Скачать 302.6 Kb.
|
Вечерне-заочный факультет экономики и управления Программа дисциплиныКонцепции современного естествознаниядля направления 080100.62 Экономика (вторая ступень высшего профессионального образования)
Пермь 2007 годI. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента). ЕН.Ф.03. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизикогеохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика,.человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма. II. Пояснительная записка 1. Автор программы старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ Зиновьева Лилия Евгеньевна Дисциплина «Концепции современного естествознания» введена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации для студентов гуманитарного профиля, которые не изучают естественнонаучные дисциплины, и является обязательной для изучения в блоке естественнонаучных и математических дисциплин. 2. Требования к студентам: Изучение курса предполагает знание основ естественных наук в объеме средней школы. 3. Аннотация: в курсе «Концепции современного естествознания» рассматриваются особенности науки как специфической сферы культуры; основы методологии науки; основные этапы становления и развития естествознания, его роль в развитии науки и научного знания в целом; основные типы естественнонаучных картин мира, влияние фундаментальных понятий и парадигм естественнонаучного знания на гуманитарную сферу вообще и на развитие экономического знания, в частности. Цель изучения курса определяется мировоззренческой функцией науки. Важная роль наук о природе в развитии современной цивилизации предопределяет необходимость знания не только научных способов объяснения мира, но и сведений об особенностях самого научного знания. Поэтому ясное представление об основных естественнонаучных концепциях природы является важнейшим основанием мировоззрения современного образованного человека, его культурной компетенции. 4. Учебная задача курса: формирование у студентов целостного представления о науке и научном мышлении, его методах и фундаментальных понятиях, объединяющих естественнонаучное и гуманитарное знание. Основными задачами курса являются:
В результате изучения курса студент должен: Знать:
Уметь:
Иметь представление:
Обладать навыками:
5. Формы контроля:
III. Содержание программы. Тема 1. Естествознание в контексте культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Понятие науки. Функции науки. Наука как система исследовательской деятельности. Наука как социальный институт. Наука и экономика. Структура естественнонаучного познания. Уровни научного познания. Научный метод, естествознание как язык описания природы. Эмпирические и методы естественнонаучного познания. История естествознания, смена естественнонаучных картин мира, связь науки и технологии, технологические революции, научные революции, теория научных революций, панорама современного естествознания. Тема 2. Формирование естественнонаучного мышления Происхождение науки. Позитивное знание в первобытной культуре. Возникновение науки в культуре античной Греции. Представления о пространстве и времени Проблема субстанции в древнегреческой науке. Физика, механика и космология Аристотеля. Геоцентрическая система Птолемея. Физика Архимеда: связь науки и техники. Наука эпохи эллинизма. Естествознание в эпоху Средневековья. Связь естествознания с практическим опытом. Влияние религии на научную картину мира. Наука на средневековом Востоке. Картина мира средневековья, представления о пространстве и времени, математические представления средневековья. Химия и алхимия, астрономия и астрология в средневековье. Эпоха Возрождения как время социокультурного переворота. Картина мира Возрождения. Усложнение структуры научного знания. Осознание специфичности природы как предмета научного исследования и методологические поиски Возрождения. Роль математики в естественнонаучном исследовании. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Тема 3. Классическая естественнонаучная картина мира Наука в европейской культуре XVI – XVII века Формирование экспериментального метода естественнонаучного исследования. Классическая механика Кеплера, Галилея и Ньютона. Пространство и время в классической механике. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Энергия и импульс как меры движения в классической механике. Космология Ньютона. Роль естественнонаучной методологии в формировании экономики как науки. Развитие естествознания в XVIII в. Проблема взаимодействия в физических системах. Принцип дальнодействия. Теория теплорода. Корпускулярная теория света. Учение об электричестве и магнетизме. Формирование идеи развития природы. Идея развития в астрономии. Создание внегалактической астрономии. Лапласовский детерминизм. Революция в химии (Лавуазье), химические процессы, реакционная способность веществ. Развитие биологии в XIX в. Принцип развития и зарождение эволюционных представлений в биологии. Теория эволюции Дарвина – первая фундаментальная концепция в биологии. Зарождение генетики. Эволюционизм как общенаучный принцип. Вторая (классическая) научная картина мира. Методологические установки классического естествознания и их влияние на развитие экономического знания. Важнейшие открытия в физике первой половины XIX в. Закон сохранения и превращения энергии. Атомно-молекулярное учение. Волновая теория света. Дискретная и континуальная парадигмы в физике. Теория электромагнитного поля. Принцип близкодействия. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Проблема эфира. Вещество и поле. Термодинамика как физическое основание информационной картины мира. Энергия, масса, температура, энтропия. Становление статистической физики. динамические и статистические закономерности в природе. Первое начало термодинамики и законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Второе начало термодинамики и принцип возрастания энтропии. Понятие открытой системы. Вероятность и самоорганизация как атрибут сложных открытых систем. Проблема необратимости. Эволюция, информация и энтропия. Фундаментальные открытия в физике во второй половине XIX в. Научная революция на рубеже XIX-XX вв. Тема 4. Концептуальные основы современного естествознания Современная наука о тенденциях развития материального мира и структурных уровнях организации материи. Представления о порядке и беспорядке в природе, понятие хаоса. Методологические основания физической картины мира. Принципы современной физики (относительности, симметрии, асимметрии). Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности, принцип соответствия. Теория относительности А.Эйнштейна как ответ на кризис классической механики. Основные идеи, принципы и понятия специальной и общей теории относительности. Проблема фундаментальной системы отсчета и определения абсолютного движения. Новое понимание роли субъекта познания в физике. Современные представления о пространстве - времени. Макромир и мегамир. Проблема реальности в свете релятивистской физики. Современные представления о фундаментальных взаимодействиях. Формирование квантовой физики. Макромир и микромир. Принцип соответствия. Соотношение между классической и квантовой механиками. Корпускулярно-волновой дуализм. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Основные идеи, принципы и понятия квантовой механики. Физический смысл волновой функции. Вопрос об объективности квантово-механического описания реальности. Динамические и статистические закономерности. Роль прибора в познании микроявлений. Принцип дополнительности. Проблема взаимосвязи микро- и мега-миров. Особенности астрономии XX века. Модели происхождения и эволюции Вселенной. Химический состав вещества во Вселенной. Образование солнечной системы. Природа звезд и эволюция звезд. Антропный принцип в космологии. Внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизикогеохимическая; географическая оболочка Земли Химическая картина мира. Учение о составе вещества, его структуре, химических процессах, эволюционная химия. Биологическая картина мира, особенности биологического уровня организации материи. Происхождение и сущность жизни. Особенности живых систем. Жизнь как физико-химический процесс. Роль живого в процессах самоорганизации. Хромосомная теория наследственности. Популяционная генетика. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Идеи, принципы и понятия синтетической теории эволюции. Революция в молекулярной биологии. Уровни организации живых систем (молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический). Ноосфера, самоорганизация и коэволюция геосферы, биосферы и ноосферы. Биосфера и космические циклы. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Экологический кризис – причины, способы преодоления. Экоцентрическое мировоззрение. Экоэтика и биоэтика. Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез. Феномен человека. Физиология человека, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Современное естествознание о природе сознания. Психофизиология мозга. Биосоциальные предпосылки культуры. Сознание как процесс и результат самоорганизации. Тема 5. Постнеклассическое естествознание. Синергетика – учение о самоорганизации открытых систем. Основные понятия, идеи и принципы синергетической парадигмы. Необратимость времени в естественных процессах, особенности самоорганизации в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Формирование информационной картины мира. Изменение социокультурного статуса естественных наук. Антропный принцип и гуманизация научной картины мира. Критерии научности. Идеалы научности постнеклассического естествознания. Наука и ненаука. Научная рациональность и культура постмодерна. VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Базовый учебник Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: АСТ, Астрель, 2007. Основная Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., Альфа-М, ИНФРА-М, 2004. Дополнительная: Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки М., ИФ РАН, 1999. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., Политиздат, 1986. Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990. Биоэтика: проблемы и перспективы. М., ИФ РАН, 1992. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., Академия, 2002. Браун М.А., Яппа Ю.А., Козырев А.И. и др. Физика на пороге новых открытий. Л., Изд-во Ленинградского у-та, 1990. Бреннан Р. Словарь научной грамотности. М., Мир, 1997. Буданов В.Г., Мелехова О.П. Концепции современного естествознания. М., МГТУГА, 1998. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., URSS, 2005. Бургин М.С, Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. АО Аспект Пресс, М., 1994. Василькова В.В. Синергетика. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Лань, 1999. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1989. Возможности и границы познания. М., Изд-во МГУ, 1995. Гайденко В.П., Смирнов Г.А.. Западноевропейская наука в средние века. М., Наука, 1989; Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учеб. пособие для вузов М.; СПб.: ПЕР СЭ: Университетская книга, 2000 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., Наука, 1980 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., Наука, 1987. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., Наука, 1997. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М., ИФ РАН, 1994. Границы науки. М., ИФ РАН, 2000. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., Танаис ДИ-ДИК, 1994. Девис П. Суперсила. М.: Мир, 1989. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., Академия, 2003. Естествознание в гуманитарном контексте. М., Наука, 1999 Канке В. Основные философские направления и концепции науки - М.: Логос, 2000 Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., Логос, 2004. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., Прометей, 1991 Князева Е.Л., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., Наука, 1994. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., Ин-т психологии РАН, 1997. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., Наука, 1989. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д., Феникс, 1999. Кун Т. Структура научных революций - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001 Курдюмов СП. Синергетика - новые направления. М., Наука, 1989. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание, М., Изд. “Агар”, 1996. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., Медиум, 1995| Лекторский В А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., УРСС, 2001. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д, Изд-во Ростовского у-та, 1994. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., ПРИОР, 2001. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») СПб., Амфора, 2001 Микешина Л. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М., Языки русской культуры, 2000. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., Молодая гвардия, 1990. Наука в культуре. М., Эдиториал УРСС, 1998. Никифоров А.Л. Философия науки. М., Идея-Пресс, 2006. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического переворота. М., ИФ РАН, 1997. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов н/Д, Феникс, 1999. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983. Порус В. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности) М., Изд-во УРАО, 1999 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. Едиториал УРСС, 2003 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени М., Едиториал УРСС, 2003 Прист С. Теории сознания - М.: Идея-Пресс, 2000 Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М., Наука, 2002. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., РХГИ, 1999. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., ИФ РАН, 1992. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени - М.: Едиториал УРСС, 2003 Романовская Т. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. - М.: Эдиториал УРСС, 2001 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., ЮНИТИ-ДАНА, 1999. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., ВЛАДОС, 2000. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания для гуманитариев. М., ВШЭ, 2002 Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., Ин-т микроэкономики, 2001. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., Владос, 2001 Степин B.C., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. М., Наука, 1997. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., ИФ РАН, 1994. Степин В.С, Горохов В.Т., Розов М.А. Философия науки и техники. М., Гардарика, 1996 Степин В.С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. М.: Градарика, 2003 Томпсон М. Философия науки - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003 Уитроу Дж. Естественная философия времени - М.: Едиториал УРСС, 2003 Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М. Наука, 1992. Хакен Г. Синергетика. М., Мир, 1985. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., Мир, 1990 Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: В течение изучения данного курса формой текущего контроля является такой вид работ как написание эссе. Тематика эссе в приложении 2. 3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю: Концепции современного естествознания достаточно сложная дисциплина для студентов гуманитарного профиля, которые не изучают естественные науки специально. Изучение курса может базироваться только на знании основ естественных наук в объеме средней школы. Поэтому основной целью курса является не просто знакомство с главными идеями современного естествознания, а формирование представлений о принципиальной связи развития науки с практическими потребностями человечества, о внутреннем согласовании общенаучных принципов и мировоззренческих систем. На этих моментах следует заострить внимание в лекционном курсе. На семинарские занятия вынесены более конкретные проблемы, связанные с содержанием естественнонаучных концепций современности. Вместе с вопросами семинара приведен список основных понятий, определения которых студенты должны знать в рамках каждой темы. Это дает возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами заранее, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы. Тематика эссе составлена с учетом профессиональной направленности курса. Написание его достаточно сложно, но именно это позволяет студентам использовать естественнонаучные знания в исследовании экономических и политических процессов, правовых проблем. Самостоятельная формулировка темы студентами-экономистами дает им возможность реализовать личный теоретический и практический интерес и демонстрирует уровень понимания студентом дисциплины. Часть семинарских занятий и контрольных мероприятий рекомендуется проводить в компьютерном классе, используя время, отведенное на это в плане. Возможности компьютерного класса позволяют разнообразить формы контроля, проводить компьютерные тесты, эссе или решение кейсов по заранее выложенным материалам, контрольные работы, связанные с анализом небольших текстов и т.д. Некоторые темы могут быть вынесены на самостоятельную работу студентов с дальнейшей проверкой на индивидуальных консультациях. Для подготовки к зачету студенты получают вопросы для самоконтроля. 4. Методические указания студентам: Методические указания студентам учитывают как общие для ПФ ГУ-ВШЭ, так и утвержденные кафедрой в соответствии с ее спецификой требования и рекомендации. Семинарские занятия являются, исходя из специфики кафедры, с одной стороны, основной формой работы преподавателя со студентами, а с другой - формой контроля самостоятельной работы студентов. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
Рекомендации к написанию эссе: Исходя из особенностей гуманитарных дисциплин, кафедра особое внимание уделяет такому жанру, как эссе. Эссе (опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным, изложением. Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей. Простая компиляция не рассматривается кафедрой как соответствующая жанру эссе. При написании эссе рекомендуется выбирать тему, которая может иметь прикладное значение, вызывает личный интерес. Работа над эссе обязательно должна включать обращение к оригинальным текстам. Если произведение слишком объемно, студент имеет возможность воспользоваться антологиями или хрестоматиями. Эссе позволяет сопоставить различные точки зрения на данную проблему, сформулировать собственную позицию. При написании эссе можно использовать разные формы сравнения: сопоставления, таблицы, диалоги и т.д. Требования к эссе Цель эссе – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо высокого уровня освоения темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи. Основные критерии оценки знаний на итоговом устном зачете: Общие требования к качеству ответа должны оцениваться по следующим критериям (требования могут трансформироваться в зависимости от конкретной формы контроля – зачет, экзамен; основная дисциплина – дисциплина по выбору - факультатив):
5. Рекомендации по использованию информационных технологий. При подготовке к семинарским занятиям, при написании эссе и рефератов целесообразно пользоваться Интернетом, электронными ридерами; при этом принципиально важно сохранить самостоятельное видение предмета или темы и отбирать лишь ту информацию, которая способствует их лучшему и самостоятельному раскрытию. Рекомендуемые электронные адреса: http://deja-vu4.narod.ru/Library.htm http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx http://www.kulichki.com/moshkow/FILOSOF/ http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html http://philosophy.allru.net/pervo.html http://deja-vu4.narod.ru/Content.htm Автор программы Зиновьева Л.Е.
по дисциплине «Концепции современного естествознания» для направления 080100.62 Экономика
Автор программы Зиновьева Л.Е. Приложение 1 Вечерне-заочный факультет Планы семинарских занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания» Семинар № 1 Панорама современного естествознания
Основные понятия: белая дыра, белый карлик, красный гигант, черная дыра, галактика, туманность, новые и сверхновые звезды, пульсар, квазар, гравитационный коллапс, сингулярность, гравитон, вакуум, атом, античастица, виртуальная частица, квант, фотон, кварк, мезоны, нуклоны, странные частицы, лептоны, физическое поле, волны, радиоактивность, красное смещение, инерциальная система, гравитация, сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное взаимодействия, энтропия, симметрия, асимметрия, принцип дополнительности, законы сохранения, принцип соответствия, принцип неопределенности, микро-, мега-, и макромир, пространственно-временной континуум, корпускулярно-волновой дуализм.Литература Базовый учебник
Основная
Дополнительная:
Семинар № 2 Панорама современного естествознания
Основные понятия: абиотические факторы среды, литосфера, гидросфера, биосфера, ноосфера, биоценоз, молекула, валентность, химический элемент, химическое соединение, эндотермические и экзотермические реакции, ионная, ковалентная, металлическая связь, катализ, полимеры, белки, аминокислоты, ДНК, РНК, мейоз, митоз, рибосомы, нуклеотиды, ген, генотип, фенотип, гормоны, мутация, хромосомы, эволюция, абиогенез, прокариоты и эукариоты, филогенез, онтогенез, автотрофы, гетеротрофы, дивергенция и конвергенция, биогеоценоз, экосистема, популяция, симбиоз, генофонд, экологический кризис.Литература Базовый учебник
Основная
Дополнительная
Семинар № 3 Панорама современного естествознания
Основные понятия: антропология, антропогенез, антропосоциогенез, гоминиды, архантропы, палеоантропы, неоантропы, социобиология, социосфера, биоэтика, здоровье, рефлекс, инстинкт, психоанализ, сознательное и бессознательное, память, поведение, холотропная модель сознанияЛитература Базовый учебник
Основная
Дополнительная
Приложение 2 Вечерне-заочный факультет Тематика эссе по курсу «Концепции современного естествознания» Тема: Проблема границ научного знания Тематические направления:
Выбрать одно из пяти тематических направлений и сформулировать конкретную тему эссе самостоятельно. Приложение 3«Вечерне-заочный факультет» Вопросы для самоконтроля по дисциплине «Концепции современного естествознания»
|
Программа дисциплины Концепции современного естествознания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | ||
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | ||
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | ||
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | ||
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н.... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Программа дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология» Усенко Н. М. Концепции современного естествознания: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Программа дисциплины «Российская экономика» для направления 080100. 62 «Экономика» ... | Программа дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100.... | ||
Программа дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |