Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 050100 – Педагогическое образование (профиль «История») Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2013 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»). 1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»).1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат). 1.4 Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»).2.1. Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История») 4.1. Годовой календарный учебный график. 4.2. Учебный план подготовки бакалавра. 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин. 4.4. Программы учебных и производственной практик. 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История») в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского. 6. Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников. 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»). 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата. 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.Приложения 1. Общие положения1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»), представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы (ПООП). ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя:
1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»).Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:
1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат):1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата - развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки ВПО 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»). 1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата – 4 года для очной формы обучения.1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата - 240 зачётных единиц (245 зачетных единиц вместе с факультативами) за весь период обучения, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП, согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»).1.4. Требования к абитуриенту: абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»).2.1. Область профессиональной деятельности выпускника включает образование, социальную сферу, культуру.2.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История») являются обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы в целом.2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника бакалавра по направлению подготовки 030600 «История»: педагогическая и культурно-просветительская.2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника в области педагогической деятельности: - изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; - организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; - организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; - использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; - осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; в области культурно-просветительской деятельности: - изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; - организация культурного пространства; - разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; - популяризация профессиональной области знаний общества. 3. Компетенции выпускника бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ОК-2 – способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; ОК-4 - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; ОК-5 - готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; ОК-6 - способность логически верно строить устную и письменную речь; ОК-7 - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; ОК-8 - готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией; ОК-9 - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ОК-10 - владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; ОК-11 - готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ОК-12 - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; ОК-13 - готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; ОК-14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; ОК-15 - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; ОК-16 - способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): ОПК- 1 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-2 - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОПК-3 - владение основами речевой профессиональной культуры; ОПК-4 - способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; ОПК-5 - владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения; ОПК-6 - способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; в области педагогической деятельности: ПК-1 - способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-2 - готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; ПК-3 - способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-5 - готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; ПК-6 - способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников; ПК-7 - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; в области культурно-просветительской деятельности: ПК-8 - способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; ПК-9 - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности; ПК-10 - способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности; ПК- 11 - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»). В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»), содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. 4.1. Календарный учебный график определяет последовательность реализации ООП ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История») по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.4.2. Учебный план подготовки бакалавра 050100 - Педагогическое образование (профиль «История»)4.3. Рабочие программы дисциплин (Приложение 1).Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть Философия Иностранный язык (английский, немецкий, французский) Культура речи Экономика образования История Вариативная часть Основы права Образовательное право Профессиональная этика История религии Логика / Риторика Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть Информационные технологии Основы математической обработки информации Естественнонаучная картина мира Возрастная анатомия, физиология и основы школьной гигиены Вариативная часть Основы экологической культуры / Историческая география России Профессиональный цикл Базовая часть Психология Общая психология Возрастная психология Психодиагностика Конфликтология Психологический тренинг Педагогика Общая педагогика Теория воспитания и дидактика Семейная педагогика История педагогики и сравнительная педагогика Техника педагогического общения Методика обучения и воспитания по истории Методика воспитательной работы и воспитательные технологии Методика преподавания истории Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Безопасность жизнедеятельности Вариативная часть Археология и история первобытного общества История России до конца XVII века История России XVIII - начала XX века Новейшая отечественная история История Древнего мира История средних веков История нового времени История новейшего времени Современная история России Этнология и социальная антропология История исторической науки Источниковедение История Саратовского края Историческое краеведение Основы религиозных культур и светской этики Мифология / Археология Поволжья История отечественной культуры / История мировой культуры История западноевропейской семьи XV – XX вв. / История крестьянства Историческая демография / Историческая психология Социальная история России / Экономическая история России Россия (СССР) в войнах и конфликтах XX в. / История русского военного искусства Методика правового воспитания / Методика организации внеклассной работы по предмету Методика преподавания МХК / Методика преподавания обществознания Межпредметные связи на уроках истории / Оргнизация внеаудиторной занятости по предмету Современные средства оценивания результатов обучения и воспитания / Интерактивные образовательные технологии Теория и методика обучения истории / Теория и методика изучения истории Генеалогия / Геральдика и сфрагитика Факультативы История университетов Имеджелогия Физическая культура 4.4. Программы учебной и производственной практик (Приложение 2). В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История») учебные и производственная практики представляют собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся. 4.4.1. Программы учебных практик. При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды учебных практик: Учебная 1 (археологическая) Учебная 2 (музейная) 4.4.2. Программа производственной практики. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль «История») для обучающихся предусмотрены следующие производственные педагогические практики: Производственная (педагогическая) 1 Производственная (педагогическая) 2 |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника) | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника) | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100.... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа Учебной дисциплины ботаника (анатомия и морфология... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» |