Тема опыта: «Реализация принципа личностно ориентированного подхода в обучении географии как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся».
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Нарьян-Мара».
Раздел I. Информация об опыте
1.1.Условия возникновения и становления опыта
Дуркина Светлана Евгеньевна работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 города Нарьян-Мара» учителем географии. Общий стаж педагогической работы в данной должности составляет 30 лет.
Образовательный процесс в МБОУ «СОШ №1» осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования (начального, основного и среднего). Школа реализует общеобразовательные программы, в том числе профильного обучения.
Школа расположена в центральной части г. Нарьян-Мара. Зарождение представленного опыта связано с необходимостью обеспечения нового качества образования, направленного на развитие детской одарённости. О развитии одарённости обучающихся можно судить по показателю творческой активности.
Изучение исходного состояния уровня творческой активности школьников в школе проводилось по методике Е. Торренса (адаптирована А.П. Ворониным). Тестирование показало низкие показатели чувства новизны (0,6), коэффициент, характеризующий способность преобразовывать структуру объекта (0,5), а также направленность на творчество (0,5).
Полученные данные дали основание для вывода о том, что выявить одаренного ребенка сложно. Для этого необходимо знать основные признаки одаренности, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. При этом надо учесть, что содержание поставленных перед обучающимися познавательных задач должно направлять и стимулировать их активность.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе активную роль и с первых шагов начинают проявлять интерес к учебе: учащиеся четвертых классов участвуют в олимпиадах по математике и русскому языку, в городском фестивале учебно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Ломоносовский турнир», научно-практических конференций школы и других творческих проектах. Поэтому важно увидеть способности и поддерживать стремление ученика самореализоваться. Наиболее конструктивным решением проблемы, по мнению педагога, является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. По мнению Дуркиной С.Е., использование принципа личностно ориентированного подхода в обучении географии как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся является одним из средств развития одарённости обучающихся.
Другим условием становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс, внеклассную работу и внеурочную деятельность новых педагогических технологий.
Актуальность опыта
В свете модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Создание эффективной системы развития и поддержки детской одаренности является ключевой проблемой для понимания тенденций и перспектив развития современной образовательной практики поддержки одаренных детей в Российском образовании.
Данная проблема обусловлена наличием в образовательном пространстве ряда противоречий между:
- возрастающими потребностями общества в творчески активной личности, способной систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;
- усилением процессуальной стороны образовательного процесса и проектированием развивающих образовательных сред, способствующих раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики одаренного ребенка, и образовательной практикой, в которой акцент делается на диагностике одаренности как данности и развитии ее явной или скрытой формы;
- использованием стратегий, актуализирующих проблемы индивидуальной жизни растущей личности, построенных на социально-гуманитарных методах, в которых приоритет отдается инициативам личности в ее стремлении к самосовершенствованию и которые характеризуются высокой динамикой взаимодействия субъектов образовательной среды, и их очень малой долей в общем спектре стратегий, реализуемых образовательной практикой.
В современных условиях жизни требуется проявление не только высокой активности человека, но и его умений найти нестандартное, креативное решение поставленной перед ним проблемы, задачи.
Для решения выявленной проблемы автором опыта были определены основные подходы в совершенствовании организации работы с одарёнными обучающимися.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся на основе использования личностно-ориентированного подхода в обучении географии и создании системы работы с одаренными детьми.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом была разделена на несколько этапов:
I этап – 2010-2011 учебный год; предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня общей одаренности учащихся и их активности, создание предпосылок к их развитию;
II этап – 2011-2012 учебный год – становление опыта, включающее отбор современных технологий и методик обучения, способствующих решению поставленных задач по совершенствованию технологичности процесса; организацию участия в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях;
III этап – 2012-2013 учебный год – оценка результатов, описание опыта.
Диапазон опыта. Представленный опыт работы является единой системой «урок географии – внеклассная работа – предпрофильная подготовка – профильный уровень»
Теоретическая база опыта
Вопросу развития одарённости детей посвящено много трудов как отечественных, так и зарубежных учёных-педагогов и психологов.
Ф. Гальтон [6] говорил, что одаренные - это люди, далеко превосходящие средний уровень интеллектуальных способностей, обладающие необыкновенной энергией, хорошим здоровьем, чувством независимости и целеустремленностью, а также исключительной приверженностью своей сфере деятельности.
К. Хеллер [24] под одаренностью понимал индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.
Автору опыта импонирует модель концепции одарённости Э. Торренса [22], включающей творческие способности, творческую мотивацию, творческое умение обучающихся. Основная мысль Е.Торренса заключается в том, что мышление необходимо освободить от внешне навязываемых ограничений, рамок, стандартов, в пределах которых мыслит человек.
Автор данного опыта в работе с одаренными детьми опирается на личностно-ориентированное обучение, теория и практика которого имеет давнюю историю. Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития [4]. Многие годы идея Выготского оставалась только гипотезой, хотя его последователи (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.) стремились её развивать. Полученные результаты позволили обосновать положение о существенной роли обучения в развитии, выявить некоторые конкретные психолого-педагогические условия развивающего обучения. С конца 50-х гг. гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным совместно с Давыдовым [7]. Природосообразная личностно – ориентированная дидактика (Д. Дьюи) выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях [8]. Автор ознакомилась с опытом отечественных учителей, который показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую ценность – личность ребенка. Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения базируются на идеях И. С. Якиманской и Е.Н.Степанова, В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукерман.
Особый интерес проявляет автор опыта к теории личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской [27]. В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Автор опыта принимает идеи В.А. Петровского [15], который считает, что создание условий для развития самоценных форм активности учащихся приводит к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся. Анализ научных исследований, касающихся развития детской одарённости (Богоявленская Д.Б.[3], Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. [12]), позволили автору опыта выделить наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, и всю работу с одаренными детьми привести в систему. Особое внимание автор опыта уделяет в своей работе идеям организации творческой деятельности учащихся Г.К. Селевко [19]. Светлана Евгеньевна использует в своей практике достижения современных научных школ, целью которых является проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают самореализацию и индивидуализацию учащегося. Использование системно – деятельностного подхода в обучении позволяет автору опыта воздействовать на заложенные в каждом человеке творческие способности, эвристические задатки, что повышает интерес к окружающему миру.
При разработке опыта использовались следующие понятия:
«одаренные дети»; «интеллектуальные способности»;
«творческие способности»;
«личностно-ориентированные подходы»;
«самореализация и индивидуализация».
Новизна опыта заключается в создании системы работы с одарёнными детьми, комбинации личностно-ориентированных методов и приёмов, которые позволяют выявить и создать оптимальные условия для развития одарённых учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей; показаны пути формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов в процессе изучения географии.
2. Технология опыта Цель данного педагогического опыта: развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых обучающихся через применение личностно ориентированных технологий в географическом образовании.
Постановка задач, способствующих достижению данной цели:
- выявление одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- создание благоприятных условий для развития способных, одаренных и талантливых детей через личностно – ориентированные технологии в преподавании географии;
- создание определенных условий для саморазвития и самореализации обучающегося как свободной, творческой, высокоинтеллектуальной личности;
- максимальное использование всевозможных ресурсов для изучения феномена одаренности, для разработки наиболее эффективной стратегии обучения географии одаренными детьми;
- формирование умений и навыков практической индивидуальной и групповой деятельности в конкретной работе с одаренными и высоко мотивированными детьми;
- вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, творческую и аналитическую деятельность;
- использование индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Характеризуя условия, в которых возможно применение данного опыта, важно отметить, что география – это предмет, который менее востребован при поступлении в высшие учебные заведения, поэтому особый интерес к предмету дети проявляют в 6-х - 8-х классах, в старшей школе география становится менее востребована. Поэтому очень важно для развития личности одаренного ребенка предоставить ему возможность реализовать свой потенциал и помочь ему в этом, научить его творчески работать и мыслить. Работая над опытом по теме «Реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении географии как средства развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся», были опробованы тесты психодиагностики творческого мышления Туник Е.Е. [23] (модифицированные тесты Гилфорда и Торренса) [22], тест структуры интеллекта Р.Амтхауера [21]. Тест Г.В.Резапкиной (модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока) (Приложение 1), проведенный в 8-10 классах, позволил автору опыта определить детей с выраженной направленностью в учебной деятельности «География и геология». Это позволило вести целенаправленную работу с группой мотивированных на географию и геологию детей. Автор опыта использовала для изучения одаренности учащихся школы следующие методы работы: анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, анализ, наблюдение.
Формы работы. В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе своей образовательной практики и с помощью определенных педагогических исследований была разработана система работы с одаренными детьми, выделены главные направления.
Это: нетрадиционные уроки, исследовательская, проектная и творческая деятельность, олимпиадное движение, научно-практические конференции, дистанционные конкурсы и проекты, предпрофильная подготовка, кружковая работа, экспедиционно-полевые практикумы, экскурсии в музей, на предприятия города.
Первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальной задачей автор опыта в своей работе ставит своевременное выявление одаренности. Увидеть в 10-14-летнем ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением - это первый этап в работе. Иногда бывает в практике, что ребенок может не проявлять себя ни в чем до начала изучения географии, а потом раскрывается с удивительной, необычной стороны: он не филолог, он не математик, он – географ. К таким детям необходимо применять личностно-ориентированный подход в обучении.
На уроках им предлагаются особые задания, которые не просто сложнее, чем у остальных, а оригинальнее, актуальнее, ближе к жизни. Для таких учеников автор подбирает домашнее задание различных видов, включающее элементы исследования. Эти ребята активно участвуют в проведении декад и недель по географии. В 6-х, 7-х классах проводятся уроки – путешествия, например, «Там за морем Африка» или «По пустыням Евразии». Иногда такие уроки принимают характер настоящих творческих дискуссий, заметно, как резко изменяется рабочая атмосфера на уроке, повышается интерес учащихся к изучаемому предмету; даже те, кто раньше был равнодушным к изучению географии, начинают проявлять творчество и интерес.
Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Развитие интеллектуальных способностей детей продолжается во внеклассной деятельности по предмету. (Приложение 3)
В практике автора опыта активно используется творческие и интеллектуальные географические задачи.
Составление таких задач является сложным творческим процессом. Их композиция должна удовлетворять следующим основным требованиям:
соответствие исходной информационной базы знаниям, полученным из школьной программы;
доступность восприятия и ориентация на психологические особенности (способности к творческому мышлению) школьников разных возрастов.
На начальном этапе для учеников 6-8 классов автор включает такие задачи:
на моделирование географических ситуаций и явлений:
Представьте, что в Сахаре был обнаружен источник воды и планируется построить на этом месте новый населенный пункт. К вам, как к специалисту, обратились с просьбой разработать этот проект. Подготовьте его. Выполните схематический рисунок.
на группировку объектов:
1.Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих процессов: каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, курганы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, кары, овраги, цирки, барханы.
(группы: 1) флювиальные (деятельность текучих вод); 2) гляциальные (ледниковые); 3) эоловые; 4) антропогенные)
на поиск причинно-следственных связей, в том числе на составление причинно-следственных цепочек:
Задача. «Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…» Почему катастрофический подъем уровня воды в Неве, описанный А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник», часто происходит осенью, а не весной?
Есть ли в России крупные города, приречное и приморское положение которых оборачивается не только выгодами, но и угрозой стихийных бедствий? Назовите их и объясните, какие опасности, в какое время года и почему угрожают этим годам?
на узнавание объектов, явлений по данным признакам (работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями):
«Зевнул медведь пересохшей пастью так, что горы задрожали, и сполз к морю воды напиться. Опустился он на колени, погрузил в голубую воду свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. И стали каменеть огромные члены медведя. Могучие бока превратились в страшные отвесные пропасти, высокая спина стала округлой вершиной горы, медвежья его голова над морской пучиной сделалась острой скалой, густая шерсть превратилась в непроходимую дуговую чащу.» О каком объекте Крыма повествует данный отрывок? Какие существуют научные гипотезы, объясняющие происхождение этого объекта, вы можете предложить? Где в России объекты подобного происхождения? Назовите их.
проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту:
Сколько географических объектов на нашей планете названы именем Кука? Ответ проиллюстрируйте примерами.
на сопоставление, установление соответствий:
Найдите соответствие:
тундра а) подзолистые
тайга б) мерзлотно-таежные
смешанный лес в) черноземы
степь г) бурые, серо-бурые
полупустыня д) серые лесные
лиственная тайга е) тундрово-глеевые
на прогнозирование географических ситуаций:
Как изменился бы климат Австралии, если бы этот материк находился между 20 и 60 градусов южной широты? Задачи для старшеклассников по содержанию умственной деятельности можно разделить на три группы: А. Проектировочные – если раньше учащиеся проектировали строительство новых предприятий, то в настоящие время выбор объектов для проектирования имеет иной характер: выбор места и обоснование условий для создания охраняемых территорий, прокладки транспортных магистралей. Такие задания предъявляют высокие требования к комплексному мышлению, учитывающему не только экономические, но и социальные, природные факторы. (Одна из задач: строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск).
Б. Задания, требующие анализа взаимосвязей, происходящих в природе или между природными и хозяйственными системами.
В. Задания в форме дискуссии, предполагающие умение сопоставить разные точки зрения, определить их значение. При решении олимпиадных задач значительную роль играют логика рассуждений и аргументированность доказательств.
В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности, автором разработаны и внедрены в практику интегрированные уроки географии и математики, географии и иностранного языка. (Приложение 5)
С появлением в школе мультимедийных ресурсов по предметам появилась возможность использования компьютерных технологий на уроках географии.
На первых уроках географии в начале учебного года учащиеся демонстрируют данное на лето задание: презентация «География моего отдыха» с использованием карты, маршрута, достопримечательностей тех мест, где отдыхали дети. Особо поощряются презентации путешествий по родному краю. Автором опыта накоплен огромный материал, лучшие презентации используются на уроках по изучению родного края, и при изучении тем «Достопримечательности и природные памятники, уникумы регионов России и мира».
Дуркина С.Е. является призером окружного конкурса «Лучший урок с применением мультимедийных, интерактивных, технических и программных средств обучения». На протяжении нескольких лет автор опыта занимается с учащимися проектно – исследовательской деятельностью. Учащиеся школы подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ «Портфолио» приняли участие более десятка нарьян-марских школьников, проект «Из истории поселка Захребетный» (Приложение 2) занял призовое место. Во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» приняло участие 16 учеников 8-10 классов МБОУ «СОШ №1» в турах «Креативном» и «План и карта». В Межрегиональном турнире «Осенний марафон» приняло участие 23 человека 7, 8, 10 классов; 4 участника 4 очно-заочной Межрегиональной конференции школьников в 2012-2013 учебном году представили презентации «Путь на «большую» землю», «Туристам можем предложить», «Этот город сердцу дорог».
Светлана Евгеньевна создает условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой работы. Цель, которую она ставит перед собой, заключается в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей. Научное исследование способствует профессиональному росту учителя и развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика, расширяя знания, как в области географии, так и способствуя развитию творческого потенциала ученика в целом.
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения, а также и воспитания школьников. В школе в 2001 году открыт профильный социально-экономический класс, организована предпрофильная подготовка по географии для детей с повышенным интересом к предмету, что способствовало развитию одаренности в области географии, активизации познавательной деятельности.
Автором опыта разработаны программы: «Вслед за Колумбом и Магелланом» (7 класс); «Политическая карта мира» (9 класс) (Приложение 4); «Решение задач повышенной трудности» (13 часов для 9-11 классов). (Приложение 4) Для развития интереса к геологии автор опыта была руководителем кружка по гранту «Развитие юношеского геологического движения в городе Нарьян-Маре Архангельской области». С 01 октября 2010 по 28 февраля 2011 года было проведено 180 учебных часов со школьниками города Нарьян-Мара по программе «Наука о Земле - Геология». Актуальным и востребованным при работе с одарёнными учащимися Дуркина С.Е. считает проблемное обучение. Формы решения проблемных ситуаций: дискуссия, проблемная лекция, научный спор, дебаты, урок – открытие.
Работа с одаренными детьми требует от учителя определенных качеств: кропотливости в сфере повышения уровня собственного интеллекта, мобилизации духовных сил, способности стимулировать творческую активность учащихся, умения направлять различные виды творческой деятельности учащихся.
Система обучения и организация внеклассной работы по предмету, разработанные Светланой Евгеньевной, позволяют ее ученикам добиться высоких результатов в олимпиадах и при сдаче единого государственного экзамена.
|