Скачать 494.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КАФЕДРА ХИМИИ УЧЕБН0-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины Химия Направление 020400. 62 Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Естественных наук Кафедра химии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно- методической комиссии ИЕН Протокол № 1 «__03__»_сентября__2012г. Председатель УМК Тулаева Л.А.______________ Рабочая программа дисциплины (модуля) Химия Направление 020400. 62 Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Блок дисциплин Б2 Б4 Cеместр 1 Всего учебных занятий – 108 час., 3 зачетные единицы. В том числе: Аудиторных – 54 часа, 1,5 зачетные единицы, из них: Лекции – 18 часов, 0,5 зачетных единиц; Практические занятия – 18 часов, 0,5 зачетных единиц; Лабораторных занятий – 18 часов, 0,5 зачетных единиц; Самостоятельных занятий – 54 часа, 1,5 зачетные единицы; Текущий контроль – контрольная работа; Промежуточный контроль – зачет. Cеместр 2 Всего учебных занятий – 114 час, 3 зачетные единицы. В том числе: Аудиторных – 58 часов, 1,5 зачетные единицы. Лекций – 16 часов, 0,5 зачетных единиц.; Практических занятий – 12 часов; Лабораторных занятий – 30 часов, 1 зачетная единица; Самостоятельных занятий – 56 часов, 1,5 зачетных единиц; Текущий контроль – контрольная работа; Промежуточный контроль – экзамен. Сыктывкар 2012 Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 020400. 62 «Биология» Составители: Доцент, к.х.н. ____________________ Тулаева Л.А. Доцент, к.х.н. ___________________ Кузьмин Д.В. Ст. преподаватель, к.х.н.________________ Броварова О.В. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «химии» Протокол заседания № 1 от 31.08.2012 г. Заведующий кафедрой к.х.н. _________________________ О. А. Залевская (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук, к.б.н. ________________И.Н. Юранева (подпись) 1. Цели освоения дисциплины Дисциплина «Химия» принадлежит к циклу, общенаучных предметов развивает общехимическую подготовку, создающую теоретическую базу для биологических специальностей. Изучение студентами фундаментальных основ химической науки, а также знакомство с методами качественного и количественного анализа осуществляется в рамках данной дисциплины. Масштабы и важность аналитического контроля в области производства и мониторинга окружающей среды, аналитической информации в области науки и техники предопределяют и цель настоящей учебной дисциплины: изучение студентами теоретических основ химии. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Химия» входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (МЕН). Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: «020400. 62 Биология». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химии. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6). Использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12). 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химия Содержание дисциплины: Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; органическая и биоорганическая химия, высокомолекулярные соединения и коллоидная химия; химический практикум. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 124 часов.
Календарно-тематический план
5. Образовательные технологии Использование интерактивных технологий в образовательном процессе: - презентации - специализированные научные фильмы по профилю подготовки - обучающие компьютерные программы по профилю подготовки Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе: - тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов) - учебные дискуссии на заданную тему - мастер-классы ведущих специалистов Институтов КНЦ УрО РАН Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 10 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Рабочей программой дисциплины «Химия» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 12 часов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:
Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и для освоения последующих разделов курса. Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com. Виды внеаудиторной работы студентов: решение задач, ответы на контрольные вопросы по:
Вопросы для зачета (1 семестр) Вопросы для зачета (1 семестр) соответствуют компетенциям ОК-6 и ОК-12.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Химия а) основная литература:
4. Крешков А.Л. основы аналитической химии: Учебное пособие. — М.: Химия, 1970. Ч. I, II, III б) дополнительная литература: 1. Глинка Н.Л. Общая химия.— Л. Химия, 1987.
в) Интернет-ресурсы:
http://www.rsc.org/Membership/Networking/InterestGroups/EducationalTechniques/ChemistryCassettes/index.asp г) программное обеспечение: Пакет Microsoft Office, включающий в себя Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook.
Лабораторные работы по курсу «химия» Iсеместр 1. Основные понятия и законы химии. Эквивалент. Определение эквивалента простого вещества Оборудование: прибор состоит из двух бюреток, соединенных резиновым шлангом. Одна из них (с большим объемом) служит измерительным сосудом, а вторая - уравнительным. К измерительной бюретке посредством резиновых пробок и газоотводных трубок присоединяется колба с длинным горлышком, в которой протекает реакция вытеснения водорода. Реактивы: Металл, соляная кислота. 2. Комплексные соединения Оборудование: Пробирки, спиртовка. Реактивы: Хлорид меди, раствор аммиака, хлорид железа (III), фторид натрия, гексацианоферрат калия, роданид калия, гидроксид натрия, сульфид аммония, хлорид хрома (III), нитрат серебра, бромид калия, йодид калия, бромид серебра, тиосульфат нитрия. 3. Взвешивание. Приготовление растворов. Титрование Оборудование: Электронные весы, набор ареометров, бюретка, колба коническая, колба мерная, пипетка. Реактивы: Гидроксид калия, соляная кислота (фиксанал), метиловый оранжевый. 4. Буферные растворы. Буферное действие Оборудование: Стакан химический, рН-метр, мерные колбы (100 мл), . Реактивы: Уксусная кислота, соляная кислота, аммиак, ацетат натрия, хлорид аммония. 5. Реакции без изменения степени окисления элементов. Гидролиз Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор. Реактивы: Уксусная кислота, соляная кислота, аммиак, ацетат натрия, хлорид аммония, карбонат натрия, сульфит натрия, сульфат цинка, сульфат алюминия, ацетат аммония, сульфат хрома, сульфид аммония, хлорид железа, хлорид сурьмы, сульфат свинца, карбонат кальция, хлорид цинка, цинк, алюминий, фосфат натрия.. 6. Окислительно-восстановительные реакции Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор. Реактивы: Медь, магний, железо, серная кислота, азотная кислота, гидроксид натрия, цинк, алюминий, соляная кислота, диоксид марганца, диоксид свинца, йодид калия, перманганат калия, пероксид водорода, нитрит натрия. 7. Галогены Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, тигель, колба Вюрца. Реактивы: Перманганат калия, соляная кислота, бромид калия, иод, этилоый спирт, бензол, тиосульфат натрия, медь, сурьма, скипидар, соль Мора, сероводородная вода. 8. Химия элементов. Сера, фосфор, азот Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, ступка, фарфоровая чашечка Реактивы: Сера, сульфид натрия, соли бария, меди, свинца, цинка, кадмия, серная кислота, хлорид железа, перманганат калия, медь, серная кислота, тиосульфат натрия, соляная кислота, хлорид аммония, нитрит натрия, гидроксид кальция, бромная вода, аммиак, азотная кислота, красный фосфор, карбонат натрия, фосфат натрия, хлорид кальциягидрофосфат натрия. 9. Химия соединений марганца и хрома Оборудование: Пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, фарфоровый тигель. Реактивы: Сульфат марганца, щелочь, нитрат калия, соляная кислота, нитрит натрия, серная кислота, хлорная вода, сульфит натрия, бихромат аммония, соль хрома (III), сульфид натрия, бромная вода, соляная кислота, хромат калия, бихромат калия. ЧАСТЬ II. Цели освоения дисциплины (модуля) Главная цель курса – повышение общехимической подготовки студентов по направлению «Биология», изучение фундаментальных вопросов органической химии, позволяющих студентам в дальнейшем более осмысленно изучать сложнейшие экологические процессы. Органическая химия занимает важное место в подготовке специалистов - экологов. Только знание теоретических основ органической химии позволит им успешно разобраться в сложных химических процессах, происходящих в химическом производстве. Навыки экспериментальной работы, полученные в практикуме по органической химии, являются универсальными и могут быть применены к биологическим и химическим объектам. Практическая часть курса служит дополнением к лекционному и включает семинары и лабораторные работы. На семинарских занятиях прорабатываются наиболее сложные вопросы курса, проводится теоретическая подготовка к экспериментальным работам, осуществляется контроль за успеваемостью студентов (текущие контрольные работы, тестирование, проверка домашних заданий, сдача работ). В ходе лабораторных работ студенты знакомятся со свойствами основных классов органических соединений, осваивают технику эксперимента. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Химия» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин Б.2. Данная дисциплина логически связана с такими дисциплинами естественнонаучного цикла как физика и биология и необходима для успешного освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании. Кроме того, дисциплина «Химия» тесно взаимосвязана с содержательной частью профессионального цикла дисциплин (Б3), т.к. позволяет получить профессионально профилированные знания фундаментальных разделов химии, применимые в экологии и природопользовании, а также практические навыки в области химии и экологии. Студенты, изучающие дисциплину «Химия», раздел «органическая химия», должны иметь базовые знания фундаментальных разделов химии. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химия. В результате освоения дисциплины «Химия» формируется часть профессиональной компетенции ПК-2 в области химии. Выпускник должен обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании. Компоненты формируемой компетенции В результате освоения дисциплины «Химия» обучающийся должен: Знать основные понятия современной органической химии; свойства основных классов органических веществ; Уметь на основе химического строения органических веществ предсказывать свойства органических веществ; выявлять генетические связи между различными классами органических и неорганических соединений; самостоятельно изучать и использовать научную, учебную и справочную химическую литературу; Владеть методами химического качественного анализа. 5. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химия Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 114 часов. Календарно-тематический план
Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Введение |
Кафедра «химии» учебн0-методический комплекс основы общей химии Охватывает сообщества любого ранга. Например, к экосистемам относятся подушка лишайника на стволе дерева, пень с населяющими его... | Учебн0-методический комплекс дисциплины химия комплексных соединений Актуальные проблемы товароведения, идентификации и обнаружения фальсификации масложировых и молочных товаров | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | Учебно-методический комплекс дисциплины информатика Специальность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык Специальность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... Целью курса является формирование полного, системного, научного представления об истории становления и развития химии, как науки | Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология» Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 05, Сд. Ф. 5, Сд. Дс.... Автор программы: Прохорова С. А., доцент кафедры биологии и химии; В. А. Крыштоп, ст преподаватель кафедры биологии и химии | И. Н. Ильина управление крупнейшими городами учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс. Для студентов Института управления, обучающихся по специальности 08050465 «Государственное и муниципальное... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины симметрия в химии... Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г | Учебно-методический комплекс дисциплины теория информации Специальность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело» Структура, функции и операции Банка России: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения... Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г |