Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся





Скачать 37.98 Kb.
НазваниеСитуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся
Дата публикации27.08.2014
Размер37.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Ситуационные задачи на уроках химии

как пример формирования ключевых компетентностей учащихся.

Лобанова Л.И., учитель химии

МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа»

Одной из перспективных направлений модернизации образования – разработка идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, то есть сформированность того, что называется ключевыми компетенциями.

Эффективным средством формирования и оценивания компетенций учащихся могут служить ситуационные задачи, построенные на учебном содержании. Такие задания включают написание ситуаций, а также перечень заданий и вопросов. Ситуационные задания выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.

Решение ситуационных задач позволяет привлекать учащихся к активному разрешению учебных проблем, формирует умения ориентироваться в разнообразной информации самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, позволяет сформировать компетентности творчески использовать свои знания.

Такие задачи носят практико-ориентированный характер, позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции в процессе работе с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Они могут выступать в виде ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Структура ситуационной задачи такова: она имеет интересное название, описание двух-трех ситуаций, которые выступают мотивационной формой для деятельности учащихся и заданий, которые учащиеся должны выполнить.

Рассмотрим пример такой задачи:

«Пища для мозга». Сахароза относится к числу наиболее распространенных дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Известный советский ученый П.М. Жуковский чрезвычайно высоко оценил роль сахаров в развитии человеческой цивилизации: «В развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственное, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо сохранять хорошую память, сахар незаменим».

  • Во всем мире сахарозу получают, как правило, из сахарного тростника или сахарной свеклы. Древние Бенгалия явилась родиной сахарного тростника.

  • В России первоначально сахар продавали в аптеках. В России первые свекловичные сахаропроизводящие предприятия появились в 1801-02 годах.

  • В начале 20 века в течение года человек съедал 2 кг сахара, сейчас – 40 кг.

Задание:

  1. Прочитайте внимательно текст параграфа о сахарозе. Составьте список растений, содержащих сахарозу.

  2. Обрисуйте в общих чертах способ извлечения сахарозы из свеклы или других растений. Составьте эскиз схемы, которая показывает процесс получения сахара.

  3. Проведите эксперимент, доказывающий состав и строение сахарозы:

а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

б) реакция с «известковым молоком».

  1. Проанализируйте особенности строения сахарозы и составьте перечень основных свойств сахарозы с точки зрения связи свойств со строением как представителя дисахаридов.

  2. Предложите план эксперимента, позволяющий отличить сахарозу от других углеводов.



а) на основе дополнительной информации оцените значимость сахарозы для современного человека.

б) выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните. Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара.
Составленные мною ситуационные задачи относятся к разным темам курса химии и представляют собой первые шаги по создания набора ситуационных задач по всему курсу химии.

Эти задачи: «Слезы дерева» - о каучуке (10 класс), «Пенная история» - о мыле и синтетических моющих веществах (10 класс), «Вездесущий элемент» - о кислороде и озоне (9, 11 класс), «Металл из глины» - об алюминии (9 класс), «Энерджайзер» - о жирах (10 класс), «Удивительный дом» - о периодической системе Д.И. Менделеева (8-10 класс), «Пища для мозга» - о сахарозе (10 класс), «Небесный камень» - о железе (9, 11 класс).

Эти задачи значимы для учащихся настоящий и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни.

Ситуационные задачи позволяют изменить характер преподавания: учитель становится партнером учащихся в решении проблем задачи, формировать химические коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учеников и учителя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПрезентация собственной методической системы
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания на основе применения инновационных образовательных...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПлан работы районного методического объединения учителей химии
Тема: Развитие ключевых профессиональных компетентностей педагогов, как условие эффективного внедрения фгос второго поколения
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моя методическая тема: Применение икт технологий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconВнеклассное мероприятие в рамках технологии формирования ключевых компетенций учащихся
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальная методическая служба работала над реализацией методической темы года «Современные образовательные технологии как средство...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПроцесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации
Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconТомской области верхнекетского района
...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся icon5. Руководство учебными исследованиями
Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПлан работы школьного методического объединения учителей предметников на 2013 2014 учебный год
Создание условий для получения обучающимися качественного образования на основе формирования ключевых компетентностей как целостной...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать возможности программы smart notebook 10 для формирования ключевых компетентностей
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconПротокол от 20 апреля 2011 г. №18
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная...
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся iconМатериалы сервера 080000
В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск