Скачать 91.45 Kb.
|
РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ -- 2011» ВЫПОЛНИЛИ: Перминова Алина ,Шишкина Людмила МОУ «Верхне-Идинская СОШ» 5 класс «А» РУКОВОДИТЕЛЬ: ВОРОНАЯ СВЕТЛАНА АРСЕНТЬЕВНА Учитель начальных классов. С.Тихоновка ПЛАН РАБОТЫ: 1. Проблемный вопрос. 2. Что такое гербарий? 3. Крупнейшие гербарные музеи. 4. Что понадобится. 5. Как собирать растения. 6. Как сушить растения. 7. Как сделать гербарий. 8. Интересные факты. 9. Литература. 10. Приложение. Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта ; в этом чувстве исчезали мои огорчения , забывалось неприятное. М.Горький. Все мы очень любим природу. С восхищением любуемся цветами , бабочками , птицами. С удовольствием дышим свежим воздухом окружающей природы. Каждое растение вызывает у нас восхищение и удивление. Мы живем в селе , которое окружает лес , холмы и речка. Лесную красоту хочется видеть всегда. Давайте подумаем : где растения дольше проживут -- в вазе с водой или на лугу , или …..? Делаем вывод: в вазе растения быстро погибнут ,на лугу они долго будут радовать нас цветением , но только в тёплый период. А как быть зимой? А так хочется увидеть эту красоту. Бывая на сезонных экскурсиях (осень , весна, лето), мы всегда собираем растения . А как сохранить ? Так хочется , чтобы они сохранились и радовали нас. Ведь как приятно в лютый мороз взглянуть на цветок , растение и вспомнить тёплый летний день . Чтобы ответить на поставленный перед нами вопрос – мы решили выполнить классный толковый гербарий. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить правила грамотного выполнения гербария. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: растения. ПРЕДМЕТ исследования: Для работы по теме были выбраны такие методы: анализ литературы, источников, частично-поисковый, ретроспективный. ,практический. Что такое гербарий? Для учебных и научных целей нередко нужно иметь в своём распоряжении растения и зимой, когда кругом лежит снег и зелёных растений нигде нет. Конечно, их можно выращивать в оранжереях, но это очень дорого. Поэтому зимой чаще всего приходится иметь дело не с живыми растениями, а с гербарием. Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения. Первые гербарии появились в Италии в XVI веке. Их изобретение, связанное с изобретением бумаги, приписывается врачу и ботанику Луке Гини, основателю Пизанского ботанического сада. Гербарий самого Гини не сохранился, однако до наших дней дошли коллекции его непосредственных учеников. В более широком смысле, гербарий — это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений, или учреждение, занимающееся организацией хранения коллекции и её обработки. В русском языке слово «гербарий» имеет два значения. Во-первых, так называют особым образом высушенные растения, снабжённые этикетками. (Сорванный цветок, засушенный между книжными страницами, никак нельзя назвать «гербарием». ) Во-вторых, так называют учреждения, где хранят гербарий и работают с ним (раньше их называли «травохранилищами»). Слово «гербарий» (herbarium) происходит от латинского слова herba — «трава». В средние века в Европе так называли книги, в которых рассказывалось о лекарственных растениях. В России такие книги известны под названием «травники». Трудно сказать, когда люди впервые стали собирать гербарии. Самый старинный гербарий, сохранившийся до наших дней, собран в начале XVI столетия. Он хранится в Риме. Столь же почтенный возраст имеют некоторые коллекции лекарственных растений, наклеенные на бумагу и переплетённые в тома большого формата. По-видимому, они служили справочниками для аптекарей — по ним собирали нужное медицинское сырьё. Такие гербарные коллекции хранятся и в нашей стране, в частности в Московском университете имени М. В. Ломоносова. КРУПНЕЙШИЕ ГЕРБАРНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ. Ф. Клуэ. Портрет аптекаря Пьера Кюта, 1562. Изображённая лежащая на столе развёрнутая книга — гербарий с наклеенными растениями. Гербарии собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром1 с лаконической надписью «рваны 1717г.» А.С. ПУШКИН. Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? и сорван кем? Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? 1828 г. НАМ ПОНАДОБИТСЯ:
Для оформления гербария нужно иметь под рукой:
Приступая к работе ,прежде всего нужно сделать гербарный пресс. Как собирать растения для гербария. Лучше всего это делать днём в солнечную погоду. Если собирать в дождливую погоду или после дождя , то растения при высушивании изменят цвет. Небольшие растения для гербария (овёс , василёк, ромашка , лютик) сушить целиком с корнем , стеблем и цветком. У деревьев и кустарников для гербария возьмите веточку или кусочек коры. Растения выкапывают совочком. Землю с корней удаляют , а растение сразу же уложить в бумагу , а затем в папку. Затем переложить в пресс. В бумагу растение укладывают так : берут лист пористой бумаги , сгибают его вдвое и на одну половину накладывают тонкий слой ваты , прикрыв её марлей. Затем на марлю кладут растение , аккуратно расправляя корни , стебель , листья и цветки. Ватой должны быть прикрыты только края соцветия , а утолщенная середина остаётся свободной. Прикрыть второй половиной листа бумаги и положить в гербарный пресс. Сначала на одну из рамок гербарного пресса помещают лист или два пористой бумаги , на него кладут лист , в котором уложены растения , затем прикрывают его двумя листами пористой бумаги , затем снова. Так получается кипа из нескольких слоёв пористой бумаги , чередующийся с листами .в которых уложены растения для сушки. После этого наложите вторую рамку и туго перевяжите пресс шнуром или шпагатом. Как сушить растения в прессах. В тёплые дни при сухой погоде растения в прессе лучше сушить всего на чердаке или в комнате около форточки. Можно сушить и в остывающей печке , но заслонку в ней немного приоткрыть. Лучше всего сушить растения при температуре 40-50. Сколько же сохнет растение? Это зависит от его сочности и от способов сушки. В комнате растения сохнут 3-5 дней , в печке высохнут за 1-2 ночи. Нужно следить , чтобы растение не пересохло , иначе оно будет хрупким. Хорошо высушенное растение становится упругим : если взять за кончик и поднять , оно будет пружинить. Можно поднести лист или цветок к губам , и если при этом не чувствуется прохлады ,значит растение сухое. Как сделать гербарий. Когда растение высохнет , взять лист плотной бумаги и приклеить узенькими полосками бумаги или скотчем. Если растение не помещается разрезать его пополам. На гербарном листе внизу справа нужно приклеить этикетку . На ней должно быть указано название растения , семейство , где и когда найдено. На другой этикетке можно указать сколько листочков у чашечки , сколько в ней гнёзд. Мы решили в своём гербарии указать признаки цветов ,составить и сочинить стихи. Наш гербарий из садовых цветов, которые растут в наших садах. Эта задача была поставлена перед нами в 4 классе. Нами был задан вопрос : где дольше проживут растения дольше - или…..? Отвечаем на этот вопрос - конечно же, в гербарии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проделав данную работу , мы убедились , что не так-то просто выполнить гербарий. Нас это очень заинтересовало. Следующим летом мы решили сделать гербарий по темам . Классом мы сочинили стихотворения: Дружно в лес мы пришли Много растений собрали в лесу. Много красивого там нашли. Я их в плетеной корзинке несу. А как это унести всё домой, Очень красивы растения эти, Чтобы любоваться зимой. Наверное, красивей всех на свете. Нежно мы их засушили Цветы я домой приношу И в гербарий превратили. В гербарий бережно кладу А гербарий наш такой: Листочек на листочек , получится гербарий Полюбуемся с тобой Это мы знаем , знаем, знаем. Нежной-нежной красотой. Гербарий сделать сложно очень. Мы делаем его до ночи. А на завтра мы вновь пошли, И в лесу цветы красивые нашли. «Мы ведь не хищники , чтобы брать с земли , мы должны улучшать её и отлично устроенной передать потомкам». Е.Дорш. Практическая значимость данной работы в том:
ЛИТЕРАТУРА:
|
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ольчикова Людмила Михайловна, учитель моу «Верхне – Кубинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Тесты Итого место 1 Ефремова Алина Алексеевна моу киришская сош№1... | Вклад пугачевцев в Победу в ВОВ Выполнили учащиеся 10 класса моу «сош с. Селезниха Пугачевского района Саратовской области» | ||
Уроков физики в 9 классе Тема: «Кинематика» Моу гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов; учитель физики Шишкина М. Н | Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые... Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса моу покров-Рогульской сош пошехонского мр | ||
Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» за 2010 2011 учебный год моу «сош№1» Моу «сош№1» городского округа Протвино функционирует с 14 ноября 1962 года. Имеет лицензию на образовательную деятельность со сроком... | Н. Р. Шишкина экономическая теория Н. Р. Шишкина. Экономическая теория. Учебно-методический комплекс. Планы семинарских занятий для студентов специальности 080504.... | ||
Диплом Федорова Алина, учашаяся 10 класса моу «Яншихово-Челлинская сош» Подведены итоги республиканской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», проходившей в образовательных учреждениях... | Модель урока для учащихся 5-го класса Работу выполнили: Зайберт К.... Развивать общую выносливость посредством равномерного бега в заданном учителем темпе | ||
Автор: ученица 8 класса моу луговская сош кинешемского района ивановской... По присвоению названий улицам, переулкам, площадям города томска «томский именослов» | Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» Выполнили: Константиновская Наталья Сергеевна, Игнатьева Елизавета Викторовна ученицы 5 класса моу «сош села Березина речка Саратовского... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности моу «Красноярская сош» за 2011 год Одобрен Управляющим советом моу «Красноярская сош» протокол №9 от 15 марта 2012 года | Дневник педагогической практики Воробьева Алина – неунывающая, веселая девочка, найдет выход из любой ситуации. Алина любит выступать | ||
Исследовательская работа на тему: «лики ладоней» выполнили: Колядин... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г.... | Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области |