Обучающие:
Отличительные особенности программы Учебный материал программы «Шахматная азбука» распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного формирования теоретических знаний, практических умений и навыков. При подборе теоретического материала и последовательности его изучения в целостной системе подготовки юных шахматистов соблюдаются следующий принципы: структурирование учебного материала с учетом объективно существующих связей между темами; актуальность и практическая значимость учебного материала для учащихся. Индивидуальный подход имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учетом его личностных характеристик. Во-вторых, учитываются индивидуальные особенности, условия жизни каждого учащегося, что является особенно важным в процессе обучения. Родители по желанию могут вовлекаться в процесс выполнения домашних заданий, присутствовать на открытых занятиях. Сроки реализации программы Дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука» физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста рассчитана на 1 год обучения. Адресность программы Программа адресована детям младшего школьного возраста. По программе могут обучаться дети от 7 до 10 лет. Условия набора Программа «Шахматная азбука» направлена на обучение детей младшего школьного возраста (7-10 лет), имеющих любые способности к шахматной игре. Комплектование групп зависит от возраста и подготовленности учащихся. Формы и режим занятий Программа «Шахматная азбука» предусматривает групповые занятия с учащимися. Обучение по данной образовательной программе осуществляется в форме традиционного занятия, комбинированного, зачетного занятия, соревнования. Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 акад. часу или 1 раз в неделю по 2 акад. часа (72 акад. часа в год). Продолжительность академического часа – 45 минут. Наполняемость групп – 15 человек. Ожидаемые результаты К концу обучения по программе «Шахматная азбука» учащиеся:
Формы подведения итогов программы В процессе обучения необходимо проводить начальную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию, которая поможет выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся. В ходе реализации программы предусмотрены: начальная диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь), итоговая аттестация (май). В декабре и мае проверкой результативности обучения по данной программе являются опрос, зачетные занятия, открытые занятия для родителей, также проводится тестирование, оценивающее уровень развития интеллектуальных способностей. Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням:
Результаты фиксируются в учебных журналах и информационных картах (приложение 1). Учебно-тематический план
Содержание программы 1 года обучения 1. Вводные занятия.
2. Теоретические занятия.
7. Культурно-досуговые мероприятия.
8. Начальная диагностика, аттестация (сентябрь, декабрь, май).
Материально-техническое обеспечение Для реализации данной образовательной программы необходимы: научная и специальная литература, плакаты, схемы, таблицы. Оборудование учебного кабинета: комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур, стол для руководителя, шкаф для хранения инвентаря, столы и стулья для учащихся. Методическое обеспечение программы
Список литературы для учащихся и родителей:
для педагогов:
Приложение 1 Информационная карта промежуточной и итоговой аттестации учащихся (Шахматы) Год обучения__________________Дата____________________
Педагог ( ) |
Пояснительная записка Чувашской Республики с родным (нерусским)языком обучения (Чебоксары, 2008) в соответствии с требованиями стандарта второго поколения... | О проведении конкурса «Шахматная лихорадка» Общие положения Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса среди учащихся отделения шахмат «Шахматная лихорадка» (далее... | ||
Пояснительная записка Интегрированная программа «Азбука юного эколога» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «эко» Кайбицкого муниципального... | Образовательная программа Азбука здоровья «Здоровье это ещё не всё,... От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду,... | ||
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника “Азбука Действующие лица: Учитель, воспитатель гпд, ученики, Азбука, Буратино, Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио, Компьютер | Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков» Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина |