Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры





Скачать 144.11 Kb.
НазваниеПрограмма модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры
Дата публикации05.04.2015
Размер144.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
российский государственный педагогический университет има. и. герцена
ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА МОДУЛЯ
Б.1.9.ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

по направлению 050100. Педагогическое образование

профили: Дошкольное образование, Начальное образование

Утверждено на заседании кафедры

гуманитарного образования

Протокол № ____ от ______ 20__ г.

Зав. кафедрой

_________________________ ФИО




Утверждено на заседании Ученого Совета Волховского филиала

РГПУ им.А.И.Герцена

Протокол № ___ от _______ 20__ г.

Председатель Совета

________________________ ФИО


Волхов

2013 г.


Курс

1

Семестр

1 – ДО

1-2 – НО

Формы обучения

очная

Количество кредитов/часов (трудоемкость)

7/252

Из них аудиторных (час.)

108

Из них лекций (час.)

40

Из них практических занятий (час.)

68

Из них лабораторных занятий (час.)

0

Из них самостоятельная работа (час.)

108

Форма отчетности

Структура модуля

экзамен

Б.1.9.1.История социологических учений
Б.1.9.2.Общая социологическая теория



Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №788 от 22 декабря 2009 года.


Цель изучения модуля:

  • научиться грамотно и адекватно понимать и объяснять основные тенденции, закономерности, законы, проблемы развития общества, в том числе российского общества, опираясь на знания из истории социологии, общей и специальной социологической теории.


Задачи изучения дисциплины:

В результате успешного изучения модуля студент должен освоить следующие компетенции:

Начальное образование

Дошкольное образование

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);





В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные этапы развития социологической мысли, основные классические социологические концепции и современные направления социологической теории;

  • основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмов и форм социальных изменений;

  • основные законы функционирования общества.

Уметь:

  • анализировать основные социальные проблемы и процессы;

  • понимать окружающие социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России;

Владеть:

  • основными методами социологического исследования.



Основное содержание дисциплины:

  1. Тематический план



Темы разделов

Лекции (час.)

Практ. (час.)

История социологических учений

20

34

1

Классические социологические концепции

8

14

2

Отечественная социологическая мысль

6

10

3

Современные социологические концепции

6

10

Общая социологическая теория

20

34

4

Общество как социокультурная система

2

6

5

Социальная общность

4

6

6

Социальный институт

4

6

7

Социальный процесс

2

4

8

Социология личности

4

6

9

Методы социологического исследования

4

6



  1. Содержание разделов дисциплины (лекционный курс)

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

1. Классические социологические концепции

Социально-теоретические предпосылки возникновения западной социологии. О. Конт - родоначальник социологии. Социология Э. Дюркгейма. Структура общества в доктрине К. Маркса. «Понимающая социология» М. Вебера. Психологическая школа в социологии: Г. Тард, Г. Лебон.

2. Отечественная социологическая мысль

Периодизация истории отечественной социологии. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я. Данилевского. Идеология русского консерватизма в социологических взглядах К.Н. Леонтьева. Субъективная социология: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Формирование школ в отечественной социологии. Период институализации отечественной социологии. Социология в СССР. Отечественная социология в постсоветский период.

  1. Современные социологические концепции

Эмпирическая социология П.А. Сорокина. Чикагская школа и Хоторнский эксперимент. Доктрина «человеческих отношений» Э. Мейо. «Grand Theory» Т. Парсонса. Объективное направление в западной социологии: символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии.

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

  1. Общество как социокультурная система

Объект и предмет социологии. Понятие системы, системные свойства. Социальная структура. Социальная статика и социальная динамика.

  1. Социальная общность

Виды социальны общностей и их характеристика. Социальная стратификация и социальная мобильность.

  1. Социальный институт

Социальный институт как элемент социальной структуры общества. Виды социальных институтов и их характеристика. Функции социальных институтов.

  1. Социальная динамика

Социальный процесс. Прогресс и регресс как две формы социального процесса.

5. Социология личности

Понятие личности в социологии. Типологии личности в сициологии. Социализация. Девиация.

  1. Методы социологического исследования

Методы исследования в общей социологической теории. Методы конкретного социологического исследования: социологический опрос, анкетирование, анализ документации, метод интервью, статистический метод, социометрия.

  1. Темы семинаров

Семинар 1. Классические социологические концепции.

Семинар 2. Отечественная социология.

Семинар 3. Современные социологические концепции.

Семинар 4. Общество как социокультурная система.

Семинар 5. Социальная общность.

Семинар 6. Социальный институт.

Семинар 7. Социальная динамика.

Семинар 8. Социология личности.

Семинар 9. Методы конкретного социологического исследования.
Основные понятия дисциплины:

Общество, «социальное», социология; социологическая парадигма, классицизм, модернизм и постмодернизм. «Позитивные» науки, «социальная физика», социальная эволюция, закономерность общественного развития. Социальный дарвинизм, органицизм. Общественно-экономические формации, классы, классовая борьба, экономический детерминизм. «Социальный факт», общественное разделение труда, «механическая» и «органическая» солидарность, аномия. «Социальное действие», рационализация истории, бюрократия, легитимность власти. Подражание, масса, толпа, элита. Культурно- исторический тип, панславизм, «первичная простота», «цветущая сложность» и «вторичное упрощение», субъективизм в социологии. Маргинальная личность, «групповой дух», «человеческие отношения», «социальный невротизм», «революция менеджеров», социальная статика и социальная динамика, социальная стратификация и социальная мобильность, социальное действие, социальная система, социальный конфликт,

Общественные отношения, человеческая деятельность, системная детерминация, социальная структура, социальный институт, социальный процесс, прогресс и регресс, социальная общность, социальный статус, социальная роль, личность, социальная среда, социализация, нормативная личность, модальная личность, конформизм, инновация, ритуализм, эскапизм, мятежная личность, «homo sociologicus», десоциализация и ресоциализация, девиация, делинквенция.
Организация текущей аттестации:

п/п

Вид учебной работы

Максимальная оценка (бал.)

1

Посещаемость

54

2

Отчет по социологическому исследованию

30

3

Выступление по материалам социологического исследования на практических занятиях

20

4

Другие формы самостоятельной работы

30

5

Выступления на семинарах

46 и более

6

Ответ на один вопрос экзаменационных билетов

20


Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):

Осуществляется в форме экзамена по модулю. Оценку «5» (отлично) получает студент, набравший 200 баллов; оценку «4» (хорошо) – 180 баллов; оценку «3» (удовлетворительно) – 150 баллов.
Примерные вопросы к экзамену:

  1. Социально-теоретические предпосылки возникновения западной социологии.

  2. О. Конт - родоначальник социологии. Позитивизм.

  3. Социология Э. Дюркгейма.

  4. Структура общества в доктрине К. Маркса.

  5. «Понимающая социология» М. Вебера.

  6. Психологическая школа в социологии: Г. Тард, Г. Лебон.

  7. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я. Данилевского.

  8. Идеология русского консерватизма в социологических взглядах К.Н. Леонтьева.

  9. Субъективная социология: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

  10. Эмпирическая социология П.А. Сорокина.

  11. Чикагская школа и Хоторнский эксперимент.

  12. Доктрина «человеческих отношений» Э. Мейо.

  13. «Grand Theory» Т. Парсонса.

  14. Символический интеракционизм.

  15. Феноменологическая социология

  16. Этнометодология.

  17. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии.




  1. Объект и предмет социологии.

  2. Методы исследования в социологии.

  3. Общество как социокультурная система.

  4. Социальная общность.

  5. Социальная стратификация и социальная мобильность.

  6. Социальный институт как элемент социальной структуры общества.

  7. Социальная статика и социальная динамика. Социальный процесс.

  8. Прогресс и регресс как две формы социального процесса.

  9. Социализация и девиация.

  10. Общая социологическая теория.

  11. Специальные социологические теории.

  12. Методы конкретного социологического исследования.

  13. Социологический опрос и социологическая анкета.

  14. Интервью.

  15. Социометрия.

  16. Анализ документации.

  17. Метод эксперимента.


Организация самостоятельной работы:

Виды самостоятельной работы


Мин.кол. баллов

Максимальное

кол. баллов

Обязательные виды самостоятельной работы

Социологическое исследование

1

15

Библиографическая работа

1

10

Работа с Интернет-ресурсами

1

10

Дополнительные виды самостоятельной работы

Учебный реферат

0

10

Активность на кафедральном сайте

0

10

Проблемный реферат

0

10

Научный доклад на СНО

0

25


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. Добренькова В. Н. М., 2000.

Галактионов А.А. Русская социология 11 – 20 в.в.СПб., 2002.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: в 3 т. М., 2000.

Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М.,2011.

Лисицын С.А., Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. СПб.,2001.

Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. М.,2009.

Социология. Учебник для вузов. Отв. Ред. А.В. Воронцов. СПб., РГПУ, каф. Социологии. 2003.
б) дополнительная литература:

Аберкромби Н., Хилл С., Теренр Б. Социологический словарь. Пер. с англ; под ред. Ерофеева С. А. М., 2000. (КИЦ)

Асп Э. К. Введение в социологию / Пер. с фр./ - СПб.: 2000. (КИЦ)

Вебер М. Избранное. Образ общества.- М.: 1994.(КИЦ)

Ведолагин А.В. Политическая социология А.А. Богданова. Социс,1990,№ 6,с.132-140. (*)

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология, М., 2000. (КИЦ)

Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хрехов А. Е.Социология: Учеб. Пособие для ВУЗов. – М.: 2000.(КИЦ)

Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хрехов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. Пособие для ВУЗов. М.: 2000.(КИЦ)

Маркс К. Социология. Сборник. М., 2000.(КИЦ)

Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: 2000.(КИЦ)

Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: 1998.(КИЦ)(П)

Российская социология 60х годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999.(КИЦ)

Социалогическая энциклопедия. М., 2000.(КИЦ)

Сорокин П. А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб.,2000.(КИЦ)

Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд, об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.(КИЦ)

Сорокин П. А. Социологическая и культурная динамика. СПб., 2000.(КИЦ)

Социология в России. Под ред. В. А. Ядова М., 1998.(КИЦ)

в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

п/п

Модуль

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность




Основы социологии

http://ibooks.ru/


ЭБС iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет


http://www.iprbookshop.ru/

ЭБС Учебники и учебные пособия для университетов

http://www.biblioclub.ru

ЭБС Университетская библиотека онлайн

http://e.lanbook.com

ЭБС на платформе издательства «Лань»

http://fortuna2005.ucoz.ru/http://sociology2015.ru/

http://voluntary.ru/

http://socreal.fom.ru/

www.ecsocman.edu.ru

www.polis.ru

www.vciom.ru

www.fom.ru

www.romir.ru

www.auditorium.ru


кафедральный сайт

Каталог сайтов


Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Лекционные занятия:

    1. комплект электронных презентаций/слайдов,

    2. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук),

  2. Практические занятия:

    1. компьютерный класс,

    2. презентационная техника (проектор, экран, ноутбук),

Разработчики:

 Волховский филиал, кафедра гуманитарного образования




Профессор, д.филос.н., доцент










Фомин А.П. 

(место работы)




(должность, уч. степень, звание)




(подпись)




(ФИО)

Приложение 1
Примерная тематика рефератов по модулю «Основы социологии»:

Социология в ряду других общественных наук.

Сравнительно-исторический метод в социологии.

Диалектический метод в социологии.

Метод идеального моделирования в социологии.

Герменевтика как метод в социологии.

Основные принципы позитивизма и неопозитивизма в социологии

Особенности русской социологической мысли.

Исторические условия и теоретические предпосылки развития русской социологической науки.

Общество как социальная система.

Соотношение понятий “культура”, “цивилизация”, “общество”.

Парадигма в социологии.

Понятие «образ жизни» в социологии.

Социальная стратификация в современной России.

Основные социальные общности в современной России.

Понятие этноса в социологии.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Понятие конфликта в социологии.

Важнейшие социальные институты современной России.

Механизмы социализации личности.

Социальный статус личности.

Понятие девиации в социологии.

Социальная роль.

Девиантное поведения.

Теории аномии Э.Дюркгейма.

Основные типы отклоняющегося поведения в концепции Т.Мертона.
Приложение 2

Обеспеченность учебно-методической документацией

по модулю «Основы социологии»

(за полный прошедший учебный год)

(3-4 единицы из списка основной литературы; полный текст библиотечного каталога, приведенный на сайте фундаментальной библиотеки)

№п/п

Наименование

Модуля

Наименование

учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций

Количество экземпляров

Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента)

1.

Основы социологии

Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М.,2011.







Лисицын С.А., Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. СПб.,2001.







Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. М.,2009.







Социология. Учебник для вузов. Отв. Ред. А.В. Воронцов. СПб., РГПУ, каф. Социологии. 2003.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа: 44. 03. 05. 62 Педагогическое...
Основная образовательная программа: 44. 03. 05. 62 Педагогическое образование, профили: «Дошкольное образование», «Изобразительное...
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки...
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»...
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconХарактеристика профессиональной деятельности выпускника
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, профили Дошкольное образование, Иностранный язык
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100-Педагогическое образование
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
...
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование Утверждено на заседании кафедры iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск