Скачать 72.26 Kb.
|
Чудаева Елена Владимировна, учитель математики, МОУ «Инсарская СОШ №1», город Инсар, Республика Мордовия Научное общество учащихся «Первые шаги в науке» (секция «Математика и ИКТ) Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица - требованиям сегодняшним, школа - требованиям, какие будут через 20 лет. Михаил Гаспаров В Концепции модернизации российского образования сказано: "На современном этапе развития нашего общества необходимо уделить серьезное внимание учебно - исследовательской деятельности как средству формирования стабильного общества, исходя из этого, учебно-исследовательская деятельность должна явиться объектом проектирования и в масштабах образовательной системы и всего будущего образовательного общества и в рамках реализации отдельных форм образовательной деятельности и образовательных технологий". Задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться. На базе МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1» с 2003/2004 учебного года функционирует научное общество учащихся, которое объединяет ребят 6-11 классов, с 2004/2005 учебного года работает секция «Математика и ИКТ». Научное общество учащихся было создано с целью совершенствования знаний в определенной области науки и производства, развития научных интересов и способностей, приобретения учащимися умения и навыков поисково-исследовательской деятельности, для понимания глубокой связи, существующей между дисциплинами, и использовании этих связей для приобретения систематизированных знаний. Главной задачей НОУ «Первые шаги в науке» является воспитание гармонически развитой личности, обладающей широким спектром знаний в различных областях знаний и начальными навыками учебно-исследовательской деятельности. Для теоретической подготовки будущих исследователей организованы занятия по курсу «Введение в научно-исследовательскую деятельность учащихся», где ребята знакомятся с основными этапами, характерными для научного исследования. При выполнении учебно-исследовательской работы, учащиеся получают неформальные и очень глубокие знания в соответствующей области науки, развивают свои творческие способности, навыки исследовательской деятельности, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на ежегодной школьной конференции. Затем лучшие работы отправляются на районный, и республиканский конкурсы исследовательских работ учащихся. Занятия в секции «Математика и ИКТ», проводятся по трем направлениям: решение нестандартных задач; изучение истории математики, ее методов и приложений; использование современных информационных технологий при обучении и изучении математики. Основная цель математической секции НОУ - повышение общего уровня знаний по математике, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, подготовка к последующему продолжению образования. Задачи: углубление школьного курса математики; развитие нестандартного мышления; подготовка учащихся к участию в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах по математике; ознакомление с возможностями современных информационных технологий; обучение методам ведения научных исследований; воспитание самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия, силы воли и умения работать в команде. Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся: это могут быть как работы по истории математики и её приложениям, так и работы, посвященные определенным математическим методам. В процессе подготовки работы, учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с методами проведения научных исследований, но и научиться красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления. Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного НОУ. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений является обязательной для каждого учащегося. Причем следует отметить, что уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися школы на различных конкурсах. С 2004 года учащиеся МОУ «Инсарская СОШ №1» представляют свои исследовательские работы на республиканскую научно-практическую конференцию «Интеллектуальное будущее Мордовии». С 2006 года наши учащиеся вышли на Всероссийский уровень. Сначала мы опубликовали несколько работ на портале фестиваля «Портфолио», затем попробовали свои силы на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся "Национальное Достояние России", во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» (клуб учителей «Доживем до понедельника») и др. Знания и опыт, приобретенные учащимися в НОУ способствовали получению следующих результатов:
Главные наши достижения – это две работы учащихся получившие премию Президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 и 2009 году. Члены НОУ «Первые шаги в науке», как правило, творческие и разносторонние дети, они участвуют не только в конкурсах исследовательских и проектных работ, но и на протяжении последних трех лет в международном Московском форуме «Одаренные дети», где тоже показывают хорошие результаты (два диплома 1 степени, один диплом 3 степени и четыре диплома лауреата данного конкурса). Два члена НОУ имеют высшие именные награды всероссийских конкурсов. Исследовательская работа Ямашкин Павла «Построение плоских кривых в полярных координатах» удостоена высшей награды во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» - медали Эвариста Галуа. С тезисами работы можно познакомиться перейдя по ссылке http://www.rospedclub.ru/index.phtml/pr1stSteps.rewards?cntst=12&nom=13&app=7663#list . Лукина Нина, награждена знаком отличая «Серебряный крест» за победу в V-м Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке». Наряду с отдельными успехами, конечно у нас есть ряд трудностей и недостатков. Анализ результатов прошлых школьных научно-практических конференций привел к выводу, что необходимо создавать школьную экспертную комиссию, которая сможет заранее отобрать работы на районную конференцию и оценить их в баллах. Таким образом, оценка работы, в этом случае, складывается из оценки содержания, оформления работы и ее защиты. Критерии оценки заранее сообщаются всем участникам конференции. Тем не менее, из года в год приходится отклонять интересные, правильно оформленные работы, так как они носят реферативный характер, или в работе отсутствует проблема, (следовательно, исследовать нечего), или отсутствует законченность в работе, что говорит об отсутствии систематического подхода к исследовательской деятельности и т.п. Эти проблемы были ожидаемыми и разбирались на занятиях элективного курса с учащимися, но полностью избежать затруднений не удалось. Полагаю, что практика защиты работы на конференции даст учителю и ученику опыт написания и представления исследовательской работы. Так сравнительный анализ опыта трех проведенных научно-практических конференций показал, что с каждым годом возрастает качество работ, расширяется круг участников – учеников и их руководителей. Поэтому считаю, необходимо организовать семинары-практикумы по написанию и защите проектно-исследовательских работ не только для учащихся, но и для руководителей ученических работ. http://www.rospedclub.ru/index.phtml/pr1stSteps.compts/22/?cntst=15&nom=12&app=12088#list Лукина Нина Учащиеся школы настроены более оптимистично (анкетирование в 9-11 классах). Они считают, что научно-исследовательская деятельность необходима:
Широко известна история о том, как однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?». Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот это невозможно. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и на собственное открытие знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы сомневаться, «не брать все на веру». И тогда появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие. В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям, нужно только помочь детям проявить себя – в этом, по-моему, и состоит главная задача учителя, вернее учителя – исследователя. Литература
|
Муниципальный этап XI всероссийского детского конкурса научно-исследовательских... Рассмотрев проект модельного закона "О гидрометеорологической деятельности", Межпарламентская Ассамблея постановляет | Конкурс учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секции "Математика" | ||
Конкурс «Первые шаги» Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги» | Конкурс учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция краеведения... Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран | ||
Конкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... | Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые... Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса моу покров-Рогульской сош пошехонского мр | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В помощь молодым педагогам, делающим свои первые шаги. Самые трудные шаги – это первые шаги. Пусть они будут у вас легкие. Пусть... | Конкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Кометы и метеориты Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | ||
Н аучное общество учащихся мбоу сош №26 «Эрудит» Деятельность ноу осуществляется на основе данного Положения. Научное общество учащихся имеет свое название – «Поиск» | § Первые шаги, первые трудности, первые достижения Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;... | ||
Конкурс учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция: «Окружающий... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | 8 февраля 2013 года в День Российской науки в нашей школе прошла... О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» | ||
Фи ученика «Первые шаги в науку – 2014». В конференции, в I и II сменах, приняли участие по 10 учащихся | Положение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,... ... | ||
20 декабря на базе мбоу мишкинская сош прошёл с еминар заместителей директоров по увр «Практические аспекты введения фгос ноо: первые шаги и первые результаты» (Петрова З. А.– директор) | Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... |