Тема урока№1. "Кислород. Общая характеристика. Получение. Физические свойства". 8-й класс
Цели урока.
Обучающие: обеспечить усвоение учащимися теорий, законов, понятий, фактов, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.
Воспитательные: формирование у учащихся таких черт характера, как трудолюбие, гуманность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, положительное отношение к учёбе.
Развивающие: развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал ; развитие познавательных умений - слушать, выделять главное, составлять план, тезисы, конспекты, делать опыты, наблюдать, ставить проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и т.д.
Цель.
Систематизация и расширение знаний учащихся о химическом элементе кислороде , нахождение в природе; знакомство с историей открытия простого вещества — кислород и способы его лабораторного получения и собирания; формирование представлений о катализаторах.
Основные вопросы.
Характеристика элемента кислорода.
Кислород - простое вещество.
История открытия кислорода.
Способы получения и собирания кислорода. Понятие о катализаторах.
Основные понятия:
химический элемент кислород, просиое вещество — кислород ; катализаторы.
Планируемые результаты.
Формирование системы знаний о химическом элементе кислороде, его распространенности и роли в природе.
Изучение роли в природе и жизни человека кислорода.
Развитие научного мышления учащихся при формировании умений находить причинно-следственные связи, сравнивать химические объекты и давать им сравнительную характеристику.
Развитие научного мировоззрения учащихся при усвоении основных идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы; зависимость свойств вещества от особенностей их состава и строения; зависимость способов получения вещества от его свойств.
Развитие у школьников интереса к изучению химии путем расширения и систематизации их знаний о кислороде .
Развитие у школьников интереса к изучению химии через лабораторный эксперимент.
Приёмы обучения:
постановка межпредметных вопросов; выполнение комплексного задания на сравнение состава, строения, свойств и роли кислорода и озона в природе; составление обобщающих таблиц; обращение к историческому материалу.
Средства обучения:
Интерактивная доска, с учебник, дополнительная литература, химический эксперимент, лабораторное оборудование.
Оборудование и реактивы:
компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, видео фрагменты из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, пробирки, штатив, лучинки, колбы, перманганат калия,кусочек ваты,пероксид водорода.
Ход урока
Учитель: Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни человека и всего живого.
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно без …
Ученики: Без кислорода
Учитель: На уроке вы больше узнаете о химическом элементе — кислороде, о простых веществах — кислороде и озоне, выясните, что такое аллотропия и аллотропные модификации, а также узнаете, как и кем был открыт кислород. Попытаемся получить его в лаборатории, собрать и доказать его наличие в сосуде. Запишете тему урока в своих тетрадях.
Учитель: значение кислорода для жизни на Земле трудно переоценить(слайд 2-мотивация учащихся).
Даём характеристику элемента кислорода по положению в периодической системе Д.И. Менделеева.(слайд 3-интерактивное задание).
Обращаем внимание учащихся на строение атома кислорода(слайд 4-интерактивная модель строения атома кислорода).
Работа с учебником:
Учитель: Каковы физические свойства кислорода? Каковы физические свойства озона?
Ученик: Кислород — газ, без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха, при t = - 1870С превращается в жидкость бледно-синего цвета, а при t = -218, 80 С в синие кристаллы.
Озон — газ, голубого цвета, имеет запах свежести, в воде лучше растворим, чем кислород, тяжелее воздуха, при t = -1120С превращается в жидкость темно-синего цвета.Учитель: Содержится ли кислород и озон в воздухе? Как эти газы там образуются?
Ученик: Кислород содержится в воздухе (21% по объему) образуется в результате фотосинтеза. Озон также содержится в атмосфере, примерно на расстоянии 10-30 км от поверхности Земли образуется в результате грозовых разрядов.
Учитель: Входит ли химический элемент кислород в состав различных сложных веществ?
Ученик: Кислород — самый распространенный химический элемент на Земле. Он входит в состав воды, углекислого газа, многочисленного класса кислот, оксидов, оснований, солей; а также образует органические вещества — белки, жиры, углеводы.
В ходе обсуждения просматриваются слайды 6,7,8,9.
Учитель: Как же был получен кислород? Какие ученые впервые его получили? Посмотрим презентацию, подготовленную учащимися. Ваша задача записать фамилии и имена ученых и способы получения и собирания кислорода, которые эти ученые использовали(слайд 10-презентация )
Учитель: Для того, чтобы выяснить, как можно получить кислород в лаборатории, как можно собрать его, и как этот газ обнаружить посмотрим видеофрагмент(слайд 11).
Примечание: По ходу просмотра опыта учитель акцентирует внимание учащихся на ключевых моментах, а именно: 1) уравнении реакции получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании; 2) методах собирания кислорода вытеснением воздуха или воды.
Учитель: Запишем уравнение реакции разложения перманганата калия при нагревании:
2KMnO4→K2MnO4+MnO2+O2
Также кислород можно получить из других кислородосодержащих веществ реакцией разложения:оксида ртути,хлората калия и т.д.
Учитель показывает демонстрационный опыт:разложение пероксида водорода в присутствие катализатора перманганата калия,знакомит с понятием катализаторов и записывают необходимые уравнения.
Учитель: А теперь попробуем сами получить кислород разложением перманганата калия методом вытеснения воздуха и доказать наличие газа в сосуде.Перед выполнением лабораторного опыта,учащиеся знакомяться с ходом эксперимента с помощью слайда 12(анимация).
Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока. На уроке мы познакомились с химическим элементом кислородом, с его аллотропными модификациями — кислородом и озоном, их составом, строением, а так же познакомились с историей открытия кислорода, способами его получения в лаборатории и в промышленности, методами собирания и обнаружения этого газа. Узнали, что такое катализаторы, каталитические реакции
IV. Домашнее задание:
§20,21(учебник химия 8 класс Н.Нурахметов,К.Сарманова,К.Жексенбина),упр8,9,10 после §21
Творческое задание: Одно из веществ, при разложении которого получается О2 это оксид ртути, чрезвычайно опасное вещество, ученый Пристли из него с помощью лупы, собирая солнечные лучи для нагревания, получил кислород. А первооткрывателем не является. Почему? И кому принадлежит право открытия кислорода. Найти ответ на этот вопрос, оформить в виде небольшого сообщения. |