Скачать 144.11 Kb.
|
российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ Б.1.9.ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению 050100. Педагогическое образование профили: Дошкольное образование, Начальное образование
Волхов 2013 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №788 от 22 декабря 2009 года. Цель изучения модуля:
Задачи изучения дисциплины: В результате успешного изучения модуля студент должен освоить следующие компетенции:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Основное содержание дисциплины:
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 1. Классические социологические концепции Социально-теоретические предпосылки возникновения западной социологии. О. Конт - родоначальник социологии. Социология Э. Дюркгейма. Структура общества в доктрине К. Маркса. «Понимающая социология» М. Вебера. Психологическая школа в социологии: Г. Тард, Г. Лебон. 2. Отечественная социологическая мысль Периодизация истории отечественной социологии. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я. Данилевского. Идеология русского консерватизма в социологических взглядах К.Н. Леонтьева. Субъективная социология: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Формирование школ в отечественной социологии. Период институализации отечественной социологии. Социология в СССР. Отечественная социология в постсоветский период.
Эмпирическая социология П.А. Сорокина. Чикагская школа и Хоторнский эксперимент. Доктрина «человеческих отношений» Э. Мейо. «Grand Theory» Т. Парсонса. Объективное направление в западной социологии: символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Объект и предмет социологии. Понятие системы, системные свойства. Социальная структура. Социальная статика и социальная динамика.
Виды социальны общностей и их характеристика. Социальная стратификация и социальная мобильность.
Социальный институт как элемент социальной структуры общества. Виды социальных институтов и их характеристика. Функции социальных институтов.
Социальный процесс. Прогресс и регресс как две формы социального процесса. 5. Социология личности Понятие личности в социологии. Типологии личности в сициологии. Социализация. Девиация.
Методы исследования в общей социологической теории. Методы конкретного социологического исследования: социологический опрос, анкетирование, анализ документации, метод интервью, статистический метод, социометрия.
Семинар 1. Классические социологические концепции. Семинар 2. Отечественная социология. Семинар 3. Современные социологические концепции. Семинар 4. Общество как социокультурная система. Семинар 5. Социальная общность. Семинар 6. Социальный институт. Семинар 7. Социальная динамика. Семинар 8. Социология личности. Семинар 9. Методы конкретного социологического исследования. Основные понятия дисциплины: Общество, «социальное», социология; социологическая парадигма, классицизм, модернизм и постмодернизм. «Позитивные» науки, «социальная физика», социальная эволюция, закономерность общественного развития. Социальный дарвинизм, органицизм. Общественно-экономические формации, классы, классовая борьба, экономический детерминизм. «Социальный факт», общественное разделение труда, «механическая» и «органическая» солидарность, аномия. «Социальное действие», рационализация истории, бюрократия, легитимность власти. Подражание, масса, толпа, элита. Культурно- исторический тип, панславизм, «первичная простота», «цветущая сложность» и «вторичное упрощение», субъективизм в социологии. Маргинальная личность, «групповой дух», «человеческие отношения», «социальный невротизм», «революция менеджеров», социальная статика и социальная динамика, социальная стратификация и социальная мобильность, социальное действие, социальная система, социальный конфликт, Общественные отношения, человеческая деятельность, системная детерминация, социальная структура, социальный институт, социальный процесс, прогресс и регресс, социальная общность, социальный статус, социальная роль, личность, социальная среда, социализация, нормативная личность, модальная личность, конформизм, инновация, ритуализм, эскапизм, мятежная личность, «homo sociologicus», десоциализация и ресоциализация, девиация, делинквенция. Организация текущей аттестации:
Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания): Осуществляется в форме экзамена по модулю. Оценку «5» (отлично) получает студент, набравший 200 баллов; оценку «4» (хорошо) – 180 баллов; оценку «3» (удовлетворительно) – 150 баллов. Примерные вопросы к экзамену:
Организация самостоятельной работы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. Добренькова В. Н. М., 2000. Галактионов А.А. Русская социология 11 – 20 в.в.СПб., 2002. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: в 3 т. М., 2000. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М.,2011. Лисицын С.А., Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. СПб.,2001. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. М.,2009. Социология. Учебник для вузов. Отв. Ред. А.В. Воронцов. СПб., РГПУ, каф. Социологии. 2003. б) дополнительная литература: Аберкромби Н., Хилл С., Теренр Б. Социологический словарь. Пер. с англ; под ред. Ерофеева С. А. М., 2000. (КИЦ) Асп Э. К. Введение в социологию / Пер. с фр./ - СПб.: 2000. (КИЦ) Вебер М. Избранное. Образ общества.- М.: 1994.(КИЦ) Ведолагин А.В. Политическая социология А.А. Богданова. Социс,1990,№ 6,с.132-140. (*) Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология, М., 2000. (КИЦ) Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хрехов А. Е.Социология: Учеб. Пособие для ВУЗов. – М.: 2000.(КИЦ) Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хрехов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. Пособие для ВУЗов. М.: 2000.(КИЦ) Маркс К. Социология. Сборник. М., 2000.(КИЦ) Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: 2000.(КИЦ) Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: 1998.(КИЦ)(П) Российская социология 60х годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999.(КИЦ) Социалогическая энциклопедия. М., 2000.(КИЦ) Сорокин П. А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб.,2000.(КИЦ) Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд, об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.(КИЦ) Сорокин П. А. Социологическая и культурная динамика. СПб., 2000.(КИЦ) Социология в России. Под ред. В. А. Ядова М., 1998.(КИЦ) в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Разработчики:
Приложение 1 Примерная тематика рефератов по модулю «Основы социологии»: Социология в ряду других общественных наук. Сравнительно-исторический метод в социологии. Диалектический метод в социологии. Метод идеального моделирования в социологии. Герменевтика как метод в социологии. Основные принципы позитивизма и неопозитивизма в социологии Особенности русской социологической мысли. Исторические условия и теоретические предпосылки развития русской социологической науки. Общество как социальная система. Соотношение понятий “культура”, “цивилизация”, “общество”. Парадигма в социологии. Понятие «образ жизни» в социологии. Социальная стратификация в современной России. Основные социальные общности в современной России. Понятие этноса в социологии. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Понятие конфликта в социологии. Важнейшие социальные институты современной России. Механизмы социализации личности. Социальный статус личности. Понятие девиации в социологии. Социальная роль. Девиантное поведения. Теории аномии Э.Дюркгейма. Основные типы отклоняющегося поведения в концепции Т.Мертона. Приложение 2 Обеспеченность учебно-методической документацией по модулю «Основы социологии» (за полный прошедший учебный год) (3-4 единицы из списка основной литературы; полный текст библиотечного каталога, приведенный на сайте фундаментальной библиотеки)
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Основная образовательная программа: 44. 03. 05. 62 Педагогическое... Основная образовательная программа: 44. 03. 05. 62 Педагогическое образование, профили: «Дошкольное образование», «Изобразительное... | 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»... | Характеристика профессиональной деятельности выпускника Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, профили Дошкольное образование, Иностранный язык | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100-Педагогическое образование | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... ... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное... |