Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование»





НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование»
страница1/22
Дата публикации23.06.2014
Размер2.79 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет физической культуры и спорта
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра

по направлению 050100.62 «Педагогическое образование»

профили: Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности.

(шифр направления подготовки в точном соответствии с рабочим учебным планом)
(очная форма обучения)

Квалификация (степень)
Бакалавр


Ульяновск, 2012
ФГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»»



Утверждаю

Ректор УлГПУ имени И.Н.Ульянова

А.А. Бакаев

« » 2013 г.


Номер внутривузовской регистрации



Основная образовательная программа
высшего профессионального образования



050100.62 Педагогическое образование

___________________________________________________________

(указывается код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки

Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности.

_____________________________________________________________________________

(указывается наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень)
Бакалавр

очная форма обучения

______________________________

(очная, очно-заочная и др.)

Ульяновск

2012

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».
1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

1.4. Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимому для освоения ООП ВПО

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

4.1. Годовой календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.4. Программы учебной и производственной практик.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников.
8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.


1. Общие положения


1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая в ФГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» по направлению по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: календарный учебный график, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» января 2011 г. № 46;

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в последних редакциях);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Устав ФГОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н.Ульянова».


1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

ООП бакалавриата по данному направлению подготовки имеет своей целью:

  • развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки;

  • подготовка бакалавра высокой квалификации, способного:

    - осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

    - способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

    - использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;

    - осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы,

    - выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.



1.3.2. Срок освоения ООП по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»:
по очной форме обучения - 5 лет.

1.3.3. Трудоемкость ООП направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» (бакалавриат).

Трудоемкость освоения студентом ООП в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 300 зачетных единиц (1 зач. ед. равна 36 академическим часам) и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
1.4. Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимому для освоения ООП ВПО.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Абитуриент должен владеть знаниями, умениями и навыками, которые определены ФГОС основного общего образования.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности:

- образование;

- социальная сфера;

- культура.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» являются:

- обучение;

- воспитание;

- развитие;

- образовательные системы.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- педагогическая;

- культурно-просветительская;

- научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и с учетом профилей подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

- в области педагогической деятельности:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- в области культурно-просветительской деятельности:

изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

- в области научно-исследовательской деятельности:

сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.
3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник со степенью бакалавр Педагогического образования по профилям «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности» должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции (ПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Календарный учебный график.

Последовательность реализации ООП ВПО бакалавров по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы указаны в графике учебного процесса.
4.2. Учебный план подготовки бакалавра по направлению 050100.62 «Педагогическое образование».

Учебный план отображает логическую последовательность освоения циклов Б1 , Б2, Б3 и разделов Б4, Б5, Б6 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

Базовые части учебного плана содержат перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Вариативные части учебного плана сформированы в соответствии с профилями подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» и требованиями работодателей региона. В плане определен перечень и последовательность изучения модулей и дисциплин.

Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся установлен Ученым советом вуза.
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ООП бакалавра по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».
В состав ООП бакалавриата входят рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) базовой, вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента.

Ниже приводятся краткие аннотации содержания дисциплин учебного плана.
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Б1:

Базовая часть
Б1.Б.1 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Цели освоения дисциплины: приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования.

    Место дисциплины в структуре ООП подготовки бакалавра: Актуальность изучения дисциплины обусловлена тем, что владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. Вместе с тем вузовский курс иностранного языка является одним из элементов системы обучения иностранному языку «школа – вуз – послевузовское обучение (повышение квалификации, самообразования)».

Требования к результатам освоения дисциплины: студент должен:

знать:

  • один из иностранных языков в объеме примерно 4000 учебных лексических единиц, из них примерно 800-1000 единиц специальной лексики;

  • грамматический минимум, включающий грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

  • дифференциацию лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая);

  • основные способы словообразования;

  • основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;

  • культуру и традиции стран изучаемого языка;

  • основные особенности обиходно-литературного, официально-делового и научного стиля речи, а также стиля художественной литературы;

уметь:

  • письменно оформлять различные виды речевых произведений (аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография);

  • поддерживать устные речевые контакты в ситуациях профессионального общения;

  • читать оригинальную литературу по специальности для извлечения необходимой информации;

владеть:

  • чтением транскрипции, спецификой артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;

  • основными особенностями полного стиля произношения, характерными для сферы профессиональной коммуникации;

  • свободными и устойчивыми словосочетаниями, фразеологическими единицами;

  • правилами речевого этикета;

  • основами публичной речи (устное сообщение, доклад);

  • культурой межнационального общения.

Краткое содержание дисциплины: Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Общая трудоемкость дисциплины: 324 часа.

Разработчики рабочей программы дисциплины: кандидат филологических наук, доцент О.В. Муратханова (французский язык); к.п.н., доцент Л.Е.Смирнова (немецкий язык).

Б1.Б.2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Цели освоения дисциплины: содействовать развитию грамотной речи.

    Место дисциплины в структуре ООП подготовки бакалавра: Учебная дисциплина «Педагогическая риторика» на факультете Физической культуры и спорта основана на знании теории и истории русского правописания и предполагает выработку навыков грамотного письма на более глубоком, чем в средней школе, уровне; овладение нормами русского литературного языка в его функционально-стилистическом аспекте; приобретение навыков ораторского искусства.

    Курс русского языка и культуры речи призван помочь студентам в овладении речью как важнейшим средством общения, важнейшим инструментом в профессиональной деятельности. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.

Требования к результатам освоения дисциплины: студент должен:

знать

  • о сущности культуры речи как учебного предмета и научной дисциплины;

  • о речевой деятельности, ее структуре и разновидностях, о речевой
    ситуации;

  • о формах речи (устной и письменной), о ее диалогической и
    монологической разновидностях;

  • об основных коммуникативных качествах речи и функциональных стилях
    русского языка, о дифференциации русского языка и его подсистемах
    (орфоэпической, акцентологической, лексической, морфологической,
    синтаксической);

  • о сущности нормы литературного языка, динамике ее развития;

  • об основных типах лингвистических словарей и принципах поиска
    необходимой информации;

  • о принципах и правилах русской орфографии и пунктуации;

  • об истории становления ораторского искусства;

уметь:

  • ориентироваться в различных речевых ситуациях; учитывать, кому, кто,
    что, с какой целью, где и когда говорит / пишет;

  • реализовать свои коммуникативные намерения адекватно ситуации;

  • владеть жанрами устной речи, которые необходимы для
    свободного общения (деловая беседа, доклад, отчет, критические замечания, оценка, обмен информацией, дискуссия);

  • соблюдать правила речевого этикета;

  • владеть профессионально значимыми речевыми жанрами: уметь
    составлять официальные письма, служебные записки, постановления,
    решения собраний, рекламные объявления, инструкции; писать
    информационные, критические и похвальные заметки в газету;

  • редактировать написанное;

владеть:

  • нормами русского литературного языка;

  • правилами русской орфографии и пунктуации;

  • навыками корректного речевого контакта с соблюдением правил речевого
    этикета;

  • навыками грамотного в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформления письменных текстов;

  • навыками использования различных типов словарей.

Краткое содержание дисциплины: Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Общая трудоемкость дисциплины: 72 часа.

Разработчики рабочей программы дисциплины: зав. кафедрой русского языка Н.В. Воронина, асс. А.Д. Салманов.

Б1.Б.3 ИСТОРИЯ

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов целостных, систематизированных знаний об основных закономерностях, периодах и особенностях мирового исторического процесса, обращая при этом особое внимание на анализ основных процессов и фактов истории России.

Место дисциплины в структуре ООП подготовки бакалавра: Место учебной дисциплины – в системе теоретических курсов, изучающих основные законы развития общества и особенности деятельности его различных сфер. Знания, умения полученные при освоении дисциплины, необходимы студентам в дальнейшем процессе обучения основам философии, политологии, экономики, культурологи.

Требования к результатам освоения дисциплины: студент должен знать:

  • место истории как науки в системе социально-гуманитарного знания, ее особенности;

  • основные понятия и термины, отражающие исторический процесс;

  • периоды и закономерности в развитии мирового исторического процесса и месте в нем России;

  • географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории

  • особенности и основные факты социально-экономического и общественно-политического развития, внешней политики России на разных этапах ее развития;

  • важнейшие достижения отечественной культуры.

Уметь:

  • анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно оценивать их,

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственными и временными рамками изучаемых исторических процессов и явлений;

  • определять роль общества, государства и конкретных исторических личностей в истории России

  • видеть перспективы общественного развития в современной Российской Федерации ,

  • анализируя современную социально-экономическую и политическую обстановку с использованием методов исторической науки

  • анализировать разноплановые по содержанию и происхождению исторические источники , формировать на их основе относительно точные и доказательные суждения по проблемам всемирной и российской истории.

  • вести дискуссию на исторические темы, доказательно обосновывать при этом свою точку зрения и мировоззренческую позицию.

  • самостоятельно работать с научной, учебной , справочной и учебно-методической литературой.

  • конспектировать научные тексты и выделять главные положения в исторических источников;

Владеть:

  • приемами работы с разнообразными историческими источниками, научной исторической ,справочной литературой (картами, таблицами, схемами),а также ресурсами сети Интернет при подготовке к занятиям

  • приемами работы с разнообразными историческими источниками, научной исторической , справочной литературой (картами, таблицами, схемами),а также ресурсами сети Интернет при подготовке к занятиям

  • навыками исторической аналитики,

  • навыками публичного выступления

Краткое содержание дисциплины: Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.

Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Общая трудоемкость дисциплины: 108 часов.

Разработчики рабочей программы дисциплины: ст.преп. Паулкин С.В.
Б1.Б.4 ФИЛОСОФИЯ

Цели освоения дисциплины: формирование у студентов научно-гуманистического мировоззрения, обеспечение передачи философских знаний как «квинтэссенции культуры» и общесмыслового контекста становления личности от поколения к поколению, развитие глубоких и полных представлений об основных закономерностях развития природы, человека и общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconПрограмма модуля б основы социологии основная образовательная программа...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100....
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconВысшего профессионального образования
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100-Педагогическое образование


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск