Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу)





Скачать 68.98 Kb.
НазваниеМарина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу)
Дата публикации02.08.2013
Размер68.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
Марина Янич (г.Вранье), Валентина Майкова (СПФ МГИУ)
Экологическое содержание в обучении культуре речи
Введение

Экологические движения в мире зачастую занимаются охраной окружающей среды в кризисных ситуациях, когда нарушается гармония природы на земном шаре, который нам тысячелетиями предоставляет свой гостеприимный дом. В серьезной опасности находится растительный и животный мир, да и человеческий род не в лучшем положении – живем в условиях загрязнения воздуха, почвы, пищи, разрушения озонового слоя и серьёзных климатических изменений.

Актуальность темы экологии не может пренебрегаться и в обучении языка и культуры речи, хотя об этом больше всего говорится на уроках, непосредственно связанных с окружающей средой. Между тем, изучение экологии окружающей среды, т.е. развитие экологического сознания, на занятиях по культуре речи может быть осуществлено совершенно иным способом. Именно в отличие от приведенных научных фактов о природе и её жителях экологические содержания, например, на уроках языка и литературы получают художественный и эстетический уровень. Поэтому экологические темы в обучении речевой культуры занимают особое место и имеют особое значение в популяризации актуальных и жизненных вопросов.

Источники и интерпретация экологических тем

Экологические содержания в обучении речевой культуре имеют два источника: первичный и вторичный.

Первичные экологические содержания вытекают из непосредственной окружающей среды: деревенского двора, городского парка, луга, рощи, озера, реки, моря, горы. Такой прямой контакт с природой учащиеся могут осуществлять в процессе учебной организации:

гуляния до ближней городской зелени,

загородная прогулка,

экскурсия на природу и т.д.

Вторичные источники экологической проблематики – это художественные произведения литераторов, живописцев или композиторов. Экологические разговоры можно вести и на основании документальных (Эти прекрасные маленькие существа) или художественных фильмов (Некоторые птицы никогда не полетят), пьес или театральных игр для детей и молодёжи (Экологическая планета), молодёжных журналов по специальности (National geograhic Junior), телевизионных передач (Существование), художественных фотографий.

На основании различных источников экологических содержаний, преподаватель может провести уроки речевой культуры творчески и интересно, так, чтобы учащиеся через выбранное языковое выражение достигли не только эстетики речи, но и могли научиться формулировать точные, логичные, понятные и поучительные констатации и выводы в связи с экологической темой.

Развитие экологической мысли и её языковой формовки можно достичь при помощи речевых упражнений для правильного произношения слов, когда принципы правильной артикуляции и ударения показываться на примерах экологического содержания. Это так называемая второстепенная учёба.

Однако эффект будет несравнимо большим, когда об охране природы говорится в границах стилистически-композиционных речевых упражнений. Эти упражнения самые сложные, они представляют собой комплектное речевое событие учащегося, его организованная отвлечённо-логическая, грамматическая, стилистическая и прагматическая встреча. Значит, в подготовке своего изложения экологического содержания, ученик должен хорошо познакомиться с этой проблемой, потом ему надо собрать материал для изложения, и наконец, он должен сделать план изложения на основании выбора важных, интересных и для темы релевантных данных. План изложения очень важен, потому что ученик на его основании будет формировать композицию изложения (введение, разработка, вывод), сосредоточиться на сущности экологической проблемы, сможет избежать запутанности и удаления от темы, подумает и о способе интерпретации речевой цельности. Значит, он подготовится к ясному изложению, лишённому ненужных слов, стилистически сформированному (без фразёрства, стереотипов), языковому выражению. Он строго подойдет к выбору лексики, сможет при помощи многозначных слов и стилистических фигур поиграть словами. Хорошо спланированная и организованная речевая цельность содержит правильную дикцию, соответствующую мелодии предложения и положения, которое ученик займёт во время речи. Это не может быть ни слишком вольным, ни слишком неподвижным положением, но природным и естественным, что приведет к соответствующей жестикуляции и мимике.

Речевые упражнения повествования в рамках экологической тематики могут быть связаны с рассказами о личном общении с природой или с пересказом экологических текстов из журналов и книг. Ученикам эти речевые события дают возможность интерпретации интересного содержания близким и удобным для них способом. Эти способы присутствуют в обучении уже в первом классе начальной школы. Разговорное упражнение сообщение – разновидность повествования – характерно для учеников третьего и четвёртого классов, когда они кратким, содержательным и понятным способом рассказывают об экскурсии в горах, на море, озере. Можно сообщать о каком-то экологическом мероприятии (Зелёная пятница) или о другом организованном экособытии.

Речевые упражнения описания экологических содержаний можно проводить описанием пейзажа, флоры и фауны, многочисленных деталей природы. С этими формами речи ученики встречаются ещё в первом классе начальной школы, но требования через классы увеличиваются и усложняются. Кроме приведённых композиционных и структурных элементов, для этого вида речевого упражнения характерен один важный момент по отношению к упражнениям повествования, а это – развитие силы наблюдения визуальными, аудио, осязаемыми, вкусовыми способностями (при помощи чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и запаха). Учителю при собирании материала в природе или в зоопарке, нужно направлять наблюдение ученика к интересным подробностям, на основании которых ученик может прийти к продуманным выводам. Подробным и внимательным наблюдением за природной действительностью ученики по–настоящему научаться ценить природу, смогут наслаждаться красотами и чистой эстетикой природы. Упражнения описания, кроме основных задач развития культуры речи, имеют цель и воспитание восприятий и открытие всей подлинной правды о природе, с одной стороны, и её эстетическое восприятие с другой стороны. Эстетика природы проявляется через игры красками природы (восход и закат солнца, звёздное небо, отблеск водных поверхностей, снега, успокаивающее действие природной зелени), мелодией природы (свист ветра, пение птиц, зов животных, журчание ручья, шум реки, пенистость волн) и движения природы.

Речевые упражнения изложения подразумевают объяснение экологической проблематики на основании аналитическо-синтетических отвлечённых операций. Ученики младших классов могут приготовить короткие лекции на экологические темы. Писание и чтение научных докладов – сложное дело, оно предназначено для старших учеников.

Речевые упражнения обсуждения предназначены для учеников старших классов начальной школы. Они могут вести дебаты или дискуссию, когда при помощи аргументов будут доказывать исходные тезисы экологических содержаний.

К отдельном видам речевых упражнений относятся толковое чтение, рассказ, чтение наизусть литературно-художественных текстов или исполнение пьес. Через эти толково-художественные речевые упражнения, через особые выразительные средства акустических речевых констант и сопровождение их несловесными элементами речи особенно проявляются семантика и эстетика литературно-художественного текста. Ученик может художественным толкованием выбранного литературного вида с экологической тематикой вызвать интерес аудитории, побудить к мыслям, чувствам и настроениям, направленным на охрану растительных и животных пород, планеты Земля и существования самого человека на ней. Лирическое и отвлечённое восприятие природы вызывается особенной интонацией предложений, подходящим интетситетом, приспособленным темпом рассказа. Правильное ударение и артикуляция звуков и слов в основном поможет не только акустическому, но и эмоциональному впечатлению, который ученик производит на слушателей. Выступление не должно содержать дрожание в голосе, заикание. Учитель должен помочь ученику овладеть техникой и так называемой картой дыхания, т.е. на тексте, который читается обозначить места для вдыхания воздуха.

Толковое чтение, рассказ или чтение стихов подразумевает определённое положение, жестикуляцию и мимику, которые будут поддерживать и отражать содержание уже сказанного.

Приведённые виды речевых упражнений можно организовать на основании первичных и вторичных источников. Разница в том что, когда идёт речь о вторичных источниках экологического содержания, речевые упражнения могут быть составной частью артикуляции уроков литературы, фильма, театра и тому подобное.

Естественность человеческого рода больше всего сохранена у детей. И в процессе созревания и воспитания ученик принимает черты общественного существа, принадлежащего к особой социальной группе с принятой системой поведений и стоимостей. Поэтому большое количество стихотворений для детей посвящены (начав с Дядей Йовы Змая: Какой красивый этот мир до песен Мильковича Песня о цветке). В них описаны разные случаи, происходящие с животными, чаще всего с домашними, но иногда и с дикими. И не только поэзия, но и проза, предназначенная детям, заполнена страницами, которые пахнут любовью к растениям и животным (Маленький принц Экзюпери выращивает розы и приручает лису). Также журналы для детей посвящаются природному миру растений и животных («Политикин забавник», «Мали креативац»). Статьи и комиксы из журналов можно толковать не только на уроках речевых упражнений, но они могут использоваться для постановки новых экологических вопросов.

Выводы

Существует тесная связь в тематическом отношении между экологией и обучением речевой культуры. Уроки, организуемые в естественном окружении или на основании пережитого экологического содержания, одинаково успешно и интересно могут осуществить учебные цели и задачи этих двух учебных областей. Экология может дать тематическое вдохновение для глубокого и настоящего восприятия естественной действительности, в которой мы живём и работаем, с одной стороны, и для совершенствования форм устного выражения учеников, с другой стороны. Красота природы может вдохновить к развитию красоты устного языкового выражения учеников, и наоборот: языковая интерпретация и организация могут способствовать эмоциональному и эстетическому восприятию природы и эко-системы в ней, а ещё и принимать участие в ее охране.

Уроки речевой культуры, проводимые через призму экологии, должны быть также спонтанными, непосредственными, интересными, остроумными, как и сама природа. Это единственный и настоящий способ восприятия естественных фактов, осознания себя, как части эко-системы при помощи инструментов языка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) icon«Самое интересное, что это не просто вранье, а вранье от первого до последнего слова»
В начале сцена затемнена, и слышен только голос пеппера, разговаривающего по телефону
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconМехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок
Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области"
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconВузовской литературы
Памятка автору вузовской литературы / Ред изд совет Моск гос индустриального ун-та; Изд центр мгиу.— М.: Мгиу, 2009. — 116 с
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconКультурология. II курс иф «Юриспруденция» и спф «Социальная педагогика»
Преподаватели Т. А. Кибардина, Н. Г. Кульмаметьева Общая трудоемкость 72 ч. 36 ауд ч. (18 лекц. 18 сем.), 3-й семестр
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) icon"Они были первыми. Валентина Терешкова 50 лет со дня полёта первой женщины в космос"
В этом реферате: Почему в космос полетела именно Валентина Терешкова?
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconКонкурс ставит перед собой задачу оценки не только внешних данных...
Фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме реализуют свой творческий потенциал, раскрывают свои таланты и демонстрируют интеллектуальные способности....
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconЮ. Н. Мишустин выход из тупика
Вы знаете о гипертонии в лучшем случае – мифы, а в основном просто вранье. Потому, что люди, внушающие нам эти «знания», не заинтересованы...
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconМарина Мазалова История педагогики и образования Марина Алексеевна...
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconВалентина Терешкова: Главное себя преодолеть и поверить в свои силы
Нет, их влекли настоящие звезды. Планеты, туманности и галактики казались не такими уж недосягаемыми, и школьники писали в своих...
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconВалентина Терешкова: Главное себя преодолеть и поверить в свои силы
Нет, их влекли настоящие звезды. Планеты, туманности и галактики казались не такими уж недосягаемыми, и школьники писали в своих...
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научная редакция к ф н. Владимира Майкова Изд-во Трансперсонального Института, 1996
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconАссистент каф. Ммт, Елишева Валентина Яковлевна
Ассистент каф. Ммт, Елишева Валентина Яковлевна (степень, звание, фамилия, имя, отчество составителей)
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconМайкова А. Н. «Введение в изучение истории»
А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание....
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconУстав
Принят конференцией научно-педагогических и других категорий работников и обучающихся мгиу
Марина Янич (г. Вранье), Валентина Майкова (спф мгиу) iconВалентина Лаврова Валентина Лаврова Ключи к тайнам жизни. Часть 6...
Бронзового века, их тяжелые переходы с опасными перевалами еще никому не удавалось обойти. Зато пройдя их, человек крепчает характером...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск