«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»





Название«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
страница1/4
Дата публикации30.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
  1   2   3   4

[Введите текст]




Обобщение педагогического опыта

учителя физики

Синявской Ирины Анатольевны

по теме:

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Актуальность опыта.

  3. Индивидуальная программа самообразования педагога.

  4. Теоретическая база опыта.

    1. Основные понятия.

    2. Главные правила осуществления учебной деятельности.

    3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста.

  5. Технология опыта через призму педагогических технологий, используемых в преподавании физики.

  6. Результативность опыта.

  7. Перечень литературы, используемой при обобщении опыта.

  8. Вывод.

  1. Введение

С совершенствованием индустрии человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Стали появляться новые виды деятельности и специальности, которые, предполагают определенный уровень образования современного человека. Значительно повышаются требования к его информационной культуре. А, значит, действовать по определённому алгоритму приходится всё реже и реже, а принимать продуманные нестандартные решения – значительно чаще.

Вместе с тем, развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира и желающего реализовать свой внутренний потенциал.

Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.

Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами.

Творчество - необходимый аспект учебно-воспитательного процесса. Каждый урок должен иметь творческую составляющую. Это способствует повышению мотивации к учению у детей, и стимулирует работу педагога. "Уча других - учишься сам" (Сенека). Учитель сам по себе обязан быть творческой личностью. Если учитель хочет достичь определённых результатов в своей работе, получить удовлетворение от неё - это необходимость. Только у такого педагога дети могут постичь всю глубину знаний с интересом, и только к нему они будут идти с желанием на урок.


2. Актуальность опыта

Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:

  • между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;

  • между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Учитывая все выше сказанное, учитель поставлены следующие цели и задачи:

  • Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время».

  • Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.

  • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.

  • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

  • Применять способы мотивирования учащихся к предмету.

Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.

Новизна опыта

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Также новизна моего опыта выражается в составлении мной системы уроков по темам, которая входит в разрабатываемый мной сайт учителя физики.

3. Индивидуальная программа самообразования педагога
Синявской Ирины Анатольевны


Тема самообразования: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Постановка целей и задач педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности: развивать творческие способности учащихся при изучении информатики, используя перспективные результаты передового педагогического опыта.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить причины мотивации образовательного процесса каждого ученика;

  • Определить дарования и способности учащихся, создав условия для активизации образовательного процесса, накоплению субъективного опыта, развития личности;

  • Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;

  • Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;

  • На основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.

  • Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению информатике и сопутствующих ей предметов.

Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, какой он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма отчетного продукта

Отметка о выполнении

Аналитико-диагностический

Изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий; анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме.

2003

Эссе «Моя педагогическая философия»,

+

Организационный

Определение целей и конкретных задач; прогнозирование результатов; составление программы работы; посильная подготовка материально-технической базы; методическое обеспечение; Поиск и разработка эффективных уроков, отдельных методик, активирующих и способствующих творческому мышлению учащихся.

2003-2007

Сбор и создание собственных печатных и интерактивных заданий, наглядных средств обучения, разработок уроков.

Активное участие в Интернет-государстве учителей «публикация в сборнике тезисов и материалов учебно-методических проектов, плодотворное общение с коллегами-информатиками, творческие результативные работы учащихся, контрольные срезы.

Этап реализации

Активное применение методик, активирующих и способствующих творческому мышлению учащихся; отслеживание промежуточных результатов.

2008-2010

Творческие проекты учащихся

Уточнение методик, доработка программ.

Обобщающий

Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур; при необходимости корректировка программы. обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми; корректировка гипотезы; оформление, описание результатов;

2009-2010

Внесение дополнений корректировка учебных планов.

Систематизация информации, разработка комплексного пособия. Выход на другие предметы.

Итоговый

Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности; распространение данной программы (методики, технологии) при наличии запроса на нее; выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет); подведение итогов.

2010-2013

АРМ учителя. Дистанционный курс по Q-basik для педагогов.

Ведение уроков. Сайт разработке.

План самообразования учителя физики

Синявской Ирины Анатольевны на 2011-2012 уч. год

Направление работы

Форма и название мероприятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

Декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Разработка планирования, уроков, методик проведения отдельных уроков. Разработка презентаций к урокам и по внеклассной деятельности. Корректировка электронного Портфолио. Подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Подготовка участников олимпиад, конкурсов. Подготовка учащихся к промежуточной аттестации.

Участие в олимпиадах, конкурсах , телекоммуникационных проектах . Работа по теме самообразования. Подготовка учащихся к промежуточной аттестации.

Подготовка творческого отчёта о проделанной работе, участие в I этапе телекоммуникационных проектов. Занятия с учащимися конструированием Лего. Подготовка учащихся к аттестации.

Участие в заочном этапе окружного конкурса проектов. Подготовка учащихся к аттестации.

Внести дополнения к творческому обобщению опыта (портфолио учителя). Подготовка учащихся к аттестации.

Продолжение координации дистанционного образования. Обмен опытом с учителями-коллегами по созданию портфолио учителя. Подготовка учащихся к аттестации.

Подготовка учащихся к промежуточной аттестации.

Подготовка учащихся к промежуточной аттестации.




  1. Теоретическая база опыта

4.1. Основные понятия [3]

Подход – это ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Системный подход к построению образовательного процесса является методической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.

«Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». (Ильина Т.А. «Системно-структурный подход к организации обучения» М., 1972г. с.16)

Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающая в любой педагогической системе.

Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Обучение – совместная учебная деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.

Научение – факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

Мотивированность обучения – личная заинтересованность преподавателей в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал.

Гибкость обучения – это умение искать и при необходимости использовать разные приемы и методы обучения, быстро переходя от одного к другому.

Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Проблемная ситуация – учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудно разрешимый для учащихся вопрос.

Творческое мышлениемыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Творческая активность [15] в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

4.2. Главные правила осуществления учебной деятельности [1]

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.

Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принцип коммуникативности (связи)

Познать систему означает прежде всего изучить ее внутренние и внешние связи.

Принцип структурности

Благодаря устойчивости структуры обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов.

Принцип управляемости и целенаправленности

Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconИспользование компьютерных моделей в формировании физических понятий
В данной работе рассказывается об опыте использования компьютерных моделей на уроках физики. Интерактивные плакаты позволяют учителю...
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование информационно-коммуникационной среды на уроках физики и во внеурочное время
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconОрганизация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии

«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconЭкологические особенности пустынь Африки
Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconФормирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках...
«Анализ питьевой воды источников деревень Аксеново, Окатово, Цикуль Гусь-Хрустального района Владимирской области». «Определение...
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение учащихся проектной деятельности во внеурочное время в рамках изученной темы «Hello,America!»
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск