Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году





НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году
страница1/4
Дата публикации08.08.2014
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации

по преподаванию географии в 2013-14 уч. году.

Цель предлагаемых методических рекомендаций по разным курсам  школьной географии – помочь учителям выделить и сформулировать требования к результатам освоения общеобразовательных программ с позиций деятельностного подхода с учетом тех требований, которые заложены в Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС). География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном компоненте Государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе.

Преподавание предмета в 2013 – 2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;

  • Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005 г. № 03-1263

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  • Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 20 августа 2008 г. № 241;

  • Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 г. № 889;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом МО РФ от 18 июля 2002 г. № 2783;

  • Письмо МО РФ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13;

  • Письмо МО РФ «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» от 20 апреля 2004 г. № 14-51-102/13;

  • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-413;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (география) (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом МОиН РФ от 28.11.2008 г. № 362);

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (утверждено приказом МО РФ от 03.12.1999 г. № 1075);

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом МОиН РФ от 03.03.2009 г. № 70);

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом МОиН РФ от 24.02.2009 г. № 57) в ред. приказа МОиН РФ от 09.03.2010 г.;.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 ,

http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf .

  • Приказ МОиН РФ от 24.01.2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства
    образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

Методическими письмами Министерства образования и науки РФ

  • «О развивающем обучении в процессе изучения географии» № 931/11 – 12 от 08. 06. 1999 г.

  • «О картографическом обеспечении преподавания школьной географии» № 553 – 11 – 13 от 06. 04. 2000 г.

  • «О реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе» № 13 – 15 – 74/13 от 13.06. 2002 г.

  • Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании географии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2012 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

Региональный уровень

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013-2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № ОК - 1542;

  • Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на'2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № 451

Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы предметного кабинета

  • Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ;

  • Трудовой кодекс законов Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;

  • Постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» от 27.02.1995 г. № 11;

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-03;

  • Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 06.04.2001 г. № 30);

  • Письмо МО РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях» от 12.07.2000 г. № 22-06-788;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (география) (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).

Для информационной и методической поддержки модернизации географического образования созданы:

  • сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещение (http :/ / www . mccme . ru / edu / oficios / standarty /2004 / standart /;

  • консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www . apkpro . ru /.

Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие – Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www. window . edu . ru ).

Важнейшим этапом в укреплении географического образования на мировом уровне явился 27-й Конгресс МГС (1992 г.), на котором была принята Международная Хартия географического образования, показывающая состояние и, самое главное, устанавливающая принципы и основные вехи будущего развития мирового географического образования.

Главной задачей школьной географии является изучение пространственно- временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. К решению этой задачи школьная география подготовлена как всем ходом своего исторического развития, так и своим особым положением в современной системе наук, где она играет роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками.

Новый стандарт, в отличие от действующего, специально оговаривает создание ряда условий на уровне образовательного учреждения, необходимых для перехода на обучение с учетом новых требований. Подчеркивая важность всех обозначенных в стандарте условий реализации основной образовательной программа основного общего образования остановимся на психолого-педагогических, информационно-методических и кадровых.

В настоящее время по географии подготовлены и проведены через экспертизу 9 линий школьных учебников с 5 по 9 классы. Уровень и качество созданных на базе этих учебников учебно-методических комплексов (УМК) сильно различаются. Можно выделить УМК, состоящие из большого количества компонентов (до восьми составляющих), использовать при обучении такое количество компонентов крайне затруднительно для учителя, т.к. каждый предлагаемый компонент комплекса (учебник, тетрадь, тренажёр и т.д.) имеет конкретное место в учебном процессе, выполняет конкретную задачу, находится в точном соответствии с поставленной учителем целью, хотя изначально ставилась цель облегчить его работу. Выбор учителем УМК (если он возможен в наших условиях) должен быть осознанным, с пониманием всех плюсов и минусов, а не случайным или под влиянием административного ресурса, как это часто бывает. Знакомство учителей с содержанием современных УМК и его возможностями организации деятельности на уроках, является важной задачей системы повышения квалификации и методистов по предметам.

При изучении географии в соответствии с требованиями нового стандарта, подготовке рабочих программ по предмету, необходимого тематического планирования, постановке целей и задач учителю важно понимать особенности ФГОС, связанные с структурированием и отбором содержания. Основные компоненты содержания представлены в фундаментальном ядре содержания общего образования («Фундаментальное ядро содержания общего образования» М. Просвещение 2011 г., стр. 21-24), требованиях к предметным результатам реализации основной образовательной программы («Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», М. Просвещение 2011 г., стр. 14) и планируемых результатах освоения учебных программ («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», М. Просвещение 2011 г., см. стр.61-66).

На основе требований ФГОС подготовлены примерная программа по географии, рабочие программы, ориентированные на конкретные линии школьных учебников по географии. Учитель географии может использовать эти наработки и внести в них изменения в объеме 30% вариативной части учебного плана.

Содержание географического образования конкретизируется в основной образовательной программе основного общего образования в виде требований к предметным результатам. Рассмотрим эти компоненты содержания более подробно.

Требования к предметным результатам по географии (требования сформулированы в сокращенном и обобщенном виде):

1. Понимание роли географических знаний в решении практических задач природопользования.

2. Формирование географического мышления на основе использования территориального подхода и осознания целостности и многообразия окружающего мира.

3. Формирование представлений об изменении природных и социально- экономических процессов и явлений в пространстве и во времени.

4. Овладение навыками количественных и качественных характеристик компонентов географической среды.

5. Овладениями основами картографической грамотности и умениями использовать географическую карту как одним из языков международного общения.

6. Получение навыков нахождения, обработки и использования географической информации для решения учебных и практических задач, презентации полученных результатов.

7. Овладение навыками использования географических знаний для объяснения и оценки наблюдаемых природных и социально-экономических явлений и процессов, для правильного поведения в условиях стихийных природных явлений и техногенных катастроф

8. Формирование представлений о причинах возникновения и способах решения экологических проблем, умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Таким образом, можно проследить, как основные компоненты содержания школьной географии из фундаментального ядра находят свое отражение в требованиях к предметным результатам и планируемых результатах освоения программы по предмету. При этом планируемые результаты даны на двух уровнях освоения. На первом уровне усвоения учащиеся должны научиться, а на втором уровне они получат возможность научиться, но могут этой возможностью и не воспользоваться. При подготовке тематического планирования и планирования уроков, при формулировке целей и задач урока важно начинать уже сейчас ориентироваться на требования к результатам и планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО). Собственно каждое из представленных требований помогает сформулировать образовательные цели к изучаемым темам программы и конкретным урокам в ходе их предварительного планирования.

Прошли через экспертизу РАО и РАН новые учебники с 5 по 9 класс, которые уже включены в Федеральный перечень учебников. Эти учебники можно заказывать и начинать по ним работать с 1 сентября 2013 г.

Анализ УМК, используемых в преподавании предмета в Липецкой области, показывает, что значительная часть педагогов-географов ведёт обучение по УМК следующих линий издательств:

1. Линии учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова и О.А.Климановой, А.И.Алексеева;

2. Линия учебников издательства «Русское слово» под редакцией Е.М. Домогацских;

3. Линия учебников издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» под редакцией В.П. Дронова;

4. Линии учебников издательства «Просвещение» – «Сферы».

5. Линии учебников издательства «Просвещение» – «Полярная звезда».

6. Линии учебников издательства «Мнемозина».

Подробная информация об УМК указанных авторов, включая рабочие программы по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. http://www.drofa.ru

2. http://www.russkoe-slovo.ru

3. http://www.vgf.ru

4. http://www.mnemozina.ru

5. http://www.prosv.ru

В 2013-14 учебном году при внедрении ФГОС в основной школе начинает вводиться обучение географии в 5 классе. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280 часов (5 кл. – 35 ч., 6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.). Программа по географии для 5 класса разработана к учебно-методическим комплексам линии разных издательств. Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной про граммы общего образования. К 1 сентября выйдут из печати учебники по географии для 5 класса, поэтому при наличии в ОУ УМК можно вводить начальное географическое образование в 5 классе. Цель курса: обновление структуры и содержания  курса «География»  в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).   

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Именно эти направления в методике преподавания нам представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

Введение стандарта второго поколения в основной школе возможно с 1 сентября 2013 г. по мере готовности и решению образовательного учреждения. В отличие от действующего стандарта, новый стандарт не ориентирован на утвержденный на федеральном уровне БУП, который прописывает, какие предметы и в каком объеме изучать. На изучение географии отводится 272 часа из расчета по 1 часу в неделю в 5 и 6 классе и по 2 часа в неделю в 7-8-9 классах.

Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс перейдут нынешние первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г.

В соответствии с новым учебным планом изучение географии начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями, являются учет преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», учет возрастного уровня и уровня развития учащихся, при отборе содержания и методов обучения. Современные пятиклассники готовы к активной познавательной деятельности и самостоятельному решению учебных задач. Они родились и живут в новой информационной среде и обучаются и развиваются быстрее своих сверстников прошлого века. Эти особенности важно учитывать, планируя учебно-образовательную деятельность учащихся этого возраста.

Новый курс «География» (5 класс) является пропедевтическим курсом школьного географического образования, систематизирующим и обобщающим ранее изученный в начальной школе  материал курса «Окружающий мир».   Программа  по географии 5 класса ставит задачу: продолжить формирование целостной картины мира, понимания школьниками сложных противоречий в системе взаимоотношений «человек-природа-общество», развитие готовности наблюдать, исследовать географические объекты природной, социокультурной среды, участвовать в качественном их улучшении. 

Стратегическая цель  реализации идей  требований ФГОС основного общего образования - формирование  метапредметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предметной области знаний. География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием.

Курс «География» (5кл.) преподаётся вместо природоведения, ФГОС ООО предлагает 1 час недельной нагрузки на географию - и 1 час - на биологию. Новый Госстандарт не предусматривает требований к уровню грамотности учащихся по природоведению, требования заложены в базовые курсы по географии и биологии, материалы ГИА, ЕГЭ по данным дисциплинам. Общеобразовательные учреждения Кировской области с учётом перехода на ФГОС ООО должны провести подготовку учителей естественно-географического цикла по введению нового курса «География» (5кл.) с ориентацией освоения новых линий  учебных программ и УМК курса «География»(5-9кл.) в целях успешного прохождения итоговой аттестации  школьников и оценки профессиональной компетентности учителей географии.    

На новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Изучается развитие географических знаний и представлений о Земле. Учащиеся знакомятся с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширяют представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.

Развиваются заложенные при изучении курса «Окружающий мир» представления о Земле как планете Солнечной системы. Рассматриваются движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, следствия этого вращения. Уделяется внимание изучению изменения освещенности Земли по сезонам года, изменению нагревания поверхности Земли в зависимости от освещенности и т.д.

При изучении географии в 5-6 классах важно реализовать появившуюся возможность и более детально изучить такую важную тему, как «План и карта». Учащиеся получают первые представления о различиях плана и географической карты, учатся использовать план и карту, выполняя под руководством учителя различные виды практических работ, например:

- перевод численного масштаба в именованный и обратно;

- изображение холма и впадины с помощью горизонталей;

- определение направлений и расстояний на глобусе, географической карте и плане;

- определение географических координат объектов на карте и объектов по заданным координатам.

Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Как показывает практика, сформировать эти умения, сидя за партой в классе, не представляется возможным. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат. Следует заметить, что для качественного усвоения этих умений необходимо и в 7 классе уделять внимание их формированию. Важно организовать закрепление полученных практических умений, предоставив учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач. Уверенное владение учащимися приемами работы с топографическим планом, географической картой поможет им более качественно изучить и понять темы курса, связанные с изучением основных сфер географической оболочки.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компонентов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Предварительное знакомство с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС)  сразу же погружает нас в новые требования, суть которых – дифференциация этих требований к результатам обучения: метапредметные, предметные и личностные  результаты.

Чтобы их достичь, необходимо построить в едином формате работу всех педагогов предметников, опираясь на универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные,  коммуникативные,  личностные, которые есть совокупность способов действий ученика, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Необходимо чётко различать:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году
Федеральный государственный стандарт общего образования (фгос). География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconТема и задачи зоош на 2012-2013 учебный год. Педагогический коллектив...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconText htm glava01 От
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconВопросы для викторины автоновости Skoda 1-я сотня вопросов
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию русского языкав общеобразовательных...
Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconКод да винчи дэн браун перевод с английского Н. Рейн. Ocr klim
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию истории и обществознания...
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности Учебные планы
Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconИнструкция для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности учебная программа...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск