Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности»





Скачать 146.32 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности»
Дата публикации04.08.2013
Размер146.32 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > География > Исследовательская работа


МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа»


Исследовательская работа по географии

на тему «Топонимика нашей местности»

Работу выполнила:

ученица 6 класса Галузина Лиза

Руководитель: учитель географии

высшей квалификационной категории

Галузина Татьяна Ивановна

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Формирование понятий о топонимике. …………………………………..5

1.1. Топонимика – как наука. ……………………………………………………….5

1.2.Связь топонимики с другими науками. ………………………………………..6

Глава II. Топонимика родного края. ……………………………………………….9

2.1.Топонимика Оренбургской области. …………………………………………..9

2.2.Топонимика с. Спасского……………………………………………………...11

Заключение. ………………………………………………………………………...16

Литература. …………………………………………………………………………17

Приложения. ………………………………………………………………………..18




Введение

Сейчас, в наш коммуникабельный век, много ездят, плавают, летают, одним словом, передвигаются. Мелькают знакомые и незнакомые названия станций, городов, рек, гор. Проезжая по родным местам, мы даже не задумываемся над тем, а почему так названы наши улицы, овраги, горы, лес. Откуда взялись те или иные названия? Что они могут рассказать нам о прошлом нашего края? Изучение топонимического материала – это представление о прошлой истории края, о тех народах, которые были здесь когда-либо, а может быть, существуют и теперь. Географические названия нашего края образовались не одновременно, а в разные времена, в несколько этапов и ведут свое начало из различных языков. Поэтому топонимы нашего края являются сложным историческим образованием, со­стоящим из пластов и слоев разной степени древности и различного языкового происхождения. Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глу­бокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным местам. Изучение географических названий открывает большие возможности по изучению своего края, его географии, истории.

Целью работы является научное обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению топонимики родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.

В работе решались следующие задачи:

  1. Изучить объекты исследования;

  2. Проследить развитие топонимических названий;

  3. Составить словарь топонимических понятий нашей местности.

Объектом исследования являются географические объекты, улицы села, природные ландшафты.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.

Практическая значимость темы заключается в изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы: - приобретение навыков исследовательской работы; - поэтапное формирование в работе навыков, умений; - работа на уроках и внеклассных мероприятиях;

В работе использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ;

  2. Беседа.

  3. Поиск.



Основной предполагаемый результат исследования – сбор материала, оформление топонимического словаря.
Глава I. Формирование понятий о топонимике.


    1. Топонимика как наука.


Топонимика – увлекательная наука она может заинтересовать и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее.

И.Г. Долгачёв

Географические названия - обязательный элемент географии. А топонимика — наука о географических названиях. Она изучает их происхождение, их смысловое значение, написание, произношение.

Термин «топонимика» составлен из греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя» (онома) - учение о местных именах, о названиях мест.

Топонимия - важный источник для исследования истории языка, часто восходят к языкам- народов, живших на данной территории, помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей.

Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, с.-х. угодий и т.п. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам - субстратам народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п. Прикладным аспектом топонимики является практическая транскрипция топонимов, устанавливающая их исходное и единообразное написание и передачу на других языках, что важно для картографирования военных целей и всех видов коммуникации.

Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Топонимический материал вызывает большой интерес у учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Проведенный опрос среди учеников 3 класса показал, что 90% детей хотели бы узнать больше об истории своего села, о его названии, об особенностях языка. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.
Все топонимы делятся на следующие классы:

- ойконимы – название населенных пунктов;

- гидронимы – название рек;

- оронимы – название горных вершин;

- урбанонимы – название внутренних городских объектов;

- годонимы – название улиц;

- агоронимы – название площадей;

- дромонимы – название путей сообщения.


    1. Связь топонимики с другими науками

Топонимика тесно связана со многими науками. Известный исследователь А.И. Попов писал: «…Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала – лингвистического, исторического и географического» [Попов, 1965: C.24]. Отмеченное А.И. Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала. Рассмотрим более подробно связь топонимики с отдельными предметами.

Топонимика и география.

Как уже говорилось выше, топонимика тесно связана с географией. Поскольку в начальной школе, как правило, нет специального курса географии, то учитель может использовать топонимический материал при объяснении географических понятий на уроках окружающего мира. Географические названия с трудом усваиваются младшими школьниками, так как носят абстрактный характер, поэтому и изучение географии в целом детям неинтересно. Один из исследователей топонимики, Я.К. Грот писал: «Нет сомнения, что изучение географии приобрело бы несравненно более смысла и интереса, если бы встречающиеся в ней названия мест и урочищ были более, нежели это до сих делалось, освещены филологией, т.е. по мере возможности объяснимы и переводимы» [цит. по: Поспелов, 1981: С.19]. Так как формирование географических представлений в начальной школе базируется на краеведческом принципе, то учитель должен использовать топонимический материал своего города, края, области.

Топонимика и словесность.

В блок словесных наук в начальной школе входят такие дисциплины, как русский язык, литература, риторика. Как говорилось выше, правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики, поэтому использование на уроках топонимического материала может способствовать повышению уровня общей грамотности и культуры речи школьников. Так, на уроках русского языка учитель может использовать дидактические материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.). Во время анализа художественных произведений на уроках литературы учитель может обращать внимание учащихся на географические названия, на их значение и происхождение. С другой стороны, для объяснения топонимического материала учитель может использовать тексты классической литературы, устного народного творчества. На уроках риторики при изучении детьми различных речевых жанров может быть также использован в качестве дополнительного топонимический материал. Таким образом, использование топонимического материала возможно на уроках русского языка, литературы, географии, окружающего мира, а кроме этого во внеклассной работе. Можно сделать вывод о том, что топонимия интегрирует в себе материал и географии, и словесности , что создает его особую методическую ценность.

Глава II. Топонимика родного края.
2.1. Топонимика Оренбургской области.

Приступая к изучению топонимического материала области, надо иметь достаточно отчетливое представление о прошлой истории края, о тех племен­ных группах, которые были здесь когда-либо, а может быть, существуют и теперь. Географические названия Оренбуржья образовались не одновременно, а в разные времена и ведут свое начало из различных языков. Поэтому топонимы нашего края являются сложным историческим образованием, со­стоящим из пластов и слоев разной степени древности и различного языкового происхождения.

Следует иметь в виду, что с 4 века нашей эры до конца 16 века, начало заселения русскими оренбургских степей, тюркские племена были основными поселенцами Оренбургского края.

Свидетельствуют об этом географические названия на карте области. При­чем немало названий тюрко-татарского происхождения ведет начало от домонгольских времен. Так, часто можно определенно сказать, что название имеет тюркское происхождение, но определить к какой племенной группе относится (печенеги, половцы и др.) не всегда возможно. Это причина того, что значительная часть названий разъясняется лишь в общих чертах. Кроме того одно название может иметь несколько вариантов объяснения его.

Географические названия образуются на основе таких обстоятельств как внешние физико-географические приметы местности (устройство земной по­верхности), промысловые характеристики, отношение между родами и племе­нами, а впоследствии и частно-собственнические отношения. Названия да­ются по связи с какой-нибудь стороной человеческой деятельности — произ­водственной и иной, по принадлежности объекта к коллективу или отдельному лицу и т.п.

Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глу­бокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным местам.

Изучение географических названий открывает большие возможности по налаживанию межпредметных связей географии с историей и с изучением родного языка (татарского, башкирского, чувашского, мордовского, русского и др.). Такие связи обеспечивают полное и всестороннее изучение самих назва­ний, а значит и географической номенклатуры.

Географические названия никогда не бывают случайными и произвольными. Часто в них отражены природные особенности местности. Народ-наблюдатель передал нам эти особенности наиболее полно в топонимиках рек Оренбуржья.

В названиях отмечены различные свойства и особенности водных источников: характер вод, строение берега, особенности берега и дна, вкусовые качества, особенности течения. Кроме того, в гидронимах отражается современный и прежний животный мир, а также названия местной растительности.

Названия населенных пунктов — городов, рабочих поселков и сельских поселений — один из важнейших элементов топонимической системы любой территории.

По своему характеру названия городов и населенных пунктов всех типов существенно отличаются от названий физико-географических объектов.

Имена населенных пунктов в большинстве случаев моложе, чем названия рек, гор и т.д. Если названия физико-географических объектов чаще всего складывались стихийно, в процессе народного употребления, то названия населенных пунктов в значительно большей мере подвергаются официальному воздействию. Названия населенных пунктов получают официальное закреп­ление в документах административных органов и их последующее изменение происходит только в законодательном порядке.

То обстоятельство, что селения служат местами проживания людей, что они основывались людьми, обусловило большую роль личных имен; прозвищ, фамилий в образовании названий селений по сравнению с названиями физи­ко-географических объектов.

Вначале рассмотрим общие тенденции, характерные при возникновении ойконимов не только на территории нашей области, но и России в целом.

Географические термины, обозначающие виды населенных пунктов.

Слово «город» в своем первоначальном древнерусском значении - «ог­рада». Когда город терял свое военное значение, укрепления его (ров, земляной вал, частокол) разрушались, а сам город приходил в запусте­ние, то он превращался в городище - место, где был город. Позже на месте городища могло развиваться новое селение, которое получало название «городище».

Слово «слобода» — так назывались поселения, которые освобождались на какое—то время от уплаты податей и от несения повинностей. Мно­гие слободы со временем были поглощены городами и встречаются лишь в названиях улиц.

Встречаются поселения, названия которых включают термины «посад», «село», «погост» (русское «гость» — купец, торговец), «станица», «бутырки» (дом на отшибе, выселок), «весь» (деревня, поселение).

- Географические термины, обозначающие положительные формы рель­ефа: Переволоцк, Сырт.

- Термины, обозначающие положение относительно реки, озера: Речной, Озерный.

- Характерны для Урала многочисленные наименования, указывающие на горнодобывающую промышленность: Соль—Илецк, Новорудный, Мед-ногорск и др.

- Географические названия от терминов растительного покрова, фунтов, болот: Ракитянка, Луговок.

- Очень многие названия населенных пунктов образованы личными име­нами людей, именами «святых».

- Производственный профиль - важный признак для образования городских названий: Энергетик.

- В послеоктябрьский период возникло много «революционных» названий небольших колхозов, коммун и хуторов.
2.2. Топонимика с.Спаского.
История географических имен складывается по-разному в разных случаях. Для того, чтобы понять как произошло формирование топонимов нашего села я изучала материалы школьного музея, встретилась с жителями села. Я поняла, что топонимы произошли исходя из исторических особенностей развития родного края. Мне удалось изучить 23 названия.

Из них:

- ойконимы - 1:

С. Спасское (Осьминка):

название села Осьминка произошло от местонахождения реки, на 8 км. от дороги на Сорочинск. Отсюда и пошло название – Осемь, затем Осьминка. Спасское от слова спасти. Здесь спаслись от холода переселенцы, земли им были предоставлены Самарским генерал-губернатором.

- гидронимы -

Река Осьмая:

название реки произошло от первоначального названия села;

Веночный родник:

от названия Веночного леса.

- оронимы:

Г. Песошка:

гора сложена песчаными породами. У горы карьер, отсюда добывают песок;

Г. Казачья:

во время Гражданской войны в селе располагались войска Красной Армии. Казаки были против их присутствия. Их войска располагались на горе, за селом. Отсюда они вели наступление. С тех пор эту гору называют – Казачья;

Г. Татарка:

на этой горе было найдена татарская женщина, которая умерла. Её завернули в тряпку и бросили там, не похоронив.

- годонимы:

Тамбовская улица:

поселенцы, во время образования села, были из Тамбовской губернии;

Отарвановка:

поселение было оторвано от села;

Требухов, Олень (название улиц):

версий нет, но вероятнее всего от фамилий первых поселенцев;

Улица Советская и Октябрьская:

название улиц в честь Октябрьской революции;

Сонькин переулок:

от названия поместья женщины – Софьи;

Улица Заречная:

данная улица находится за рекой;

Улица Центральная:

данная улица в центре села;

Улица Школьная:

на этой улице располагается школа.

- названия, отражающие физико-географические особенности:

Хохлатская лощина:

местонахождение – вдоль трассы Сорочинск – Ташла. После отмены крепостного права, сюда приехали украинцы и здесь расположили свой хутор с прудом. Но вскоре они покинули это место, а лощину до этих пор называют «Хохлатская»;

Буурдыгинский ровок:

берёт название от села Бурдыгино и тянется до села Спасского. Отсюда и название – «Бурдыгинский»;

Шелохвостов овраг:

сейчас в этом овраге находится пруд. А раньше было поместье Шелохвостова. В овраге у него был расположен телятник, и до сих пор овраг называют Шелохвостов;

Долгая лощина:

её название произошло от протяженности. Длинной эта долгая лощина примерно 10 км;

Веночный лес – лес березовый.

на полянах до сих пор очень много цветов. Раньше сюда ходили девушки и из цветов плели венки. И поэтому лес стали называть «Веночный»; (приложение 6)

Дубки:

лес из пород деревьев – дуб. Второе название леса – дубовый;

Гусев ровок:

существует 2 версии: 1-ая версия – в этом небольшом овраге был ручей, и там всегда было много гусей.

2ая версия – у этого оврага жили Гусевы.

Графическое отображение изученных топонимических названий:



Изучив топонимические названия я установила, что 12 названий – это прилагательные женского рода, единственного числа. 11 названий – существительные.

В процентном соотношении это выглядит следующим образом:


В истории топонимии чётко просматривается три этапа:

- I этап – с момента освоения территории;

- II этап – послереволюционный;

- III этап – современный.

Заключение.

Итак, я изучила толкование - "имен мест" (так переводится слово "топонимика"). И выяснила, что это интересная наука, которой занимались и географы, и литераторы, и путешественники.

Велико Оренбуржье, в составе которого наша местность, и необыкновенно пестра и сложна его топонимика, но она еще мало исследована. Не собраны названия всех микротопонимов, т.е. изучение местных географических названий (полей, урочищ, выгонов, улиц и т.д.).

Сбор географических названий будет осуществляться и дальше на местности, из материалов, хранящихся в архивах и т.д. Можно выполнить анализ в изменении названий своей местности за прошедшие годы. В каких названиях увековечена память о выдающихся земляках, какие возникли из названий колхозов, совхозов, предприятий. Итогом работы может стать топографический план земель с указанием всех выявленных названий и продолжение составления словаря географических названий своей территории. Данный материал можно использовать на уроках географии, истории, литературы, русского языка, на занятиях по краеведению.

Литература.

  1. Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику). - Л.-М.: Наука, 1965. – 181 с.

  2. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144с.

  3. Матвеев А.К. Географические названия Урала. Свердловск.1985.

  4. Суперанская А.В. Что такое топонимика. – М.: Наука, 1985. – 176с.

  5. Ушинский К.Д. Сочинения. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. - Т.3.

  6. Храброва И.Ю. Сборник диктантов для маленьких новгородцев (1-2 класс). – Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 62с.

  7. Материалы школьного музея.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconРеферат по географии на тему «Топонимика вечно живая наука»
Практическая часть «Географические названия свидетельства исторических эпох»
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconТемы вашего учебного проекта
Какие животные нас окружают? Чем богат животный мир нашей местности? Поэтому целью проекта является познакомить учащихся с видами...
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconПример тематического планирования уроков по географии для 6 классов...
Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей....
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconТопонимика янао цель
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способы съемки местности. Составление простейших планов местности. Практическая работа
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconИсследовательская работа на тему Районный конкурс «Памятники природы Оренбургской области»

Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconИсследовательская работа по географии, на тему: «Проблема загрязнения...
Каждый человек моет руки, посуду, одежду, убирает квартиру моющими средствами, поэтому я решила доказать на примере своей семьи,...
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconИсследовательская работа на тему: «Le slang de la jeunesse française....

Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconИсследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…»
Сравнение стихотворений Василия Познанского «Божество поэта» и «Умирающая ива»
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа по географии на тему «Топонимика нашей местности» iconИсследовательская работа на тему: «Иммунитет и иммунные заболевания.» Работу
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск