Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
«Бузулукский финансово-экономический колледж» - филиал Финуниверситета СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ БАНКА РОССИИ
Учебно-методический комплекс
Для специальности:
080110 «Банковское дело»
Бузулук 2011
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
«Бузулукский финансово-экономический колледж» - филиал Финуниверситета Кафедра кредитных и страховых дисциплин утверждаю
Директор
__________ Т.А. Елисеева
«___» ___________ 200__г.
Г.Н. Терякова
Структура, функции и операции Банка России
Учебно-методический комплекс
Для студентов, обучающихся по специальности 080110
«Банковское дело»
Одобрено кафедрой кредитных и страховых дисциплин
(протокол № ___ от «___»____________ 200__ г.)
Бузулук 2011
Рецензенты:
Т.А. Чугунова, преподаватель кафедры кредитных и страховых дисциплин, Терякова Г.Н.
Структура, функции и операции Банка России: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело». – Б.: БФЭК, кафедра кредитных и страховых дисциплин, 2011. С –91) Дисциплина «Стрктура, функции и операции Банка России» является общепрофессиональной дисциплиной для студентов 2-го курса специальности «Банковское дело». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, тематика и планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зкзамену.
Учебное издание Терякова Галина Николаевна Структура, функции и операции Банка России Учебно-методический комплекс
Компьютерный набор, верстка Г.Н. Терякова
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. Изд. 2011. Тираж 1 экз.
Отпечатано в Бузулукском филиале Финансовой академии при Правительстве РФ
СОДЕРЖАНИЕ 1.
| Цели и задачи дисциплины…………………………………………...
| 5
| 2.
| Требования к уровню освоения дисциплины………………………..
| 6
| 3.
| Объем дисциплины…………………………….……………………...
| 7
|
| 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы..……………….…
| 8
|
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……..
| 8
| 4.
| Содержание курса…………………………………………………….
| 9
| 5.
| Темы практических занятий……………………………………….….
| 17
| 6.
| Задания для самостоятельной работы студентов…………………...
| 37
| 7.
| Тематика контрольных работ ……………………………………….
8. Фонды тестовых заданий………………………………………………….………………..
| 47 49
| 9.
| Вопросы для подготовки к экзамену………………………………...
| 66
| 10.
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………...
| 69
|
| 10.1. Литература…………………………………………………..........
| 69
|
| 10.2. Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса « Структура, фунуции и операции Банка России»……...……………………………………………………………
|
72
|
| 10.3. Методическое обеспечение дисциплины …………………………………………………………….
| 73
|
| 10.4. Материально-техническое и информационное
обеспечение дисциплины ……………………………………..………
| 74
|
| 10.5. Глоссарий…………………………………………………………..
| 75
| 1. Цели и задачи дисциплины Данный курс предлагаетcя для практического изучения и приобретения студентами профессиональных навыков. Задачей курса является подробное изложение организации деятельности Центрального банка РФ (Банка России). Предметом изучения курса являются основы организации и функционирования Банка России как ведущего звена банковской системы, определяющего направления совершенствования и повышения надежности банковской системы в целом.
На банковскую систему в рыночной экономике возложена следующая роль: Во-первых, развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. Во-вторых, наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения в различные сектора экономики, эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы направлять денежные фонды именно тем заёмщикам, которые найдут способы их оптимального использования. В-третьих, коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой Центрального банка РФ, регулируют количество денег, находящихся в обращении.
Предмет курса « Структура, функции и операции Банка России» представляет самостоятельный раздел экономической науки, связанный с другими экономическими дисциплинами , в которых изучаются общая экономическая теория, организация деятельности коммерческих банков, финансы и кредит, рынок ценных бумаг. Дисциплина является базовой для подготовки экономистов, приобретающих специальные знания по функционированию банковской системы в сфере денежно-кредитных и финансовых отношений.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС СПО по специальности и направлению подготовки, разработанной с учетом специфики образовательной концепции БФЭК – филиала Финуниверситета.
Цель дисциплины – сформировать современное представление об основной деятельности центрального банка, о макроэкономической политике в денежно-кредитной сфере государства, о взаимодействии центрального банка с органими государственной власти и основными звеньями кредитной системы.
Задачи дисциплины – раскрыть сущность, происхождение центрального банка, изложить его задачи, функции и операции, основы проведения денежно-кредитной политики в целом и отдельных видов, роль в организации денежного обращения и расчетов, регулирования и надзора за леятельностью кредитных организаций, валютного регулирования и контроля; сформировать представление о способах взаимодействия Банка России и кредитных организаций, охарактеризовать зарубежный опыт и отечественный опыт организации деятельности центрального банка, проблемы развития в условиях глобализации и интеграции мировой экономики.
Методической основой дисциплины являются знания, приобретённые студентами при изучении таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Финансы, денежное обращение и кредит» и др.
2. Требования к уровню освоения дисциплины.
Студент по окончании изучения дисциплины должен знать:
основы законодательства, регулирующие функционирование банковской системы России;
теорию и практику деятельности центрального банка;
роль, функции, основные операции центрального банка в банковской системе;
механизм осуществления активных и пассивных операций центрального банка;
уметь увязывать механизм денежно-кредитного регулирования с современными событиями мирового и национального значения;
понимать механизм функционирования центрального банка для повышения эффективности экономики страны;
приобрести профессиональные навыки выполнения банковских операций и других видов деятгльности при реализации главным банком страны его основных целей и функций.
По результатам изучения дисциплины « Структура, функции и операции Банка России» будущий специалист должен уметь:
правильно оценивать и анализировать ситуацию при изменениях в кредитно-банковской системе России.
осмысливать позиционные таблицы, графики и схемы, самостоятельно изучать журналы, отражающие современное состояние банковской системы;
пользоваться терминологией банковского дела .
По результатам изучения дисциплины « Структура, функции и операции Банка России » будущий специалист должен иметь представление: о современном состоянии, перспективах и тенденциях развития банковской системы России.
Студенты изучают данную дисциплину в несколько этапов.
Первый этап лекции, содержащие необходимые теоретические положения по темам курса практические и семинарские занятия, закрепляющие полученные знания.
Второй этап самостоятельная работа студентов по изучению структуры, функций и операций центрального банка по материалам прочитанных лекций, учебной литературы и дополнительных источников. Подготовка докладов на семинарских занятиях по изучаемым темам, выбранными студентами самостоятельно или по предложению преподавателя.
Третий этап выполнение заданий текущего контроля в соответствии с предлагаемой тематикой. Промежуточная аттестация студентов.
Четвертый этап итоговая аттестация студентов, сдача экзамена по курсу.
3. Объем дисциплины
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080110 «Структура, функции и операции Банка России»
Структура занятий
| Количество часов
| № семестра
| 3,4
| Аудиторные занятия
| 172
| Лекции
| 86
| Практические и семинарские занятия
| 86
| Самостоятельная работа
| 116
| Всего часов на дисциплину
| 288
| Контрольные работы
| 2
| Виды итогового контроля
| экзамен
|
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
специальность 080110 «Банковское дело»
Названия разделов и тем
| Всего
часов по учебному плану
| Виды учебных занятий
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практич.
занятия,
семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Тема 1 Сущность центрального банка и его происхождение
| 6
| 4
| 2
| 8
| Тема 2 Правовые основы деятельности центрального банка
| 8
| 8
| -
| 6
| Тема 3 Цели, задачи, функции и операции центрального банка
| 8
| 8
|
| 8
| Тема 4 Организационное построение центрального банка
| 6
| 4
|
| 8
| Тема 5 Организация налично-денежного обращения
| 12
| 4
|
| 6
| Тема 6 Денежно-кредитная политика Центрального Банка: методы и инструменты проведения.
|
12
| 6
|
| 6
| Тема 7 Организация регулирования системы безналичных расчетов
| 16
| 4
|
| 8
| Тема 8 Политика резервных требований
| 12
| 4
|
| 8
| Тема 9 Процентная политика
| 12
| 4
|
| 10
| Тема 10 Рефинансирование кредитных организаций центральным банком.
| 12
| 6
|
| 10
| Тема 11 Операции Банка России на открытом рынке
| 12
| 6
|
| 8
| Тема 12 Депозитные операции Банка России
| 14
| 6
|
| 10
| Тема 13 Функции финансового агента Правительства
| 12
| 6
|
| 8
| Тема 14 Валютное регулирование и контроль
| 18
| 10
|
| 8
| Тема 15 Банковское регулирование и надзор
| 12
| 6
|
| 6
| Итого
| 172
| 86
|
| 116
| 4. Содержание курса
Большое значение для усвоения курса имеет самостоятельная работа студентов по следующим направлениям: проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы; написание рефератов и подготовка докладов; знакомство с информационными материалами в сети Интернет.
В ходе учебного процесса целесообразно проводить промежуточное тестирование по ключевым для усвоения материала темам. Тестирование должно обеспечивать выявление уровня подготовки студентов по соответствующим темам учебного плана.
По итогам изучения дисциплины сдается экзамен.
|