Кафедра химии учебн0-методический комплекс





Скачать 494.72 Kb.
НазваниеКафедра химии учебн0-методический комплекс
страница1/4
Дата публикации19.07.2013
Размер494.72 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

КАФЕДРА ХИМИИ

УЧЕБН0-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины Химия

Направление

020400. 62 Биология
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Естественных наук

Кафедра химии
УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-

методической комиссии ИЕН

Протокол № 1

«__03__»_сентября__2012г.
Председатель УМК

Тулаева Л.А.______________
Рабочая программа дисциплины (модуля)

Химия

Направление

020400. 62 Биология
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Блок дисциплин Б2 Б4

Cеместр 1

Всего учебных занятий – 108 час., 3 зачетные единицы.

В том числе:

Аудиторных – 54 часа, 1,5 зачетные единицы, из них:

Лекции – 18 часов, 0,5 зачетных единиц;

Практические занятия – 18 часов, 0,5 зачетных единиц;

Лабораторных занятий – 18 часов, 0,5 зачетных единиц;

Самостоятельных занятий – 54 часа, 1,5 зачетные единицы;

Текущий контроль – контрольная работа;

Промежуточный контроль – зачет.

Cеместр 2

Всего учебных занятий – 114 час, 3 зачетные единицы.

В том числе:

Аудиторных – 58 часов, 1,5 зачетные единицы.

Лекций – 16 часов, 0,5 зачетных единиц.;

Практических занятий – 12 часов;

Лабораторных занятий – 30 часов, 1 зачетная единица;

Самостоятельных занятий – 56 часов, 1,5 зачетных единиц;

Текущий контроль – контрольная работа;

Промежуточный контроль – экзамен.


Сыктывкар 2012

Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 020400. 62 «Биология»

Составители:

Доцент, к.х.н. ____________________ Тулаева Л.А.

Доцент, к.х.н. ___________________ Кузьмин Д.В.

Ст. преподаватель, к.х.н.________________ Броварова О.В.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «химии»

Протокол заседания № 1 от 31.08.2012 г.
Заведующий кафедрой

к.х.н. _________________________ О. А. Залевская

(подпись)


СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук,

к.б.н. ________________И.Н. Юранева

(подпись)
1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Химия» принадлежит к циклу, общенаучных предметов развивает общехимическую подготовку, создающую теоретическую базу для биологических специальностей. Изучение студентами фундаментальных основ химической науки, а также знакомство с методами качественного и количественного анализа осуществляется в рамках данной дисциплины. Масштабы и важность аналитического контроля в области производства и мониторинга окружающей среды, аналитической информации в области науки и техники предопределяют и цель настоящей учебной дисциплины: изучение студентами теоретических основ химии.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Химия» входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (МЕН). Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: «020400. 62 Биология».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химии.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6).

Использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химия

Содержание дисциплины: Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; органическая и биоорганическая химия, высокомолекулярные соединения и коллоидная химия; химический практикум.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 124 часов.

№ п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

1

Химия

1

18

Л-18

ПЗ-18

С-18

9

зачет

2

Химия

2

15

Л-16

ПЗ-12

С-30

3

экзамен

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

дисциплины

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Количество часов по учебному плану

Аудиторная нагрузка (всего)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Практич. работа

Лаборатор. работа




1

Введение

Тема 1.1 Номенклатура неорганических веществ.

Тема 1.2 Классификация неорганических соединений

10

6

2

2

2

4

2

Основные законы и понятия химии

Тема 2.1. Понятие эквивалента

Тема 2.2 Стехиометрия. Закономерности изменения и способы определения количества вещества

18

10

2

4

4

8

3

Строение вещества

Тема 3.1 Основные положения квантовой механики

Тема 3.2 Принципы построения электронной структуры атомов элементов

10

4

2

2




6

4

Закономерности протекания химических процессов

Тема 4.1 Основные понятия и определения химической термодинамики

Тема 4.2 Первый закон термодинамики и его приложение к процессам в идеальном газе.

Тема 4.3 Второй закон термодинамики. Энтропия как функция состояния системы

26

14

4

2

8

12

5

Кинетика химических процессов

Тема 5.1 Основные понятия и определения

5.2. Основной постулат химической кинетики.

10

4

2

2




6

6

Химическое равновесие

Тема 6.1 Виды, особенности и характеристики химического равновесия

Тема 6.2 Термодинамическое описание химического равновесия

14

8

2

4

2

6

7

Растворы

Тема 7.1 Основные понятия и определения

Тема 7.2 Растворы электролитов

20

8

4

2

2

12




Итого часов

108

54

18

18

18

54




Вид итогового семестрового контроля

зачет

















5. Образовательные технологии

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе:

- презентации

- специализированные научные фильмы по профилю подготовки

- обучающие компьютерные программы по профилю подготовки

Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе:

- тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов)

- учебные дискуссии на заданную тему

- мастер-классы ведущих специалистов Институтов КНЦ УрО РАН

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 10 % аудиторных занятий.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Рабочей программой дисциплины «Химия» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 12 часов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

  • чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

  • подготовку к практическим занятиям;

  • работу с Интернет-источниками;

  • подготовку к сдаче коллоквиумов, выполнению тестовых заданий.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и для освоения последующих разделов курса.

Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com.

Виды внеаудиторной работы студентов: решение задач, ответы на контрольные вопросы по:

  1. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. М.: Интеграл-Пресс, 2004 (и другие годы издания).

  2. Гаршин А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах и химических реакциях. СПб.: Лань, 2003.

  3. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Высш. шк., 1984 (и другие издания)

  4. Романцева Л.М., Лещинская З.Л., Сухонова В.А. Сборник задач и упражнений по общей химии. М.: Высш. шк., 1991 (и другие издания)

  5. Некрасов Б.В. Основы общей химии.— М.: Высш. шк., 1985.

  6. Угай А.Я. Общая и неорганическая химия.— М.: Высш. шк., 1985.— 527 с.

  7. Горбунова Л.Г., Кишик Р.И. Аналитическая химия в задачах: Учеб. пособие. — Архангельск: Поморский университет, 2004.

  8. Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Аналитическая химия (для почвоведов). Физико-химические методы анализа. — М.: Высш.шк., 1991. — 360 с.


Вопросы для зачета (1 семестр)

Вопросы для зачета (1 семестр) соответствуют компетенциям ОК-6 и ОК-12.

  1. Основные законы и понятия химии. Стехиометрические законы. Роль и значение химии в развитии естествознания.

  2. Понятие “химический эквивалент”, "фактор эквивалентности", "число эквивалентности", "количество вещества эквивалента", "молярная масса эквивалента", “эквивалентный объем”. Закон эквивалентов.

  3. Основные законы и понятия химии. Стехиометрические законы. Роль и значение химии в развитии естествознания.

  4. Понятие “химический эквивалент”, "фактор эквивалентности", "число эквивалентности", "количество вещества эквивалента", "молярная масса эквивалента", “эквивалентный объем”. Закон эквивалентов.

  5. Основные классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли. Их свойства, генетическая связь между классами химических соединений.

  6. Квантовые числа. Понятие об электронной орбитали, энергетическом уровне и подуровне. Правила заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов (принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правила Клечковского и Хунда).

  7. Ковалентная химическая связь. Основные характеристики ковалентной химической связи. Направленность и насыщаемость ковалентной химической связи.

  8. Понятие о комплексных соединениях. Номенклатура. Основные положения координационной теории А. Вернера.

  9. Поведение комплексных соединений в растворах. Оценка устойчивости комплексных соединений.

  10. Межмолекулярные взаимодействия (водородная, ионная связи). Ван-дер-ваальсовые взаимодействия.

  11. Тепловой эффект химической реакции. Понятие внутренней энергии системы. Энтальпия.

  12. Скорость простой гомогенной химической реакции. Константа скорости. Закон действия масс. Молекулярность и порядок реакции.

  13. Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

  14. Растворение как физико-химический процесс. Энергетика процесса. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.

  15. Растворы неэлектролитов. Коллигативные свойства растворов (законы Рауля и Генри, эбуллиоскопия, криоскопия).

  16. Слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.

  17. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Расчет рН растворов сильных кислот и оснований, слабых кислот и оснований.

  18. Современные представления о природе кислот и оснований. Протолитическая теория Брэнстеда-Лоури. Протолитическое равновесие. Амфолиты.

  19. Буферные растворы. Буферное действие. Буферная емкость. Расчет рН буферной смеси кислотного и основного буферных растворов. Буферные системы плазмы крови.

  20. Растворы сильных электролитов. Концентрация и активность. Коэффициент активности. Ионная сила растворов.

  21. Гидролиз солей в водных растворах и его типы. Степень и константа гидролиза. рН растворов гидролизующихся солей.

  22. Равновесие на границе осадок электролита – насыщенный раствор и факторы, влияющие на его положение. Произведение растворимости и расчет растворимости малорастворимого соединения.

  23. Периодическая закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Взаимосвязь периодического закона со строением атома. Внутренняя и вторичная периодичность. Основные биогенные элементы.

  24. Окислительно-восстановительные реакции. Их классификация. Окислитель, восстановитель. Сопряженные пары.

  25. Электролиз растворов и расплавов солей. Законы электролиза.

  26. Водород, его физические и химические свойства. Распространенность в природе. Лабораторные и промышленные способы получения. Важнейшие соединения водорода.

  27. Пероксид водорода. Получение, применение. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность). Пероксиды и надпероксиды металлов. Их свойства и значение.

  28. Кислород. Роль кислорода в биологических процессах. Важнейшие соединения кислорода с металлами и неметаллами. Кислород как окислитель.

  29. Галогены. Строение атомов и молекул. Общая характеристика галогенов. Получение и применение галогенов.

  30. Галогеноводороды. Водные растворы. Восстановительные свойства. Особенности фтороводорода.

  31. Кислородные соединения хлора. Оксокислоты (строение анионов, кислотные свойства, окислительно-восстановительные свойства, получение и применение).

  32. Сера. Аллотропия. Методы получения, свойства и применение сероводорода и сероводородной кислоты.

  33. Сера, сероводород, сульфиды. Гидролиз сульфидов.

  34. Кислородные соединения серы. Ококислоты серы (сернистая, серная): кислотные свойства, окислительно-восстановительные свойства. Сульфаты, сульфиты.

  35. Общая характеристика элементов VА группы. Азот и его свойства. Соединения азота с водородом. Проблема фиксации азота.

  36. Азотная кислота: получение и химические свойства. Взаимодействие с металлами. Соли азотной кислоты, их значение в биологических процессах. Азотные удобрения. Проблема нитратов.

  37. Фосфор. Физические и химические свойства. Фосфин и фосфиды металлов.

  38. Фосфор. Оксокислоты фосфора (фосфорноватистая, фосфористая, фосфорная). Строение анионов. Кислотные и окислительно-восстановительные свойства. Получение, свойства, применение фосфорной кислоты и фосфатов.

  39. Общая характеристика элементов IVА группы. Углерод. Гибридизация орбиталей углерода, его химическая активность. Соединения углерода с водородом и металлами.

  40. Общая характеристика металлов. Электрохимический ряд напряжений. Химические свойства.

  41. Щелочные металлы. Химическая активность. Оксиды, гидриды, гидроксиды металлов. Важнейшие соединения щелочных металлов, их свойства и значение в биологических процессах

  42. Щелочноземельные металлы. Химическая активность. Оксиды, гидриды, гидроксиды металлов. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов, их свойства и значение в биологических процессах

  43. Общая характеристика элементов III А группы. Алюминий, его физические и химические свойства. Применение алюминия и его соединений.

  44. d-элементы. Электронное строение. Важнейшие особенности свойств переходных металлов. Подгруппа хрома. Хром. Физические и химические свойства. Важнейшие соединения.

  45. Подгруппа марганца. Марганец. Физические и химические свойства. Важнейшие соединения. Зависимость окислительно-восстановительных свойств перманганат-иона от среды.

  46. Подгруппа железа. Железо. Физические и химические свойства. Важнейшие соединения и их роль в биологических процессах.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Химия

а) основная литература:

  1. Ахметов Н.С. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. — М.: Высш. шк., 2003 .— 367с.

  2. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. М.: Высш.шк., 2000 .

  3. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии: уч. пособие для вузов. Доп. МО РФ. — М.: Интеграл-Пресс, 2002. — 240 с.

4. Крешков А.Л. основы аналитической химии: Учебное пособие. — М.: Химия, 1970. Ч. I, II, III

б) дополнительная литература:

1. Глинка Н.Л. Общая химия.— Л. Химия, 1987.

  1. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. — М. : Химия, 2000 .— 592 с.

  2. Некрасов Б.В. Основы общей химии.— М.: Высш. шк., 1985.

  3. Алексеев В.Н. Курс качественного химического полумикроанализа. — М.: Химия, 1973. — 584 с.

  4. Алексеев В.Н. Количественный анализ: Учеб. — М.: Химия, 1972. — 504 с.

  5. Ванчикова Е.В. Качественный анализ водных систем на присутствие катионов и анионов (кислотно-щелочной метод): метод. рекоменд. — Сыктывкар, 2006.

  6. Горбунова Л.Г., Кишик Р.И. Аналитическая химия в задачах: Учеб. пособие. — Архангельск: Поморский университет, 2004.

  7. Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Задачи и вопросы по аналитической химии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 216 с.

  8. Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Аналитическая химия (для почвоведов). Физико-химические методы анализа. — М.: Высш.шк., 1991. — 360 с.

  9. Неорганическая и аналитическая химия. качественный химический полумикроанализ: метод. указания. / Сост. Н.В. Грищенко, Л.Н. Белых, Л.В. Рычкова. — Сыктывкар, 2001.

  10. Скуг Д., Уэст Д. Основы аналитической химии: в 2 ч. — М.: Мир: 1979. ч. I,II.

  11. Ушакова Н.Н., Николаева Е.Р., Моросанова С. А. Пособие по аналитической химии: Количественный анализ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 224 с.

  12. Ушакова Н.Н., Николаева Е.Р., Моросанова С. А. Пособие по аналитической химии: Качественный анализ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 150 с.

в) Интернет-ресурсы:

  1. http://www.wpi.edu/Academics/Depts/Chemistry/Courses/General/

  2. http://www.wpi.edu/Academics/Depts/Chemistry/Courses/General/kinfephtim.html

  3. http://wps.pearsoned.co.uk/ema_uk_he_housecroft_inorgchem_2/

  4. http://www.usd.edu/~gsereda/computer.html

  5. http://www.jce.divched.org/CERS/

  6. http://www.uni-regensburg.de/Fakultaeten/nat_Fak_IV/Organische _Chemie/Didaktik/Keusch/link.htm

http://www.rsc.org/Membership/Networking/InterestGroups/EducationalTechniques/ChemistryCassettes/index.asp

г) программное обеспечение:

Пакет Microsoft Office, включающий в себя Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Химия

Лабораторные работы по курсу «химия» Iсеместр

1. Основные понятия и законы химии. Эквивалент. Определение эквивалента простого вещества

Оборудование: прибор состоит из двух бюреток, соединенных резиновым шлангом. Одна из них (с большим объемом) служит измерительным сосудом, а вторая - уравнительным. К измерительной бюретке посредством резиновых пробок и газоотводных трубок присоединяется колба с длинным горлышком, в которой протекает реакция вытеснения водорода.

Реактивы: Металл, соляная кислота.

2. Комплексные соединения

Оборудование: Пробирки, спиртовка.

Реактивы: Хлорид меди, раствор аммиака, хлорид железа (III), фторид натрия, гексацианоферрат калия, роданид калия, гидроксид натрия, сульфид аммония, хлорид хрома (III), нитрат серебра, бромид калия, йодид калия, бромид серебра, тиосульфат нитрия.

3. Взвешивание. Приготовление растворов. Титрование

Оборудование: Электронные весы, набор ареометров, бюретка, колба коническая, колба мерная, пипетка.

Реактивы: Гидроксид калия, соляная кислота (фиксанал), метиловый оранжевый.

4. Буферные растворы. Буферное действие

Оборудование: Стакан химический, рН-метр, мерные колбы (100 мл), .

Реактивы: Уксусная кислота, соляная кислота, аммиак, ацетат натрия, хлорид аммония.

5. Реакции без изменения степени окисления элементов. Гидролиз

Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор.

Реактивы: Уксусная кислота, соляная кислота, аммиак, ацетат натрия, хлорид аммония, карбонат натрия, сульфит натрия, сульфат цинка, сульфат алюминия, ацетат аммония, сульфат хрома, сульфид аммония, хлорид железа, хлорид сурьмы, сульфат свинца, карбонат кальция, хлорид цинка, цинк, алюминий, фосфат натрия..

6. Окислительно-восстановительные реакции

Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор.

Реактивы: Медь, магний, железо, серная кислота, азотная кислота, гидроксид натрия, цинк, алюминий, соляная кислота, диоксид марганца, диоксид свинца, йодид калия, перманганат калия, пероксид водорода, нитрит натрия.

7. Галогены

Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, тигель, колба Вюрца.

Реактивы: Перманганат калия, соляная кислота, бромид калия, иод, этилоый спирт, бензол, тиосульфат натрия, медь, сурьма, скипидар, соль Мора, сероводородная вода.

8. Химия элементов. Сера, фосфор, азот

Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, ступка, фарфоровая чашечка

Реактивы: Сера, сульфид натрия, соли бария, меди, свинца, цинка, кадмия, серная кислота, хлорид железа, перманганат калия, медь, серная кислота, тиосульфат натрия, соляная кислота, хлорид аммония, нитрит натрия, гидроксид кальция, бромная вода, аммиак, азотная кислота, красный фосфор, карбонат натрия, фосфат натрия, хлорид кальциягидрофосфат натрия.

9. Химия соединений марганца и хрома

Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, фарфоровый тигель.

Реактивы: Сульфат марганца, щелочь, нитрат калия, соляная кислота, нитрит натрия, серная кислота, хлорная вода, сульфит натрия, бихромат аммония, соль хрома (III), сульфид натрия, бромная вода, соляная кислота, хромат калия, бихромат калия.
ЧАСТЬ II.

Цели освоения дисциплины (модуля)

Главная цель курса – повышение общехимической подготовки студентов по направлению «Биология», изучение фундаментальных вопросов органической химии, позволяющих студентам в дальнейшем более осмысленно изучать сложнейшие экологические процессы.

Органическая химия занимает важное место в подготовке специалистов - экологов.  Только знание теоретических основ органической химии позволит им успешно разобраться  в  сложных  химических процессах, происходящих в химическом производстве. Навыки экспериментальной работы,  полученные в практикуме по органической химии, являются универсальными  и  могут быть применены к биологическим и химическим объектам.

Практическая часть курса служит дополнением к лекционному и включает семинары и лабораторные работы. На семинарских занятиях прорабатываются наиболее сложные вопросы курса, проводится теоретическая подготовка к экспериментальным работам, осуществляется контроль за успеваемостью студентов (текущие контрольные работы, тестирование, проверка домашних заданий, сдача работ). В ходе лабораторных работ студенты знакомятся со свойствами основных классов органических соединений, осваивают технику эксперимента.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Химия» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин Б.2. Данная дисциплина логически связана с такими дисциплинами естественнонаучного цикла как физика и биология и необходима для успешного освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании. Кроме того, дисциплина «Химия» тесно взаимосвязана с содержательной частью профессионального цикла дисциплин (Б3), т.к. позволяет получить профессионально профилированные знания фундаментальных разделов химии, применимые в экологии и природопользовании, а также практические навыки в области химии и экологии.

Студенты, изучающие дисциплину «Химия», раздел «органическая химия», должны иметь базовые знания фундаментальных разделов химии.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химия.

В результате освоения дисциплины «Химия» формируется часть профессиональной компетенции ПК-2 в области химии. Выпускник должен обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании.

Компоненты формируемой компетенции

В результате освоения дисциплины «Химия» обучающийся должен:

Знать основные понятия современной органической химии; свойства основных классов органических веществ;

Уметь на основе химического строения органических веществ предсказывать свойства органических веществ; выявлять генетические связи между различными классами органических и неорганических соединений; самостоятельно изучать и использовать научную, учебную и справочную химическую литературу;

Владеть методами химического качественного анализа.

5. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химия

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 114 часов.

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

дисциплины

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Количество часов по учебному плану

Аудиторная нагрузка (всего)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Практич. работа

Лаборатор. работа




1

Введение

Тема 1.1 Предмет органической химии

Тема 1.2 Современная теория строения органических соединений

Тема 1.3 Классификация органических соединений

Тема 1.4 Реакции органических соединений

12

4

2




2

8

2

Углеводороды

Тема 2.1. Алканы.

Тема 2.2 Алкены.

Тема 2.3 Алкадиены.

Тема 2.4 Алкины.

Тема 2.5 Алициклические соединения.

Тема 2.6 Ароматические углеводороды

28

20

4

4

12

8

3

Галогенпроизводные углеводородов

Тема 3.1 Галогеналканы.

Тема 3.2 Реакции нуклеофильного замещения у насыщенного атома углерода.

16

8

2

2

4

8

4

Кислородсодержащие органические соединения

Тема 4.1 Спирты.

Тема 4.2 Фенолы.

Тема 4.3 Альдегиды и кетоны.

Тема 4.4 Карбоновые кислоты.

Тема 4.5 Сложные эфиры.

Тема 4.6 Углеводы.

22

14

4

2

8

8

5

Азотсодержащие органические соединения

Тема 5.1 Амины

Тема 5.2 Аминокислоты.

Тема 5.3 Гетероциклические соединения.

16

8

2

2

4

8

6

Физико-химические методы исследования органических соединений

Тема 6.1 Физико-химические методы исследования органических соединений


20

4

2

2




16




Итого часов

114

58

16

12

30

56




Вид итогового семестрового контроля

экзамен
















Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Введение
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconКафедра «химии» учебн0-методический комплекс основы общей химии
Охватывает сообщества любого ранга. Например, к экосистемам относятся подушка лишайника на стволе дерева, пень с населяющими его...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебн0-методический комплекс дисциплины химия комплексных соединений
Актуальные проблемы товароведения, идентификации и обнаружения фальсификации масложировых и молочных товаров
Кафедра химии учебн0-методический комплекс icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины информатика Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология...
Целью курса является формирование полного, системного, научного представления об истории становления и развития химии, как науки
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология»
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 05, Сд. Ф. 5, Сд. Дс....
Автор программы: Прохорова С. А., доцент кафедры биологии и химии; В. А. Крыштоп, ст преподаватель кафедры биологии и химии
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconИ. Н. Ильина управление крупнейшими городами учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Для студентов Института управления, обучающихся по специальности 08050465 «Государственное и муниципальное...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины симметрия в химии...
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория информации Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Структура, функции и операции Банка России: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Кафедра химии учебн0-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения...
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск