Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время





Скачать 55.54 Kb.
НазваниеФормирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Дата публикации16.09.2014
Размер55.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок

Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время.

Учитель химии и биологии Крылова Тамара Валентиновна , МОУ Аксеновская СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области.


Учебно - исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности, -это одна из форм организации деятельности учащихся . Учебно-исследовательская работа в школе включает несколько этапов, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков учебно- исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования элементов научной гипотезы и выводов ,и отражает основные этапы учебно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и усвоение принципов учебно- исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной учебно -исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

Учебно-исследовательскую работу в школе я начинаю так: первое - создание проблемных ситуаций на уроке, затем поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии учебно-исследовательской работы можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта “копилка” пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: “широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу копилка знаний уже достаточна, чтобы перейти к освоению нового этапа учебно -исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых увлекает практическая экология, которые желают продолжить учебно - исследовательскую работу в этом направлении. Так , проводится несложные учебно-практические работы «Анализ питьевой воды источников деревень Аксеново , Окатово , Цикуль Гусь-Хрустального района Владимирской области». «Определение частоты воздуха в окрестностях деревни Аксеново , методом «ловушки» , «Автомобиль в деревне. Проблемы и поиск решения» и т. д

С этой целью на протяжении ряда лет мною ведутся занятия, позволяющие сформировать личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Мои ученики участвуют в районных олимпиадах по предмету химия –з место Уварова Света 9 класс 2007-2008 учебный год, 3 Межрегиональная научно-практическая конференция школьников 2006 год Крылова Анна «Влияние биогумуса и гумистара на рост и развитие растения мелисса лекарственная -2005 год заняли 2 место на 2 научно-практической конференции «Дождевые черви и плодородие почв», 2007 год – 2 место в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды в номинации «Агротехника и экология культурных растений» -Крылова Анна с работой «Влияние биогумуса и химических веществ на рост и развитие рассады календулы» и т.д.

Работы учащихся отличаются четким логическим изложением с элементами научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, ресурсами Интернета , применение своих знаний предмета химии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в учебно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

Учебно-исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, “переоткрывают” их для себя. Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по примерному плану:

I. Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции - «Межрегиональные экологические конференции Национального парка «Мещера» . конкурсы школьников).

II. Методология научного творчества в рамках творческой группы учителей естественных наук МОУ Аксеновской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации).

III. Этапы работы в рамках научного исследования- в основном учебно-исследовательские работы , согласно школьной программы , журналов «Химия в школе» , «Биология в школе», заданий Лесхоза на базе школьной теплицы по выращиванию саженцев сосны и т.д . (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой, понятийным аппаратом).

IV. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста учебно-исследовательской работы с применением цифровой техники , презентации в программе Microsoft PowerPoint.Ink

V. Представление результатов учебно -исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).

Работа осуществляется в течении всего года : в начале учебного года знакомство с химией и основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассматриваются основные виды учебно - исследовательских работ, дается обзор научно-практических конференций и конкурсов школьников, даются основные понятия учебно-исследовательской работы, схемы научного исследования, методов научного познания и поиска информации.Опыты и эксперименты , связанные с растениями закладываются и проводятся в летнее время на базе школьной теплицы , и огородных участков. Так , например , эксперимент к учебно-исследовательской работе «Влияние биогумуса и минеральных удобрений на ррст и развитие саженцев сосны обыкновенной» закладывался в школьной пленочной теплице по выращиванию саженцев сосны обыкновенной.

Одним из самых ответственных и важных моментов учебно-исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;

После завершения оформления работы я пишу рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования.

Таким образом, правильно организованная работа по учебно-исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки. В результате правильная организация учебно-исследовательской работа позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время icon«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на...
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных...
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время icon5. Руководство учебными исследованиями
Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное...
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...
Была начата в 1999 году на базе средней общеобразовательной школы №6 ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края. Здесь...
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование информационно-коммуникационной среды на уроках физики и во внеурочное время
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconСырчикова З. М. учитель химии высшей категории Мастер – класс «Формирование...
Мастер – класс «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии»
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconМоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности
Формирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время iconАктивизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии
В этом же документе отмечается «направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск