050100. 62 Педагогическое образование





Скачать 404.46 Kb.
Название050100. 62 Педагогическое образование
страница1/3
Дата публикации30.06.2013
Размер404.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета начальных классов

_______________ /Гинзбург Ф.В./

«_____»______________20_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебная дисциплина Преподавание интегративного курса «Окружающий мир»

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки начальное образование и иностранный язык (английский язык), начальное образование и информатика

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Кафедра методики начального образования

Курс 2-3 семестр 4-5 форма обучения очная

Программа разработана

Мухиной С.А., к.б.н., доцент, Макаровой О.А., к.б.н., доцент












Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)


Йошкар-Ола

2011

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


________________________________________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.




«____»_____________200__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)


СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины: усвоение будущими учителями и апробирование методических основ работы с материалами естественнонаучной и обществоведческой направленности в свете последующего формирования у детей младшего школьного возраста целостной научной картины мира.

Место дисциплины в структуре ООП. Рассматриваемая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, вариативной части (Б.3.16), общая трудоемкость составляет 4 зачетных единицы. Дисциплина имеет большую взаимосвязь с другими дисциплинами цикла, в частности, Ботаникой с экологией, Зоологией с экологией, Землеведением и краеведением. Эти курсы являются теоретической основой методики изучения окружающего мира. Связь с Современными технологиями преподавания естественнонаучных дисциплин, а также с Методикой изучения природы РМЭ в начальной школе, очевидна в связи с тем, что они дополняют, конкретизируют общие положения, изложенные в методике, полнее раскрывают ее содержание в соответствии со своей спецификой, региональными особенностями, приоритетными направлениями развития современной школы.

Задачи дисциплины состоят в следующем:

-раскрыть будущим учителям начальных классов суть интегрированного подхода к ознакомлению младших школьников с действительностью;

-показать место предмета «Окружающий мир» в современной системе школьного образования в свете необходимости формирования у последних целостного взгляда на мир, место в нем человека и определения с личностной позицией;

-дать студентам основополагающие сведения (с последующей практической отработкой) по содержанию, материальному оснащению, методам, формам работы с материалом естественнонаучной и обществоведческой направленности на ступени начальной школы, по формированию у детей научного мировоззрения и биосферной этики, привитию бережного отношения к природе, осуществлению задач по нравственному, экологическому, умственному и т.п. воспитанию;

  • показать в генезисе особенности становления методических идей по ознакомлению младших школьников с природным и социальным окружением;

  • ознакомить с многообразием существующих концепций по обучению учащихся начальных классов естествознанию и обществознанию;

  • раскрыть специфику отбора, построения и подачи обществоведческого и естествоведческого материала в разнообразных вариативных пропедевтических учебных, факультативных курсах однопредметной и интегративной модели образовательной области «Окружающий мир»;

  • показать преемственность в работе по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • сформировать у студентов умение самостоятельно разрабатывать урочное (внеурочное, внеклассное) занятие по естествознанию и обществоведению с сопутствующим уместным отбором материала, разработкой самодельного оборудования в русле обозначенного направления;

-способствовать в результате изучения данного курса выработке будущим учителем своей творческой личностной позиции в отношении преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах

профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, культурно-просветительной, социально-педагогической.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя начальных классов:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с программой учебного курса «Окружающий мир» с учетом психолого-физиологических особенностей младших школьников;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств ознакомления детей младшего школьного возраста с естественнонаучным и обществоведческим материалом;

- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

-воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей, патриотических убеждений и экологической культуры на основе индивидуального подхода;

  • применение современных педагогических технологий;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий природоведческой, экологической и обществоведческой направленности;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно- методических конференций;

-анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации

в области культурно-просветительной деятельности:

-формирование общей культуры младших школьников;

в области социально-педагогической деятельности:

  • оказание помощи в социализации учащихся;

  • планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания, ознакомление с методикой коррекционно-профилактической работы средствами природы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели выбору путей ее достижения (ОК-1);

-способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

-готов применять современные методики и технологии,в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК -2)

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • методику преподавания естествознания в ее историческом развитии, в т.ч. современные тенденции начального ественнонаучного (и обществоведческого) образования;

  • предмет, объект, цели, задачи и место курса «Окружающий мир» в системе начального образования, а также используемые методы исследования;

  • основные принципы отбора материала естественнонаучной, обществоведческой направленности, специфику тематического раскрытия образовательной области «Обществознание и естествознание» в рамках современных вариативных программ;

  • содержание образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе и возможности применения инновационных педагогических технологий в процессе ознакомления детей с окружающим миром;

  • пути формирования природоведческих и социальных представлений, понятий и умений;

  • классификацию приемов, методов обучения естествознанию; специфику и особенности применения словесных, наглядных, практических методов в процессе преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе;

  • характеристику и методику использования разнообразных средств обучения;

  • специфику организационных форм обучения; типологию, структуру и методику проведения различных типов уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий по окружающему миру

-технологию современного экологического образования младших школьников;

уметь:

- свободно ориентироваться в многообразии современных программ по естествознанию и обществоведению, предназначенных для обучения детей младшего школьного возраста (в целях пропедевтики - учащихся прогимназий);

- организовывать наблюдения детей за природными и социальными объектами и явлениями, при проведении опытной работы, использовать результаты наблюдений в учебном процессе;

- проводить диагностическое исследование уровня естественнонаучного и социального образования, экологической воспитанности младшего школьника;

- сбора, обработки и отсева необходимой информации, приемов работы в целях наиболее эффективного раскрытия младшим школьникам основной идеи соответствующего естественнонаучного, обществоведческого раздела;

- проводить опыты, практические работы естественнонаучного и социального направления

- применять промышленные и изготавливать собственные средства обучения, организуя тем самым природную среду, создавая условия для эффективного освоения учащимися действительности;

- организовывать и проводить с младшими школьниками различные виды внеурочной, внеклассной работы, в т.ч. и природоохранительной направленности; осуществлять пропаганду экологического воспитания учеников начальных классов;

- осуществлять аргументированную оценку деятельности детей, педагогов, родителей и соотносить свой опыт с существующими педагогическими теоретическими и практическими наработками; систематически заниматься самообразованием, внедряя современные технологии изучения окружающего мира;

- разрабатывать учебно-методическую документацию в области естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников;

- адекватно оценивать учебно-исследовательскую деятельность членов студенческой группы, проводить самоанализ и доказательно отстаивать свою точку зрения по конкретно-методическим вопросам;

владеть навыками:

- отбора и логического конструирования содержания естественнонаучного и обществоведческого образования, руководствуясь индивидуальными особенностями класса; определения типологии, структуры, методов, методических приемов обучения, наиболее приемлемых форм подачи учебного материала с учетом возрастных психолого-физиологических, педагогических возможностей детей и с опорой на знания специально выбранной программы;

  • составления тематических и поурочных планов по курсу;

  • определения системы представлений, понятий по программе курса, раздела, темы определенного урока окружающего мира; формулирования образовательных, развивающих и воспитательных задач;

- самостоятельного проведения психолого-педагогических исследований по проблемам обучения учащихся начальных классов в курсе «Окружающий мир» (реферат, курсовая и дипломная работа)

Структура и содержание курса «Преподавание интегративного курса «Окружающий мир»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 единицы, в которую входят : 21ч. лекций, 32ч. практических занятий, 55 ч. самостоятельной работы и всего 108 ч. Учебным планом предусмотрено изучение дисциплины в 4 и 5 семестрах, итоговая форма контроля - экзамен в 5 семестре и написание курсовой работы в 5 семестре.
Тематический план учебной дисциплины


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Методика преподавания окружающего мира – педагогическая наука. Объект, предмет исследования, задачи данного курса, методы исследования. Методологические основы методики преподавания, связь ее с другими науками

4

3

1

-

-

2

УО-1

2

Развитие методики преподавания естествознания в дореволюционной России и в советский период. Перестройка начального образования в 60-70 годы. Реформы школьного образования в 80-е годы. Основные этапы становления курса «Окружающий мир»

4

4

-

2

-

2

ПР-1


3

Поливариативность педагогических систем и разнообразие современных традиционных и альтернативных программ изучения природы «Природа и люди» З.А.Клепинина, «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова и др. . «Мир и человек»А.А.Вахрушев и др. «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриева . « Окружающий мир»,Е.В.Чудинова «Окружающий мир», О.Т.Поглазова и др.,«Зеленый дом»-А.А.Плешаков и др.

4

8

-

4

Т1




4

УО-1

4


Окружающий мир как учебный предмет. Образовательные и воспитательные задачи в начальных классах. Развитие познавательных способностей, наблюдательности, внимания, логического мышления, речи, творческих способностей в процессе обучения окружающему миру. Взаимосвязь воспитания и развития в процессе преподавания. Формиро- вание мировоззрения, элементарной целостности картины мира Задачи и содержание экологического нравственно-эстетического, патриотического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания. Смысл понятия «биосферная этика».

4

8

2

2

Т2

-

4

УО-1, ПР-1

5

Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по окружающему миру. Собственно педагогические и специфические принципы: сезонность, краеведческий, интеграции, экологический, культурологический, принцип «айсберга», «рюмки», «сказочных аналогий» (по А.А.Вахрушеву). Место и значение предмета окружающий мир в начальной школе. Система познавательных задач на уроках.

4

4

2

-

-

2

ПР-1

6

Формирование и развитие представлений и понятий. Классификация понятий. Система естественнонаучных представлений и понятий курса. Особенности формирования географических и экологических понятий.

4

8

2

2

Т6

-

4

ПР-2

7

Методы и приемы обучения в курсе окружающего мира. Классификация. Словесные и наглядные методы, виды практических методов. Наблюдение в начальной школе. Признаки, положенные в основу различных классификаций. Метод, как целостная совокупность приемов и их классификация. Организационные, логические и технические приемы, как составляющая метода обучения. Выбор методов и приемов обучения, их сочетания в учебном процессе по природоведению Элементы проблемного и программированного обучения при изучении природы.

4и 5

22

4

Т2

8

Т3

-

10

ПР-2

8

Понятие «форма обучения» как организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Урок-ведущая форма изучения природы и общества, его типология и функции. Специфика типов уроков по окружающему миру. Структура современного урока, его взаимосвязь с типом конкретного занятия. Комбинированные, предметные и обобщающие уроки. Экскурсии, эволюция экскурсионного дела, разновидности экскурсий на современном этапе. Виды работ на уроке, их сочетание. Особенности учета, оценки знаний, умений и навыков на уроке природоведения. Использование ТСО на уроках.

4

28

4

10

Т6,Т2

-

14

УО-2

9

Внеурочная работа в процессе изучения природы и общества в начальной школе, ее особенности. Виды внеурочной работы: в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке. Методика работы с дневниками наблюдений по классам. Домашняя работа по природоведению, ее особенности, классификация, специфика их контроля.

5

4

1

-

-

3

ПР-2

10

Внеклассная работа по природоведению, ее значение в учебно-воспитательном процессе. Виды внеклассной работы по природоведению. Методика проведения массовых мероприятий (День леса, Праздник урожая, День птиц, проведение недели экологии

5

7

1

2

-

4

ПР-2

11

Система оборудования в курсе окружающего мира. Принципы создания оборудования для уроков природоведения, его классификация. Отдел природоведения в помещении для начальных классов, методика работы в нем. Уголок живой природы. Географическая площадка, ее оснащение и значение в обучении природоведения. Школьный учебно-опытный участок. Организация, выбор культур, отделы участка. Методика практических занятий и наблюдений.

5

4

2

(Т2)

-

-

2

УО-1

12

Особенности обучения окружающему миру в малокомплектной школе.

5

4

2

-

-

2

УО-1

13

Специфика обучения детей 6-7 летнего возраста в курсе природоведения с учетом психолого-физиологических особенностей их развития. Критерии отбора содержания материала. Особенности требований к уровню знаний, умений, навыков учащихся. Отличительные черты методов и методических приемов, используемых при ознакомлении детей с окружающим миром. Многообразие современных интегрированных курсов для 1-2 классов.

5

4

-

2

(Т1)


-

2



ПР-2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

050100. 62 Педагогическое образование icon050100 педагогическое образование
...
050100. 62 Педагогическое образование icon050100 педагогическое образование
...
050100. 62 Педагогическое образование icon050100 педагогическое образование
...
050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
050100. 62 Педагогическое образование iconРабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...
050100. 62 Педагогическое образование iconРабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...
050100. 62 Педагогическое образование iconПрограмма модуля б основы социологии основная образовательная программа...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое...
050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск