Скачать 37.98 Kb.
|
Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся. Лобанова Л.И., учитель химии МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа» Одной из перспективных направлений модернизации образования – разработка идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, то есть сформированность того, что называется ключевыми компетенциями. Эффективным средством формирования и оценивания компетенций учащихся могут служить ситуационные задачи, построенные на учебном содержании. Такие задания включают написание ситуаций, а также перечень заданий и вопросов. Ситуационные задания выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия. Решение ситуационных задач позволяет привлекать учащихся к активному разрешению учебных проблем, формирует умения ориентироваться в разнообразной информации самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, позволяет сформировать компетентности творчески использовать свои знания. Такие задачи носят практико-ориентированный характер, позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции в процессе работе с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Они могут выступать в виде ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности. Структура ситуационной задачи такова: она имеет интересное название, описание двух-трех ситуаций, которые выступают мотивационной формой для деятельности учащихся и заданий, которые учащиеся должны выполнить. Рассмотрим пример такой задачи: «Пища для мозга». Сахароза относится к числу наиболее распространенных дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Известный советский ученый П.М. Жуковский чрезвычайно высоко оценил роль сахаров в развитии человеческой цивилизации: «В развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственное, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо сохранять хорошую память, сахар незаменим».
Задание:
а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. б) реакция с «известковым молоком».
а) на основе дополнительной информации оцените значимость сахарозы для современного человека. б) выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните. Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара. Составленные мною ситуационные задачи относятся к разным темам курса химии и представляют собой первые шаги по создания набора ситуационных задач по всему курсу химии. Эти задачи: «Слезы дерева» - о каучуке (10 класс), «Пенная история» - о мыле и синтетических моющих веществах (10 класс), «Вездесущий элемент» - о кислороде и озоне (9, 11 класс), «Металл из глины» - об алюминии (9 класс), «Энерджайзер» - о жирах (10 класс), «Удивительный дом» - о периодической системе Д.И. Менделеева (8-10 класс), «Пища для мозга» - о сахарозе (10 класс), «Небесный камень» - о железе (9, 11 класс). Эти задачи значимы для учащихся настоящий и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни. Ситуационные задачи позволяют изменить характер преподавания: учитель становится партнером учащихся в решении проблем задачи, формировать химические коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учеников и учителя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения. |
Презентация собственной методической системы Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания на основе применения инновационных образовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
План работы районного методического объединения учителей химии Тема: Развитие ключевых профессиональных компетентностей педагогов, как условие эффективного внедрения фгос второго поколения | Опыта Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя методическая тема: Применение икт технологий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся | Внеклассное мероприятие в рамках технологии формирования ключевых компетенций учащихся Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальная методическая служба работала над реализацией методической темы года «Современные образовательные технологии как средство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться... | ||
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности... | Процесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии | ||
Томской области верхнекетского района ... | 5. Руководство учебными исследованиями Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное... | ||
План работы школьного методического объединения учителей предметников на 2013 2014 учебный год Создание условий для получения обучающимися качественного образования на основе формирования ключевых компетентностей как целостной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать возможности программы smart notebook 10 для формирования ключевых компетентностей | ||
Протокол от 20 апреля 2011 г. №18 В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная... | Материалы сервера 080000 В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная... |