ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Методическая разработка
открытого урока по химии
Анализ продуктов питания
Разработал:
преподаватель химии и биологии
Капишина Е.Н
Ленинск-Кузнецкий 2013г
Тема «Анализ продуктов питания»
Задачи:
1.Образовательные:
Способствовать формированию умений решать экспериментальные задачи на установление содержания белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах.
2.Воспитательные:
Способствовать формированию ответственного, творческого отношения к выполнению заданий, точности, наблюдательности, настойчивости;
Способствовать воспитанию толерантности, сотрудничества, самостоятельности и позитивного отношения к ЗОЖ.
3.Развивающие:
Способствовать развитию умения проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
Способствовать совершенствованию коммуникативных умений обучающихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения).
Умения:
1.Общелабораторные - проводить исследование;
2.Организационные - соблюдать аккуратность и чёткость в работе, ПТБ, работать по инструкции, поддерживать чистоту рабочего места, оформлять записи, осуществлять самоконтроль.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование:
клубень картофеля, ломтик хлеба; семена подсолнечника, орехи, чипсы; белок куриного яйца, мясо сырое и варёное, варёные макароны, бульонные кубики «Магги»; пипетка, спиртовка, держатель, 3 полоски фильтровальной бумаги, ступки, пестики, пробирки, стеклянная палочка, шпатель, колбы с водой, стаканы, колбы, фильтры; CuSO4, I2 (1/10), NaOH; таблица ПТБ.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку? Кто отсутствует в группе?
II. Актуализация.
В настоящее время очень много говорится о рациональном питании. На ваш взгляд, что такое рациональное питание? Как вы думаете, какие продукты питания должны обязательно входить в рацион человека?
Да верно, в рацион человека обязательно должны входить:
молочные продукты
мясо, рыба, яйца
продукты, содержащие большое количество углеводов (хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, картофель, сахар)
А назовите питательные вещества, которые содержатся в продуктах питания (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода и другие).
И вот сегодня на уроке я вас всех приглашаю посетить виртуальную фирму «Продукшн», и в ее цехах самим убедиться, что употребляемые нами каждый день пищевые продукты содержат белки, жиры и углеводы.
Запишем в тетради число, тему урока.
А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Цель урока - доказать, что важнейшие продукты питания содержат белки, жиры и углеводы. Запишем ее в тетрадь.
Сегодня мы будем проводить эксперимент, поэтому вспомним о ТБ:
-как пользоваться спиртовкой?
-как нагревать пробирку?
-куда должно быть повернуто отверстие пробирки?
-чего нельзя делать с реактивами?
Послушайте внимательно, для работы нам нужно разделиться на 3 группы. Каждая группа будет проводить исследования с помощью инструктивной карты, а результаты записывать в таблицу. (Инструктивные карты и таблицы раздаются каждой группе)
Работа потребует от вас самостоятельности, инициативы, умения сотрудничать.
Напутственными словами будут строки из стихотворения Н.И. Рыленкова:
«…Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется».
При выполнении работы соблюдайте ПТБ.
Приступаем к работе.
III. Выполнение работы. Осмысление.
Как я уже говорила мы находимся на фирме «Продукшн» и первым куда мы пришли – это «Белковый» Цех
Здесь мы должны выполнить несколько заданий.
1 задание: Исключите лишнее: мясо, бульонный кубик, яйцо. (Можно провести биуретовую реакцию - универсальную на все белки: на обнаружение группы –CONH–), так как в ходе её образуются комплексные соединения ионов меди с компонентами пептидных связей белков)
Это исследование вы проводите с помощью биуретовой реакции.
Пользуясь инструктивной картой заполните цифру 1 в таблице
№ опыта
| Действия
| Наблюдения
| Схемы реакций
| Вывод
| 1)
|
|
|
|
| На выполнение этого задания дается 7-10 мин. Обсуждение.
Итак, какой из исследуемых продуктов питания не содержит белки? Как вы это выяснили?
2 Задание. Используя ваши знания по кулинарии, ответьте на вопрос: уменьшение или увеличение массы готового продукта происходит при варке или жарке мяса, рыбы? Почему? (Под действием температуры происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структуры белковой молекулы (денатурация). Первичная структура, а следовательно, и химический состав белка не меняются. При денатурации белки теряют влагу (разрушаются водородные связи), что приводит к уменьшению массы готового продукта).
3 Задание. Составьте таблицу: «Суточная потребность подростков 16-17 лет в белках, жирах, углеводах», используя числа 100г, 100г, 400г, 700 г. Соотношение Б, Ж и У в подростковом возрасте составляет 1:1:4
Сотрудники фирмы заботятся о своём здоровье и призывают к этому всех.
Попрошу вас встать. Не поворачивая головы, посмотрите на потолок, пол, в левый нижний угол, правый верхний угол.
Исследование в «Белковом» цехе мы завершили и подошли в следующий Цех «Жировой»
Здесь тоже задания, которые необходимо выполнить.
1 задание. Определите наличие жиров в орехах, чипсах, семенах подсолнечника.
С помощью инструктивной карты заполните цифру 2 в таблице
№ опыта
| Действия
| Наблюдения
| Схемы реакций
| Вывод
| 1)
|
|
|
|
| 2)
|
|
|
|
| На выполнение этого задания дается 3-5 мин. Обсуждение.
Итак, все ли исследуемые вами продукты содержат жиры?
2 Задание. Как вы считаете, почему жиры широко используются для приготовления пищи? Приведите как можно больше аргументов. (Это было домашним заданием)
Жиры и масла можно нагревать до более высокой температуры, чем воду. Они начинают пригорать лишь при 200-300 оС, а вода при 100 оС уже кипит.
Когда какой-нибудь продукт жарят на масле, его поверхность от высокой температуры спекается, и все соки остаются внутри. Кроме того, жир придаёт пище своеобразный вкус и обогащает её калориями.
Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарке и пассеровании, жиры придают блюдам золотистый цвет, особый аромат и нежную структуру, повышают питательную ценность пищи)
3 Задание. Из списка продуктов выберите источники жиров, рекомендуемые для рационального питания, оформите в виде схемы:
источники жиров для рационального питания
Подсолнечное масло, жирное мясо, соевое масло, оливковое масло, соя, колбасные изделия, кисломолочные продукты, мясные консервы, орехи, чипсы, семечки, жирная рыба.
Сейчас на фирме обеденный перерыв и сотрудники предлагают вам низкокалорийный, но очень полезный пирог «Счастье моё».
Ингредиенты:
Щебет птиц
Радуга
Улыбка
Солнце
Радость
Тепло души
Голубое небо
Доброта
Замесите пирог на Доброте.
Способ приготовления:
Смешайте Улыбку с Радостью;
Влейте щедрой струйкой Тепло Души;
Украсьте кусочками Голубого Неба;
Посыпьте цветами Радуги и выпекайте в Солнечных Лучах до ощущения Счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому! Улыбнитесь друг другу! Будьте здоровы!
И последний цех – это «Углеводный» Цех
Здесь тоже есть задания.
1 Задание. Исключите лишнее: картофель, хлеб, варёное мясо, варёные макароны?
С помощью инструктивной карты вы заполняете цифру 3 в таблице
№ опыта
| Действия
| Наблюдения
| Схемы реакций
| Вывод
| 1)
|
|
|
|
| 2)
|
|
|
|
| 3)
|
|
|
|
| На выполнение этого задания дается 7-10 мин. Обсуждение.
Итак, какой продукт исследуемый вами не содержит крахмал?
2 Задание. Загадка
Представьте себе, что вы взяли 1 кг крупы или макарон и сварили их в нужном количестве воды. Что вы будете наблюдать? Почему?
(При варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукта. Это связано с тем, что крупы и макароны содержат крахмал. Крахмальные зёрна при обычной температуре не растворяются в воде, при повышении температуры они набухают, образуя вязкий коллоидный раствор - крахмальный клейстер. При клейстеризации крахмал способен поглощать 200-400 % воды, что приводит к «привару») 3 Задание. Сегодня мы посмотрели на пищевые продукты с точки зрения химии, биологии и кулинарии. Но этот вопрос - вопрос питания - интересовал людей издавна и нашёл отражение в устном народном творчестве. Какие пословицы должны получиться?
Без ужина подушка
| а голодному - калач.
| Кашу маслом
| любые щи в охоту.
| Больному помогает врач
| под головой вертится.
| Голодному Федоту
| в запас не наешься.
| Брюхо не мешок
| не испортишь.
|
IV ИТОГИ
Давайте подведём итоги.
Какова была цель работы?
Цель - доказать, что важнейшие продукты питания содержат белки, жиры и углеводы.
Достигли ли мы поставленной цели?
Да, мы узнали, что продукты питания, которые мы употребляем в пищу содержат необходимые для жизни белки, жиры и углеводы.
Наша экскурсия подошла к концу.
Надеюсь, что знания, полученные на уроке, помогут вам в жизни.
Слайд. Всегда помните, что вреден как недостаток, так и избыток питательных веществ. Всё хорошо в меру! Ваше здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.
Слайд. Урок закончен. Спасибо всем за работу. Дома вы оформляете тетради и сдаёте на следующем уроке. Хочется отметить работу на уроке _________________________
Приложение 1 Инструктивная карта
1) Биуретовая реакция – исследование на обнаружение белка в продуктах питания.
Ход работы:
К 1 мл белка яйца, кусочку мяса, раствору бульонного кубика прилейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 3-4 капли сульфата меди (CuSO4).
Если присутствует белок – должна появиться сиреневая окраска.
2) Исследование на обнаружение жиров в продуктах питания.
Ход работы:
На дно фарфоровой чашки положите полоску фильтровальной бумаги, на неё разместите семена подсолнечника, орехи, чипсы и пестиком раздавите их.
Если на фильтровальной бумаге появится жирное пятно, следовательно присутствуют жиры.
3) Исследование на обнаружение крахмала в продуктах питания.
Ход работы:
На срез картофеля, рис и хлеб добавьте несколько капель раствора йода.
Если появляется фиолетовое окрашивание, следовательно присутствует крахмал.
Приложение 2
№ опыта
| Действия
| Наблюдения
| Схемы реакций
| Вывод
| 1)
|
|
|
|
| 2)
|
|
|
|
| 3)
|
|
|
|
| |