13 декабря 2012г. в МКДОУ «ДС «Ёлочка» г. Тарко – Сале прошло заседание Совета педагогов по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Т.Ю. Оносова, заведующая раскрыла педагогам тему «Экологическое воспитание дошкольников на современном этапе». Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако, зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуры, экологическое мышления, экологического сознания, экологически оправданное отношение с природой.
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Л.В. Шибакова провела беседу о значении познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Педагогам задавались вопросы, проходило обсуждение, была проведена игра.
1. Что вы подразумеваете под понятием “познавательная деятельность”?
(Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.)
2. Что такое “проблема”?
(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.)
3. Что такое “гипотеза”?
(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.)
5. Как вы понимаете термин “эксперимент”?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.)
6. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?
(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.)
7. Какие этапы исследования вы знаете?
(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и форформулирование выводов.)
8. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?
(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.)
9. Как увидеть и сформулировать проблему?
(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.)
10. Как необходимо выдвигать гипотезы?
(Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)
11. Какие вопросы нужно задавать в процессе познания?
(Восполняющие: “где”, “когда”, “кто”, “почему”, “какие”. Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего. Уточняющие: “верно ли, что…”, “должен ли…”, “что было бы, если…”; “что случилось бы, если…”.)
12. Как оценить гипотезу или идею ребенка?
(Лучший способ – проверить ее в ходе исследования, но возможен и другой – оценить в уме с помощью специальной матрицы. Например, существует проблемная ситуация – нам нужно жилище для котенка (щенка). Можно предложить детям высказать свои идеи и зафиксировать их на бумажном листе.)
13. Как провести эксперимент?
(Можно провести мысленный эксперимент – спросить ребенка: “Что можно сделать из листа бумаги?”, “Какой вид транспорта самый быстрый?”. А можно провести опыт с реальными предметами – определить плавучесть предметов, свойства воздуха, как исчезает вода и т. д.)
14. Перечислите материалы, необходимые для организации детского экспериментирования в группе?
(Сосуды разной формы и разного объема, воронки из разного материала, резиновые груши, пипетки, природный материал, бросовый материал, увеличительные стекла, микроскоп, пробирки, механические и песочные часы, свеча в подсвечнике, ножницы, бумага, карандаши, линейка и т. д.)
15. Как организовать развивающую среду, которая способствует формированию у детей исследовательских знаний и умений? Вывод: Чаще говорить с каждым ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов; рассуждать вслух и обосновывать свои суждения.
Задавать как можно чаще вопросы типа: “Как ты думаешь?..”.
Всегда внимательно выслушивать рассуждения ребенка и при этом никогда не иронизировать
Далее педагогов познакомили с результатами тематической проверки «Организация поисково – познавательной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» и результаты смотра – конкурса на лучший уголок природы в группе.
Очень интересно прошла деловая игра с педагогами. 1 задание. Каждая команда придумала название, девиз, эмблему и презентовала.
Команда «Буратино» Команда «Ромашка»
Девиз: «Суем свой нос в любой вопрос» Девиз: Мы ромашки не простые
Мы ромашки озорные,
Люби прыгать и скакать
И детишек развлекать. 2 задание. Кроссворд. В этом кроссворде написаны названия растений, которые есть в детском саду, должны быть по программе в уголках природы. Все они вам знакомы. Каждая команда самостоятельно заполняет кроссворд. В слове ФОКУС букву О
Замени в мгновение –
И узнаешь ты его.
Назови растение. ФИКУС.
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их удержать.
Вот так и висят те пучки – малолетки.
На нитях зеленых растения – детки. ХЛОРОФИТУМ
Среди листьев огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так прозвал его народ.
Много он водички пьет.
А как правильно назвать –
Постарайтесь угадать. БАЛЬЗАМИН
У меня растет лиана
В кадке около дивана.
Листья у нее резные
И окошечки сквозные. МОНСТЕРА
Из листка на удивленье –
Можно вырастить растение.
Я сорву листок – не жалко.
Будет новая ФИАЛКА
Весь в колючках, некрасивый,
Но однажды всем на диво
Летом начал он цвести –
Так, сто глаз не отвести. КАКТУС
В нашем садике растет,
Никогда он не цветет.
Листья у него как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветет,
Человек там клад найдет. ПАПОРОТНИК
Стебли древовидные.
Листья мечевидные.
Может он живет сто лет?
Что вы скажете в ответ? АЛОЭ
Пахнут стебли и цветочки,
Опушенные листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою ГЕРАНЬ
3 задание. Составьте схему проведения опыта по взаимодействию
1 команда. Вода и песок.
2 команда. Вода и глина.
4 задание. Книга рекордов природы (каждая команда по очереди отвечает на вопрос)
Самый длинный язык у … ХАМЕЛЕОНА.
Самое умное животное … ДЕЛЬФИН
Самое сильное обоняние у БАБОЧКИ
Больше всего глаз у МУХИ. СТРЕКОЗЫ
Лучше всех слышит СОВА
Быстрее всех летает СТРИЖ
Чемпионы по долгожительству ЧЕРЕПАХИ
Самые зубастые АКУЛЫ.
Чемпион по глотанию УДАВ
Чемпион по нырянию КИТ, ЧЕРЕПАХА
5 задание. Составьте план опытов, экспериментов, наблюдений по теме недели (тема недели по выбору команды).
6 задание. Попробуйте смоделировать как поисково – познавательную деятельность, эксперимент можно ввести в НОД:
1 команда. НОД «Чтение художественной литературы
команда. НОД «Художественное творчество».
7 задание. Игра «Хорошо - плохо».
Воспитатели называют положительные и отрицательные стороны игры. Команда №1 – хорошо, команда №2 – плохо. Предложили на обсуждение педагогам проект решения педагогического совета.
Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Шире использовать игровые педагогические технологи в экологическом воспитании дошкольников.
Составить перспективный план по познавательно – исследовательской деятельности для своей возрастной группы.
Осяниной И.Н. представить опыт работы по экспериментально – исследовательской деятельности коллегам.
Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями,
Осуществлять экологическое образование родителей через организацию различных форм работы. Подобрать информационный материал для родителей по данной тематике.
Педагогам разработать картотеку опытов и экспериментов, учитывая рекомендации и требования программы.
|