Опыта





Скачать 227.38 Kb.
НазваниеОпыта
Дата публикации31.07.2014
Размер227.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Педагогический опыт

Ждановой Оксаны Александровны, учителя биологии, географии

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Лабытнанги
«Великая ценность образования -

это не знания, а действия»

Г. Спенсер

Тема опыта: «Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии».

Идея опыта: реализация компетентностного подхода.

Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном процессе современной образовательной технологии - технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

ИМП 1. Сведения об авторе

Ф.И.О.: Жданова Оксана Александровна

Образование: высшее, в 1996 году окончила естественно-географический факультет Вологодского государственного педагогического университета

Специальность: «География», квалификация по диплому учитель географии и биологии базовой школы, учитель химии основной школы

Место работы: МАОУ СОШ №1 города Лабытнанги, ЯНАО

Должность: учитель биологии, географии

Педагогический стаж: 15 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 15 лет

Квалификация: высшая квалификационная категория

Награды: Победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими педагогами муниципальных образовательных учреждений г.Лабытнанги, 2012 год

ИМП 2. Условия формирования опыта

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся.

В течение последних лет основным направлением своей работы в школе, я считаю, развитие у учащихся на уроках биологии способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умения извлекать пользу из опыта, применять на практике самостоятельно полученные знания, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать компетентности.

Способ развития ключевых компетентностей лежит в основе новой технологии – технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Работа по овладению мною знаниями и умениями по применению данной технологии проходила через участие в работе практико-ориентированных дистанционных мастерских Автономной некоммерческой организации «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург по темам: «Современные образовательные технологии: Технология развития критического мышления», «Предметные компетентности в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения».

Становление опыта проходило на основе изучения методик работы коллег, а также регулярного самоанализа собственных уроков.

ИМП 3. Теоретическая база опыта

Опыт базируется на личностно-деятельностном подходе к изучению и развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А.Рубинштейн), технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской, компетентностном подходе в образовании (А.В. Хуторской, В.А. Болотов  В.В.Сериков, И.А. Зимняя и др.), технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Клустер).

ИМП 4. Актуальность и перспективность опыта

Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации.

В последнее время в педагогической литературе говорят о «компетентностном подходе», основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Поэтому в образовании стал правомерен вопрос о формировании ключевых компетентностей, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку. Необходимость обучения подобным качествам и является ответом образования на вызовы современного общества.

Цель применения технологии РКМЧП: обеспечить развитие критического мышления, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. В содержании целей данной технологии заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.

Таким образом, использование приемов и методов ТРКМЧП в учебной деятельности является способом развития мыслительных навыков учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, умений необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. В этом и заключается перспективность опыта.

ИМП 5. Новизна опыта

Степень новизны опыта в преобразовании образовательного процесса на основе применения приемов и методов современной технологии - технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо.

ИМП 6. Адресность опыта

Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.

Опыт будет интересен и может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений города.

ИМП 7. Трудоемкость опыта

Разрабатывать и проводить уроки в технологии развития критического мышления может любой заинтересованный учитель. Главным инструментом учителя будет являться его педагогическое мастерство.

Трудности могут возникнуть в связи с тем, что:

- учителю необходимо перестраивать работу на каждом уроке в зависимости от выбранных приемов ТРКМЧП, следовательно, придется тратить значительно больше времени на подготовку;

- технология применима не на каждом уроке.

ИМП 8. Технология опыта

Основой моего педагогического опыта является, то, что исходя из определений «компетентность», «ключевые компетентности», я рассматриваю процесс формирования ключевых компетентностей учащихся через использование в работе приемов и методов технологии развития критического мышления.

Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

Компетентность умение активно использовать полученные знания, умения, навыки в практической деятельности.

М.А. Чошанов рассматривает компетентность как совокупность трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Использование в учебной деятельности приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся является средством, способствующим развитию ключевых компетентностей.

В отличие от традиционного урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий): 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация) и реализуется через следующие приемы и методы работы:

Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся:

Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы:

-составление «корзины идей»;

-древо предсказаний;

-предположение по ключевым словам;

-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; денотатный граф;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Деятельность учащихся:

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы:

-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;

-заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;

формулирование вопросов;

чтение с остановками.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы:

-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных столов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия «рефлексия» - это в традиционном уроке закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Элемент новизны – это методические приемы учебной работы. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся и используется для формирования каких-то определенных качеств, развития каких-то определенных способностей, освоения определённых способов деятельности.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Поэтому при разработке конспекта урока я соотношу цели, задачи урока и используемые приёмы. Определяю количество (не более 3-х) и уместность использования приёмов на каждом конкретном уроке исходя из темы и целей. Учитываю, что рефлексия значимый этап урока, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Данную технологию использую в своей работе несколько лет. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. С уверенностью могу отметить, что при применении данной технологии открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

ИМП 9. Результативность опыта

В настоящее время рано делать выводы о сформированности ключевых компетентностей у обучающихся. Это процесс длительный. Кроме этого, трудности заключаются в отсутствии  измерителей, тестов, критериев для определения уровня сформированности ключевых компетентностей.

В целом, можно отметить, что уроки, построенные с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения, применение современных образовательных технологий позволяют мне раскрывать индивидуальность школьников, развивают способность к активной практической и творческой деятельности, способствуют повышению интереса к преподаваемому мной предмету и как следствие повышение качественной успеваемости. Результатами нашей совместной учебно-познавательной деятельности можно считать достижения моих учеников, которые ежегодно являются победителями или призёрами муниципального этапа олимпиады по биологии, призёрами регионального этапа олимпиады. Поступают в учебные заведения начального и высшего профессионального образования, где профилирующим предметом является биология, и успешно обучаются там.

ИМП 10. Приложение к опыту работы

Общие рекомендации при разработке урока в ТРКМЧП:

· Определить, какой результат вы ждете от урока.

· Тема урока должна прослеживаться в течение всего урока.

· Урок должен стать звеном целой цепочки уроков, а не "единственным бриллиантом".

· Цели обучения должны быть конкретными и чёткими. Их также как и рефлексию формулируют и озвучивают учащиеся.

· Четко определить цели и задачи не только урока, но и каждой стадии.

· Начатое задание необходимо довести до конца, прокомментировать и подвести итог.

· Схемы и таблицы должны заполнять сами дети.

· Необходимо чётко рассчитать хронометраж урока. Если вы используете какой-либо приём впервые, лучше предусмотреть резерв времени.

· Необходимо опираться на уже имеющиеся знания учащихся.

· Необходимо учить детей работе с различными источниками информации.

· Алгоритмы последовательности действий учащихся должны быть точными и понятными. Expressum facit cessare tacitum – Ясно выраженное устраняет то, что подразумевается без слов»

· Виды деятельности учащихся должны быть познавательными, практическими, исследовательскими. Felix qui potuit rerum cognoscere causas – Счастлив, кто мог познать причины вещей.

· Одно из главных условий проведения хорошего урока - переход учителя из позиции "натаскивателя знаний" в позицию "невидимого дирижёра".

· Составить кластер приемов и стратегий, которые могут быть использованы на разных стадиях урока. Выбрать наиболее подходящие к данному уроку. Для удобства можно разработать конструктор урока в виде кластера или таблицы.

· Разработать "скелет" урока, используя известные приемы ТРКМ. Затем подобрать и разработать задания, направленные на результат.

· Разрабатывать ни один урок, а сразу серию уроков по одной теме.

· Урок должен быть завершён: от чего начинали, к тому же возвращаемся и им же завершаем. Урок заканчиваем тем, что учащиеся ощущают потребность прийти на следующий урок, чтобы постичь все то интересное и полезное, чего они не успели узнать.

Приёмы и методы ТРКМЧП, используемые мной в предложенной методической разработке:

«Верные, неверные утверждения»: учитель предлагает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.

Сводная таблица позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" заключается в том, что "линии сравнения, то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме.

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы). Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.

Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления.


Методическая разработка урока

биологии

в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

10 класс
Тема урока: Вирусы.

Цели:

  • Образовательные: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.

  • Развивающие: развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме, посредством применения приемов ТРКМ.

  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2007, презентация «Вирусы, их многообразие».

Использованная литература:

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. Москва. «5 за знания». 2006

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – Москва. Мир. 2001.

  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. Москва. «ВАКО». 2006




Этапы

Ход урока

Приемы

Вызов (актуализация знаний)

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Прослушайте интересную информацию. Определите, о каких загадочных существах идет речь?

Конец ХIХ века. В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», размножающееся лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не «жидкое заразное начало», как предполагал Бейеринк.

- Что это за существа? Каково ваше предположение? (ответы обучающихся - вирусы)

Это и будет темой урока.

Тема урока: Вирусы. Запишите тему урока в тетрадь.

- Что вы знаете о вирусах? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно. Обсудите результаты работы в парах. Обоснуйте свой ответ.

Верные и неверные утверждения

До изучения материала

(предположения)

После изучения материала

(ответы)

Вирусы – это мельчайшие живые организмы.







Вирусы представляют со-бой наследственный мате-риал в защитной белковой оболочке.







Наследственный материал вирусов всегда представ-лен ДНК.







Вирусы – это неклеточ-ные формы жизни.







Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.







Роль вирусов в жизни жи-вых организмов всегда от-рицательна.







Возбудителем СПИДа является вирус иммуноде-фицита человека.







Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.











- Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением и почему, кто – нет и почему.

У обучающихся возникают вопросы: а как на самом деле?

В итоге учащиеся формулируют задачи собственной деятельности на уроке.

Учебные задачи:

1.Изучить, как устроены вирусы

2.Выяснить, какие бывают вирусы

3.Изучить, как вирусы размножаются

4.Познакомиться с особенностями вируса иммунодефицита человека.

- Задачи поставлены, переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.


Прием «Верные и невер-ные утверждения»


Осмысление (реали-зация)

Изучение нового материала.

I. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

В переводе с латинского «вирус» означает «яд». Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология.

Ученые до сих пор спорят: вирусы – это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?

На данном этапе урока мы выявим черты сходства и отличия вирусов и живых организмов.

Задание. Работая с текстом учебника (п.2.11 стр.79-81) заполните в тетради таблицу. Сформулируйте самостоятельно линии сравнения (обучающиеся предлагают «линии сравнения», затем определяют наиболее важные и заносят в таблицу).


Линии сравнения

Живые организмы

Вирусы

1.Размеры







2. Особенности строения







3.Генетический материал







4.Способность к размноже-нию







5.Процессы жизнедеятель-ности








Обсуждение результатов работы в группах (группы формируются из 4-х человек).

- На основании изученного, сделайте вывод: Какими специфическими чертами обладают вирусы? (отличия вирусов от живых организмов)

Вывод (формулируют обучающиеся):

1.Вирусы имеют очень маленькие размеры, различимы в электронный микроскоп.

2.Имеют простое неклеточное строение: нуклеиновая кислота + белки.

3.Наследственный материал вирусов представлен либо ДНК, либо РНК.

4.Генетический материал вирусов, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные и-РНК и белки.

5.Вирусы – внутриклеточные паразиты, вне клетки не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

Физминутка. Дыхательные упражнения.

Существуют специальные упражнения, которые помогают изменить настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и, конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

II. Значение вирусов.

А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации).

- Что вы знаете о СПИДе? (ответы обучающихся, предположения)

Задание. Прочитайте статью учебника «СПИД» (п.2.11, стр.82-84). Во время чтения сделайте пометки на полях

- Поставьте «V»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

- Поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами.


«V»

«+»

«?»











Обобщение результатов работы в режиме беседы.

- Что нового вы узнали из этой статьи учебника?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Оправдались ли ваши предположения? (ответы обучающихся)



Прием «Свод-ная таблица»

Прием «Инсерт»


Рефлексия (размышле-ние)


- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы (см. стадию вызов).

Выводы:
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся)

Заключение.

По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара: Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка». Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему.

Индивидуальное домашнее задание. Спрогнозируйте результаты деятельности вирусов в живых организмах.

1.Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов – последствия …?

2.Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов – последствия …?

Это мы обсудим на следующем уроке, приступив к изучению организменного уровня организации живых систем.

Прием «Верные и невер-ные утверждения»


Прием

«Эссе»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Опыта iconМодульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения
Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы
Опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск