Скачать 356.88 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «ЭКО» Кайбицкого муниципального района РТ» Утверждаю Директор МБОУ ДОД ЦВР «ЭКО» __________ В.М. Сафиуллина «____»_______2012 г Интегрированная программапо эколого - биологическому направление «Азбука юного эколога» Возраст детей от 8 до 10лет летСрок реализации 2 год Педагог дополнительногообразования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образование детей «Центр внешкольной работы «Экология, Культура, Образования» методист по воспитательной работе Карипова Илюся Ильдусовна Пояснительная запискаИнтегрированная программа «Азбука юного эколога» состоит из двух подпрограмм : I год обучения 144 часа « Юный цветовод»; II год обучения «Юный эколог» 216 часов. Программа рассчитана для детей от 8 до 10лет, и направлена на изучение вопросов взаимодействия человека (общества) с окружающей природой и социальной средой, а также на познание природы, её закономерностей. Необходимость создания такой программы возникла как обобщение накопленного опыта экологического образования детей младшего школьного возраста.В конце 20 века на одно из первых мест по значимости выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты «Земля». Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине 20 века, когда особенно усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать. Облагораживать окружающую природную среду. Разумная деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Как известно, познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим. Их изучение следует рассматривать как необходимое условие формирования у школьников диалектико–материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Школьники должны вовлекаться в самостоятельные поиски и дискуссии, прогнозировать последствия своего поведения и дел в природе. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую, игровую, природотворческую, практическую. Во время экскурсий и прогулок, воображаемых путешествий, дидактических и сюжетно- ролевых игр, Этических бесед, природотворчества и трудовых десантов. Всё это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного окружения человека. Цель программы: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Задачи программы: Формировать представление о природном и социальном окружении, как среде жизнедеятельности человека; Развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательный интерес и причинное объяснение фактов и явлений окружающей среды; Обучать младших школьников методам познания окружающего мира; Воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами; Всестороннее гармоничное развитие личности. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий; смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях. Формы работы: Вводные и обобщающие занятия; Полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды; Комплексные экскурсии в социоприродное и природное окружение человека; Дидактические, методические и сюжетно – ролевые игры (направленные на овладение определёнными правилами поведения в природе); Учебно-исследовательская работа Упорядоченная практическая деятельность младших школьников в окружающей среде, Экологические субботники, акции по сбору посадочного материала однолетних и многолетних культур для озеленения пришкольного участка; Групповые занятия с классом; Массовые занятия с классом и группами детского сада; Викторины, конкурсы, выставки работ; Заседания клуба «Почемучек» Интеграция с уроками цикла начальной школы; Учебные дискуссии, связанные с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и поиском путей решения; Встречи с интересными людьми. Методы работы: Наблюдения. Постановка опытов и экспериментов. Восприятие произведений искусства. Моделирование. Проектирование и прогнозирование последствий своего поведения и деятельности в окружающей природной и социальной среде. Интервьюирование Работа с книгой. Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности: начальный период обучения позволит: формировать первичные представления и знания о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; осознавать нравственные запреты нанесения ущерба природе и здоровью людей;овладевать начальным опытом защиты природной среды родного края. По окончанию второго года обучения воспитанники должны знать основные понятия:«Экология», «почва», «вода», «воздух», «погода» Правила поведения в природе Роль природы в жизни человека Человек – природное существо и член общества;Условия, влияющие на сохранение здоровья или способствующие возникновению болезней; Уметь: Наблюдать природу Проводить наблюдения в природе Оценивать экологические ситуации в природе и ближайшем окружении Воплощать полученные компетенции в различных видах деятельности. Заботиться о питании, полезном для здоровья, двигательной активности, закаливании и об оздоровлении окружающей среды (квартиры, класса, школьного двора, двора у своего дома) Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме; Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; Оформлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших схем, рисунков, описаний. Уровень усвоения образовательной программы осуществляется на основе текущей диагностики по ходу занятия или прохождении блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности воспитанника, в игровых ситуациях, труда в природе, экскурсии. Форы подведения итогов: открытые уроки, участие в школьных и районных и республиканских конкурсах мероприятиях («Неделя защиты животных», «Юные защитники окружающей среды», «Каждой пичужке – кормушка», «Ёлочка», «Страна ДИВ», «Скворечник», «Конкурс пришкольных территорий» и других), выставки, экологические праздники, составление тематических альбомов. |
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» Программа «Шахматная азбука» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения... | Пояснительная записка Чувашской Республики с родным (нерусским)языком обучения (Чебоксары, 2008) в соответствии с требованиями стандарта второго поколения... | ||
Открытое занятие «Азбука юного гражданина» Воспитатель 8 б и с класса Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Образовательная программа Азбука здоровья «Здоровье это ещё не всё,... От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду,... | ||
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника “Азбука Действующие лица: Учитель, воспитатель гпд, ученики, Азбука, Буратино, Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио, Компьютер | Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков» Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина |