Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году





НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году
страница1/5
Дата публикации20.01.2015
Размер0.75 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации

по преподаванию географии в 2014-15 уч. году.

Цель предлагаемых методических рекомендаций по разным курсам  школьной географии – помочь учителям выделить и сформулировать требования к результатам освоения общеобразовательных программ с позиций деятельностного подхода с учетом тех требований, которые заложены в Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС). География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном компоненте Государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе.

Преподавание предмета в 2014 – 2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;

  • Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005 г. № 03-1263

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года Источник: http://минобрнауки.рф/новости/4136

  • Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 20 августа 2008 г. № 241;

  • Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 г. № 889;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (география) (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом МОиН РФ от 28.11.2008 г. № 362);

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (утверждено приказом МО РФ от 03.12.1999 г. № 1075);http://obrnadzor.gov.ru/common/img/uploaded/doc_list/13_obschee_polojenie_itogovaya_attestaciya_pismo.doc

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена утвержден приказом МОиН РФ от 03.03.2009 г. № 70 (ред. от 05.04.2010);

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом МОиН РФ от 24.02.2009 г. № 57) в ред. приказа МОиН РФ от 09.03.2010 г.;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 ,

http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf .

  • Приказ МОиН РФ от 24.01.2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства
    образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждлении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» №2 от 09.01.2014 г.

Методическими письмами Министерства образования и науки РФ

  • «О развивающем обучении в процессе изучения географии» № 931/11 – 12 от 08. 06. 1999 г.

  • «О картографическом обеспечении преподавания школьной географии» № 553 – 11 – 13 от 06. 04. 2000 г.

  • «О реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе» № 13 – 15 – 74/13 от 13.06. 2002 г.

  • Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании географии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2012 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

  • Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14 октября 2013 года

Региональный уровень

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013-2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № ОК - 1542;

  • Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № 451

Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы предметного кабинета

  • Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ;

  • Трудовой кодекс законов Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;

  • Постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» от 27.02.1995 г. № 11;

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-03;

  • Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 06.04.2001 г. № 30);

  • Письмо МО РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях» от 12.07.2000 г. № 22-06-788;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (география) (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).

Для информационной и методической поддержки модернизации географического образования созданы:

  • сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещение (http :/ / www . mccme . ru / edu / oficios / standarty /2004 / standart /;

  • консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www . apkpro . ru /.

Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие – Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www. window . edu . ru ).
Конгрессы МГС (Международного географического союза), проходящие раз в четыре года, всегда вызывают повышенный интерес географической общественности всего мира, ибо именно на таких конгрессах можно услышать самые новые научные идеи, узнать о новых концепциях и подходах. Каждый ученый-географ считает огромной честью выступить на конгрессе МГС и доложить о своих исследованиях. В 2015 г. состоится региональная географическая конференция МГС в России, и поэтому работа по географическому образованию будет посвящена этому событию. Важнейшим этапом в укреплении географического образования на мировом уровне явился 27-й Конгресс МГС (1992 г.), на котором была принята Международная Хартия географического образования, показывающая состояние и, самое главное, устанавливающая принципы и основные вехи будущего развития мирового географического образования.

Главной задачей школьной географии является изучение пространственно- временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. К решению этой задачи школьная география подготовлена как всем ходом своего исторического развития, так и своим особым положением в современной системе наук, где она играет роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками.

Новый стандарт, в отличие от действующего, специально оговаривает создание ряда условий на уровне образовательного учреждения, необходимых для перехода на обучение с учетом новых требований. Подчеркивая важность всех обозначенных в стандарте условий реализации основной образовательной программа основного общего образования остановимся на психолого-педагогических, информационно-методических и кадровых.

В условиях перехода на новый Стандарт особое внимание уделяется средствам обучения, которые служат инструментом реализации требований ФГОС. Эти средства обучения должны помочь учителю построить урок на основе принципов деятельностного подхода с учётом целей результатов обучения, предполагающих единство результатов образования: предметных метапредметных и личностных.

Выбор учебника важен ввиду того, что опираясь именно на учебник, учитель может реализовать в практике преподавания требуемые Стандартом нового поколения результаты обучения. В настоящее время по географии подготовлены и проведены через экспертизу 9 линий школьных учебников с 5 по 9 классы. Уровень и качество созданных на базе этих учебников учебно-методических комплексов (УМК) сильно различаются. Можно выделить УМК, состоящие из большого количества компонентов (до восьми составляющих), использовать при обучении такое количество компонентов крайне затруднительно для учителя, т.к. каждый предлагаемый компонент комплекса (учебник, тетрадь, тренажёр и т.д.) имеет конкретное место в учебном процессе, выполняет конкретную задачу, находится в точном соответствии с поставленной учителем целью, хотя изначально ставилась цель облегчить его работу. Выбор учителем УМК (если он возможен в наших условиях) должен быть осознанным, с пониманием всех плюсов и минусов, а не случайным или под влиянием административного ресурса, как это часто бывает. Знакомство учителей с содержанием современных УМК и его возможностями организации деятельности на уроках, является важной задачей системы повышения квалификации и методистов по предметам.

Инструментом перехода от модели учебного предмета к наполнению ее конкретным содержанием, а также главным средством обучения для достижения результатов освоения образовательной программы, которые определены ФГОС, является учебник. В свою очередь Стандарт устанавливает требования к метапредметным, предметным и личностным результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования на основе деятельностного подхода.

Анализируя учебник с целью определения его соответствия условиям обучения (уровню подготовки учащихся, оснащению средствами обучения, особенностям информационно-образовательной среды и образовательной программы образовательного учреждения) и уровню методической подготовки учителя, необходимо установить критерии, оценивающие как содержательный, так и процессуальный компонент.

Метапредметный подход предполагает универсальную «надпредметную» деятельность, определяющуюся метазнаниями и метаумениями или универсальными знаниями и способами деятельности, которые не только создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться», но и обеспечивают

• возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения;

• успешное усвоение знаний, умений и навыков,

• формирование целостной картины мира,

• понимание места и роли человека в этом мире,

• развития компетентностей в любой предметной области познания.

Цели современного образования стали гораздо шире, и в большей степени отражают требования к формированию личности ученика, гораздо более умелого и обладающего определённым спектром компетентностей, которые помогут в будущем его самореализации. Содержание учебного материала в учебнике и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы информация становилась для них личностно-значимой. Важен гуманитарный аспект, благодаря которому работа ученика с текстом учебника ведёт его через понимание текста к пониманию мира и познанию мира.

Для формирования личности учащегося, его целостного представления видения мира, особое значение имеет мировоззренческий аспект содержания учебного материала. И в этой части большое значение имеет метапредметный (надпредметный) подход к изложению основ географической науки. Например, взаимосвязи «человек - общество – природа» - это та основная идея, которой пронизано преподавание нашего предмета в школе, и этой идеей должно быть проникнуто содержание учебников географии.

Методический аппарат современных учебников, помимо вопросов ориентированных на проверку знаний (и они могут быть также разделены на уровни), содержит задания, направленные на организацию деятельности учащихся и творческие вопросы, отвечая на которые ученик должен продемонстрировать собственную точку зрения, своё отношение к обсуждаемому содержанию, эрудицию, что предполагает индивидуальный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения.

Наиболее важным, на что необходимо обратить внимание, - это формулировка вопросов и заданий, которые предполагают организацию деятельности учащихся, а вслед за этим демонстрацию учащимися тех или иных умений (аналитических, логических,...) при ответе на них. Кроме того, вопросы и задания должны предполагать, как мы с Вами знаем, умение учащимися выявлять логические взаимосвязи, применять знания в практической плоскости и способствуют формированию их личностных качеств - логики мышления, самостоятельности оценочных суждений, собственной точки зрения и умения высказывать их, формулировать т.д.

Учебники, в которых отдельные темы даны в формате практикумов, с предложенным алгоритмом выполнения, также способствуют формированию разнообразных умений, равно как и вопросы проблемного, мотивирующего характера в начале темы, раздела или перед параграфом.

На основе нового стандарта и проверенного временем фундаментального (базового) ядра содержания школьного географического образования составлена Примерная программа по географии для основной школы (см. Фундаментальное ядро содержания по географии, стр. 21-24 и Примерную программу по географии). Примерная программа, в свою очередь, берется за основу при составлении рабочих (авторских) программ, содержание которых связано с особенностями структуры и содержания конкретных линий учебников географии (см. Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях РФ в 2012/2013 гг.). При изучении географии в соответствии с требованиями нового стандарта, подготовке рабочих программ по предмету, необходимого тематического планирования, постановке целей и задач учителю важно понимать особенности ФГОС, связанные с структурированием и отбором содержания. Основные компоненты содержания представлены в фундаментальном ядре содержания общего образования («Фундаментальное ядро содержания общего образования» М. Просвещение 2011 г., стр. 21-24), требованиях к предметным результатам реализации основной образовательной программы («Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», М. Просвещение 2011 г., стр. 14) и планируемых результатах освоения учебных программ («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», М. Просвещение 2011 г., см. стр.61-66).

На основе требований ФГОС подготовлены примерная программа по географии, рабочие программы, ориентированные на конкретные линии школьных учебников по географии. Учитель географии может использовать эти наработки и внести в них изменения в объеме 30% вариативной части учебного плана.

Содержание географического образования конкретизируется в основной образовательной программе основного общего образования в виде требований к предметным результатам. Рассмотрим эти компоненты содержания более подробно.

Требования к предметным результатам по географии (требования сформулированы в сокращенном и обобщенном виде):

1. Понимание роли географических знаний в решении практических задач природопользования.

2. Формирование географического мышления на основе использования территориального подхода и осознания целостности и многообразия окружающего мира.

3. Формирование представлений об изменении природных и социально- экономических процессов и явлений в пространстве и во времени.

4. Овладение навыками количественных и качественных характеристик компонентов географической среды.

5. Овладениями основами картографической грамотности и умениями использовать географическую карту как одним из языков международного общения.

6. Получение навыков нахождения, обработки и использования географической информации для решения учебных и практических задач, презентации полученных результатов.

7. Овладение навыками использования географических знаний для объяснения и оценки наблюдаемых природных и социально-экономических явлений и процессов, для правильного поведения в условиях стихийных природных явлений и техногенных катастроф

8. Формирование представлений о причинах возникновения и способах решения экологических проблем, умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Таким образом, можно проследить, как основные компоненты содержания школьной географии из фундаментального ядра находят свое отражение в требованиях к предметным результатам и планируемых результатах освоения программы по предмету. При этом планируемые результаты даны на двух уровнях освоения. На первом уровне усвоения учащиеся должны научиться, а на втором уровне они получат возможность научиться, но могут этой возможностью и не воспользоваться. При подготовке тематического планирования и планирования уроков, при формулировке целей и задач урока важно начинать уже сейчас ориентироваться на требования к результатам и планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО). Собственно каждое из представленных требований помогает сформулировать образовательные цели к изучаемым темам программы и конкретным урокам в ходе их предварительного планирования.

Анализ УМК, используемых в преподавании предмета в Липецкой области, показывает, что значительная часть педагогов-географов ведёт обучение по УМК следующих линий издательств:

1. Линии учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова и О.А.Климановой, А.И.Алексеева;

2. Линия учебников издательства «Русское слово» под редакцией Е.М. Домогацских;

3. Линия учебников издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» под редакцией В.П. Дронова;

4. Линия учебников издательства «Просвещение» – «Сферы».

5. Линия учебников издательства «Просвещение» – «Полярная звезда».

Необходимо отметить, что линия учебников издательства «Мнемозина» так же как и линия и учебников издательства «Баласс» не вошли в перечень допущенных в данном учебном году.

Подробная информация об УМК указанных авторов, включая рабочие программы по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. http://www.drofa.ru

2. http://www.russkoe-slovo.ru

3. http://www.vgf.ru

4. http://www.prosv.ru

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

В 2014-15 учебном году при внедрении ФГОС в основной школе продолжается обучение географии в 5 классе в отдельных школах. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280 часов (5 кл. – 35 ч., 6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.). Программа по географии для 5 класса разработана к учебно-методическим комплексам линии разных издательств. Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной про граммы общего образования. Цель курса 5 класса: обновление структуры и содержания  курса «География»  в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).   

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Изучается развитие географических знаний и представлений о Земле. Учащиеся знакомятся с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширяют представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе «природа - человек - хозяйственная деятельность», используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Именно эти направления в методике преподавания нам представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

В отличие от действующего стандарта, новый стандарт не ориентирован на утвержденный на федеральном уровне БУП, который прописывает, какие предметы и в каком объеме изучать. На изучение географии отводится 272 часа из расчета по 1 часу в неделю в 5 и 6 классе и по 2 часа в неделю в 7-8-9 классах.

Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс перейдут нынешние первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г.

Стратегическая цель  реализации идей  требований ФГОС основного общего образования - формирование  метапредметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предметной области знаний. География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием.

Курс «География» (5кл.) преподаётся вместо природоведения, ФГОС ООО предлагает 1 час недельной нагрузки на географию - и 1 час - на биологию. Новый Госстандарт не предусматривает требований к уровню грамотности учащихся по природоведению, требования заложены в базовые курсы по географии и биологии, материалы ГИА, ЕГЭ по данным дисциплинам.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач, он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.

В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно».

№ этапа

Этапы урока

Традиционное содержание урока

Содержание в деятельностном обучении

1

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся




Повторение пройденного

Устная (письменная) работа, сообщение темы урока

Актуализация имеющихся необходимых знаний завершается созданием проблемной ситуации, постановкой проблемы

3

Изучение нового материала

Изложение нового материала учителем

Поиск способов решения проблемы детьми

4

Закрепление нового материала

Закрепление материала посредством репродуктивной деятельности

Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля, самооценки. Включение нового знания в систему знаний

5

Домашнее задание

Как правило, формулировку и объем определяет учитель

Организация рефлексии, самостоятельная постановка учащимися дальнейших целей обучения.

6

Оценочная деятельность

Обычно учитель перечисляет оценки

Объявление оценок с комментированием, самооценивание, взаимооценивание


Основные компоненты современного урока:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия, царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества, есть место каждому ребенку, потому что современный урок – залог его успеха в будущем!

Требования, предъявляемые к современному уроку:

• урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием;

• строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей учителя;

• должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности;

• нацелен на конкретные результаты;

• должен иметь рациональную структуру и темп;

• изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

• должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной;

• большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач;

• существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2012-13 уч году
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию географии в 2013-14 уч году
Федеральный государственный стандарт общего образования (фгос). География относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconText htm glava01 От
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconВопросы для викторины автоновости Skoda 1-я сотня вопросов
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconКод да винчи дэн браун перевод с английского Н. Рейн. Ocr klim
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconТема и задачи зоош на 2012-2013 учебный год. Педагогический коллектив...
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации г. Тула, 2014 ббк 78. 32 М 90
Муниципальные библиотеки и местное самоуправление : методические рекомендации / сост. Л. Л. Леонова, Л. В. Сидорова; гук «тоунб»,...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2014 году
Обеспечивая процесс организации оздоровления и отдыха детей в летний период 2014 года, необходимо руководствоваться следующими нормативными...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию истории и обществознания...
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности Учебные планы
Учебно-методическое объединение по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации по преподаванию географии в 2014-15 уч году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск