Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука»





Скачать 170.89 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа «Шахматная азбука»
Дата публикации27.09.2014
Размер170.89 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


Пояснительная записка
Программа «Шахматная азбука» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения физкультурно-спортивной направленности.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление у детей, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Цель

Цель – создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством обучения игре в шахматы.

Задачи

1. Обучающие:

  • сформировать у учащихся понятие об основных правилах шахматной игры;

  • обучить детей игре в шахматы.

  1. Развивающие:

    • способствовать развитию у учащихся мотивации к познанию, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных и творческих способностей;

    • формировать у детей умение концентрировать внимание.

  1. Воспитательные:

  • привить устойчивый интерес детей к занятиям по шахматам;

  • воспитывать у детей коммуникативные и личностные качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие).

Отличительные особенности программы

Учебный материал программы «Шахматная азбука» распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного формирования теоретических знаний, практических умений и навыков. При подборе теоретического материала и последовательности его изучения в целостной системе подготовки юных шахматистов соблюдаются следующий принципы: структурирование учебного материала с учетом объективно существующих связей между темами; актуальность и практическая значимость учебного материала для учащихся.

Индивидуальный подход имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учетом его личностных характеристик. Во-вторых, учитываются индивидуальные особенности, условия жизни каждого учащегося, что является особенно важным в процессе обучения. Родители по желанию могут вовлекаться в процесс выполнения домашних заданий, присутствовать на открытых занятиях.

Сроки реализации программы

Дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука» физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста рассчитана на 1 год обучения.

Адресность программы

Программа адресована детям младшего школьного возраста. По программе могут обучаться дети от 7 до 10 лет.
Условия набора

Программа «Шахматная азбука» направлена на обучение детей младшего школьного возраста (7-10 лет), имеющих любые способности к шахматной игре. Комплектование групп зависит от возраста и подготовленности учащихся.

Формы и режим занятий

Программа «Шахматная азбука» предусматривает групповые занятия с учащимися. Обучение по данной образовательной программе осуществляется в форме традиционного занятия, комбинированного, зачетного занятия, соревнования. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 акад. часу или 1 раз в неделю по 2 акад. часа (72 акад. часа в год). Продолжительность академического часа – 45 минут. Наполняемость групп – 15 человек.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе «Шахматная азбука» учащиеся:

  • получат знания о правилах игры в шахматы, основных закономерностях дебютных, миттельшпильных и эндшпильных позиций и элементарных основах шахматной этики и стратегии;

  • научаться ставить мат одинокому королю (ладьей, ферзем, двумя ладьями, двумя слонами); разыгрывать дебют (начало партии) и основные учебные эндшпильные позиции; решать задачи на мат в 1-2 хода;

  • приобретут умения концентрировать внимание; реализовывать свои знания в практической игре.

  • повысят уровень развития памяти, внимания, воображения, интеллектуальных и творческих способностей;

  • сформируют устойчивый интерес к занятиям по шахматам, мотивацию к познанию, коммуникативные и личностные качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие).

Формы подведения итогов программы

В процессе обучения необходимо проводить начальную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию, которая поможет выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся. В ходе реализации программы предусмотрены: начальная диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь), итоговая аттестация (май).

В декабре и мае проверкой результативности обучения по данной программе являются опрос, зачетные занятия, открытые занятия для родителей, также проводится тестирование, оценивающее уровень развития интеллектуальных способностей.

Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням:

  • «высокий» – положительные изменения личностных качеств учащихся в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;

  • «средний» – изменения произошли, но учащийся потенциально был способен к большему;

  • «низкий» – изменения не замечены.

Результаты фиксируются в учебных журналах и информационных картах (приложение 1).

Учебно-тематический план




Раздел программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводные занятия

6

-

6

2.

Теоретические занятия

22

-

22

3.

Практическая игра

-

35

35

4.

Сеансы одновременной игры

-

2

2

5.

Соревнования

-

2

2

6.

Культурно-досуговые мероприятия










7.

Начальная диагностика, аттестация

2

3

5




Всего часов:

30

42

72


Содержание программы 1 года обучения

1. Вводные занятия.

  • содержание и режим занятий;

  • инструктаж (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).

2. Теоретические занятия.

  • шахматные фигуры (шахматная азбука; король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка; ценность шахматных фигур, свойства пешек);

  • знакомство с шахматной доской (линии на шахматной доске; расположение шахматных фигур на доске);

  • правила игры в шахматы (ходы фигур; развитие фигур; цель игры в шахматы; шах; мат; шахматная нотация; правила общего характера из шахматного кодекса; запись шахматной партии; правило «взятия на проходе»);

  • виды ничьей в шахматах (ничья, пат, вечный шах);

  • дебюты (правила игры в дебюте; дебютные ловушки; три правила игры в дебюте; рокировка в дебюте; разгром в дебюте; детский мат; защита от детского мата);

  • маты одинокому королю (мат одинокому королю двумя ладьями; мат одинокому королю ферзем; мат ладьей одинокому королю);

  • эндшпиль (проведение пешек в ферзи; правило «квадрата»; отдаленная проходная пешка; защищенная проходная пешка; пешечный прорыв; связанные пешки; образование проходной; ладья против пешек; слон против пешек; конь против пешек; ладья против слона; ферзь против пешек; «пешечные окончания»).

  1. Сеансы одновременной игры.

  • одновременная игра всех учащихся против педагога.

  1. Практическая игра.

  • тренировочные партии;

  • блиц-турнир;

  • быстрые шахматы;

  • классический контроль.

  1. Соревнования.

  • турнирные партии внутри группы;

  • турнирные партии между группами с пересчетом рейтинга после каждой партии;

  • шахматные турниры районного и городского уровня.

7. Культурно-досуговые мероприятия.

  • участие в игровых и конкурсных программах, праздниках учреждения.

8. Начальная диагностика, аттестация (сентябрь, декабрь, май).

  • зачетные занятия, педагогическое тестирование, соревнования.


Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной образовательной программы необходимы: научная и специальная литература, плакаты, схемы, таблицы.

Оборудование учебного кабинета: комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур, стол для руководителя, шкаф для хранения инвентаря, столы и стулья для учащихся.

Методическое обеспечение программы





Раздел программы


Формы

занятий

Приемы

и методы организации

учебно-воспитательного процесса

Дидактический

материал,

техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Теоретические занятия

Беседа, игра.


Приемы: устное изложение, беседа, диалог

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный, групповой, работа в парах.

Научная и специальная литература. Плакаты, схемы, таблицы.

Оборудование учебного кабинета:

комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстра-ционных фигур, стол для руководителя, шкаф, столы и стулья.

Опрос, игра, зачетное занятие.

2.

Практические занятия:

решение задач и комбинаций;

сеансы одновременной игры;

практическая игра.


Практическое, комбиниро-ванное, зачетное занятие, игра, конкурс.

Приемы: упражнения, самостоятельные работы, сеанс одновременной игры, коллективная работа показ педагогом, игра, упражнение. Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,, фронтальный, групповой, работа

в парах.

Оборудование учебного кабинета:

комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстра-ционных фигур, стол для руководителя, шкаф, столы и стулья.


Игра,

зачетное занятие, открытое занятие для родителей, конкурс, соревнование.

3.

Культурно-досуговые мероприятия

Игра, конкурс.

Приемы: игра, конкурс.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, групповой, работа

в парах.

Оборудование учебного кабинета:

комплекты шахмат, шахматные часы, демон-страционная доска с комплектом демонстраци-онных фигур, стол для руководителя, шкаф, столы и стулья.

Игра, конкурс, соревнование.



Список литературы
для учащихся и родителей:

  1. Авербах Ю., Котов А., Юдович М. Шахматная школа. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000.

  2. Авербах Ю. Школа середины игры. – М.: Изд-во «Терра-спорт», 2000.

  3. Блох М. 600 комбинаций. – М., 2001.

  4. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: «Просвещение», 1983.

  5. Волчок А.С. Уроки шахматной тактики. – Николаев: Изд-во «Атолл», 2003.

  6. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.М.: «Детская литература», 1980.

  7. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: «Детская литература», 1985.

  8. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: «Физкультура и спорт», 1975.

  9. Костров В. Шахматы (для детей, родителей и учителей). – СПб., 1995.

  10. Петров Н. Учимся играть в шахматы (самостоятельно и с родителями). СПб., 1997.

  11. Сухин И. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2–5 лет. – М.: «Новая школа», 1994.

  12. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: «Педагогика», 1991.

  13. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: «Поматур», 2000.

  14. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: «Астрель, АСТ», 2000.

  15. Сухин И. Шахматная сказка. – М.: «Педагогика», 1991.


для педагогов:

  1. Авербах Ю., Котов А., Тайманов М. Шахматная академия / 24 лекции. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.

  2. Голенищев В. Программа подготовки шахматистов IV-III разрядов. – М.: «Советская Россия», 1968.

  3. Голенищев В. Программа подготовки шахматистов II разряда. – М.: «Советская Россия», 1982.

  4. Голенищев В. Программа подготовки шахматистов I разряда. – М.: «Советская Россия», 1986.

  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: «Радянська школа», 1986.

  7. Калиниченко Н.М. Энциклопедия шахматных комбинаций. – М., 2003.

  8. Калиниченко Н.М. Энциклопедия шахматных окончаний. – М., 2003.

  9. Кособродов М.П. Шахматные комбинации. – Киев: Изд-во «Дебют-плюс», 1977.

  10. Костров В., Белявский Б. Как играть шахматные окончания. Тест-партии / Кн. 1, 2. – СПб.: Изд-во «Литера», 2003.

  11. Костров В., Белявский Б. Решебник. 2000 шахматных задач / Кн. 1, 2, 3.. – СПб.: Изд-во «Литера» , 2003.

  12. Костров В., Рожков П., Решебник. 1000 шахматных задач / Кн. 1, 2, 3. – СПб.: Изд-во «Литера», 2001.

  13. Костров В. Сборник шахматных заданий. – СПб., 1995.

  14. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. / Т. 1-7. – Архангельск: «Правда Севера», 1997-2000.

  15. Шааб А.А. Развитие личности детей средствами дополнительного образования: шахматы. – Новокузнецк, 2004.

  16. Эйве М. Стратегия и тактика / Курс шахматных лекций. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.

  17. Яковлев Н., Костров В. Шахматный решебник – 2. Найди лучший ход!– СПб., 1998.


Приложение 1

Информационная карта

промежуточной и итоговой аттестации учащихся (Шахматы)
Год обучения__________________Дата____________________





Фамилия, имя

Решение задач


Общая

оценка


Правило квадрата

Пешечный прорыв

Оппозиция

Исключение

из оппозиции

Отражение

пата, оппозиция

Король с крайней пешкой

Цугцванг

Реализация лишней пешки

Позиция Филидора

Постройка

«моста»

1.





































2.





































3.





































4.





































5.





































6.





































7.





































8.





































9.





































10.





































11.





































12.





































13.





































14.





































15.





































Педагог ( )






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка
Чувашской Республики с родным (нерусским)языком обучения (Чебоксары, 2008) в соответствии с требованиями стандарта второго поколения...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconО проведении конкурса «Шахматная лихорадка» Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса среди учащихся отделения шахмат «Шахматная лихорадка» (далее...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка Интегрированная программа «Азбука юного эколога»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «эко» Кайбицкого муниципального...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconОбразовательная программа Азбука здоровья «Здоровье это ещё не всё,...
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду,...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconУрок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника “Азбука
Действующие лица: Учитель, воспитатель гпд, ученики, Азбука, Буратино, Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио, Компьютер
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» iconПрограмма внеурочной деятельности «Азбука истоков»
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск