Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГБОУ ВПО МГПУ)
Институт естественных наук
Кафедра химии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия»
Программа подготовки специалиста Институт естественных наук
Курс 5, семестр 9
Москва-2012 Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГБОУ ВПО МГПУ)
Институт естественных наук
Кафедра химии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методика изучения общей химии в старшей школе Часть I. Программа учебной дисциплины Основная образовательная программа ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия»
Программа подготовки специалиста Институт естественных наук
Курс 5, семестр 9
Москва-2012
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23.05.2012 г. Составитель:
Старший преподаватель Ковалева Наталья Анатольевна Заведующий кафедрой:
кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Пояснительная записка Программа курса «Методика изучения общей химии в старшей школе» соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 2005 г, общее количество часов на дисциплину — 100 часов. Цель и задачи дисциплины
Целью учебной дисциплины «Методика изучения общей химии в старшей школе» является: развитие системы педагогических, дидактических, методических и предметных знаний, профессиональных умений и навыков, освоение которых будет компетентности специалиста в области преподавания школьного курса химии на старшей ступени обучения в классах с базовым и профильным изучением предмета.
Задачи дисциплины:
раскрытие теоретических и прикладных вопросов методики обучения общей химии
ориентация на целевое овладение современными методами, средствами и формами организации процесса обучения по общей химии, с учетом вариативности предметного содержания, психолого – педагогических особенностей обучаемых, индивидуализации усвоения знаний и развития познавательных интересов.
расширение и углубление сферы компетентности студента магистратуры в области научно-теоретических основ химии в контексте восприятия и осмысления предметного содержания в соответствии с разным уровнем химического образования, получаемого учащимися на старшей школе;
приобретение практических умений и навыков для обоснованного отбора учебного материала по предмету, а также построения логики преподавания химии, исходя из потребностей и возможностей учащийся выпускных классов с базовым и профильным изучением предмета;
Место дисциплины в основной образовательной программе и межпредметные связи
Дисциплина базируется на знаниях, приобретённых студентами при изучении дисциплин: общая и неорганическая химия, теория и методика обучения химии. Знания, полученные студентами по данной дисциплине, будут использованы ими при изучении дисциплин специализации, при выполнении дипломных работ. Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся
Студент, приступающий к изучению дисциплины, должен иметь не ниже оценки «удовлетворительно» по предметам: общая и неорганическая химия, теория и методика обучения химии. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина
Дисциплина ориентирует на профессиональную деятельность учителя химии, готового не только преподносить своим ученикам теоретические основы предмета, но и освещать его прикладные аспекты; способного развить познавательные интересы и творческие способности всех своих учеников, учитывая потребности и особенности каждого из них. Требования к уровню освоения дисциплины
В процессе решения учебных задач данного курса студенты должны:
- ознакомиться с теоретическими основами обучения общей химии в старшей школе, целями и задачами, требованиями к результатам обучения, предусмотренными Стандартом школьного химического образования (профильный уровень),
- ознакомиться с особенностями изучения важнейших тем курса общей химии на профильном уровне,
- овладеть организационными формами и методами преподавания предмета общая химия, практическими приемами, необходимыми для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе, способствующих обучению старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования Содержание дисциплины
Введение
Место учебной дисциплины «общая химия» в старшей школе.
Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие преподавание общей химии.
Федеральный государственный образовательный стандарт, программы по общей химии и учебно-методические комплекты. Особенности содержания современных учебников химии. Новая концепция химического образования и новые учебники.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Теоретические основы обучения
Особенности организации работы учащихся на уроках по общей химии в старшей школе.
Элективные ориентационные курсы как средства профильной ориентации. Виды курсов по выбору.
Методика формирования химических знаний
Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.
Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.
Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Классификация и номенклатура неорганических веществ.
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.
Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии. Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов.
Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Использование химического эксперимента по общей химии в старшей школе.
Химический эксперимент как метод научного познания.
Химический эксперимент - средство привития навыков получения и распознавания различных веществ.
Способы включения химического эксперимента в содержание урока.
Методика проведения химического эксперимента.
Место и роль расчетных задач по общей химии в старшей школе.
Виды расчетных задач. Методика решения расчетных задач. Рекомендуемая литература
Основная
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 32 с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 266 с.
Чернобельская Г.М. методика обучения химии в средней школе.: Учеб. Для студ. высш. учебных заведений. – М.:Владос, 2000 – 336 с.
Общая методика обучения химии. – М.: Дрофа, 2007. (Под ред. Р.Г.Ивановой)
Дополнительная
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе – М.: Изд-во МГУ, 2000
Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов // Химия в школе. – 2006. - №4. – с.2-4
Список интернет-ресурсов
http://www.mioo.ru
http://1stseptember.ru
http://www.eidos.ru
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГБОУ ВПО МГПУ)
Институт естественных наук
Кафедра химии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методика изучения общей химии в старшей школе Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
Основная образовательная программа ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия»
Программа подготовки специалиста Институт естественных наук
Курс 5, семестр 9
Форма обучения: очная Лекции: 38 ч
Практические занятия: 16 ч
Самостоятельная работа: 46 ч
Зачет: 9 семестр
Всего: 100 ч
Москва-2013
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры химии протокол №1 от 26.08.2013 г. Составитель:
Старший преподаватель Холина Наталья Анатольевна Заведующий кафедрой:
кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Виды учебной работы Вид учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость дисциплины
| 100
| Аудиторные занятия
| 54
| Лекции
| 38
| Практические занятия
| 16
| Семинары
| -
| Лабораторные работы и/или другие виды аудиторных занятий
| -
| Самостоятельная работа
| 46
| Курсовой проект (работа)
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
| -
| Вид итогового контроля
| Зачет
|
Тематический план курса
Тема
| Рекомендуемая литература
| Лекции (час)
| Семина-ры
(час)
| Введение
| 1,2
| 2
|
| Нормативные документы.
| 1,2
| 2
|
| Учебно-методический комплект. Особенности программ по общей химии.
| 1,2,5
| 2
| 2
| Организация работы учащихся по общей химии.
| 1-4
| 2
|
| .Элективные курсы по химии: особенности, виды, содержание
| 1-4,6
| 2
| 2
| . Особенности изучения курса «Общая химии» в старшей школе
| 1-4
| 2
|
| . Изучение темы «Строение атома»
| 1-4
| 2
| 2
| Периодический закон Д. И. Менделеева и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
| 1-4
| 2
|
| Строение вещества. Химическая связь
| 1-4
| 2
| 2
| Растворы. Способы выражения концентрации растворов
| 1-4
| 2
|
| Химические реакции и их классификация. Скорость реакции.
| 1-4
| 2
|
| Электролитическая диссоциация. Гидролиз
| 1-4
| 2
| 2
| Окислительно-восстановительные реакции.
| 1-4
| 2
|
| Общие принципы химической технологии
| 1-4
| 2
|
| Химическое загрязнение окружающей среды
| 1-4
| 2
|
| Источники химической информации
| 7-9
| 2
| 2
| Химический эксперимент по общей химии
| 1-4
| 4
| 2
| .Расчетные задачи по общей химии
| 1-4
| 2
| 2
| Итого часов:
|
| 38
| 16
|
Форма итогового контроля – зачет. Требования и примерные вопросы к зачету Образцы заданий и вопросов, используемых на контрольных работах и зачете
Место изучения вопросов общей химии.
Требования к уровню подготовки выпускников по вопросам общей химии.
Особенности изучения вопросов общей химии на старшей ступени обучения.
Государственный стандарт среднего (полного) общего образования по химии – базовый и профильный уровень
Учебно-методические комплекты по общей химии
Особенности программ учебного курса химии по общей уровня
. Современные способы изложения материала.
Организация познавательной деятельности на уроках химии
Формы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся
Использование элективных курсов для удовлетворения познавательных интересов учащихся. Виды элективных курсов
Методика формирования знаний о периодическом законе Д.И. Менделеева, строении атомов и строении вещества
Особенности изучения раздела «Химические реакции» .
Обзоры по свойствам химических элементов групп, подгрупп и периодов периодической системы элементов.
Формирование научного мировоззрения и методологических знаний на уроках химии
Роль расчетных по общей химии
Роль химического эксперимента при формировании теоретических и фактологических знаний
Элементы экологического воспитания при изучении раздела «Химия в жизни общества»
Единый государственный экзамен и подготовка к нему учащихся
Рекомендуемая литература
Основная
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 32 с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 266 с.
Чернобельская Г.М. методика обучения химии в средней школе.: Учеб. Для студ. высш. учебных заведений. – М.:Владос, 2000 – 336 с.
Общая методика обучения химии. – М.: Дрофа, 2007. (Под ред. Р.Г.Ивановой)
Дополнительная
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе – М.: Изд-во МГУ, 2000
Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов // Химия в школе. – 2006. - №4. – с.2-4
Список интернет-ресурсов
http://www.mioo.ru
http://1stseptember.ru
http://www.eidos.ru
|