Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку»





Скачать 266.78 Kb.
НазваниеКонкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку»
страница1/2
Дата публикации03.01.2015
Размер266.78 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2
Межрегиональная дистанционная конференция-

конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку»

Секция языкознания

Такие разные ответы



47_picture


Выполнили: Константиновская Наталья Сергеевна, Игнатьева Елизавета Викторовна ученицы 5 класса МОУ «СОШ села Березина речка Саратовского района Саратовской области»



Научный руководитель: Ерина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ села Березина речка Саратовского района Саратовской области»



2011 год


Содержание

Актуальность темы____________________________________________1

Виды ответа__________________________________________________3

Примеры моделей ответов на уроках____________________________ 6

Советы ученых, писателей______________________________________ 9

Характеристика видов ответов_________________________________ 10

Анализ выступлений учащихся_________________________________ 14

Анкетирование учащихся_______________________________________18

Значение выбора ответа для успешности обучения и культуры речи__ 18

Качества речи ________________________________________________19

Список литературы_____________________________________________19

dsc02273.jpg Нет ничего такого в окружающей нас жизни

чего нельзя было бы передать русским словом.

К.Г. Паустовский

Нам, учащимся 5-8 классов, практически ежедневно приходится отвечать на уроках истории, литературы, физики, краеведения, географии. Вопросы и задания учителя на уроке бывают самые разные и порой радикально отличаются, если это такие предметы, как обществознание, английский язык, математика. Чтобы ответ был обстоятельным и убедительным, приходится думать не только о содержании ответа, но и о его виде и форме.

Ответ ученика на уроке - это модель публичной речи, умело разработанная и тщательно подготовленная. Первым условием хорошего ответа является интеллектуальность речи. Современная речь – это интеллектуальный труд.

Вторым условием - являются риторические выражения, которые представляют выступающему возможность, используя обширный арсенал риторических фигур и типов, не только «украсить» выступление, но и сделать речь правильной, образной, яркой, а значит, привлекательной и приятной для любого собеседника. Если риторические умения и навыки используются в обиходном – бытовом общении, то они реализуются и в других ситуациях, весьма ответственных. Надо знать, какой ответ на уроке можно считать развернутым. В его основу входят воспроизведение пройденного учебного материала и его применение. При этом ученик приводит свои примеры (например, в форме сравнения, обобщения). На наш взгляд, данная тема, точнее ее изучение, исследование, принесет пользу практически всем моим одноклассникам, а также учащимся 6-8 классов. Если исследование позволит получить интересные результаты, выводы, можно выступить с презентацией в других классах и призвать учащихся повышать культуру речи на уроках, осваивать широкий спектр речевых жанров, готовиться, таким образом, к выбору будущей профессии, т. к. хорошая речь является одним из основных качеств современного человека. Всем этим объясняется актуальность выбранной нами темы.

Привлекает в этой теме и то, что можно освоить множество разных ответов (например, ответ-интервью, ответ-резюме, ответ - проект). Мне интересно разрабатывать модели того или иного вида ответа на уроке. И самое главное на один вопрос можно ответить совершенно разными способами. Мы выбрали эту тему для своей исследовательской работы еще и потому, что считаем эту проблему весьма практичной для любого школьника. Ведь некоторые постоянно только говорят о необходимости повышать культуру речи, а мы, учась в школе, уже многое для этого хотим сделать на практике.

Тема исследования: такие разные ответы.

Проблема: часто на разные вопросы мы отвечаем однообразно.

Как выбрать наиболее эффективный вид ответа на тот или иной вопрос?

Цель: научиться подбирать соответствующий вид ответа на поставленный вопрос.

Гипотеза: Я считаю, что учащиеся должны подбирать вид ответа на уроке в зависимости от характера вопроса или задания, соблюдая структуру, логичность, оттачивая смысл и содержание выступления, постоянно формируя более высокий уровень речевой культуры.

Задачи.

Научиться заниматься исследованием проблемы по плану, работать в группе, обрабатывать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Совершенствовать навыки публичной речи.

Расширять применение жанров устной речи.

Развивать коммуникативные навыки общения, решать коммуникативные задачи.

В соответствии с выдвигаемой гипотезой, задачами исследования, нами составлен план, определены методы и проведена учебно-исследовательская работа.

Экспериментальная часть.

Устная речь учащегося расценивается как релевантная, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределенную информацию или доставить новую. В зависимости от вопроса и от поставленной учителем задачи ученики дают определения понятий, сравнивают предметы, даты, явления, группируют изученный материал, описывают предмет речи, излагают события, факты, объясняют законы, доказывают теоремы, излагают порядок действий и т. д. Мы провели наблюдение за ответами одноклассников на уроках, проконсультировались у учителей, провели опрос учащихся 6- 8 классов, чтобы зафиксировать определенное количество видов ответов, применяемых в учебном процессе.

Нам удалось выделить следующие виды развернутых ответов: ответ-характеристика (описательная, сравнительная, классификационная), ответ - определение, ответ- статья, сказка, определение, сравнение, инструкция, доказательство, репортаж, интервью, презентация, рассуждение, реферат, резюме, анализ, спор, пересказ, сообщение, доклад и т. д. Но это только названия видов ответов. А каждый вид ответа имеет свои особенности.

Для каждого вида ответа существуют определенные языковые модели, опорные конструкции:

то – то – это…(определение);

то – то называется так, потому что …(рассуждение – объяснение);

то-то отличается от того – то тем, что …(сравнительная характеристика).

Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие развернутые; 4) полные и неполные;
5) точные (определенные) неточные (неопределенные


1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на вопрос:«В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на Ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса: «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до. Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

При конструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени окончания русско-японской войны, но и о времени совершения. Первой русской революции (1905 г.), а также информацией о том, что она произошла через год после окончания русско-японской войны. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией о том, что кит это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми. Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет» Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Джон Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Джон Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Джон Кеннеди не был католиком». I

4. Полные и неполные ответы. По объему представленной информации ответы могут быть полными или неполным. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам составным частям вопроса. Например, на сложный вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель».

Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Например, на вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. Логическая зависимость между вопросом и ответом означает качество ответа, которое во многом определяется качеством вопроса. Известно, что в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос - таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ. Если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов. Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов. Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

Точность ответа на что - вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто имеется в виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где - континент, страна, область, город, географические координаты и т.д. Большое значение имеет изучение терминов, применяемых на уроках.

Ученые сегодня утверждают, что наш язык болен. Полстраны говорят «кладет» - полстраны «ложит». Язык мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно слышны американизмы «окей», «вау», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами.

Вседозволенность и свобода (может быть распущенность во всем?): в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?

Надо каждый раз задумываться о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств, т. е. правильной и благозвучной речи. А именно стилистические недочеты в сочинениях на экзаменах становятся главной причиной низких баллов обучающихся. Было бы хорошо на каждом уроке осваивать различные виды ответов, существующие речевые жанры, искоренять некоторые стилистические недочеты, видеть, замечать свои и чужие ошибки в речи. Писатели, поэты обладают языковым чутьем, художественным вкусом. И нам есть чему и у кого поучиться мастерству художественного слова.

Советы ученых, писателей.

1. Я. А. Коменский писал: «Язык - мастер речи».

2.М. В. Ломоносову принадлежит высказывание: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».

3.И. С. Тургенев писал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»

4.Н. Добролюбов писал: «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».

5.А. Куприн писал: « Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

6.В.А. Сухомлинский писал: «Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры».

7.А. М. Горький сказал: « Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры…»

8. «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»,- писал Н. В. Гоголь.

9. «Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся»,- говорил Л. В. Щерба.

10. В. Г Белинский писал: « Что бы ни говорили, но грамматика именно учит не чему другому, как правильному употреблению языка, то есть правильно говорить, читать и писать…»

Я думаю, что всегда актуально повышать свою культуру речи. Такой человек владеет нормами речевого этикета и всеми видами речевой деятельности, хорошо понимает смысл прочитанного и прослушанного текста, умеет вести беседу. Он хороший слушатель и рассказчик, свободно и грамотно излагает свою точку зрения в устной и письменной форме. У человека с высокой культурой речи есть возможность стать конкурентоспособной личностью на рынке труда или лучшим по профессии, что очень важно в настоящее время. Овладение теорией 4-х «К», предлагаемой профессором Т. А. Ладыженкой, для старшеклассников - важнейшая задача общения, решение многих проблем. К этому мы будем стремиться в старших классах, а сейчас попытаемся детально изучить теорию собранных видов ответов: сходство и различие, уместное использование художественных средств языка, средства передачи устной речи.

Нами собраны краткие определения некоторых видов ответа.

1. Характеристика – это описание характерных, отличительных качеств, черт (кого) чего-нибудь и официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности кого – либо.

2. Описание – это изображение, сочинение, изложение, в котором что - нибудь или кто – нибудь описывается.

3. Определение – это объяснение (формулировка), раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего – нибудь.

4. Сравнение – это слово или выражение, содержащее употребление одного предмета другому. В данном случае намечаются основные линии сравнения, различия сравниваемых объектов, явлений, процессов. На основе сделанных выводов путем сравнения может быть составлена таблица.

5. Инструкция – это свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего – либо.

6. Доказательство – это факт или довод, подтверждающий, доказывающий что – нибудь.

7. Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация.

8. Интервью – это предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким – то лицом.

9. Рассуждение – это умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

10. Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, демонстрирующая знания по определенной проблеме, способность анализировать и систематизировать информацию, полученную из разных источников, делать самостоятельные выводы и наблюдения. Часто приходится слышать от старших сестер и братьев: « Нам задали написать реферат по истории, по физике». Но всегда ли это один и тот же вид работы. Мы выяснили для себя, что и рефераты бывают разные. Какие же именно?

Виды реферата: аналитический обзор, критический анализ дискуссии, развернутая рецензия. Выбор вида реферата зависит от темы работы, учебной цели, наличия источников исследования и т.д.

Аналитический обзор – реферат в виде изложения истории изучения проблемы, в виде анализа проблемы.

Критический анализ дискуссии – такой вид реферата, который представляет собой более глубокое изучение противоположных точек зрения по какому – либо вопросу. Главная его цель – выявить сущность спора.

Развернутая рецензия – предполагает обоснование актуальности рецензируемой работы, краткое изложение теоретической позиции автора и анализ особенностей изложения в сопоставлении с другими источниками, выводы о необходимости дополнительного изучения проблемы.

11. Резюме – это краткий вывод из сказанного, написанного.

12. Аргумент – это довод, доказательство.

13. Факт – это действительное, вполне реальное событие, явление (то, что действительно произошло, происходит, существует).

14. Анализ – это метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего– нбиудь.

15.Дискуссия - обсуждение, отличительной особенностью которого является ориентация на диалогические способы общения. Диалог является основной формой общения в дискуссиях. Модель учебной дискуссии строится как целенаправленный обмен идеями, точками зрения, ценностными ориентациями.

О. Б. Сиротинина, профессор Саратовского государственного университета, в одной из своих статей писала, что культура речи - общеучебный навык, который необходим каждому взрослому человеку, старшекласснику, студенту. Исследование данной темы привело меня к серьезной работе с толковым словарем. Было определено лексическое значение терминов по предметам школьной программы, а также по определению типов и видов ответов, канонам и законам устной речи. Определились основные качества, отвечающие требованиям данного вида деятельности: умение видеть проблему, намечать пути исследовательской деятельности, формировать гипотезы, определять предмет исследования, выбирать подходящие методы, позволяющие пройти путь то эксперимента до обобщения данных и выводов. По определению Цицерона весь процесс создания речи выглядит так: « Вся деятельность и искусство оратора предстает в пяти частях. В- первых, он должен определить, что сказать; затем расположить изобретенное, но не только в определенном порядке, но и соответственно весу каждого аргумента; затем стилистически украсить это; после этого удержать в памяти и, наконец, произнести речь эффектно и с обаянием» Важен также момент определения средств для передачи устной речи.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconКонкурс учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секции "Математика"

Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconКонкурс учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция краеведения...
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconКонкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconКонкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Кометы и метеориты
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconКонкурс «Первые шаги»
Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги»
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconПоложение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconФи ученика
«Первые шаги в науку – 2014». В конференции, в I и II сменах, приняли участие по 10 учащихся
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconКонкурс учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция: «Окружающий...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconКонкурс Место и время проведения Примечание Награждение «Первые шаги в науку»
В рамках Всероссийской конференции «наука и профессиональное образование: современные теоретические проблемы и практический опыт»...
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconРезультаты проведения школьной научно-практической конференции членов ноу «Первые шаги в науку»

Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,...
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconИтоги проведения научно-практической конференции членов ноу «Первые...

Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconМежрегиональная дистанционная конференция-конкурс «Первые шаги в...
Все дальше и дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Но по-прежнему ярко представляется взору наших современников...
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconПротокол школьного тура научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
Направление работы (естественнонаучное, интеллектуальное, гуманитарное, информационные технологии)
Конкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку» iconПоложение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск