Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№7 с.Чкаловское
ПРИНЯТО
на заседании МО учителей
естественного цикла
Протокол заседания №_____
от_________________2013 г.
Руководитель МО
_____________Ларионова Т.В. «___»________________2013 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________И.Б. Лукьянова
«___»____________2013 г.
|
Рабочая программа
по __химии________
(предмет)
для __11 класса______
(класс) Составитель: учитель химии
МБОУ СОШ №7 с. Чкаловское
Н.И. Кравченко
с.Чкаловское
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по химии в 11 классе является основным документом, определяющим цели, задачи и содержание предмета, распределение учебного времени по видам занятий и разделам программы и содержит список учебной литературы.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2013/14 учебный год;
- письмо Минобразования России от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений» (http://www.vestnik.edu.ru)
- базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г;
- учебный план МБОУ СОШ №7 с. Чкаловское на 2013/14 учебный год;
примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень);
- примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень);
авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующаяй Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010 г.).
Особенность содержания курса химии 11 класса составляют современные представления о строении веществ и химическом процессе; обобщение о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал химии, изученный в 8–9, 10 классах, поэтому некоторые темы курса химии рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Реализация принципа развивающего обучения достигается изучением основ теоретического содержания органической химии с последующим переходом к их использованию на конкретном фактологическом материале, где теоретические знания играют объясняющую и прогнозирующую роль.
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсами физики, биологии 8-10 классов, где изучаются основные физические законы, сведения о строении атомов, а также сведения об органических веществах и даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Курс химии 10 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Контрольных работ – 5, практических работ – 3, лабораторных работ - 17. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании курса 11 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о строении атома и вещества, связи строения со свойствами. Затем на современном уровне углубляется материал о химических реакциях. . Заканчивается курс изучением свойств веществ (неорганических и органических).
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Принципиальным моментом является расширение программы: вместо 34 часов дается 68 часов. Добавлены часы из программы профильного уровня на более детальное изучение строения атомов и вещества, так как реализация межпредметной связи с курсом физики дает возможность выпускникам лучше понимать материальную природу окружающего нас мира, развивает научное мировоззрение. Расширены темы о процессах, происходящих в растворах, о свойствах неорганических и органических веществ. Углубленно изучаются вопросы значения химии в жизни общества, так как учащиеся должны понимать свою роль в природе, правильно и бережно относиться к своему здоровью, уметь безопасно и грамотно обращаться с веществами бытовой химии, лекарствами, пищевыми продуктами.
Другим важным моментом является перепланирование изучения тем «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не отдельным блоком, а при изучении соответствующих тем. Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности. В рабочей программе увеличено количество лабораторных работ (до 17)
Уроки резерва (4 часа) использованы на планирование дополнительной темы «Химия в жизни общества», так как выпускники школы должны уметь применять полученные знания о химических веществах в своей жизни, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим людям.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Уровень программы — базовый (с элементами профильного уровня). Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2013/2014 учебный год 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик 11 класса должен:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование тем
| Количество часов
| Практические работы
| Контрольные работы
| Лабораторные опыты
| 1.
| Введение
| 1
|
|
|
| 2.
| Строение атома. ПСХЭ
| 7
|
| К.Р. №1 «Строение атома. ПСХЭ»
|
| 3.
| Строение вещества
| 12
| П.Р.№1 «Решение экспериментальных задач по определению волокон и пластмасс»
| К.Р.№2 «Строение вещества»
| Л.О. №1 «Описание свойств веществ»
Л.О.№2 «Ознакомление с колл. полимеров»
| 4.
| Химические реакции
| 10
|
| К.Р.№3 «Химические реакции»
| Л.О. №3 «Жесткость воды»
Л.О.№4 «Ознакомл. с мин. водами»
Л.О.№6 «Реакции замещения»
Л.О.№7 «Получение кислорода»
| 5.
| Дисперсные системы. Растворы.
| 8
| П.Р.№2 «Гидролиз»
| К.Р.№4 «Дисперсные системы. Растворы»
| Л.О.№5 «Получение этилена»
Л.О.№8 «Получение водорода»
Л.О.№9 «Случаи гидролиза»
Л.О.№10 «Испытание солей индикаторами»
| 6.
| Вещества, их классификация, свойства
| 26
| П.Р.№3 «Распознавание веществ»
| К.Р.№5 «Вещества, их классификация, свойства»
| Л.О.№11 «Св-ва нерастворимых оснований»
Л.О.№12 «Гидролиз хлоридов»
Л.О.№13 «Колл. металлов»
Л.О.№14 «Колл. неметаллов»
Л.О.№15 «Колл. кислот»
Л.О.№16 «Колл. оснований»
Л.О.№17 «Колл. минералов»
| 7.
| Химия в жизни общества
| 4
|
|
|
| Основное содержание программы За основу взята программа курса химии для X– XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Введение в общую химию (1час).
Научные методы познания веществ и химических явлений. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира. Роль эксперимента и теории в химии.
Знать: основные теории химии;
Уметь: проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева (7 часов).
Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Квантовые числа. Распределение электронов по орбиталям в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. Современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Периодические свойства элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.
Знать: основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический закон.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: заряд иона.
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПС.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Строение вещества (12 часов).
Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Гибридизация атомных орбиталей. Характеристики ковалентной связи. Степень окисления и валентность химических элементов. Электроотрицательность. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Кристаллические и аморфные вещества.
Знать: понятие химической связи, теорию химической связи.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: тип химической связи в соединениях.
объяснять: природу химической связи ( ионной, ковалентной, металлической).
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Химические реакции (10 часов).
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Закон Гесса и следствия из него. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Константа равновесия. Принцип Ле Шателье.
Знать: основные химические понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель.
объяснять: зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах (8 часов).
Дисперсные системы. Коллоидные системы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Истинные растворы. . Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Знать: основные химические понятия: растворы, электролит, неэлектролит.
Уметь:
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Вещества, их классификация (26 часов).
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
| |