Урок и внеклассное мероприятие





Скачать 87.52 Kb.
НазваниеУрок и внеклассное мероприятие
Дата публикации17.09.2013
Размер87.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Интегрированный урок и внеклассное мероприятие

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся
Интегрированный урок: окружающий мир – литературное чтение

Н.В.Дахова

учитель начальных классов

Тема: «Зеркальная симметрия».

Цели:

продолжить знакомство с осевой симметрией;

познакомить со свойством плоского зеркала – творить симметричное изображение;

развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, интерес к изучению природы,

развивать пространственное, абстрактное мышление и воображение;

воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: плоское прямоугольное зеркало, цветные карандаши, карточки с рисунками.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайся все понять,

Хорошо запоминать.

2. Актуализация знаний.

В каждом доме имеется волшебный предмет, который может творить чудеса. В стране под названием Симметрия этот предмет пользуется большим почётом. Давайте отгадаем, что это за чудесный предмет. Послушайте стихотворение-загадку К.И. Чуковского. (Читает заранее подготовленный ученик.)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

- Что же за чудесный предмет? Это зеркало.

Для справки. Люди придумали зеркало ещё в третьем тысячелетии до новой эры. Это были хорошо отполированные бронзовые или медные диски. Стеклянные зеркала появились позже. Славились их изготовлением венецианцы (Венеция – область в Италии). Секрет изготовления держали в тайне. Раскрыть тайну чужеземцу значило совершить преступление. И если такое случалось, то казнили обоих. Тайну зеркала древние не знали и приписывали зеркалу волшебную силу. Своё изображение принимали за духа, и если зеркало разбивалось, считали это событие предвестником несчастья.

? В каждом доме есть зеркало? Где применяют зеркала?

Плоские зеркала в военном деле применяют в перископах. Эти приборы состоят из системы зеркал, которые позволяют следить за окружающим, находясь под водой или глубоком окопе.

Замечательная игрушка – калейдоскоп. Подсчитано: если взять для его изготовления всего 20 осколков стекла, то понадобится около 500 миллионов лет, чтобы пересмотреть все возможные изображения в калейдоскопе. Многие оптические приборы используют и плоские, и «кривые» (сферические) зеркала - это микроскоп, телескоп, бинокль. Используются зеркала в прожекторах и в автомобилях.

Игра: кто последним назовет, где используются зеркала, тот победитель.

(В парикмахерской, у стоматолога, у врача ухо-горло-нос (отоларинголога), в ателье, на велосипеде, на автомобилях и автобусах, в фотоаппарате и т. д.)

- А в каких литературных произведениях вы встречались с зеркалом?

«Королевство кривых зеркал» В. Губарева

«Снежная королева» Г. Х.Андерсена

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла

«Зеркало и обезьяна» И.А. Крылова

«Волшебное зазеркалье» Оксаны Демченко по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Итак, сегодня в дальний путь по Стране Симметрии мы возьмем с собой зеркало. Но сначала нам надо с ним хорошо познакомиться. Узнать, что оно умеет делать и можно ли на него положиться в пути. А что вы раньше слышали в сказках о зеркале?

В сказке А.С.Пушкина о мёртвой царевне зеркальце было лучшей подругой злой царицы, а потом они вдруг рассорились так, что царица в сердцах разбило зеркальце. Вспомним, почему так случилось? Почему царица рассердилась на зеркальце? За какое качество царица сначала любила, а потом возненавидела его?

За правдивость.

В басне Крылова глупая Мартышка забыла, что зеркало говорит глядящемуся в него только правду, то есть отражает действительность.

Чтение по ролям басни И.А. Крылова.

Зеркало и обезьяна

Мартышка, в зеркале увидя образ свой,

Тихохонько медведя толк ногой:

«Смотри-ка, говорит, кум милый мой!

Что там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь признайся, есть

Из кумушек моих кривляк пять шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -

Ей мишка отвечал.

Но мишенькин совет лишь попусту пропал…

3. Формирование новых знаний.

Задание 1. Рассмотрите при помощи зеркала части предметов. Зеркало надо располагать вдоль линии рисунка, не отступая от неё. Что вы увидели? (Учащиеся должны увидеть вторые половинки предметов и сравнить с нарисованными).

Вывод. Половинки предметов совершенно одинаковы. Изображение в зеркале симметрично рассматриваемому предмету.

В городе Иваново в музее ситца сделана с помощью зеркал имитация целого прядильного цеха: в музее стоит один станок, а видится их много.

Задание 2. Допишите буквы, глядя в зеркало. Рисунок повторить на доске. Вызвать несколько учеников. Какая это симметрия? Какой основной признак этой симметрии? (Одинаковые половинки)

Какие бывают оси симметрии? У каких букв вертикальная ось симметрии? У каких горизонтальная ось симметрии?

- Вспомним сказку «Королевство кривых зеркал». Вспомним героев сказки: (Раздать детям карточки)

ЯЛО АНИДАГ ЙАГУПОП АБАЖ НУШРОК

- Давайте с помощью зеркала узнаем, кто были зазеркальные герои. Подставьте зеркало в конец слова. Что у вас получилось? (Оля, гадина, попугай, жаба, коршун)

- Потренируйтесь в записи своего имени, глядя в зеркало.

Задание 3. (с хитринкой) Любой предмет в зеркале симметричен его изображению, и поэтому можно в зеркале увидеть несимметричный предмет симметричным. (Разных щенков с опущенными и поднятыми ушами, слона тяни-толкай, чайник с двумя носиками или вместо чайника сахарницу – с. 57).

Задание 4. Прочитайте поговорку с помощью зеркала. (Без труда не вынешь и рыбки из пруда.)

Кроме симметричных предметов, часто встречается и симметричное расположение предметов. Например, у нас на столе стоит ваза с цветами, а по обеим сторонам вазы стоят пирамидки. Какое это расположение предметов?

На доске (если она с клеточками) предлагается рисунок. Нарисовать симметрично расположенные фигуры. А затем выполнить задание 5.





4. Физкультминутка.

Это – правая рука

Это – правая рука. По тексту показываем

Это – левая рука. правую и левую

Справа – шумная дубрава, сторону.

Слева – быстрая река…

Обернулись мы, и вот Повороты влево,

Стало все наоборот. вправо.

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река. Поднимание рук вверх

Неужели стала правой поочередно.

Моя левая рука?

Пока мы узнали только о чудесных свойствах зеркала, изготовленного руками человека. Как вы думаете, где человек подсмотрел идею создания чудесного зеркала? А вспомнит ли кто из вас зеркала, не сделанного руками человека? (Зеркало воды, зеркало озера).



Прочитаю четверостишие нашего земляка И.С. Никитина:

Тихо ночь ложится

На вершине гор,

И Луна глядится

В зеркало озёр.

Подлинным изобретателем чуда-зеркала является природа.

(Для шутки) В старину женщины смотрелись только в зеркало воды. Но модницам, конечно, неудобно было носить в сумочках ведерки с водой и смотреть в зеркала только вниз. И мужчины придумали: на одну сторону отшлифованного (гладкого, как поверхность воды) стекла нанесли тонкий слой серебра. Вот так появились зеркала, которые удобно носить в сумочке, ставить на стол, вешать на стену. И, конечно, удобно с их помощью решать задачки по симметрии.

5. Исследование «Особенности зеркального отображения»

Поставьте зеркало и рассмотрите фигурки. Проверьте, переворачивает ли зеркало предмет. Меняет ли левое на правое?

Теперь, пожалуйста, объедините (Обращение к соседям по парте) объедините свои зеркала, поставив их рядом на лист белой бумаги. Нарисуйте предмет между ними. Затем, меняя угол между зеркалами, понаблюдайте, сколько раз зеркала будут повторять изображения. Какое изображение понравилось больше других?

Посмотрите в зеркало и подмигните левым глазом. А в зеркале подмигивает какой глаз? Потрогайте себя за ушко. Левое ухо стало в зеркале правым. Вы сейчас открыли самую большую тайну зеркала – свойство менять правое на левое и наоборот.

«Что может быть больше похоже на мою руку или мое ухо, чем собственное отражение в зеркале? И всё же руку, которую я вижу в зеркале, нельзя поставить на место настоящей руки…» Так сказал немецкий философ Иммануил Кант о зеркальном отражении. Как вы думаете, почему он так сказал? Какие аргументы он имел в виду, говоря это? В чем особенности зеркального отражения?

Вывод. Левое в зеркале становится правым, если зеркало расположено вертикально, а верхнее становится нижним, если зеркало расположено горизонтально. (А разобраться, почему так, вы сможете только в старших классах, когда познакомитесь с законами отражения света.)

- Послушайте стихотворение О. Дриз:

Прогулка

Нежился пруд на зеленой постели.

- Доброе утро! Птицы свистели.

И я увидал на дорожке своей,

Как поклонился цветку муравей.

Семейка опят, приподняв свои шляпки,

Доброго утра желала козявке.

А на жуке разъезжали росинки,

Так и блестели на розовой спинке.

Светло отражались в воде облака.

И вдруг я увидел в воде чудака,

Который стоял подо мной вверх ногами.

Видно, и вниз головою нетрудно

Кому-то гулять в это доброе утро.

- Что изменяет зеркало в изображении предметов?

- Что в этом стихотворении является зеркалом? Природное зеркало - поверхность воды. Каким увидел свое отображение человек? (Перевернутым.)

Показ картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Деревья отражаются в воде.

По заданию 7 дорисовать зеркальное отображение в воде. Внимательно рассмотрите рисунки, попробуйте простым карандашом нарисовать отражённые объекты.

Но зеркала могут быть несерьезными, и с их можно проделывать веселые фокусы и шутки. Вспомните зайца и волка из мультфильма «Ну, погоди!», когда они побывали в комнате смеха. А вы бывали в комнате смеха? Расскажите.

6. Домашние задание.

Задания 8, 9, 6.

В задании 8 загаданы объекты неживой природы. Отгадать и дать краткие энциклопедические сведения об этих объектах.

В задании 9 по рисункам рассказать, где нужна и важна симметрия.

В задании 6 нарисуй зеркально-симметричные фигуры.

7. Итог урока

С каким видом симметрии познакомились?

Как по-другому называют осевую симметрию?

Что узнали нового?

Чему научились?





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери»
Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное...
Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я)
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов...
Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие «Урок вежливости»

Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие по математике. 5-8-е классы
Игра "Кто хочет стать отличником?" Внеклассное мероприятие по математике. 5–8-е классы
Урок и внеклассное мероприятие iconПосвящение в юные музыканты (внеклассное мероприятие)
«Посвящение в юные музыканты» (внеклассное мероприятие) Ерофеева Галина Павловна, преподаватель мбоу дод «дши г. Нарьян-Мара»
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие для 7-8 класса
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие «Прощание с Букварём»
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие
Оформление: стены помещения, где проходит открытое мероприятие, украшены новогодними плакатами, гирляндами и т д
Урок и внеклассное мероприятие iconПрограмма недели английского языка 16 21 декабря
Суббота 1 урок 9 «А» кл внеклассное мероприятие «Путешествие по странам», Шувалова Т. В
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие по физике «Шоколадная лихорадка» школьный
Урок с элементами проектного обучения по информатике «Графический редактор Paint»
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Урок осторожности"
Цели: обучение детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, на дороге и в транспорте
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов. Конкретные...
«Изучение биографии писателя в аспекте литературного краеведения». 9 февраля 2012 года в рамках школьной Недели к 190-летию со дня...
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено»
Название документа: Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено»
Урок и внеклассное мероприятие iconВнеклассное мероприятие (урок) по математике в 5-х классах
Я предлагаю вам разработку внеклассного мероприятия (урока) по математике в 5-ом классе «Веселый математический поезд»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск