Конспект учебного занятия с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск
ОУ: МС(К)ОУ школа-интернат №4
Учитель: Матвеева Светлана Николаевна
Класс: №3
Тема учебного занятия: «Мир глазами эколога»
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1)Дать понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой
2)На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
3)Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: для учителя- учебник, Рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя», мультимедийный проектор.
для ученика- учебник, Рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя»
Дидактические материалы к учебному занятию:
1.А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.Ч. 1.- М . :Просвещение, 2001.
2.Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курс «Окружающий мир». 3 класс.- М.:»Вако», 2004.
3.Л.И.Рудченко. Мир вокруг нас.3 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова.- Волгоград: Учитель, 2006.
4. Презентация «Мир глазами эколога». Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| 1.Организация начала урока.
| 1 мин
| Подготовка учащихся к работе.
| Организация внимания и внутренней готовности…
| Умение организоваться
| словесный
| фронтальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Здравствуйте, ребята!
| Приветствуют учителя и садятся.
|
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| 2.Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
| 5 мин.
| Выявить уровень усвоения знаний о частях общества; проведённую исследовательскую деятельность детей в составлении древа семьи.
| Что такое общество, государство, что характерно для каждого государства; семья, родовые корни семьи.
| Находить на карте мира Россию, Магнитогорск, несколько крупных государств.
| словесный
исследовательский
| фронтальная
индивидуальная
групповая
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Вспомните тему прошлого урока.
-Назовите части общества.
-Почему семья очень важная часть общества? -Расскажите о своей семье. -Сколько народов живёт на Земле? -Сколько государств?
-Перечислите, что имеет каждое государство?
-Расскажите подробнее о культуре и традициях некоторых государств.
| -Общество.
-Народ, государство, семья.
-Она объединяет самых близких друг другу людей.
Три ученика рассказывают о своей семье.
-На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов.
-Всего около 200 государств.
-Любое государство имеет территорию, государственные границы, столицу, государственный язык, главу государства, герб, флаг, гимн, народ, экономику, образование, науку, культуру.
Три творческие группы рассказывают «Сообщения о государствах».
|
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| 3.Актуализация опорных знаний.
| 7 мин.
| Актуализация опорных знаний.
| Объекты живой и неживой природы; царства живой природы; окружающая среда.
| Правильно соотносить объекты живой и неживой природы; принадлежность того или иного живого существа к царству живой природы.
| словесный
наглядный
| фронтальная
| Презентация «Мир глазами экологов».
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Разгадайте кроссворд: 1.Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит.
2.Летом бежит,
А зимой стоит.
3.Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
4.В лесу родилась,
А в воде живёт.
5.Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет и поёт,
Убаюкивает?
6.Заревел вол на сто гор,
На тысячу городов.
7.Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе её везёт,
По соломинке ползёт.
8. Не пловец,
А плывущему плыть помогает,
Не храбрец,
А мигает, мигает, мигает.
-Прочитайте слова- отгадки. -Назовите объекты природы.
-Что такое природа?
-Какая бывает природа?
-Назовите царства живой природы. ,-Назовите неприродные объекты.
-Как вы думаете, можно ли сказать, что совокупность живой и неживой природы это и есть окружающий мир?
-Окружающий мир- это окружающая среда. А что такое окружающая среда?
Выполним задание 2 по учебнику стр.25. -Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека.
|
-Эхо.
-Река.
-Мороз.
-Лодка. -Дождь.
-Гром.
-Улитка. -Маяк.
- Эхо, река, мороз, лодка, дождь, гром, улитка, маяк.
-Эхо, река, мороз, дождь, гром, улитка. -Всё, что нас окружает и не сделано руками человека. -Природа бывает живая и неживая. -Царства грибов, животных, растений, бактерий.
-Лодка, маяк.
-Да. -Окружающая среда – это всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.
Ответы детей.
Работа по схеме экологические связи.
| Слайд №2
Слайд №3
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| 4.Изучение нового материала.
| 15 мин.
| дать понятие об экологии – как науке о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
| Понятия: экология, окружающая среда; экологические связи;
| Видеть и рассказать об экологических связях.
| Словесный
наглядный
| фронтальная
| Презентация «Мир глазами экологов».
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Посмотрите на кроссворд. Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда?
-Как вы понимаете это слово?
-Тема сегодняшнего урока «Мир глазами эколога». Вместе мы попытаемся посмотреть на окружающий мир глазами учёного- эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен беречь природу. Посмотрите, как она прекрасна!
Слайд№4, №5, №6.
-Слово экология значит наука о нашем общем доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.
Физминутка.
Учитель называет предметы: «Цветок, стул, радуга, снег, одежда, мел, окно, воздух, доска…» Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
| Экология. Ответы детей.
Слушают и смотрят слайды.
Если они находятся в классной комнате, дети встают, а если этого предмета нет в комнате, дети сидят.
|
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| 5.Первичное закрепление изученного материала.
| 10 мин.
| Закрепить знания об экологии, экологических связях; показать важность экологических связей природы со сферой деятельности человека.
| Важности экологических связей; положительные и отрицательные воздействия человека на природу.
| Находить экологические связи, видеть их значимость, бережно относиться к окружающей среде.
| словесный
объяснительно- иллюстративный
наглядный
| фронтальная
| Презентация «Мир глазами экологов».
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| В природе всё взаимосвязано. Необдуманные поступки человека в природе могут обернуться страшными последствиями. Работа с учебником (стр.22).
Давайте понаблюдаем, как дни живые организмы влияют на окружающую среду.
Рассмотрим экологические связи.
1.В лесу благодаря растениям в почве больше влаги.
Многие полезные ископаемые (торф, каменный уголь, известняк) образовались из остатков живых организмов. Слайд№7.
2.Воздух, вода, тепло и свет являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.
Слайд№8
3. Движение воздуха – ветер – служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений. Слайд№9. Животные распространяют плоды и семена растений, для чего у некоторых плодов имеются специальные приспособления (например, крючки у семян лопуха). 4. Многие животные питаются растениями. Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицами.
Слайд №10 5. Природа играет огромную роль в материальной и духовной жизни человека. Человек на природу воздействует и положительно и отрицательно. Приведите свои примеры. Слайд №11.
| Дети читают и обсуждают историю, которая произошла с комарами и кошками. Рассматривают слайды и приводят примеры влияния окружающей среды на неживую природу, пояснят все взаимосвязи.
Примеры детей.
Примеры детей.
Примеры детей.
Примеры детей.
|
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| 6. Подведение итогов и результатов урока
| 5мин.
| Цель этапа: закрепить знания об экологических связях.
| Знать о положительном и отрицательном воздействии человека на природу, как помочь природе каждому из нас.
| Уметь рассказать о влиянии человека на природу, о роли природы в жизни человека.
| словесный
практический
| фронтальная
индивидуальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Подведём итог сегодняшнего урока.
-Что нового узнали?
-Что составляет окружающую среду для растения? животного? человека?
-Какие экологические связи вам известны?
-Как вы думаете, какое значение для людей имеет экология?
-Найдите подтверждение вашим словам в учебнике.
Прочитайте вывод на странице 26 учебника.
| Дети отвечают на вопросы. -Всё что окружает живое существо и с чем оно связано, это и есть окружающая среда.
-Для человека экология имеет огромное значение, так как сохранить природу для него является жизненной необходимостью.
Читают вывод в учебнике и сравнивают со своим.
|
|
8.Домашнее задание.2мин.
1. Учебник стр.22-25, ответить на вопросы раздела «Проверь себя».
2. Задания 1, 2(стр.26).
3. «Подумай» (задание 1, стр.25). |