Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия»





Скачать 139.94 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия»
Дата публикации24.01.2015
Размер139.94 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)


Институт естественных наук

Кафедра химии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методика изучения общей химии в старшей школе
Основная образовательная программа
ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста
Институт естественных наук

Курс 5, семестр 9


Москва-2012
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)


Институт естественных наук

Кафедра химии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методика изучения общей химии в старшей школе
Часть I. Программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа
ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста
Институт естественных наук

Курс 5, семестр 9

Москва-2012

Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23.05.2012 г.
Составитель:

Старший преподаватель Ковалева Наталья Анатольевна
Заведующий кафедрой:

кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Дмитрий Михайлович


Пояснительная записка
Программа курса «Методика изучения общей химии в старшей школе» соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 2005 г, общее количество часов на дисциплину — 100 часов.
Цель и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины «Методика изучения общей химии в старшей школе» является: развитие системы педагогических, дидактических, методических и предметных знаний, профессиональных умений и навыков, освоение которых будет компетентности специалиста в области преподавания школьного курса химии на старшей ступени обучения в классах с базовым и профильным изучением предмета.

Задачи дисциплины:

  • ­ раскрытие теоретических и прикладных вопросов методики обучения общей химии

  • ориентация на целевое овладение современными методами, средствами и формами организации процесса обучения по общей химии, с учетом вариативности предметного содержания, психолого – педагогических особенностей обучаемых, индивидуализации усвоения знаний и развития познавательных интересов.

  • расширение и углубление сферы компетентности студента магистратуры в области научно-теоретических основ химии в контексте восприятия и осмысления предметного содержания в соответствии с разным уровнем химического образования, получаемого учащимися на старшей школе;

  • приобретение практических умений и навыков для обоснованного отбора учебного материала по предмету, а также построения логики преподавания химии, исходя из потребностей и возможностей учащийся выпускных классов с базовым и профильным изучением предмета;

Место дисциплины в основной образовательной программе и межпредметные связи

Дисциплина базируется на знаниях, приобретённых студентами при изучении дисциплин: общая и неорганическая химия, теория и методика обучения химии. Знания, полученные студентами по данной дисциплине, будут использованы ими при изучении дисциплин специализации, при выполнении дипломных работ.
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся

Студент, приступающий к изучению дисциплины, должен иметь не ниже оценки «удовлетворительно» по предметам: общая и неорганическая химия, теория и методика обучения химии.
Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина

Дисциплина ориентирует на профессиональную деятельность учителя химии, готового не только преподносить своим ученикам теоретические основы предмета, но и освещать его прикладные аспекты; способного развить познавательные интересы и творческие способности всех своих учеников, учитывая потребности и особенности каждого из них.
Требования к уровню освоения дисциплины

В процессе решения учебных задач данного курса студенты должны:

- ознакомиться с теоретическими основами обучения общей химии в старшей школе, целями и задачами, требованиями к результатам обучения, предусмотренными Стандартом школьного химического образования (профильный уровень),

- ознакомиться с особенностями изучения важнейших тем курса общей химии на профильном уровне,

- овладеть организационными формами и методами преподавания предмета общая химия, практическими приемами, необходимыми для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе, способствующих обучению старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования
Содержание дисциплины


  1. Введение

Место учебной дисциплины «общая химия» в старшей школе.

  1. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие преподавание общей химии.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт, программы по общей химии и учебно-методические комплекты. Особенности содержания современных учебников химии. Новая концепция химического образования и новые учебники.

Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

  1. Теоретические основы обучения

Особенности организации работы учащихся на уроках по общей химии в старшей школе.

Элективные ориентационные курсы как средства профильной ориентации. Виды курсов по выбору.

  1. Методика формирования химических знаний

Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.

Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.

Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.

Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии. Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов.

Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

  1. Использование химического эксперимента по общей химии в старшей школе.

Химический эксперимент как метод научного познания.

Химический эксперимент - средство привития навыков получения и распознавания различных веществ.

Способы включения химического эксперимента в содержание урока.

Методика проведения химического эксперимента.

  1. Место и роль расчетных задач по общей химии в старшей школе.

Виды расчетных задач. Методика решения расчетных задач.
Рекомендуемая литература

Основная


  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 32 с.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 266 с.

  3. Чернобельская Г.М. методика обучения химии в средней школе.: Учеб. Для студ. высш. учебных заведений. – М.:Владос, 2000 – 336 с.

  4. Общая методика обучения химии. – М.: Дрофа, 2007. (Под ред. Р.Г.Ивановой)


Дополнительная

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе – М.: Изд-во МГУ, 2000

  2. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов // Химия в школе. – 2006. - №4. – с.2-4


Список интернет-ресурсов

  1. http://www.mioo.ru

  2. http://1stseptember.ru

  3. http://www.eidos.ru



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГБОУ ВПО МГПУ)


Институт естественных наук

Кафедра химии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методика изучения общей химии в старшей школе
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

Основная образовательная программа
ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия»

Программа подготовки специалиста
Институт естественных наук

Курс 5, семестр 9

Форма обучения: очная
Лекции: 38 ч

Практические занятия: 16 ч

Самостоятельная работа: 46 ч

Зачет: 9 семестр

Всего: 100 ч

Москва-2013

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры химии протокол №1 от 26.08.2013 г.
Составитель:

Старший преподаватель Холина Наталья Анатольевна
Заведующий кафедрой:

кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Дмитрий Михайлович


Виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

100

Аудиторные занятия

54

Лекции

38

Практические занятия

16

Семинары

-

Лабораторные работы и/или другие виды аудиторных занятий

-

Самостоятельная работа

46

Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат и/или другие виды самостоятельной работы

-

Вид итогового контроля

Зачет


Тематический план курса


Тема

Рекомендуемая литература

Лекции (час)

Семина-ры

(час)

  1. Введение

1,2

2




  1. Нормативные документы.

1,2

2




  1. Учебно-методический комплект. Особенности программ по общей химии.

1,2,5

2

2

  1. Организация работы учащихся по общей химии.

1-4

2




  1. .Элективные курсы по химии: особенности, виды, содержание

1-4,6

2

2

  1. . Особенности изучения курса «Общая химии» в старшей школе

1-4

2




  1. . Изучение темы «Строение атома»

1-4

2

2

  1. Периодический закон Д. И. Менделеева и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1-4

2




  1. Строение вещества. Химическая связь

1-4

2

2

  1. Растворы. Способы выражения концентрации растворов

1-4

2




  1. Химические реакции и их классификация. Скорость реакции.

1-4

2




  1. Электролитическая диссоциация. Гидролиз

1-4

2

2

  1. Окислительно-восстановительные реакции.

1-4

2




  1. Общие принципы химической технологии

1-4

2




  1. Химическое загрязнение окружающей среды

1-4

2




  1. Источники химической информации

7-9

2

2

  1. Химический эксперимент по общей химии

1-4

4

2

  1. .Расчетные задачи по общей химии

1-4

2

2

Итого часов:




38

16


Форма итогового контроля – зачет.
Требования и примерные вопросы к зачету
Образцы заданий и вопросов,
используемых на контрольных работах и зачете


  1. Место изучения вопросов общей химии.

  2. Требования к уровню подготовки выпускников по вопросам общей химии.

  3. Особенности изучения вопросов общей химии на старшей ступени обучения.

  4. Государственный стандарт среднего (полного) общего образования по химии – базовый и профильный уровень

  5. Учебно-методические комплекты по общей химии

  6. Особенности программ учебного курса химии по общей уровня

  7. . Современные способы изложения материала.

  8. Организация познавательной деятельности на уроках химии

  9. Формы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

  10. Использование элективных курсов для удовлетворения познавательных интересов учащихся. Виды элективных курсов

  11. Методика формирования знаний о периодическом законе Д.И. Менделеева, строении атомов и строении вещества

  12. Особенности изучения раздела «Химические реакции» .

  13. Обзоры по свойствам химических элементов групп, подгрупп и периодов периодической системы элементов.

  14. Формирование научного мировоззрения и методологических знаний на уроках химии

  15. Роль расчетных по общей химии

  16. Роль химического эксперимента при формировании теоретических и фактологических знаний

  17. Элементы экологического воспитания при изучении раздела «Химия в жизни общества»

  18. Единый государственный экзамен и подготовка к нему учащихся


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 32 с.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2004, 266 с.

  3. Чернобельская Г.М. методика обучения химии в средней школе.: Учеб. Для студ. высш. учебных заведений. – М.:Владос, 2000 – 336 с.

  4. Общая методика обучения химии. – М.: Дрофа, 2007. (Под ред. Р.Г.Ивановой)

Дополнительная

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе – М.: Изд-во МГУ, 2000

  2. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов // Химия в школе. – 2006. - №4. – с.2-4


Список интернет-ресурсов

  1. http://www.mioo.ru

  2. http://1stseptember.ru

  3. http://www.eidos.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения...
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры органической химии Протокол №9 от 23. 05. 2012 г
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины симметрия в химии...
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология...
Целью курса является формирование полного, системного, научного представления об истории становления и развития химии, как науки
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины современные средства...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии протокол №5 от 23. 01. 2009 г
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины прикладная химия...
Целью курса является приобретение студентами знаний по общим принципам и теоретическим основам химической технологии и о ее влиянии...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины аналитическая химия...
Целью курса является приобретение студентами знаний по теоретическим основам методов качественного и количественного анализа веществ,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине специальность 032300....
Аналитическая химия : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 032300. 00 (050101) – Химия с дополнительной специальностью...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconПрограмма ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» Программа...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры органической химии (протокол №2 от 25. 10. 2006 г)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconПрограмма ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» Программа...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры органической химии, номер протокола заседания кафедры №4 от 24. 11. 2008 г
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии...
Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения общей химии в старшей школе Основная образовательная программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание...
«Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск