Межрегиональная дистанционная конференция – конкурс учащихся 1 – 7 классов
«Первые шаги в науку»
Секция краеведения Камни из «Малахитовой шкатулки»
Выполнили:
Бояркин Юрий Александрович, 4 «А» класс,
Бояркина Татьяна Александровна, 3 «В» класс
МОУ СОШ № 59 г. Челябинска.
Научный руководитель:
Бояркина Ольга Владимировна,
учитель информатики
МОУ СОШ № 59 г. Челябинска. 2011 г.
Содержание
Введение __________________________________________________3 Глава 1. Уральский писатель П.П. Бажов ______________________4 Глава 2. Каменных дел мастера _______________________________6 Глава 3. Камни из «Малахитовой шкатулки» ___________________8 Заключение _______________________________________________13 Список источников ________________________________________14 Приложение 1. Фотографии из семейного архива Бажовых ______15 Приложение 2. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова ____________16 Приложение 3. Поездка в Ильменский заповедник _____________17 Приложение 4. Описания камней и минералов,
упоминания о которых встречаются в сказах П.П. Бажова ________18 Приложение 5. Поделки и украшения из уральского камня ______19 Введение
На уроках литературы во 2 классе мы знакомились с произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце». Оказалось, что Павел Петрович родился и вырос на нашей уральской земле и в своих сказах описывал истории, которые происходили в нашем крае.
Тогда нам захотелось прочитать и другие его рассказы. В них описывается красота и богатство уральской земли, талант, мудрость и трудолюбие простых рабочих людей.
Многие сказы посвящены мастерам каменного дела, которые сумели познать и ценили красоту камня. Своими изделиями они славились далеко за пределами нашего края.
Что же такого особенного в уральских камнях? Мы решили сами найти ответ…
Целью данной работы является изучение богатства недр родного края через творчество уральского писателя П.П. Бажова.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
Изучить биографию и творчество П.П. Бажова.
Получить представление о ремеслах уральских мастеров по камню, описанных в произведениях писателя.
Получить наглядное представление о драгоценных камнях и минералах, упоминания о которых имеются в сказах П.П. Бажова.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ произведений писателя; выборка описаний и упоминаний о камнях и минералах; изучение минералов.
Для получения информации по изучаемой теме были использованы Интернет- ресурсы, а так же предпринята поездка в музей Ильменского государственного заповедника УрО РАН.
Глава 1. Уральский писатель П.П. Бажов В ходе нашей работы с различными воспоминаниями и отзывами о Бажове П.П. и его произведениях мы узнали, что в историю мировой литературы Павел Петрович Бажов вошел как автор уральских сказов, в которых тесно переплетаются волшебная фантазия и земная реальность; выражается народная мудрость о смысле человеческой жизни и общечеловеческих ценностях: мастерстве, трудолюбии, доброте, любви, человеческом и национальном достоинстве — того, из чего растут любовь к Родине и мощь Отечества [2].
Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала - этой колыбели русской металлургии. Семья Бажовых - это несколько поколений истинно православных христиан, горнозаводских мастеров, людей "огненного труда". Дед и прадед писателя были крепостными рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на барских заводах.
Нам стало известно, что родился Павел Петрович в городе Сысерть Свердловской области 28 января 1879 года в семье рабочего железоделательного завода Петра Васильевича Бажова. Мать Августа Степановна была знаменитой на весь город кружевницей. Пётр Васильевич отличался неуживчивым характером, не стеснялся в лицо начальству говорить «жёсткое словцо», за это получил прозвище – Сверло. Не раз он оставался без работы. На это время семья переселялась на какой-нибудь дальний завод Сысертского округа: Невьянский, Нязепетровский, Кочкарь.
Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (дедушка Слышко). Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
После окончания в 1899 году семинарии Павел Петрович мечтал продолжить свое образование в университете. Однако из-за участия в забастовках ему было отказано в приеме в Томский университет. И вот в двадцать лет начал Бажов учительствовать сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в Екатеринбурге и Камышлове.
В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою "кладовую" он пополнял всю жизнь.
В 1924 году выходит его первая книга «Уральские были». В ней рассказывалось о том, как жили до революции люди на сысертских заводах.
Но не с этой книгой пришла удача к писателю. Когда в журнале «Красная новь» в 1936 году появились первые сказы П.П. Бажова "Дорогое имячко", "Медной горы Хозяйка", "Про великого Полоза" и "Приказчиковы подошвы", всем стало известно, что он нашёл свою золотую жилу. Успех первых сказов побудил Бажова продолжить работу. Так он нашел себя как писатель [1].
Но сказы Бажова – это совсем не простая запись или обработка того, что он слышал, всё слышанное – это фундамент, на котором он построил новый добротный дом невиданной красоты.
Некоторые фотографии из семейного архива Бажовых, которые нам удалось найти в Интернете, представлены в приложении 1.
Глава 2. Каменных дел мастера В процессе знакомства с произведениями П.П. Бажова, мы увидели, что сказы «Малахитовой шкатулки» объединяются в группы, связанные общими героями как главными, так и второстепенными. Иногда сказы объединяет указание на одно и то же время и место действия. Часто в сказах даётся как бы история одной семьи: Степана и Насти, их дочери; Катерины и её мужа мастера Данилы, а затем и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории существовали, да и сейчас существуют на Урале.
Общими в сказах являются и волшебные персонажи, главные из которых – Хозяйка Медной горы и Полоз. Вот что мы узнали об их происхождении. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.
П.П. Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но покровительница смелых и мужественных, творчески одаренные людей. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями – запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другой – не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с нею. Вот как описывается встреча Степана с Хозяйкой: «Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло. – Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей… «Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила.» От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта – малахитница-то – любит над человеком мудровать.» И только тот, кто мог согласиться на все условия Хозяйки или отважно противостоять ей, получал доступ в ее владения, возможность узнать тайны камнерезного искусства и стать «горным мастером».
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтобы «сердце радовалось» у людей при взгляде на их работу. Не прост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику не интересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: «А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня. А камень-то какой! Первый камень!» Не приносит удовлетворения и копирование дурман- цветка. Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как и в свое время отец, в учение к опытному мастеру. «Митюнька весь этот установ принять принял, а нет- нет и придумает по- своему». Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала – змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота «хрупкой веточки» передана в его изделии: «В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись». Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное – «сколько камни стоят». Узнав, что не дорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину «дорогую выдумку». Как и Данила, исчез Митя: «Так и найти не могли, а поделку его потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее» [3].
Иллюстрации разных художников к сказам П.П. Бажова, которые нам удалось найти, представлены в приложении 2.
Глава 3. Камни из «Малахитовой шкатулки» Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания всей серии Уральских сказов П.П. Бажова. Шкатулка из зеленого «веселого» камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков, камнерезов, мастеров горного дела.
В таблице 1 указаны названия камней, которые упоминаются в уральских сказах Павла Петровича Бажова. Таблица 1. Названия камней в сказах П.П. Бажова.
Название сказа.
| Названия камней и минералов.
| Медной горы Хозяйка
| Малахит, лазоревка, королёк, слюда, медная руда, корольковая медь, медный изумруд, шёлковый малахит
| Малахитовая шкатулка
| Малахит
| Серебряное копытце
| Хризолит
| Каменный цветок
| Малахит, мрамор, змеевик, сурьма
| Горный мастер
| Малахит
| Хрупкая веточка
| Малахит, агат, дурмашки, яшма, офат, орлец, хризолит, змеевик
| Железковы покрышки
| Малахит, орлец, яшма
| Две ящерки
| Малахит
| Приказчиковы подошвы
| Малахит
| Таюткино зеркальце
| Малахит
|
На основании полученных сведений был составлен список камней и минералов, названия которых упоминаются в произведениях П. П. Бажова и составляют по словам автора красоту и гордость Уральского края: малахит, лазоревка, королёк, изумруд, слюда, хризолит, змеевик, агат, дурмашки, яшма, офат, орлец.
Для ознакомления с этими минералами мы отправились в Ильменский государственный заповедник УрО РАН. Фотографии представлены в приложении 3.
В процессе изучения мы столкнулись с трудностью, что некоторые названия являются устаревшими либо народными. Большую помощь в идентификации таких минералов нам оказала научный сотрудник музея, главный хранитель фондов Александрова Екатерина Григорьевна, которая работает в Ильменском заповеднике уже более 30-ти лет.
Так, по ее мнению:
Корольковая медь (у Бажова самородная медь кристаллами) – это не что иное как пирит;
Королек с витком – это разновидность пирита – халькопирит с характерными серебристыми узорами;
Медный изумруд (у Бажова: слезы Хозяйки Медной горы) – судя по контексту, кристаллы берилла, которые, как и малахит, имеют зеленый оттенок;
Лазоревка – лазурит;
Офат – скорее всего, производная от офит, полное название – офиокальцит;
Орлец – однозначно, старинное название родонита;
Дурмашки – правильное название этого минерала выяснить не удалось.
В таблице 2 представлены краткие описания изучаемых минералов, которые нам удалось найти в сказах П.П. Бажова и в научных справочниках, а так же их фотографии. Таблица 2. Описания камней и минералов, упоминания о которых встречаются в сказах П.П. Бажова.
Название минерала
| Справочная характеристика
| «Каменный цветок»
А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня. А камень-то какой! Первый камень! Вот мне и припало желанье так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать…
| Малахит
| Малахит - минерал зоны окисления медных сульфидных и медно-железорудных месторождений, залегающих в известняках, доломитах и др. Подлинную известность этот минерал получил после открытия крупных месторождений малахита в конце XVIII в. на Урале на Медноруднянском и Гумишевском рудниках.
| «Хрупкая веточка»
На всё установ имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу – из дурмашков, клубнику – из сургучной яшмы… Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из офата, кое из змеевика либо из орлеца и там ещё из какого-нибудь камня. Митюнька весь этот установ принять принял, а нет- нет и придумает по- своему…
| Агат
| Агаты—разноокрашенные зональные образования халцедона. Иногда они содержат зернистые выделения кварца, который слагает отдельные зоны или центральную часть халцедонового обособления. Месторождения агатов известны в коренном залегании—в лавах и туфах (Кавказ, Урал, Восточная Сибирь). Агаты—типичное ювелирно-поделочное сырье; из них делают вставки в ювелирные изделия—кольца, серьги, кулоны, браслеты, броши, а также малые камнерезные изделия типа шкатулок, пудрениц и т. п.
| Яшма
| Известен человеку с эпохи палеолита, когда из него делали оружие и инструменты. Позднее из яшмы стали вытачивать различные украшения и талисманы. В странах Востока яшма считалась символом красоты, изящества и богатства. В Древней Греции камень служил оберегом от сглаза молодых матерей и младенцев. Гиппократ лечил яшмой лихорадку и эпилепсию.
| Офат (офиокальцит)
| Офиокальцит тонкополосчатый характеризуется четкой прямолинейно-полосчатой текстурой, обусловленной чередованием различно окрашенных прослоев (сероватых, голубоватых, фисташковых и зеленоватых) шириной от 1 до 15 мм; широко развит на Черешковском месторождении.
| Змеевик
| Змеевик (также серпентинит, аптекарский камень) - горная порода темно-зеленого цвета с характерным змеиным рисунком. Очень сильный энергетик, создающий для владельца ощущение защиты и душевного равновесия. Месторождения встречаются во многих странах: на Урале, в Сибири, Казахстане, на Северном Кавказе, в США, Новой Зеландии, Индии, на Кубе, в Италии, Индии, Монголии, Афганистане.
| Родонит
| Химический состав: окись марганца, закись железа, окись кальция, двуокись кремния. Форма кристаллических выделений: кристаллы обычно плохо образованы, чаще минерал представлен плотными сливными или тонкозернистыми массами.
| Пирит
| Наиболее часто наблюдается в виде сплошных плотных масс и зернистых скоплении в колчеданных залежах. Широко распространены кристаллы пирита кубического, пентагон-додекаэдрического и октаэдрического габитуса. Характерна штриховка на гранях, параллельная ребрам.
| «Медной горы Хозяйка»
Ну, прощай, Степан Петрович… А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зёрнышками застывают. Полнёхонька горсть.
- На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают.
Камешки холодные, а рука, слыш-ко, горячая, как есть живая…
| Берилл
| Берилл — один из наиболее привлекательных и ценных коллекционных минералов. Чрезвычайно гармоничны и красивы природные формы нахождения берилла: кристаллы этого минерала — шестигранные призмы, блестящие, полупрозрачные, окрашенные в светлые цвета — зеленые, голубые, золотистожелтые, розовые. Встречается в пневматолито-гидротермальных месторождениях, в пегматитах, рейзенах, кварцевых жилах и др. Руда бериллия..
| «Серебряное копытце»
Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие. …А по тем ложкам люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Хризолитами называются. Видали?
| Лазурит
| Алюмосиликат натрия и кальция, содержащий серу и хлор. Этот прекрасный лазурно-синий камень во все времена ценился за свой необычайно глубокий и стойкий цвет. Российский лазурит неоднороден по цвету: он бывает и нежно-голубым и густо-синим с легким фиолетовым оттенком вплоть до фиолетово-синего, и почти лиловым. Объясняется окраска лазурита особенностями его состава и структуры.
| Хризолит
| Хризолитом называют прозрачную разновидность минерала оливина - силиката железа и магния. Слово «хризолит» (то есть «золотой камень»; греч. chrysos — «золотой») существовало уже в глубокой древности. Оно встречается в старинных текстах, начиная с III в. до н. э. Иногда камень называют вечерним изумрудом, так как при искусственном освещении желтый оттенок исчезает, и камень кажется чисто-зеленым.
|
Образцы изделий из уральских камней представлены в приложении 4.
Заключение В ходе исследования мы познакомились с биографией и творчеством уральского писателя П.П. Бажова.
Читая сказы об Урале, мы узнали, в каком замечательном крае мы живем, как богата наша земля лесами, озерами, удивительными самоцветами и драгоценными камнями.
В этом мы еще раз убедились, побывав в музее Ильменского государственного заповедника. Здесь собрано огромное количество причудливых камней и минералов.
Но самое главное богатство уральской земли – это люди, мастера своего дела. Мудрость, талант, трудолюбие, доброта – вот главные их свойства. Как в сказах, так и сейчас хранительница природных кладовых Хозяйка Медной горы открывает свои богатства только тем, кто чист душою, любит родной край и ценит его красоту.
Список источников и литературы
Бажов П.П. Малахитовая шкатулка/ Сост. и авт. предисл. Н.И. Савушкина. – М.: Просвещение, 1987.
Бажовская энциклопедия/ Редакторы-составители В.В. Блажес, М.А. Литовская. – Екатеринбург: изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. ун-та, 2007.
Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл./ Сост. А.Б. Горская, Н.А. Капитонова и др. – Челябинск: Взгляд, 2005.
www. igz.ilmeny.ac.ru
www. catalogmineralov.ru
Экспозиция Естественно- научного музея Ильменского государственного заповедника УрО РАН.
Приложение 1. Фотографии из семейного архива П.П. Бажова
П.Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии
|
|
|
| С экземпляром книги “Малахитовая шкатулка”.
1939 год
|
| Приложение 2. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова
|
| Пыльцын Михаил Алексеевич
«Медной горы Хозяйка»
| Пыльцын Михаил Алексеевич
«Серебряное копытце»
|
|
| Евдокимова Галина Алексеевна «Сказы Бажова»
|
Приложение 3. Поездка в Ильменский заповедник.
| 11. 10. 2009 г.
Естественно – научный музей
Ильменского государственного заповедника УрО РАН.
|
|
| 11.10.2009 г.
В зале экспозиции с Александровой Екатериной Григорьевной,
главным хранителем музея.
|
Приложение 4. Поделки и украшения из уральского камня
Малахитовая ваза высотой 75 см
| Колье и браслет из лазурита
| Берилл. Резьба.
| Брошь с хризолитом
| Змеевик. Часы.
| Украшение. Агат.
| Шкатулка из яшмы
| Офиокальцит. Часы.
|
| Родонит. Резьба.
|
|