Фундаментальные понятия Аюрведы





НазваниеФундаментальные понятия Аюрведы
страница1/11
Дата публикации03.08.2013
Размер1.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

 

 

 

Фундаментальные понятия Аюрведы

 

                                                                (В сильном сокращении)

 

 

 

ЧАСТЬ 1.                   ВВЕДЕНИЕ

                       

                                      I. ПРЕДИСЛОВИЕ.

   

     Я уже давно вынашивал идею о написании и издании достаточно научной и авторитетной книги по Аюрведе, подробно, но доступно рассказывающей о строении и функциях человеческого организма в соответствии с ведическими представлениями, книги, которая могла бы претендовать на звание «учебника Аюрведы». Конечно, существуют оригинальные древние аюрведические тексты, предназначенные для молодых и начинающих врачей и для людей, интересующихся основами медицины, например, Аштанга Хридайам Самхита и Аштанга Самграха, однако для русского читателя все же необходимо предисловие, введение к этим текстам. Первая моя книга[1] не совсем удовлетворяет меня не только качеством издания, но и скудным количеством информации и намеренно популярным, поверхностным подходом к изложению этой величайшей науки. Я понял, что науку нельзя упрощать, иначе это будет не наука, а профанация. Однако, поверхностность и простота изложения той книги вызваны отсутствием знаний о древнеиндийской медицине в России и огромным желанием донести основные идеи аюрведической системы мировосприятия, жизни и лечения заболеваний до максимально большей аудитории читателей.     

     Обдумывая и прикидывая план новой книги, я столкнулся на одном из старинных калькуттских букинистических базаров с аналогичной моей задумке работой – "Принципами Тридоша в Аюрведе", написанной и изданной в начале нашего века известным врачом-Кавираджем того времени Дивендранатхом Реем. Эта книга меня очень заинтересовала своей грамотностью и, не смотря на небольшой объем, очень полным и лаконичным изложением материала. Конечно, можно было бы просто дословно перевести труд Дивендранатха на русский язык, но этого мне показалось мало, да и тройной перевод ("Принципы Тридоша в Аюрведе" написаны на санскрите, а уже затем автор перевел ее на английский язык) очень сильно исказил бы ее суть. Поэтому, взяв за основу оригинальный текст "Принципы Тридоша в Аюрведе", Чарака Самхиту, Сушрута Самхиту, Аштанга Хридайам и Дравйагуна Сутру, а также лекции моего Махараджа и преподавателей в колледже и сопоставив эти источники с собственным опытом, я написал "Фундаментальные понятия Аюрведы", являющееся расширенным и уточненным переводом "Принципов Тридоша в Аюрведе", книгу, которую вы и держите в руках.

     Во время своей достаточно интенсивной учебы в Аюрведа Махавидьйалайа я часто обращался за помощью к книге Дивендранатха и она всегда помогала мне разобраться со сложными для меня моментами в объяснениях преподавателей, чем заслужила не только мою, но и их благодарность, а после ухода из этого мира моего Махараджа стала для меня одним из наиболее понятных комментариев на аюрведические тексты.    

    Я заранее приношу свои извинения читателю, который, рассчитывая получить очередную, подстроенную под него, легко читаемую брошюру по экзотической системе медицины или пособие по самолечению, наткнулся на труд, переполенный непонятными санскритскими терминами и цитатами из аюрведических писаний как Ганга цаплями в сезон дождей, требующий напряжения ума и абсолютной заинтересованности в усвоении предлагаемого материала. Мне очень хотелось бы, чтобы тот, кто взял на себя труд изучать эту книгу, понял основные принципы развития, строения и разрушения этого чуда - человеческого организма, включающего в себя не только грубоматериальное проявление, но тонкоэнергетическое, и еще более тонкое, психическое. И не стоит забывать, кем и ради чего это чудо было сотворено.

     Данная книга предназначена не только для специалистов-медиков и людей, желающих постичь эту древнейшую науку, но и для тех, кто хочет понять процессы, происходящие в теле человека и принципы его функционирования. В ней идет речь о самых основных и фундаментальных понятиях Аюрведы – о трех доша, тканях и нечистотах, принципах их взаимодействия, образования и разрушения в организме человека; о классификации и способах лечения их дисбалансов, называемых болезнями, а также о том, как поддерживать здоровье на необходимом уровне. Она является продолжением двух первых моих книг – «Введения в аюрведические методы лечения» и «Аюрведических лекарственные средств и масел» и введением к моей новой, почти оконченной работе – переводу «Аштанга Хридайам» - древнейшего аюрведического текста, самого простого и доступного для понимания широкой общественности.

     Я посвящаю эту книгу всем «Апурва вайдьйа» - истинным аюрведическим Врачам и Учителям, а особенно Шриле Дханвантари Свамиджи Гуру Махараджу, который был и всегда будет путеводной звездой, освещающей мою дорогу к Аюрведе, Кавираджу Нанак Чанд Шарма Аюрведачарии Махараджу, милостью Господа, заменившего мне моего Учителя и взявшего меня под свою опеку и покровительство, Шриле Трипурари Свами Гуру Махараджу, моему Духовному Учителю, а также Шриле Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махараджу, которому я очень признателен за Его милость и доброту ко мне.

     Издание этой книги откладывалось и откладывалось, с ее выходом было очень много сложностей, постоянно возникали задержки и проволочки, но, не смотря на все это, Вы держите ее в руках. Без всех тех, кто ободрял меня и помогал мне, как морально, так и физически, она навряд ли увидела бы свет. Я очень благодарен всем тем, кто поддержал мою идею об издании этой книги и оказал помощь, благодаря которой эта книга, хотя и с опозданием, вышла в свет. И Ваша заслуга, как читателя, в этом очень велика.

 

 

 

 

                                               С уважением,                    

                                              Матхура Мандал даса

                                   (Мезенцев Михаил Александрович)

                                                   1996-1999 год,

                                                     февраль- июль          

                                            Калькутта-Майсор-Москва

 

 

                  III.  ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

     Сложно сказать, кто и когда ввел такое понятие, как индийская медицина, назвав этим термином Аюрведу. В настоящее время в Индии существует несколько медицинских направлений, вышедших из аюрведического знания. Это собственно Аюрведа как она есть, тибетская медицина (распространенная в основном на севере страны, причем, не очень широко), Сиддха медицина (охватывающая в основном северо-запад Индии) и Юнани медицина, являющаяся конкуренткой Аюрведы, особенно на юге индийской республики. О том, что собой представляет Аюрведа, читатель какое-то, хотя и смутное, представление, но имеет, а вот о Юнани и Сиддха медицине он вряд ли слышал.

     Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те времена, когда мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции. Они переняли знания греческих врачей, соединив их практический опыт со своим собственным аюрведическим знанием, передавая эти традиции своим детям и внукам - так родилась эта система медицины. В своей практике Юнани медицина широко использует ароматические масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов.

     Сиддха медицина пользуется особой популярностью в основном у людей, поклоняющихся господу Шиве. Эта медицина использует для лечения людей мистические силы, в том числе и Шакти врача, амулеты, заговоры и заклинания.

     Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах – самых древних на земле священных писаниях. Однако, считать, что медицинская наука появилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанных Вьясадэвой, несколько неверно. Дело в том, что Веды были известны с начала творения этого мира, но записаны около пяти тысяч лет назад, и, следовательно, аюрведические тексты также были записаны много позже, чем были составлены или поведаны.

     Во всех четырех Ведах – Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе, а также в Махабхарате, пятой Веде, можно найти стихи, повествующие о свойствах лекарственных трав, строении человеческого тела, болезнях и их лечении, медицинские заговоры и заклинания. Например, в Ригведе описывается явление Господа Дханвантари (Р.В.9.112), собраны молитвы, обращенные к Ашвини Кумарам и другим полубогам с просьбой помочь сохранить здоровье или вылечить болезни людей, а также гимны-восхваления за многочисленные исцеления известных мудрецов, воинов и царей (Р.В.1.116-120; 2.39.4-7; 5.74.5.), упоминаются медицинские свойства воды (" В водах - Амрита, в водах - целебные свойства. Пья чистейшую воду, о кони, вы получаете силу...[2]"), даются мантры поклонения водам ("О, Воды, пожертвуйте щедро целебное средство, как защиту для тела моего, и чтобы я долго видел солнце" (Р.В.1.23.21.)). В Яджурведе и Самаведе есть много стихов о лечебных свойствах трав и минералов.

     Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена медицинским знанием. В ней можно найти не только шлоки о медицинском применении трав и минералов, но и информацию о причинах и сути болезненного процесса (А.В.1.23-24;1.36.). Эта Веда содержит гимны о внутриутробном развитии человека, о пяти видах внешней Праны и о пяти видах Праны, действующих в теле человека. В ней упоминаются имена авторов классических аюрведических текстов: Чараки и Сушруты. С другой стороны, Чарака в Чарака Самхите перечисляет мудрецов, собравшихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе, и, написанной несколько позже, Махабхарате. Много в Атхарваведе и заговоров с заклинаниями, направленных на изгнание духов, вызывающих некоторые болезни; на концентрацию в руках Праны для лечения наложением рук и др.

     Помимо чисто медицинской информации, в Ведах собраны гимны, описывающие историю образования и развития аюрведической науки. Вкратце и с некоторыми недомолвками об этом говорится в первой моей книге, а сейчас стоит внести ясность в этот вопрос и более подробно остановиться на генеалогическом древе Аюрведы.

     Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие основные аюрведические трактаты, невозможно определить. Существует много всевозможных измышлений по этому поводу. Современные ученые относят их к до-буддийской эпохе (3000-1500 лет до нашей эры), потому что история Индии со времени явления Господа Будды более-менее известна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапамятные времена Брахмой – творцом этого мира, прародителю человечества и всех живых существ Дакше Праджапати. Праджапати научил Аюрведе Ашвини-Кумаров, двух братьев-близнецов, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных. Следующим в цепи ученической преемственности стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников. После Индры образовалось несколько цепей преемственности этого знания, специализирующихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.

     Изначально Аюрведа описывается, как состоящая из восьми отделов, о которых говорят все, без исключения, древние авторы. Это:                    

1. Кайа Чикитша, или Панчакарма Чикитша (общая, наружная медицина).       

2. Баларога Чикитша, или Кумара Тантра (педиатрия).

3. Граха Чикитша, или Бхутавидйа (психология и демонология).        

4. Уртхванга Чикитша, или Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч – головы и шеи).

5. Джара Чикитша, или Расаяна Чикитша (гериатрия - омоложение организма и сохранение молодости).

6. Дамстра Чикитша (токсикология).

7. Шалйа Чикитша (хирургия).

8. Вришйа Чикитша или Ваджикарана (лечение импотенции, бесплодия, увеличение сексуальной силы и т.д.).        

    Одна парампара, цепь ученической преемственности Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Бхарадваджа, другая - от Агнивеши, а третья была возглавлена Господом Дханвантари, причем Он и Его ученик Сушрута специализировались на проведении хирургических операций. К сожалению, во времена Господа Будды, большинство текстов по этому вопросу было уничтожено. Бхарадваджа, Атрейа, Агнивеша и Чарака жили практически в одно время, и, несмотря на то, что Атрейа является воплощением Господа (Кришна Атрейа), Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем (см. схему 1).

      Помимо Агнивеши, у Атреи было еще пять учеников: Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани муни, которые основали свои школы Аюрведы. Педиатрией занимался мудрец Кашйапа[3], а лечением болезней головы – муни Ними.

     За последнее тысячелетие аюрведическое знание расширилось и углубилось, обретя с современной позиции более "научный" подход к патологическому процессу, в ней стало больше областей, поэтому современная Аюрведа состоит уже из шестнадцати частей (Дг.С.1.2.). К ним относятся:              

1. Маулика сиддханта (основная концепция).

2. Шарира (анатомия и физиология).    

3. Дравйагуна (фармакология).           

4. Бхейшаджакалпана (фармацевтика).             

5. Расашастра (наука о металлах и минералогия).                

6. Нидана (патология и диагностика).           

7. Кайа Чикитша (общая медицина).           

8. Свастхавритта (социальная медицина и профилактическая медицина).          

9. Манаса рога и Бхутавидйа (психиатрия и демонология).                   

10. Ваджикарана (наука о любви, сексе, увеличении сексуальной силы и т.д., а также о принципах рождения хорошего и здорового потомства).         

11. Агада Тантра (токсикология).              

12. Шалйа Чикитша (хирургия).         

13. Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч).                 

14. Расаяна (наука об омоложении организма и всевозможных тониках).            

15. Каумарабхритйа (педиатрия).             

16. Прасути Тантра (акушерство и гинекология).             

    Со времен написания аюрведических писаний и Мадхавы, одного из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута Самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведические тексты, последний из которых, Гангадхара, жил и работал в конце девятнадцатого столетия. И хотя иногда они находились в разных ученических приемственностях, опыт одних комментаторов и учителей принимался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы. В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе, и существует множество институтов (колледжей), преподающих аюрведическую науку. За последние пятьдесят лет написаны величайшие трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по исследованию лекарственных растений. Во всех крупных клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма терапии. До сих пор в некоторых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энтузиастов, желающих вытащить их на свет Божий и имеющих средства на их публикацию.

     Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из других стран. В первом веке нашей эры были сделаны переводы переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетский и арабский языки (Ибн Сина в своем «Каноне врачебной науки» упоминает Чарака Самхиту), в сороковых годах двадцатого века – на немецкий, а в девяностых – на английский. В настоящий момент идет их русский перевод.

     Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического знания, а гармонично с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаведой Атхарваведы, ибо каноны, принятые в этой традиции, не противоречат явленным ведическим писаниям. Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а История имеет свойство утаивать и стирать знания из памяти людских поколений, но Аюрведа не исчезла в глуби веков и выдержала самую главную проверку – проверку временем.

          

 

 

                         IV. ФИЛОСОФИЯ ТВОРЕНИЯ МИРА

      Аюрведа - громадная область знания, очень гармоничная и включающая в себя не только теоретические и практические медицинские знания, но и научно-философские принципы строения, сотворения и разрушения этого материального мира («ведическую физику»).

     Все аюрведическое знание базируется на понятии Тридоша - трех основных составляющих человеческого тела: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь); и тот, кто хочет понять, усвоить и применять на практике эту систему знания, должен понять и осознать, что такое Тридоша. К сожалению, многие люди в Индии (да и не только в ней), имеют очень абстрактное представление о Тридоша, но, несмотря на это, довольно часто используют этот термин в своём лексиконе. На самом деле они вкладывают в это понятие несколько не то, что есть в действительности, и популярные ныне концепции отличны от истинно аюрведического понимания Тридоша.

     В аюрведических текстах мы находим всевозможные описания качеств, функций и других показателей Вата, Питта и Капха в их нормальном состоянии баланса и состоянии дисбаланса, но нет легкодоступных для понимания сведений и методов, с помощью которых можно было бы легко и сразу понять природу этих субстанций. Поэтому, часто приходится обращаться не только к оригинальным аюрведическим писаниям и комментариям к ним, но и к "немедицинским" трактатам.

     Итак, Вата, Питта и Капха, а также семь тканей тела и нечистоты являются основными и фундаментальными понятиями Аюрведы и о них пойдет речь в этой книге. Без этого фундамента все знание Аюрведы бесполезно, а лечение болезней по этой системе просто немыслимо и невозможно.

     До введения терминов Вата, Питта и Капха необходимо достаточно подробно остановиться на ведической теории строения мира. Чарака, Сушрута, Вагбхата и остальные авторы аюрведических текстов, полагались на научно-философские системы Ньйайа-Вайшешика, Самкхйа-Патанджала и Пурва-Мимамса, базирующиеся на принципах и знаниях о пяти первоэлементах, а так же на философию Веданты.

 

 

                                                                Материя   

 

    Субстанция в Ведах определяется следующим образом: “Там, где качества и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя” (Ч.С.1.1.51, В.Ш.1.1.15). Субстанции существуют и обладают определенными качествами, характеризующие данные субстанции. Есть два класса качеств - те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают индивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность. Например, имеется золото, серебро и медь. Все три объекта - металлы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и так далее. Эти качества у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами. Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них - только данному объекту свойственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где - серебро.

     Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные гуны и возникает его карма – индивидуальное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств.

     Нераздельность является основным видом связи в материи. Она бывает внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способствует обретению ими индивидуальности и целостности.

     Качества и действие существуют только в комбинации с материей. Вне ее нет ни качеств, ни действия. Подобным же образом, вид и разновидность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны. Поэтому-то вид и разновидность существуют с ней в неразрывной связи. Вне субстанции нет ни вида, ни разновидности, ни специфичности. Соответственно, части и целое субстанций и их качества, воздействие и положение воздействия в видовой характеристике, специфичность и субстанция, относительно которой все эти качества проявляются, и внешняя, основная, первородная субстанция, отличны друг от друга. Вне субстанции нет комбинаций, связей и комплиментарности. Поэтому субстанция, материя - фундаментальная и основополагающая сущность.

     Существует девять основных, первоначальных субстанций, причем Вайшешика включает в этот список и душу, однако, сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру:        

                1. Земля.     

                2. Вода. 

                3. Огонь. 

                4. Воздух.    

                5. Эфир.     

                6. Душа.   

                7. Ум.  

                8. Время.   

                9. Пространство.    

     Эти девять компонентов образуют все материальные и нематериальные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространство все наполняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распространенными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Пространство, а так же атомы не ощутимы органами чувств" (В.Ш.8.1.2.). Когда идет речь об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявления, а первоэлементы.

     Существует и другое, аюрведическое понимание термина «субстанция». С позиции Аюрведы, как “Науки о жизни”, субстанция (растения, пища и лекарственные препараты) - причина возрастания и увеличения или уменьшения и убывания тела живого существа, действующая тем или иным образом благодаря своему первоэлементарному составу, соединенности и нераздельности.

 

 

     1. Живая, чувствующая природа. Все жизненные формы относятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, дающая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, проявление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком каждого живого существа. Одно из основных качеств души - ее активность - стремление совершать действия. В низших формах жизни это действия на уровне инстинктов, а в высших - как на уровне коры головного мозга, так и на уровне подкорки.

 

                             авйакто айам  ачинтйой айам

                                   авикарйо  айам учйате

                                                                               (Б.Г.2.25.)

   

                 "Душа невидима, непостижима и неизменна".

 

     Душа не является субстанцией в материальном смысле этого понятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Господа, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно малым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчиненном Ему положении. Веды описывают душу как "Нитйах" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создавалась и никогда не умрет.

     Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (животные) и скрыта внутри организма (растения).

                                                      Животные.

     Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заметить, что у всего этого класса жизненные признаки проявляются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, животные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насекомые и т.д. и низшие формы - подземные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д.

                                                  Растения.

     Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", незаметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споровые и все лекарственные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все растения являются лекарственными, но в данном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны.

     Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающихся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим желаниям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уровень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом случае живое существо больше не родится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Священные писания.       

     2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что сотворено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано человеком или животными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д.

     Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, созданных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, комбинируя из единичных атомов и молекул полимолекулярные объекты.    

     Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творящая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действительно, Эфир является во всех ситуациях творящей материей, или творящим первоэлементом, а Вода по отношению к нему - сотворяемая, ведь для возникновения первоэлемента Вода необходим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принципах возникновения.

     Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстанции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарственные травы, минералы, продукты питания и т.д. 

     Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воздействию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддерживая тем самым здоровье.                    

 

 

     Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6):   

1. Форма, цвет.  

2. Вкус.  

3. Запах.   

4. Шершавость. 

5. Номер.  

6. Размер.   

7. Индивидуальность.

8. Сочетаемость.  

9. Несовместимость.  

10. Приоритетность, первичность.  

11. Вторичность.   

12. Знание.   

13. Состояние счастья, наслаждение.       

14. Состояние несчастья, боль, страдание.

15. Желанность, симпатичность.

16. Антипатичность, отвращение.

17. Усилие.

     Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и говорит о двадцати четырех качествах:   

                 18. Тяжесть.

                 19. Жидкостность.   

                 20. Вязкость. 

                 21. Достойность.   

                 22. Недостойность.  

                 23. Звучность.  

                 24. Способность. 

      Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну самкхйагуну (Ч.С.1.1.49.). Это:  

           а)  (5) Пять объектов чувств:  

                  1. Звук.     

                  2. Шершавость.     

                  3. Форма, цвет.     

                  4. Вкус.  

                  5. Запах.  

         б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно описываются в Дравйагуна Сутре в главе Гунапракаранам.  

           в) (1)  Разум.  

           г) (5) Заканчивающиеся усилием:

                 1. Желанность, симпатичность.               

                 2. Антипатичность, отвращение.               

                 3. Состояние счастья, наслаждение.               

                 4. Состояние несчастья, боль, страдание.               

                 5. Усилие.  

           д.) (10) Начинающиеся с двойственного.  

      Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описания свойств лекарственных трав и, соответственно, их воздействия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые несколько близки с достойностью и недостойностью.

     Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из первоэлементов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых качеств, которые, конечно же, проявляются не только в человеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарственных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в организме человека при болезнях. Эти качества парные, и если проводить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, солнечную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун:    

                1. Тяжелый - Легкий.  

                2. Горячий - Холодный.  

                3. Сухой - Влажный, вязкий.

                4. Активный - Пассивный.   

                5. Подвижный - Неподвижный.  

                6. Твердый - Мягкий. 

                7. Чистый - Слизистый.  

                8. Шершавый - Гладкий.  

                9. Большой - Маленький.  

               10. Твердый - Жидкий.  

     В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он приобретает те или иные качества, являющиеся его индивидуальной характеристикой. 

 

 

     Чарака пишет (Ч.С.1.1.45): "Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует проявлению в подобных категориях объектов разнообразным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство самих объектов".

     Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах индивидуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирующее качество называется Различием.

     Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрведе, ведь они являются фундаментальными принципами диагностики и лечения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Различиях. Чарака так говорит о нем: "Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Различие. Оба являются причинами изменения субстанций" (Ч.С.1.1.44). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболеваний, но об этом - позже.    

 

 

V. ТЕОРИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ.  

     Мы уже знаем, что существует пять первокачеств (Танматр), проявляющихся как Звук, Шершавость, Форма или Цвет, Вкус и Запах.

     Шабда Танматра проявляется исключительно как Звук. Существует много различных звуков (не только по  вариации, но и по силе, громкости, резкости и т.д.), хотя основных - два - неотчетливый и отчетливый, но на изначальном уровне Шабда Танматра между всеми существующими звуками нет различий. Спарша Танматра проявляется исключительно как Тактильное ощущение. Существует много всевозможных тактильных ощущений (гладкое, шершавое, ребристое, вязкое, жирное, холодное, горячее, теплое и т.д.), но на уровне Шабда Танматра между ними нет различий. Рупа Танматра проявляет себя как Цвет (форма). Существует бесконечное множество цветов от белого до черного, хотя основных - шесть (белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый), но на уровне Рупа Танматра между всеми цветами и формами нет различий. Раса Танматра проявляется исключительно как Вкус. Существует шесть основных вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий), но на уровне Раса Танматра между всеми вкусами нет разницы. Гандха Танматра проявляется исключительно как Запах. Существует много всевозможных запахов (но основных - шесть), но на уровне Гандха Танматра между всеми запахами нет различий.

     В Аюрведе процесс творения человеческого тела рассматривается с позиции теории о пяти первоэлементах, воздействия субстанций, Тридоша, трех махагун материальной природы, семи тканей и нечистот. Все живые существа и неживые материальные объекты сотворяются из всевозможных комбинаций одних и тех же пяти первоэлементов. Живое отличается от мертвого только наличием души. Первоэлементы складывают физическую и энергетическую структуру субстанции, с помощью которой проявляются все ее качества.

     Многочисленные переводчики индийской философской литературы переводят слово "бхута" как "элемент", а "махабхута" как "первоэлемент". Мне приходится следовать установившейся традиции, хотя это в некотором смысле ошибка. К сожалению, многие термины и философские понятия невозможно перевести одним словом ни на один язык мира, в том числе и на русский. Поэтому, как человек привык употреблять такие специфические латинские медицинские термины, как гастрит, нефрит, гематома и др., точно также через некоторое время запомнятся и аюрведические термины.

     "Бхута" это не "элемент" в точном современном значении этого слова, а "параману" - не "атом" или "молекула". Несмотря на это, многие авторы (в том числе и индийские) с восторгом приняли эти эквиваленты, проигнорировав тот факт, что Бхута не являются элементами, молекулами, такими как молекулы кислорода, магния или фосфора, и с точки зрения химии не могут быть выделены и подвергнуты комплексному анализу. Те же "элементы", которые выделены в чистом виде химией и занесены (или еще не занесены) в таблицу Менделеева, состоят из параману, сложных частиц, которые в свою очередь состоят из всевозможных комбинаций первоэлементов.

 

     Дравйагуна Сутра характеризует первоэлементы в основном с позиции формирования ими качеств лекарственных трав, Чарака с позиции построения человеческого организма и Тридоша, также, как и Сушрута, который, однако, характеризует их не только с позиции продуцирования качеств лекарственных препаратов (С.С.1.41.1-7), но и по принципу влияния и формирования человеческого тела (С.С.3.1.19). Сушрута описывает следующие качества первоэлементов:

 

 

     Чарака характеризует зависимость органов и систем органов человеческого организма от составляющих их первоэлементов следующим образом: "Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, громоздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и текучие, например хилус, желчь, лимфа, кровь, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и др. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закрытия, сжатия и разжатия, движение, напряжения и расслабления, моргание, биение (пульс), всасывание питательных веществ, и т.д. обеспечиваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого первоэлемента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной природы. Звуки и органы слуха тоже относятся к этому первоэлементу. Что бы ни двигалось в организме, все движется за счет наличия сознания в теле "(Ч.С.4.7.16).

     Качества и функции первоэлементов в природе и в теле можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1), а формирование организма пятью первоэлементами с помощью таблицы 2.

 

 

 

VI. ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КАЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ.

 

 

Действие Воды складывается из ее качеств. Вода помогает формироваться шести вкусам в различных субстанциях, например, создает сладкий вкус в сахарном тростнике, кислый вкус в лимоне и т.д., а также создает жидкую форму воды, молока, масел и топленого коровьего масла. Помимо этого, Вода помогает соединению, сцеплению двух и более атомов и многоатомных объектов. Во всех субстанциях Вода отвечает за соединение частей в единое целое. Существует три вида Воды:

1. Телесная вода (кровь, лимфа, флегма и др.)

2. Органы вкусового восприятия и вкус сам по себе.

3. Вода океанов, морей, рек и озер.

     Вода – один из основных факторов жизни, поэтому ее часто называют «дающая жизнь» или "умиротворяющая, дающая счастье". В Ведах говорится, что она необходима абсолютно всем живым существам, включая и тонкоматериальных – духов.

     Точно таким же образом можно охарактеризовать каждый из первоэлементов. Это необходимо не только для понимания связи качества-воздействие, но и для более точной характеристики каждой из трех доша, которые складываются из сочетания двух первоэлементов, и для осознания принципов процесса внутриутробного формирования человеческого тела, его роста и развития, а также механизмов возникновения некоторых заболеваний.

 

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фундаментальные понятия Аюрведы iconМатхура Мандал даса Фундаментальные
Эта книга посвящается Ленни Бланку, так как именно благодаря его усилиям, его прозорливости, неизменной поддержке и общему руководству...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconКалендарно-тематическое планирование преподавания курса фундаментальные теории физики. 11 класс
Структура и содержание классической электродинамики. Опыты, основные понятия и идеи
Фундаментальные понятия Аюрведы iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Теория функций комплексной переменной является одним из заключительных разделов общего курса высшей математики, изучаемой студентами...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Охватывает вопросы, отражающие важнейшие фундаментальные понятия в области разведения, селекции и генетики сельскохозяйственных животных...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconМуниципальная научно- практическая конференция «Фундаментальные и...
Муниципальная научно- практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в области естественно – математических...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курорт Маналтирам истинный подарок природы открывает для вас сокровища Аюрведы древней индийской медицины
Фундаментальные понятия Аюрведы iconУрок по основам светской этики Тема: «Россия наша Родина»
Понятия учащихся. Работа со словарями в группах. Выработка единого понятия. Работа над синонимами Отчизна, Отечество. Выработка понятия...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconТест №3 «Циклы»
Фундаментальные основы здоровья и профилактика заболеваний учащихся и преподавателей
Фундаментальные понятия Аюрведы iconТест №2 «Операторы ветвления и выбора»
Фундаментальные основы здоровья и профилактика заболеваний учащихся и преподавателей
Фундаментальные понятия Аюрведы icon«Нобелевская премия по физике в 2000 году за \"фундаментальные исследования...
...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconВ журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах...
В журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах публикуются научные обзоры, статьи проблемного и фундаментального...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconВ журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах...
В журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах публикуются научные обзоры, статьи проблемного и фундаментального...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconВ журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах...
В журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах публикуются научные обзоры, статьи проблемного и фундаментального...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconВ журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах...
В журнале «Фундаментальные исследования» в соответствующих разделах публикуются научные обзоры, статьи проблемного и фундаментального...
Фундаментальные понятия Аюрведы iconЗадания: Оператор цикла с параметром-счетчиком
Фундаментальные основы здоровья и профилактика заболеваний учащихся и преподавателей
Фундаментальные понятия Аюрведы iconИнформатика
Вступительный экзамен по магистерской программе «Фундаментальные основы информационных технологий» (фоит) включает разделы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск