Ленинск-кузнецкий технологический техникум





Скачать 113.16 Kb.
НазваниеЛенинск-кузнецкий технологический техникум
Дата публикации25.08.2014
Размер113.16 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Химия > Методическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ


Методическая разработка

открытого урока по химии

Анализ продуктов питания

Разработал:

преподаватель химии и биологии

Капишина Е.Н


Ленинск-Кузнецкий 2013г

Тема «Анализ продуктов питания»

Задачи:

1.Образовательные:

Способствовать формированию умений решать экспериментальные задачи на установление содержания белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах.

2.Воспитательные:

Способствовать формированию ответственного, творческого отношения к выполнению заданий, точности, наблюдательности, настойчивости;

Способствовать воспитанию толерантности, сотрудничества, самостоятельности и позитивного отношения к ЗОЖ.

3.Развивающие:

Способствовать развитию умения проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

Способствовать совершенствованию коммуникативных умений обучающихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения).

Умения:

1.Общелабораторные - проводить исследование;

2.Организационные - соблюдать аккуратность и чёткость в работе, ПТБ, работать по инструкции, поддерживать чистоту рабочего места, оформлять записи, осуществлять самоконтроль.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование:

клубень картофеля, ломтик хлеба; семена подсолнечника, орехи, чипсы; белок куриного яйца, мясо сырое и варёное, варёные макароны, бульонные кубики «Магги»; пипетка, спиртовка, держатель, 3 полоски фильтровальной бумаги, ступки, пестики, пробирки, стеклянная палочка, шпатель, колбы с водой, стаканы, колбы, фильтры; CuSO4, I2 (1/10), NaOH; таблица ПТБ.

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку? Кто отсутствует в группе?

II. Актуализация.

В настоящее время очень много говорится о рациональном питании. На ваш взгляд, что такое рациональное питание? Как вы думаете, какие продукты питания должны обязательно входить в рацион человека?

Да верно, в рацион человека обязательно должны входить:

  • молочные продукты

  • мясо, рыба, яйца

  • продукты, содержащие большое количество углеводов (хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, картофель, сахар)

  • жиры

  • овощи

  • фрукты

А назовите питательные вещества, которые содержатся в продуктах питания (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода и другие).

И вот сегодня на уроке я вас всех приглашаю посетить виртуальную фирму «Продукшн», и в ее цехах самим убедиться, что употребляемые нами каждый день пищевые продукты содержат белки, жиры и углеводы.

Запишем в тетради число, тему урока.

А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Цель урока - доказать, что важнейшие продукты питания содержат белки, жиры и углеводы. Запишем ее в тетрадь.

Сегодня мы будем проводить эксперимент, поэтому вспомним о ТБ:

-как пользоваться спиртовкой?

-как нагревать пробирку?

-куда должно быть повернуто отверстие пробирки?

-чего нельзя делать с реактивами?

Послушайте внимательно, для работы нам нужно разделиться на 3 группы. Каждая группа будет проводить исследования с помощью инструктивной карты, а результаты записывать в таблицу. (Инструктивные карты и таблицы раздаются каждой группе)

Работа потребует от вас самостоятельности, инициативы, умения сотрудничать.

Напутственными словами будут строки из стихотворения Н.И. Рыленкова:

«…Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется».

При выполнении работы соблюдайте ПТБ.

Приступаем к работе.

III. Выполнение работы. Осмысление.

Как я уже говорила мы находимся на фирме «Продукшн» и первым куда мы пришли – это «Белковый» Цех

Здесь мы должны выполнить несколько заданий.

1 задание: Исключите лишнее: мясо, бульонный кубик, яйцо. (Можно провести биуретовую реакцию - универсальную на все белки: на обнаружение группы –CONH–), так как в ходе её образуются комплексные соединения ионов меди с компонентами пептидных связей белков)

Это исследование вы проводите с помощью биуретовой реакции.

Пользуясь инструктивной картой заполните цифру 1 в таблице

№ опыта

Действия

Наблюдения

Схемы реакций

Вывод

1)













На выполнение этого задания дается 7-10 мин. Обсуждение.

Итак, какой из исследуемых продуктов питания не содержит белки? Как вы это выяснили?

2 Задание. Используя ваши знания по кулинарии, ответьте на вопрос: уменьшение или увеличение массы готового продукта происходит при варке или жарке мяса, рыбы? Почему? (Под действием температуры происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структуры белковой молекулы (денатурация). Первичная структура, а следовательно, и химический состав белка не меняются. При денатурации белки теряют влагу (разрушаются водородные связи), что приводит к уменьшению массы готового продукта).

3 Задание. Составьте таблицу: «Суточная потребность подростков 16-17 лет в белках, жирах, углеводах», используя числа 100г, 100г, 400г, 700 г.

Белки

Жиры

Углеводы










Соотношение Б, Ж и У в подростковом возрасте составляет 1:1:4

Сотрудники фирмы заботятся о своём здоровье и призывают к этому всех.

Попрошу вас встать. Не поворачивая головы, посмотрите на потолок, пол, в левый нижний угол, правый верхний угол.

Исследование в «Белковом» цехе мы завершили и подошли в следующий Цех «Жировой»

Здесь тоже задания, которые необходимо выполнить.

1 задание. Определите наличие жиров в орехах, чипсах, семенах подсолнечника.

С помощью инструктивной карты заполните цифру 2 в таблице

№ опыта

Действия

Наблюдения

Схемы реакций

Вывод

1)













2)













На выполнение этого задания дается 3-5 мин. Обсуждение.

Итак, все ли исследуемые вами продукты содержат жиры?

2 Задание. Как вы считаете, почему жиры широко используются для приготовления пищи? Приведите как можно больше аргументов. (Это было домашним заданием)

  • Жиры и масла можно нагревать до более высокой температуры, чем воду. Они начинают пригорать лишь при 200-300 оС, а вода при 100 оС уже кипит.

  • Когда какой-нибудь продукт жарят на масле, его поверхность от высокой температуры спекается, и все соки остаются внутри. Кроме того, жир придаёт пище своеобразный вкус и обогащает её калориями.

  • Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарке и пассеровании, жиры придают блюдам золотистый цвет, особый аромат и нежную структуру, повышают питательную ценность пищи)

3 Задание. Из списка продуктов выберите источники жиров, рекомендуемые для рационального питания, оформите в виде схемы:


источники жиров для рационального питания



Подсолнечное масло, жирное мясо, соевое масло, оливковое масло, соя, колбасные изделия, кисломолочные продукты, мясные консервы, орехи, чипсы, семечки, жирная рыба.

Сейчас на фирме обеденный перерыв и сотрудники предлагают вам низкокалорийный, но очень полезный пирог «Счастье моё».

Ингредиенты:

  • Щебет птиц

  • Радуга

  • Улыбка

  • Солнце

  • Радость

  • Тепло души

  • Голубое небо

  • Доброта

Замесите пирог на Доброте.

Способ приготовления:

Смешайте Улыбку с Радостью;

Влейте щедрой струйкой Тепло Души;

Украсьте кусочками Голубого Неба;

Посыпьте цветами Радуги и выпекайте в Солнечных Лучах до ощущения Счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому! Улыбнитесь друг другу! Будьте здоровы!

И последний цех – это «Углеводный» Цех

Здесь тоже есть задания.

1 Задание. Исключите лишнее: картофель, хлеб, варёное мясо, варёные макароны?

С помощью инструктивной карты вы заполняете цифру 3 в таблице

№ опыта

Действия

Наблюдения

Схемы реакций

Вывод

1)













2)













3)













На выполнение этого задания дается 7-10 мин. Обсуждение.

Итак, какой продукт исследуемый вами не содержит крахмал?

2 Задание. Загадка

Представьте себе, что вы взяли 1 кг крупы или макарон и сварили их в нужном количестве воды. Что вы будете наблюдать? Почему?

(При варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукта. Это связано с тем, что крупы и макароны содержат крахмал. Крахмальные зёрна при обычной температуре не растворяются в воде, при повышении температуры они набухают, образуя вязкий коллоидный раствор - крахмальный клейстер. При клейстеризации крахмал способен поглощать 200-400 % воды, что приводит к «привару»)
3 Задание. Сегодня мы посмотрели на пищевые продукты с точки зрения химии, биологии и кулинарии. Но этот вопрос - вопрос питания - интересовал людей издавна и нашёл отражение в устном народном творчестве. Какие пословицы должны получиться?

Без ужина подушка

а голодному - калач.

Кашу маслом

любые щи в охоту.

Больному помогает врач

под головой вертится.

Голодному Федоту

в запас не наешься.

Брюхо не мешок

не испортишь.


IV ИТОГИ

Давайте подведём итоги.

Какова была цель работы?

Цель - доказать, что важнейшие продукты питания содержат белки, жиры и углеводы.

Достигли ли мы поставленной цели?

Да, мы узнали, что продукты питания, которые мы употребляем в пищу содержат необходимые для жизни белки, жиры и углеводы.

Наша экскурсия подошла к концу.

Надеюсь, что знания, полученные на уроке, помогут вам в жизни.

Слайд. Всегда помните, что вреден как недостаток, так и избыток питательных веществ. Всё хорошо в меру! Ваше здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.

Слайд. Урок закончен. Спасибо всем за работу. Дома вы оформляете тетради и сдаёте на следующем уроке. Хочется отметить работу на уроке _________________________

Приложение 1
Инструктивная карта

1) Биуретовая реакция – исследование на обнаружение белка в продуктах питания.

Ход работы:

К 1 мл белка яйца, кусочку мяса, раствору бульонного кубика прилейте 1 мл гидроксида натрия (NaOH) и добавьте 3-4 капли сульфата меди (CuSO4).

Если присутствует белок – должна появиться сиреневая окраска.

2) Исследование на обнаружение жиров в продуктах питания.

Ход работы:

На дно фарфоровой чашки положите полоску фильтровальной бумаги, на неё разместите семена подсолнечника, орехи, чипсы и пестиком раздавите их.

Если на фильтровальной бумаге появится жирное пятно, следовательно присутствуют жиры.

3) Исследование на обнаружение крахмала в продуктах питания.

Ход работы:

На срез картофеля, рис и хлеб добавьте несколько капель раствора йода.

Если появляется фиолетовое окрашивание, следовательно присутствует крахмал.


Приложение 2

№ опыта

Действия

Наблюдения

Схемы реакций

Вывод

1)












2)












3)















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconГбоу спо «Ленинск-Кузнецкий Технологический техникум»
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconУправление экспериментальной работой в образовательном учреждении (реферат)
Синицина Светлана Юрьевна методист моу дпо «Научно-методический центр» г. Ленинск-Кузнецкий
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: А. Н. Калашников, учитель информатики и икт, гимназия №12, г. Ленинск-Кузнецкий
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconДоклад Федерального казенного образовательного учреждения среднего...
Федеральное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новочеркасский технологический техникум-интернат»...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconОтчет по мероприятиям, проведенных в рамках Всемирного Дня памяти людей, умерших от вич/спида
Новокузнецк, Беловский район, г. Междуреченск, г. Тяжин, Новокузнецкий район, Яшкино, г. Мыски, г. Кемерово, Промышленновский район,...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconБюджетное образовательное учреждение омской области среднего профессионального...
«Омский механико-технологический техникум» был основан по приказу №11/т комитета по делам Высшей школы при снк СССР 30 августа 1942...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconАдминистрация Ленинск-Кузнецкого городского округа
Ваше обращение, поступившее на официальный сайт администрации Ленинск-Кузнецкого округа, в соответствии с Федеральным законом от...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconМатериалы на конкурс «Документационное сопровождение образовательного...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ленинск-Кузнецкое училище (техникум) олимпийского...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconКристина Алексеевна Кирсанова 1 класс Руководители: А. Ю. Кривочурова,...
Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1)....
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconКонспект флоры высших сосудистых растений заповедника "Кузнецкий...
Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconУгличский механико-технологический техникум
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconТезисов
Гаоуспо рк «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» проводит I студенческую учебно-исследовательскую конференцию «Ступени...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconЧувашский орнамент как составной элемент фирменного стиля
«Чебоксарский механико-технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconОтчет о результатах самообследования
Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Кировский механико-технологический...
Ленинск-кузнецкий технологический техникум iconКгбоу спо «Тальменский технологический техникум» за 2012 год Общая характеристика учреждения
Кгбоу спо «Тальменский сельскохозяйственный техникум», кгбоу нпо «Профессиональный лицей №6», кгбоу нпо «Профессиональный лицей №51»»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск