Опыта





Скачать 177.13 Kb.
НазваниеОпыта
Дата публикации02.05.2015
Размер177.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Тема опыта: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через использование регионального компонента в организации кружковой работы в ДОУ"

Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель МБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара".

Раздел 1.

Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта.

Свою педагогическую деятельность Тайбарей Л.В. осуществляет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара". Детский сад расположен в микрорайоне Городецкий, улица Ленина, 48а. В данном микрорайоне за последние четыре года введено в эксплуатацию несколько многоквартирных жилых домов, куда въехали семьи по программе переселения из ветхого жилья, лица неработающие, неблагополучные семьи и часть семей со средним и высоким уровнем дохода, которые приобрели квартиры самостоятельно. Все социально-культурные объекты находятся далеко от детского сада, поэтому взаимодействие с ними затруднено.

В детском саду 6 групп, две из них компенсирующей направленности. По состоянию на 2011 год детский сад посещают дети разных национальностей:

Национальность

2010-2011гг

2011-2012гг

2012-2013гг

Русские

70

68

83

Ненцы

10

11

7

коми

3

6

5

беларусы

2

2

2

чуваши

1

1

1

По данным социального паспорта группы Тайбарей Людмилы Валентиновны с 2010 по 2013 учебные года в группе воспитывались дети: русские - 10, ненцы - 6, коми – 4.

В настоящее время коллектив дошкольного образовательного учреждения работает над темой "Совершенствование педагогического процесса в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, мировоззренческом и социально-личностном становлении дошкольников". Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой родине, формирование мировоззрения, национального самосознания, нравственно-патриотической позиции, которая проявляется на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

В НАО духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание определено в числе приоритетов образовательной политики.

Многолетняя работа по преемственности между ДОУ и школой, наблюдения за детьми в ДОУ указывают на необходимость самого внимательного отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для мониторинга уровня развития детей была использована диагностика знаний детей о родном крае.

1.2. Актуальность опыта.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

"Патриотизм начинается с любви к человеку. Истоки патриотического видения и чувствования мира, чувство Родины - в любви к самому дорогому на земле человеку, к родной матери. Тот, кому недоступна сердечность, нежность, духовность, не может быть патриотом.

Ребенок должен не только видеть и понимать, но и любить, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором он родился. Воспитатель, учителя и родители должны заботиться о том, чтобы в сознании, в эмоциональной памяти детей запечатлелись мельчайшие детали родной природы, те незабываемые уголки, из которых постепенно складывается мир, дорогой для человека". Все это В.А. Сухомлинский называл «памятью сердца».

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социально- культурного опыта, «складывается» человек.

В процессе формирования патриотических чувств необходимо развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формирования патриотических чувств у старших дошкольников и недостаточной разработанностью системы патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

1.3. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая идея работы – создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.

1.4. Длительность работы над опытом.

Работа по взаимодействию ДОУ и семьи велась в течение 4 лет и была разделена на несколько этапов.

2010-2011 уч. г.- обоснование проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач (анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, составление социального паспорта группы, изучение методической и специальной литературы по данной теме, оформление уголка родного края).

2011-2012 уч. г.- выбор методов и форм работы по решению поставленных задач (организация кружковой работы, сотрудничество с социальными партнерами в деле воспитания и развития дошкольников: краеведческим музеем, Этно-культурным центром, детской библиотекой).

2012-2013 уч. г.- корректировка задач, составление программы, тематических планов, конспектов, сценариев, плана работы кружка.

2013-2014 уч. г.- обобщение опыта, оценка результатов (диагностическое обследование), описание опыта.

1.5. Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает систему работы педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с краеведческим материалом на занятиях (НОД) и в свободной, самостоятельной деятельности.

1.6. Теоретическая база опыта.

Проблема патриотического воспитания - одна из наиболее актуальных, напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, с аспектами человеческого бытия. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» ориентирована на все социальные слои и социальные группы граждан России. В ней предлагается учитывать «опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства».

В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм» трактуется как (от греч. рatris - Родина, отечество) «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известна уже с древности».

Вопросы патриотического воспитания освещены в программах, нацеленных на приобщение детей к истокам русской народной культуры, например, «Знакомство детей с русским народным творчеством» (составители Л.С.Куприна, Т.А. Бударина и др.) 17, к традиционной отечественной культуре - «Наследие» М.Ю.Новицкой, Е.В.Соловьевой 20, и к истории страны - «История и культура России - дошкольнику» Г.Н. Данилиной 9. Среди серьезных научных исследований - исследования Л.В. Кокуевой «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Автор на основе педагогической практики дает теоретическое обоснование, методическое обеспечение использования краеведческого материала, определяет содержание основных понятий, целей и задач современного дошкольного учреждения в этой области.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, матери - хранительнице семейного очага, отцу. Сегодня ощущается необходимость активизировать работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Психологи уверяют: у дошкольника необходимо сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома. Отечественные авторы (Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко и др.) утверждают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы.

В.О. Ключевский отмечал «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала». Нельзя познать культуру других народов, отказавшись от своей собственной.

Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению глубинную историческую память народа.

Цель - разработка программно-методического сопровождения процесса формирования у старших дошкольников патриотических чувств, начал гражданственности через ознакомление с материалами родного края.

Результаты этой работы и экспериментальные данные свидетельствуют, что дошкольники могут хорошо ориентироваться в своей родословной, участвовать в проведении и самостоятельно проводить народные игры, экскурсии, беседы по истории Нарьян-Мара, своего микрорайона. У них повышается интеллектуальная активность и самооценка.

1.7. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала через соответствующее программно-методическое, дидактическое, диагностическое обеспечение, интегрированный курс для использования непосредственно–образовательной деятельности: опрос детей «Что я знаю о моем крае»; тематическое планирование кружка «Мань яв » («Моя земля»); НОД с элементами краеведения; цикл дидактических игр; тематику консультаций для родителей, консультации для педагогов ДОУ.

Раздел II.

Технология опыта.

Цель: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность.

Задачи:

Подбор краеведческого материала и разработка интегрированного экспериментального курса (для использования непосредственно- образовательной деятельности) детей дошкольного возраста.

Создание условий для формирования патриотизма старших дошкольников.

Привлечение родителей в кружковую работу.

Для реализации поставленных задач необходимо:

- развивать эмоционально ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

- обогащать знания детей о фольклоре, народном творчестве, народных играх;

- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Пути решения поставленных задач патриотического воспитания:

Знакомство детей с городом Нарьян-Маром, округом, географическим положением, промышленностью, культурой, памятниками истории, жителями города - знаменитыми земляками.

Формирование у детей представления о главных периодах в истории города Нарьян-Мара, Ненецкого автономного округа.

Обучение дошкольников ориентироваться в своем микрорайоне, используя план и карту.

Создание условий для расширения знаний детей о народной культуре, обычаях ненецкого народа через введение в повседневную жизнь детей народных игр.

Использование поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру ненецкого народа.

Воспитание любви и уважения к своему Отечеству.

Получение детьми определенной суммы знаний, развитие восприятия, памяти (в том числе и родовой, временной), мышления; овладение способами и приемами познавательной деятельности.

Для реализации задач также необходимо решить следующие вопросы:

Как лучше и эффективнее знакомить дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, Нарьян-Мара?

С помощью каких дидактических средств их следует формировать?

Как воспитать патриота и гражданина?

Патриотическое воспитание ребенка не сводится к получению определенных знаний, умений и навыков. Это и эмоциональное отношение ребенка к семейным традициям, своему родному городу, памятным местам, знаменитым землякам.

Работа по воспитанию у детей патриотических чувств строится в соответствии с разработанным в дошкольном образовательном учреждении планом, с учётом знаменательных дат, исторических юбилеев как в округе, так и в России в целом.

Система работы строится по интегрированному курсу.

Кружок проводится один раз в неделю, а также в свободное время в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Специальных тематических занятий недостаточно для комплексного решения задач патриотического воспитания. Дополняемость элементов - вот о чём следует помнить и на других занятиях, особенно по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, по изобразительной деятельности.

Весь курс условно делится на блоки и позволяет совершить путешествие по нашему городу, округу, стране:

Моя страна (знакомство с картой, с гимном и символикой России, города)

Мой город. Его прошлое и настоящее (история возникновения, строительство города, достопримечательности, сравнение старого и нового города).

Моя семья. Родовые семейные традиции (знание членов семьи, составление генеалогического древа, развитие интереса к семейным приданиям, традициям и развитие родовой памяти).

Природа родного края (природно-климатические зоны, полезные ископаемые, животный мир, растительный покров).

Народная ненецкая культура. Промыслы (потешки, песенки, стихи, ненецкие народные игры; костюмы, посуда, игрушки).

Наши замечательные земляки (писатели, поэты, художники).

Эти разделы тесно связаны между собой. Учитываются возрастные особенности детей и возможности восприятия ими познавательной информации. Расположение материала позволяет постепенно дать дошкольникам разнообразные исторические, краеведческие, этнографические, социологические сведения.

На первом этапе большое внимание уделяется знакомству с народно-прикладным искусством и культурой, природой. Один из разделов программы знакомит ребят с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

На втором этапе особенности своего края изучаются более детально, подробно. Продолжается формирование познавательного интереса к историческому прошлому, ненецкому народно-прикладному искусству и культуре. Дошкольники знакомятся с традиционной народной ненецкой одеждой, предметами старины, ремеслами, выявляются особенности, характерные народам Крайнего Севера.

На третьем этапе большое внимание уделяется месту НАО на карте России, истории названия города, сел, поселков, рек, природе, заповедникам и памятным местам, ненецким святилищам. Расширяются знания детей о выдающихся земляках, чьи имена носят улицы нашего города. НАО рассматривается как часть России. Дети знакомятся с гербами НАО, города Нарьян-Мара, флагом. Семье, родовым и семейным традициям и преданиям отводится особое место. Полученные знания закрепляются детьми на экскурсиях по городу, в музей, в лес, библиотеку, во время встреч с интересными людьми.

Составленный план работы кружка «Мань яв» позволяет использовать в полной мере разнообразные методы и формы работы: сбор природного материала, рисование, организацию выставок детских и совместных с родителями работ, рассматривание и изготовление ненецких народных игрушек, сочинение сказок, рассказов, проведение игр-путешествий, оформление познавательных уголков и многое другое.

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое. Ребятам это помогло не только правильно называть свои имена, фамилии, домашний адрес, но и без труда вспоминать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, а иногда и прабабушек, находить на картах НАО и г. Нарьян-Мара населенные пункты, улицы где живут их родственники.

Кружок «Мань яв» помогает дошкольникам не только узнать, но и вызвать желание сохранить живое наследие народа, сделать его частью современной жизни. И тогда детская душа сможет прикоснуться к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу - любовь к своей Родине, чувство гордости за нее, личной ответственности за жизнь своей страны, своего народа.

Основной формой организации педагогической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста являются занятия в кружке «Мань яв», как фронтальные, так и подгрупповые. Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом ФГТ:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-принцип научной обоснованности и практической применяемости в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (включает в свое содержание разнородные задания, направленные на решение нескольких задач, чередование разных видов деятельности, активизацию разных видов восприятия информации - зрительного, слухового, тактильного, пространственного);

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста (все задания связаны между собой тематически и сюжетно: каждое вытекает из предыдущего, выполнение каждого задания является необходимым условием дальнейшего разворачивания сюжета);

-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая деятельность - игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, настольно-печатная, подвижная, народная);

систематичность и последовательность применения методов и приемов в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

При организации совместной деятельности педагога с детьми уделяется огромное внимание:

-знакомству с предметами быта ненецкого народа;

-развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным);

-индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком, исходя из трудностей, замеченных воспитателем;

-работе с родителями;

-деятельности детей по их собственной инициативе.

Для того чтобы игры, игровые упражнения, занятия, экскурсии были интересными, используются такие универсальные средства, как:

-наглядно-демонстративный и раздаточный материал (разнообразные объекты окружающего мира, сюжетные и предметные картинки, предметы старины, модели, схемы, планы и т.д.);

-литературный материал (загадки, стихи, считалки, песенки);

-музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

При организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с краеведческими материалами используется широкий спектр самых разнообразных материалов:

-географические карты, глобус, планы, схемы;

-гербарии первоцветов, лекарственных растений, листьев и семян деревьев;

-наборы образцов полезных ископаемых;

-народные игрушки;

-иллюстрации с изображением народных костюмов;

-предметные сюжетные картинки, репродукции произведений изобразительного искусства, ярко иллюстрирующие самобытность народной культуры;

стихи, загадки, пословицы.

В группе создан краеведческий уголок, посвященный символике НАО. Дети знакомятся здесь с картой России и НАО. Оформлен альбом «Наш Нарьян-Мар», «Мой округ - НАО». Уголок содержит достаточное количество краеведческой литературы, сделаны дидактические игры. Систематическая работа по изучению родного края позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточный запас знаний и сформировать патриотические чувства, основанные на духовных ценностях.

Раздел III.

Результативность опыта.

Критериями результативности опыта являются оценка накопленных знаний и сформированности осознанных патриотических чувств. Для определения уровня знаний детей использовалась диагностика знаний о родном крае.

На основе методов наблюдения, опроса, беседы диагностика уровня развития детей подготовительной группы показала, что в начале учебного года у 12 детей выявлен низкий уровень развития по всем вопросам. На начальном этапе работы были выявлены следующие результаты: дети не узнавали флаг, герб, гимн России; не называли достопримечательности родного города, природных богатств, промыслов.



Рис.1. Диагностика

уровня знаний детей кружка «Мань яв»

2012- 2013 учебный год

В основном дети вышли на средний уровень развития благодаря систематической работе не только с детьми, но и их родителями, которые были активными участниками в подготовке к занятиям кружка и пополнении предметно-развивающей среды группы.

В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет). К концу обучения дети научились рассказывать о семейных традициях, преданиях; хорошо ориентируются в своем микрорайоне, с гордостью рассказывают о достопримечательностях города и Ненецкого автономного округа, о знаменитых земляках; знают флаги и гимны России, города Нарьян-Мара, НАО. У детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Дети принимали активное участие в мероприятиях различного уровня: ДОУ, муниципальном, региональном.

Библиографический список.

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Н.В. Алешина, М., «ЦГЛ», 2004г. - 250с.

2.Алефанова Г.Т. План - программа «Первые шаги». // Г.Т. Алефанова, Санкт- Петербург, 2000г. – 174с.

3.Валей Л.А. Хынабц. Сыланкы. Песня. / Песня./ Стихи, зарисовки на ненецком, русском языках, ижемском диалекте коми языка/ ГБУК «ЭКЦ НАО». Нарьян-Мар: 2012. – 44 с.

4.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122.

5.Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. // Г.Н. Данилина Москва Аркти, 2004г.

6. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. // О.В. Дыбина - М., ТЦ «Сфера», 2005г. – 128с.

7. История нашего края/ Сост. Н.И. Хромцова. – Нарьян-Мар, 2008. – 17 с.

8.Ишимова А.Н. История России в рассказах для детей. // А.Н. Ишимова -М., 1998г.

9. Красная книга Ненецкого автономного округа. ГУП НАО «Ненецкий информационно-аналитический центр». - 2006.

10. Детский ненецкий календарь.

11. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О.Л. Князева, М.Д. Маханева, - Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004г. – 304с.

12.Князева О.А. Как люди жили на Руси. // О.А. Князева. С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 1998г.

13.Ключевский В.О. «Литературные портреты», В.О. Ключевский - М. Современник, 1991г.

14.Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.07 Ярославль, 2002г., 228 с. РГБ ОД, 61:03-13/722-7.

15.Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. // Л.С. Куприна, Т.А. Бударина - СПб.: Детство-Пресс, 2008г.

16.Новиков С.В. Справочник дошкольника. // С.В. Новиков, - История. М., «Слово», 1998г.

17.Новицкая М. Программа «Наследие»: [Игры для дошкольников] // М. Новицкая, Е. Соловьева, Е. Мартинкова // Дошкольное воспитание.-1998г.-№4.-С.37-41.

18.Пичков А.И. Куда бегут мои олени.// А.И. Пичков. - СПб, Просвещение. 2000.

19.России Север – дальний край земли. / Сост.: И.И. Шашлова, А.Н. Владимирова. – Нарьян-Мар: НО ИУУ. - 3200. -76 с.

20. Я в березовом лесу куропаточек пасу.// А. Пичков, Р. Канюкова. - Нарьян-Мар, 2000.

21. Детский журнал «Пунушка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»
Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Опыта iconМодульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения
Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы
Опыта iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Опыта icon1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта
Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность
Опыта iconПредставления опыта
Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск