Скачать 60.62 Kb.
|
Тема урока: Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение и физические свойства. Цели урока. Образовательная: Продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», познакомить с физическими свойствами, получением и нахождением в природе кислорода, научить правильно собирать и доказывать наличие кислорода. Развивающая: Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитательная: воспитание требовательности к себе ,умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Методы: По характеру учебно-познавательной деятельности частично-поисковый метод, по источнику изложения учебного материала беседа,демонстрация ,лабораторные опыты,практические работы. Метод самопроверки результативности овладения знаниями, умениями, навыками. Оборудование: интеллект-карта, презентация, карточки для выбора физических свойств кислорода, лабораторная посуда, спиртовки, перекись водорода, вода, песок. Ход урока. Организационный момент. Всем добрый день! Сегодня не совсем обычный урок, у нас гости. Прошу вас быть внимательными, слышать друг друга, работать активно, четко и тогда у нас с вами все получится! Начинаем урок химии!. Актуализация знаний. Сегодняшний урок необычен еще и тем, что мы начинаем изучать отдельные вещества. «Я коварный поджигатель. Вы огня хотите - нате!» О каком веществе эти 2 строчки? ( о кислороде). Сегодня с нами на уроке кислород. Тема урока: Кислород, его общая характеристика и свойства. ( слайд №1) У вас на столах интеллект карты , работать будете не в тетрадях, а с этими картами. Подписываем карты, тему урока. Работа с картой Создание проблемной ситуации: (1 вариант Почему кислород предлагается изучать самым первым в курсе химии? Обсуждаем и делаем вывод, чтоб ответить на этот вопрос не хватает знаний о кислороде.) 2 вариант Источник жизни – кислород! Как чародей великий тот, Поможет он всему на свете, Что дышит, бегает, растет… А, может быть, наоборот – Злой разрушитель – кислород? Ведь все не без его участья Горит, ржавеет и гниет… Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель? Нужно о нем побольше узнать, чтоб ответить на этот вопрос. Целеполагание Что можно узнать о веществе? ( ответы: строение, свойства, получение, где встречается). Это наши цели на уроке ( слайд 2) Работа с картой. Общая характеристика кислорода Нахождение кислорода в природе Получение и собирание кислорода Физические свойства кислорода Изучение нового На столе 3 стакана: 1-воздух, 2-вода, 3- песок, спиртовка, пробирка с водой, держатель, спички. В стакане с воздухом есть кислород? (да) Почему так считаете? В стакане с водой есть кислород? (да) Почему так считаете? Нагреваю воду на спиртовке, она кипит, кислород выходит . А в кипяченой воде есть кислород? В виде атомов, химического элемента. Это уже не простое вещество кислород. Демонстрация стакана с песком, состав у песка такой SiO2. В каком виде кислород в песке? ( в виде химического элемента. Вывод: кислорода может быть в двух видах (слайд 3) 1.кислород- как химический элемент 2. кислород как простое вещество ( слайд 4) Кислород как химический элемент О Аr(O)=16 Валентность II Что вы знаете о кислороде как об элементе? Запись в карту. ( слайд 5) Элемент кислород в природе ( схема на экран в последнюю очередь) Воздух-21% Вода-89% Песок, горные породы, минералы-49% Живые организмы ( белки, жиры , углеводы) -65% Запись в карту. Какие вы знаете вещества, в которых содержится кислород? Перечисляем содержание и выходит схема . Посмотрите на схему и сравните содержание кислорода и других веществ в природе. А сейчас вернемся к началу урока, источник жизни кислород или злой разрушитель? ( источник жизни исходя из того где встречается и сколько его в природе) (Слайд 6) Первичное понимание и закрепление знаний ( работа с картой ) Определите, где говорится о кислороде как химическом элементе, а где как о веществе. Обозначьте соответственно буквами Э и В 1.Растения при фотосинтезе выделяют кислород. 2.В почве находятся соединения, содержащие кислород. 3.Кислород в почве необходим для дыхания корней. 4.В оксиде кальция, применяемом для побелки стволов деревьев, содержится кислород. 5.В классе открывают форточки, чтобы обогатить воздух кислородом. ( слайд 7) ВЭВЭВ Самопроверка (Слайд 8) Кислород как вещество ( работа с картой) О2 ( объемную молекулу разместить) Мr(O2)=32 М(О2)=32г/моль Сравните эти две величины, чем отличаются? Что показывает относительная молярная масса ? Что показывает молярная масса? ( одну молекулу, 6, 02 *1023молекул). Посмотрите на наши цели, которые мы с вами обозначили в начале урока. Что еще нужно узнать о кислороде? Ответы учащихся: получение , физические свойства. Какие физические свойства веществ вы знаете, перечислите ? ( называют: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температуры кипения) На столах у каждого есть карточка со стихотворными строчками, в которых говорится о кислороде. Подчеркните в этом тексте строчки, где говорится о физических свойствах кислорода. Когда - то в древней Англии Великий Пристли жил. Все соблюдая правила, Оксид он разложил. Под куполом сосуда Бесцветный газ собрал. Старательно исследуя Его он описал. Не видим и безвкусен, Всех запахов лишен. В воде не растворяется. Свеча сгорает в нем. Ученый в изумлении: Ну что за чудеса? Горят легко в нем многие Простые вещества. Устно проверяем правильность работы. Ученики читают то, что подчеркнули. Чтобы выяснить , правильно ли описал автор физические свойства кислорода, надо на него посмотреть. Как это сделать?( Возможные ответы: Вокруг нас в воздухе кислород, получить кислород) . В воздухе много других веществ, а вдруг не точность будет в описании! Надо получить чистый кислород! Предложите из чего можно получить его. Для этого снова посмотрим где кислород встречается. Н2О – вода SiO2-песок Н2О2 –перекись водорода Что с этими веществами нужно сделать, чтоб достать чистый кислород? (разложить) Я сейчас буду получать кислород, а вы внимательно смотрите .Определите, правильно ли описаны физические свойства в стихотворении на карточке, с которой вы работали. Демонстрация опыта : получение кислорода разложением перекиси водорода. Как доказать, что получился кислород? Вспомните биологию, опыты различные проводили с растениями. ( Тлеющей лучинкой) Демонстрирую. Уравнение пишем на доске( ученик пишет) и в карту. (Слайд 8) Физические свойства Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, малорастворим в воде, немного тяжелее воздуха Вес : 1л воздуха 1,29г. 1л О2 1.43г. Прав автор стихотворения? ( да) Перечислите физические свойства кислорода. Работа с картой И снова возвращаемся к началу урока, источник жизни кислород или злой разрушитель, глядя на его физические свойства? У вас на столах 2 пробирки, в одной из них воздух, в другой кислород, определите опытным путем, где кислород.( лабораторный опыт). ( слайд 9) кроме перекиси водорода, есть много веществ, которые можно разложить в лабораторных условиях и получить кислород. Уравнения реакций разложения перманганата калия, оксида ртути, бертолетовой соли. Видео можно показать. Почему стакан, в который собирают кислород , отверстием вверх? Может улететь кислород? Физические свойства смотрим. Нет, тяжелее воздуха. Второй способ собирания кислорода вытеснением воды. Почему возможно собрать так кислород, опять к физическим свойствам обращаемся. Малорастворим в воде. Работа с картой 3 прибора для собирания кислорода, зачеркните тот, который нельзя использовать. Почему? Закрепление изученного: Вычеркните неверные суждения. Самопроверка.
Д/З &18,19,20с55. Творческое задание: Одно из веществ, при разложении которого получается О2 это оксид ртути, чрезвычайно опасное вещество, ученый Пристли из него с помощью лупы, собирая солнечные лучи для нагревания, получил кислород. А первооткрывателем не является. Почему? И кому принадлежит право открытия кислорода. Найти ответ на этот вопрос, оформить в виде небольшого сообщения. Рефлексия беседа с учащимися Что запомнилось с урока? Что для вас было самым интересным на уроке? С какими трудностями столкнулись в течении урока? Что не понравилось в уроке? Как вы считаете , на какую оценку поработали? |