Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году





Скачать 330.21 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году
страница1/2
Дата публикации19.09.2013
Размер330.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации

по преподаванию географии в 2012-13 уч. году.

Цель предлагаемых методических рекомендаций по разным курсам  школьной географии – помочь учителям выделить и сформулировать требования к результатам освоения общеобразовательных программ с позиций деятельностного подхода с учетом тех требований, которые заложены в Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС). География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном компоненте Государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе.

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральный уровень

  • Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 02.02.2011)

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;

  • Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005 г. № 03-1263

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080;

  • Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 20 августа 2008 г. № 241;

  • Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 г. № 889;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом МО РФ от 18 июля 2002 г. № 2783;

  • Письмо МО РФ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13;

  • Письмо МО РФ "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся" от 20 апреля 2004 г. № 14-51-102/13;

  • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-413;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (география) (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом МОиН РФ от 28.11.2008 г. № 362);

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (утверждено приказом МО РФ от 03.12.1999 г. № 1075);

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом МОиН РФ от 03.03.2009 г. № 70);

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом МОиН РФ от 24.02.2009 г. № 57) в ред. приказа МОиН РФ от 09.03.2010 г.;.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 ,

http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf .

  • Приказ МОиН РФ от 24.01.2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства
    образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

Методическими письмами Министерства образования и науки РФ

  • «О развивающем обучении в процессе изучения географии» № 931/11 – 12 от 08. 06. 1999 г.

  • «О картографическом обеспечении преподавания школьной географии» № 553 – 11 – 13 от 06. 04. 2000 г.

  • «О реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе» № 13 – 15 – 74/13 от 13.06. 2002 г.

  • Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании географии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»

Региональный уровень

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;

  • Письмо УОиН Липецкой области «О формировании учебных планов образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2012/ 2013 учебный год» от 23.05.2012 г. № ЮТ - 1364;

Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы предметного кабинета

  • Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ;

  • Трудовой кодекс законов Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;

  • Постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» от 27.02.1995 г. № 11;

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-03;

  • Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 06.04.2001 г. № 30);

  • Письмо МО РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях» от 12.07.2000 г. № 22-06-788;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (география) (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).

Для информационной и методической поддержки модернизации географического

образования созданы:

  • сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещение

( http :/ / www . mccme . ru / edu / oficios / standarty /2004 / standar t /;

  • консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ( http://www . apkpro . ru /.

Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие – Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» ( http://www. window . edu . ru ).

В 2012-13 учебном году при внедрении ФГОС в основной школе начинает вводиться обучение географии в 5 классе. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280 часов (5 кл. – 35 ч., 6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.). Программа по географии для 5 класса разработана к учебно-методическим комплексам линии разных издательств. Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной про граммы общего образования. К 1 сентября выйдут из печати учебники по географии для 5 класса, поэтому при наличии в ОУ УМК можно вводить начальное географическое образование в 5 классе. Цель курса: обновление структуры и содержания  курса «География»  в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).   

Новый курс «География» (5класс) является пропедевтическим курсом школьного географического образования, систематизирующим и обобщающим ранее изученный в начальной школе  материал курса «Окружающий мир».   Программа  по географии 5 класса ставит задачу: продолжить формирование целостной картины мира, понимания школьниками сложных противоречий в системе взаимоотношений «человек-природа-общество», развитие готовности наблюдать, исследовать географические объекты природной, социокультурной среды, участвовать в качественном их улучшении. 

Стратегическая цель  реализации идей  требований ФГОС основного общего образования - формирование  метапредметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предметной области знаний.

Курс «География» (5кл.) преподаётся вместо природоведения, ФГОС ООО предлагает 1 час недельной нагрузки на географию - и 1 час - на биологию. Новый Госстандарт не предусматривает требований к уровню грамотности учащихся по природоведению, требования заложены в базовые курсы по географии и биологии, материалы ГИА, ЕГЭ по данным дисциплинам. Общеобразовательные учреждения Кировской области с учётом перехода на ФГОС ООО должны провести подготовку учителей естественно-географического цикла по введению нового курса «География» (5кл.) с ориентацией освоения новых линий  учебных программ и УМК курса «География»(5-9кл.) в целях успешного прохождения итоговой аттестации  школьников и оценки профессиональной компетентности учителей географии.    

Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс перейдут нынешние первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г.

Однако введение стандарта второго поколения  в основной школе возможно и с 1 сентября 2012 г. по мере готовности и решению образовательного учреждения. В отличие от действующего стандарта, новый стандарт не ориентирован на утвержденный на федеральном уровне БУП, который прописывает, какие предметы и в каком объеме изучать. На изучение географии отводится 272 часа из расчета по 1 часу в неделю в 5 и 6 классе и по 2 часа в неделю в 7-8-9 классах.

География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием  курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.

Наряду с личностными и метапредметными требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС содержит и предметные требования, касающиеся умений и видов деятельности, формируемых в процессе изучения географии (см. ФГОС).

На основе нового стандарта и проверенного временем фундаментального (базового) ядра содержания школьного географического образования составлена Примерная программа по географии для основной школы (см. Фундаментальное ядро содержания по географии, стр. 21-24 и Примерную программу по географии). Примерная программа, в свою очередь, берется за основу при составлении рабочих (авторских) программ, содержание которых связано с особенностями структуры и содержания конкретных линий учебников географии (см. Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях РФ в 2012/2013 гг.).

В настоящее время существуют рабочие программы, предусматривающие последовательность и результаты изучения географии в основной школе, а также тематическое планирование курса с 5 по 9 класс по различным линиям учебников. Прошли  через экспертизу РАО и РАН и новые учебники с 5 по 9 класс, которые уже включены в Федеральный перечень учебников. Эти учебники можно заказывать и начинать по ним работать с 1 сентября 2012 г.  

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

В связи с этим  на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся  по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны  понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Изучается развитие географических знаний и представлений о Земле. Учащиеся знакомятся с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширяют представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.

Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6  классах, являются умения ориентироваться на местности.  Как показывает практика, сформировать эти умения, сидя за партой в классе, не представляется возможным. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат. Следует заметить, что для качественного усвоения этих умений необходимо и в 7 классе уделять внимание их формированию. Важно организовать закрепление полученных практических умений, предоставив учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач. Уверенное  владение учащимися приемами работы с топографическим планом, географической картой поможет им более качественно изучить и понять темы курса, связанные с изучением основных сфер географической оболочки.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается  в 8-9 классах как единый страноведческий курс.  Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них  приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности  учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Предварительное знакомство с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС)  сразу же погружает нас в новые требования, суть которых – дифференциация этих требований к результатам обучения: метапредметные, предметные и личностные  результаты.

Чтобы их достичь, необходимо построить в едином формате работу всех педагогов предметников, опираясь на универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные,  коммуникативные,  личностные, которые есть совокупность способов действий ученика, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Мы должны чётко различать:

  • Регулятивные (учебно-управленческие или учебно-организационные) умения, которые обеспечивают  планирование, организацию, контроль,       регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

  • Учебно-информационные (коммуникативные) уменияэто умения   обеспечивающие  нахождение (или генерацию), прием, переработку, использование и передачу информации для решения учебных задач, а также

  • «умения работать с письменными текстами»,

  • «умения работать с устными текстами»,

  • «умения работать с реальными объектами как источниками информации».

  • Учебно-логические (познавательные) умения – это  общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания,  процесса постановки и решения учебных задач.

Работающему активно учителю ясно и понятно, что УМЕНИЯ закладываются в начальной школе, интенсивно развиваются  в основной, широко используются и продолжают развиваться в старшей школе и  играют решающую роль в формировании личности  учащегося.

Но самое важное - не только грамотно сформулировать цели и задачи урока, но последовательно реализовать, осуществляя деятельностный подход (новый, но до боли знакомый термин нового Стандарта!)  в обучении, исходя из дифференциации требований к результатам

В зависимости от учебных планов ОУ в некоторых школах на изучение географии отводится два недельных урока, в других – по одному уроку, второй час – на региональный компонент (краеведение).

Преподавание должно осуществляться по примерным программам по географии для общеобразовательных учреждений в зависимости от издательства и авторских коллективов (линии учебников, по которым работает ОУ).

В соответствии с линейным принципом построения содержания географического образования учебный материал постепенно усложняется по годам обучения, в нем исключены повторы, и он имеет относительную завершенность на каждом этапе образования.

Актуальное значение в условиях освоения обновленного содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся имеют межпредметные связи, которые необходимо учитывать в процессе преподавания географии. При подготовке к урокам рекомендуем ознакомиться с содержанием учебных программ по другим учебным предметам соответствующих классов.

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, указывается на необходимость приобретения опыта проектной и исследовательской деятельности обучающимися в ходе изучения всех учебных предметов. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400.

Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ

Уже на первых этапах изучения географии учителю необходимо продумать систему работы, ориентированную на применение в учебном процессе современных методов и технологий обучения. Существенной в этом плане выступает оценочная деятельность учителя. Оценка учебных достижений по сравнению с традиционной системой оценивания должна быть более содержательной, дифференцированной, объективной. На завершающем, «предвыпускном» этапе недостаточно «просто повторять» изученные темы или прорешивать многочисленные тесты. Необходимо продумывать приемы, интенсифицирующие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей между ними, применять приемы обучения, создающие благоприятные условия для применения знаний в известных (стандартных) и новых учебных ситуациях. В этой связи важно обратить внимание на обобщение и систематизацию основных знаний и умений, соответствующих требованиям образовательного стандарта.

Необходимо также тщательно продумать систему оценивания учебных достижений учащихся. Она будет эффективнее, если в процессе педагогического контроля учитель учитывает критерии оценивания учебных достижений в рамках ЕГЭ; использует комплексное оценивание, итоговое обобщение и систематизацию знаний и умений, индивидуального опыта учащихся, не подменяя их упрощенным тестированием. Кроме того, необходимо шире использовать приемы, обеспечивающие возможность усваивать учебный материал в собственном темпе, в соответствии с собственными способами переработки и осмысления информации; приемы самоконтроля, самокоррекции и самооценки учащимся результатов своей деятельности, приемы индивидуализации контроля. При этом и сам выпускник должен понимать, что к экзамену необходимо систематически и целенаправленно готовиться. Важно, чтобы он представлял содержание и характер заданий экзаменационной работы, знал критерии их оценивания, умел самостоятельно оценить уровень своей подготовленности к экзамену.

В идеальном варианте учителю необходимо постоянно соотносить ход и результаты учебной деятельности с намеченным эталоном для:

а) установления уровня и качества освоения учащимися программного материала по предмету, который должен отвечать всем критериям и параметрам государственного (образовательного) стандарта среднего (полного) общего образования;

б) определения и принятия самими учащимися образовательных задач в продвижении в учении.

Условием интенсификации процесса подготовки к экзамену составляет применение знаний и умений в рамках тренировочных и итоговых (обобщающих) практических работ. При разработке учебных заданий учителю необходимо предусмотреть различные варианты учебных заданий, выполнение которых направлено на отработку и закрепление соответствующего приема учебной работы. Так, при отработке умения определять географическую широту точки отрабатываются следующие варианты: точка пересекается параллелью; точка расположена между двумя параллелями градусной сетки карты. При этом следует использовать разномасштабные карты.

Во время подготовки к ЕГЭ следует вспомнить приемы учебной работы, составляющие операционально-деятельностную основу формируемых умений. Например, актуализируя умение определять направления на плане местности (топографической карте), учитель показывает образец всех действий, входящих в прием, пользуясь кругом ориентирования и настенным планом местности. Состав приема: 1. Провести через первую точку две взаимно перпендикулярные линии, соответствующие основным сторонам горизонта. 2. Показать от точки пересечения линий направление на север, юг, запад, восток. 3. Мысленно провести между основными сторонами горизонта линии, соответствующие промежуточным сторонам горизонта. 4. Определить, какой линии из проведенных соответствует направление на вторую точку заданной линии. Это и будет искомое направление. Ученики, применяя прием, выполняют задания по образцу, а затем в измененных условиях. При изучении нового материала целесообразно использовать методы работы с текстом учебника, в частности метод выборочного чтения.

Существенным в актуализации знаний о географической карте является повторение характеристик основных линий градусной сетки: меридианов и параллелей, различий в их изображении на глобусе и карте, географической широты и долготы точек (географическими координатами).

Важнейшее условие подготовки ученика состоит в актуализации умений выделить и сравнить существенные признаки понятий, что способствует их более глубокому осмыслению. Глубокому пониманию, осмыслению сложных физико-географических закономерностей способствует формирование у учащихся приемов учебной работы. Учителю следует помнить, что в каждой единице усвоения (именно они определяют основные элементы содержания верного ответа) заложены приемы или способы ее усвоения.

При организации процесса формирования общих природоведческих понятий у учащихся учителю необходимо предусмотреть оптимальный уровень сложности его содержания, для чего необходимо учитывать преемственность в развитии понятия при его дальнейшем изучении.

Оптимальное сочетание слова и наглядности, а также практической, исследовательской, поисковой деятельности учащихся – одно из основных условий повышения качества подготовки школьников и успешного выполнения заданий ЕГЭ.

Учитель проектирует учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся, т.е. в большей степени выступает как организатор учебного процесса, консультант. Целью каждого урока становится самостоятельная работа учащихся, в ходе которой продолжают закрепляться ранее приобретенные умения и формируются новые. Развитию умений способствует решение следующих практических задач:

- оценка сравнительной выгодности и значения географического положения объектов (регионов, стран, городов и т.д.);

- оценка уровня социально-экономического развития стран;

- определение типа страны и составление ее комплексной характеристики;

- построение демографических пирамид и оценка демографической структуры населения разных стран;

- оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам);

- оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны;

- оценка особенностей сформированности систем городского расселения;

- оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;

- оценка факторов размещения промышленных предприятий.

Технология формирования геоэкологических понятий у учащихся ориентирована на следующую логику их развития: воздействие на природную среду с определенной целью (добыча ресурсов, рекреационные цели и др.) – изменение природных компонентов и ландшафтов в целом – экологические последствия для природы и человека (природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропоэкологические) - экологические проблемы и способы их решения – меры снижения негативных последствий для человека и природы. Следовательно, геоэкологические понятия раскрываются во взаимосвязи природоохранного, ресурсоведческого, экопроблемного и коэволюционного аспектов и одновременно предполагают формирование у учащихся ценностно-оценочных отношений и установок.

Основная образовательная цель страноведения состоит в том, что бы раскрыть сложность и многообразие конкретных территорий, что способствует пониманию учащимися многоликой, динамически развивающейся географической картины мира.

Учителю важно помнить, что главная задача комплексного страноведения состоит в создании целостных и по возможности более широких по содержанию характеристик различных территорий, прежде всего стран и районов. Решение этой задачи предполагает описание (выявление фактов), объяснение географических особенностей изучаемой территории в плане выделение в ней общего, типологического, характерного для других территорий, и специфического, индивидуального, и прогнозирование основных путей и тенденций ее дальнейшего развития. Комплексность определяется интегрированным изучением триады: природа – население – хозяйство. Комплексные страноведческие характеристики представляют своего рода географический паспорт отдельной территории. Для достижения подлинной, глубинной географичности комплексных страноведческих характеристик важно учитывать следующие методические приемы:

- при характеристике страны (районы) необходимо выделять наиболее важные и специфические черты природы, населения и хозяйства в их взаимосвязи и влиянии на все стороны жизни людей и общества, в тоже время – как части мирового хозяйства и шире – географического пространства регионального и глобального уровня;

- центральное место должны занять проблемы человека, населения, его культуры, расселения, приспособления к конкретным условиям территории;

- важно рассматривать основные типичные черты использования территории и природных ресурсов, хозяйственной деятельности и расселения, выявлять историко-географические особенности развития территории, что позволит ученикам осмысленно запомнить ее существенные черты и облегчит понимание прогностических тенденций ее развития;

- применение сравнительно-географического метода позволит выявить типичное для ряда стран и регионов и оттенить их специфические черты;

- образность страноведческих характеристик позволит сформировать у учащихся «образ места» обеспечит эмоциональное восприятие переживание географического «портрета» страны;

- широкое применение карт, но не только как иллюстративного, вспомогательного материала, а как действенного инструмента синтеза и анализа разнородных сведений на определенной территории;

- систематизации и логической последовательности изложения страноведческой информации способствует использование типового плана характеристики страны.

Еще одно условие состоит в усилении проблемно-ориентированного подхода к составлению страноведческих характеристик. Суть его состоит в необходимости анализа ключевых и специфических проблем территории, прежде всего тех из них, которые определяют наиболее важные стороны природопользования, социально-экономического и этнокультурного развития.

Интегрированный, комплексно-страноведческий подход не предполагает жесткого разделения физико- и экономико-географических вопросов. В его рамках основным объектом изучения географии России выступает триада: природа – общество – хозяйство, которые рассматриваются в тесной взаимосвязи. Объясняется это тем, что в современных условиях практически вся земная поверхность прямо или опосредованно изменена антропогенной деятельностью. На значительных территориях Земли давно уже нет естественных природных комплексов, но существуют определенные природно-антропогенные системы, развивающиеся под интенсивным воздействием человека. В связи с этим главным принципом конструирования учебного содержания курса «География России» в рамках интегрированного подхода выступает комплексность. Этим определяется основная образовательная цель курса – учащиеся изучают структуру, динамику и закономерности развития природно-антропогенных систем на территории России, осваивают приемы прогнозирования их дальнейшего развития и определения путей рационального использования и охраны природы. Существенно при этом, что все географические объекты должны рассматриваться по отношению к человеку. Необходимо сформировать также знания о социальных особенностях географических пространств (уровень жизни, образование, здравоохранение).

Содержательную линию «природа-человек» в содержании курса реализуют ресурсный и геоэкологический подходы, благодаря которым отдельные геокомпоненты рассматриваются как природные ресурсы, обеспечивающие различные виды хозяйственной деятельности человека.

В рамках интегрированного подхода к построению курса «География России» его природоведческая составляющая несколько сокращается, что необходимо иметь в виду учителю, поскольку многие задания экзаменационной работы ЕГЭ ориентированы на традиционный подход к изучению этого курса. Более того, при сокращении объема учебного времени уровень сложности учебного материала существенно возрастает.

для интенсивной и эффективной подготовки к ЕГЭ по географии учителю будут полезны следующие методические рекомендации и приемы:

- выделить базовые знания и умения;

- учебную информацию, которая требует прочного запоминания, следует заключать и представлять учащимся в виде логически законченных и коротких содержательных линий;

- согласовывать частоту повторений с закономерностями забывания учебной информации;

- следить за логикой изложения учебного материала, обращая внимание учащихся на те вопросы, которые вынесены в экзаменационную работу ЕГЭ;

- помнить, что главным средством упрочения знаний является их многократное самостоятельное повторение учащимися;

- добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается на уроке, а главного, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта;

- осуществлять повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и другие психические процессы, прежде всего мышление, а также чувственный опыт учащихся;

- находить новые схемы повторения изученного, предоставляя ученикам возможность рассматривать изучаемые вопросы с разных позиций;

- постоянно повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

- отказываться от однообразных и утомительных видов работы, поскольку их развивающий эффект незначителен;

- систематически организовывать работу с географической картой.

Кроме того, необходимо добиваться того, чтобы ученик четко понимал структуру контрольного задания и критерии оценивания ответа.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году
Федеральный государственный стандарт общего образования (фгос). География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году
Федеральный государственный стандарт общего образования (фгос). География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconТема и задачи зоош на 2012-2013 учебный год. Педагогический коллектив...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconText htm glava01 От
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconВопросы для викторины автоновости Skoda 1-я сотня вопросов
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию русского языкав общеобразовательных...
Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconКод да винчи дэн браун перевод с английского Н. Рейн. Ocr klim
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию истории и обществознания...
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности Учебные планы
Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск