Скачать 404.46 Kb.
|
ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета начальных классов _______________ /Гинзбург Ф.В./ «_____»______________20_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина Преподавание интегративного курса «Окружающий мир» Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки начальное образование и иностранный язык (английский язык), начальное образование и информатика Квалификация (степень) выпускника бакалавр Кафедра методики начального образования Курс 2-3 семестр 4-5 форма обучения очная
Рецензент(ы) __________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель дисциплины: усвоение будущими учителями и апробирование методических основ работы с материалами естественнонаучной и обществоведческой направленности в свете последующего формирования у детей младшего школьного возраста целостной научной картины мира. Место дисциплины в структуре ООП. Рассматриваемая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, вариативной части (Б.3.16), общая трудоемкость составляет 4 зачетных единицы. Дисциплина имеет большую взаимосвязь с другими дисциплинами цикла, в частности, Ботаникой с экологией, Зоологией с экологией, Землеведением и краеведением. Эти курсы являются теоретической основой методики изучения окружающего мира. Связь с Современными технологиями преподавания естественнонаучных дисциплин, а также с Методикой изучения природы РМЭ в начальной школе, очевидна в связи с тем, что они дополняют, конкретизируют общие положения, изложенные в методике, полнее раскрывают ее содержание в соответствии со своей спецификой, региональными особенностями, приоритетными направлениями развития современной школы. Задачи дисциплины состоят в следующем: -раскрыть будущим учителям начальных классов суть интегрированного подхода к ознакомлению младших школьников с действительностью; -показать место предмета «Окружающий мир» в современной системе школьного образования в свете необходимости формирования у последних целостного взгляда на мир, место в нем человека и определения с личностной позицией; -дать студентам основополагающие сведения (с последующей практической отработкой) по содержанию, материальному оснащению, методам, формам работы с материалом естественнонаучной и обществоведческой направленности на ступени начальной школы, по формированию у детей научного мировоззрения и биосферной этики, привитию бережного отношения к природе, осуществлению задач по нравственному, экологическому, умственному и т.п. воспитанию;
-способствовать в результате изучения данного курса выработке будущим учителем своей творческой личностной позиции в отношении преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, культурно-просветительной, социально-педагогической. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя начальных классов: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения в соответствии с программой учебного курса «Окружающий мир» с учетом психолого-физиологических особенностей младших школьников; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств ознакомления детей младшего школьного возраста с естественнонаучным и обществоведческим материалом; - использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - применение современных средств оценивания результатов обучения; -воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей, патриотических убеждений и экологической культуры на основе индивидуального подхода;
в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно- методических конференций; -анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации в области культурно-просветительной деятельности: -формирование общей культуры младших школьников; в области социально-педагогической деятельности:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели выбору путей ее достижения (ОК-1); -способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); -готов применять современные методики и технологии,в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК -2) Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
-технологию современного экологического образования младших школьников; уметь: - свободно ориентироваться в многообразии современных программ по естествознанию и обществоведению, предназначенных для обучения детей младшего школьного возраста (в целях пропедевтики - учащихся прогимназий); - организовывать наблюдения детей за природными и социальными объектами и явлениями, при проведении опытной работы, использовать результаты наблюдений в учебном процессе; - проводить диагностическое исследование уровня естественнонаучного и социального образования, экологической воспитанности младшего школьника; - сбора, обработки и отсева необходимой информации, приемов работы в целях наиболее эффективного раскрытия младшим школьникам основной идеи соответствующего естественнонаучного, обществоведческого раздела; - проводить опыты, практические работы естественнонаучного и социального направления - применять промышленные и изготавливать собственные средства обучения, организуя тем самым природную среду, создавая условия для эффективного освоения учащимися действительности; - организовывать и проводить с младшими школьниками различные виды внеурочной, внеклассной работы, в т.ч. и природоохранительной направленности; осуществлять пропаганду экологического воспитания учеников начальных классов; - осуществлять аргументированную оценку деятельности детей, педагогов, родителей и соотносить свой опыт с существующими педагогическими теоретическими и практическими наработками; систематически заниматься самообразованием, внедряя современные технологии изучения окружающего мира; - разрабатывать учебно-методическую документацию в области естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников; - адекватно оценивать учебно-исследовательскую деятельность членов студенческой группы, проводить самоанализ и доказательно отстаивать свою точку зрения по конкретно-методическим вопросам; владеть навыками: - отбора и логического конструирования содержания естественнонаучного и обществоведческого образования, руководствуясь индивидуальными особенностями класса; определения типологии, структуры, методов, методических приемов обучения, наиболее приемлемых форм подачи учебного материала с учетом возрастных психолого-физиологических, педагогических возможностей детей и с опорой на знания специально выбранной программы;
- самостоятельного проведения психолого-педагогических исследований по проблемам обучения учащихся начальных классов в курсе «Окружающий мир» (реферат, курсовая и дипломная работа) Структура и содержание курса «Преподавание интегративного курса «Окружающий мир» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 единицы, в которую входят : 21ч. лекций, 32ч. практических занятий, 55 ч. самостоятельной работы и всего 108 ч. Учебным планом предусмотрено изучение дисциплины в 4 и 5 семестрах, итоговая форма контроля - экзамен в 5 семестре и написание курсовой работы в 5 семестре. Тематический план учебной дисциплины
|
050100 педагогическое образование ... | 050100 педагогическое образование ... | ||
050100 педагогическое образование ... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Рабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» |