Скачать 185.04 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО МГПУ) Институт естественных наук Кафедра химии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методика изучения органической химии в старшей школе Основная образовательная программа ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия» Программа подготовки специалиста Институт естественных наук Курс 5, семестр 10 Москва-2012 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО МГПУ) Институт естественных наук Кафедра химии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методика изучения органической химии в старшей школе Часть I. Программа учебной дисциплины Основная образовательная программа ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия» Программа подготовки специалиста Институт естественных наук Курс 5, семестр 10 Москва-2012 Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры органической химии Протокол №9 от 23.05.2012 г. Составитель: Старший преподаватель Виноградская Екатерина Сергеевна Заведующий кафедрой: Кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Дмитрий Михайлович Пояснительная записка Программа курса «Методика изучения органической химии в старшей школе» соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 2005 г, общее количество часов на дисциплину — 60 часов. В условиях профилизации старшей ступени образования, современный учитель должен уметь преподавать химию на различных уровнях, в классах с разной направленностью, в том числе в классах химико-биологического, физико-химического, физико-математического профилей, которые предполагают более глубокое и всестороннее проникновение в суть изучаемых явлений. Цель и задачи дисциплины Цель: формирование педагога-профессионала, способного спланировать, организовать и практически осуществить учебно-воспитательный процесс на уроках химии на старшей ступени школьного образования в рамках профильного обучения с учетом требований Государственного стандарта школьного химического образования профильного уровня. Задачи курса: - сформировать знания об особенностях изучения органической химии на профильном уровне; - развить умение конструировать образовательный процесс в рамках углубленного изучения органической химии; - способствовать развитию прогностических, исследовательских, организаторских, коммуникативных умений, лежащих в основе деятельности педагога. Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); - практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); - завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. Место дисциплины в основной образовательной программе и межпредметные связи Учебная дисциплина «Методика углубленного изучения органической химии» изучается в блоке дисциплин специализации на 5 (10-й семестр) курсе обучения. Базовыми дисциплинами для её освоения являются: «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», «Теория и методика обучения химии». Изучение данной дисциплины позволит совершенствовать знания о современных подходах к организации процесса обучения химии, подготовить учителей к работе в классах (группах) различных профилей с учетом современных тенденций в сфере образования . Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся Студент, приступающий к изучению дисциплины должен владеть основополагающими понятиями, теориями, законами и закономерностями общей, неорганической и органической химии, уверенно пользоваться химической терминологией и символикой, понимать место химии в современной научной картине мира, владеть основными методами научного познания. В области теории и методики преподавания химии студент должен уметь организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, используя различные технологии обучения, направленные на формирование и развитие ключевых компетенций. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина Дисциплина ориентирует на профессиональную деятельность учителя химии, способного организовать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, развить исследовательские и творческие способности своих учеников, учитывая потребности и особенности каждого из них. Требования к уровню освоения дисциплины В процессе решения учебных задач данного курса студенты должны: - ознакомиться с теоретическими основами обучения химии на профильном уровне, целями и задачами, требованиями к результатам обучения, предусмотренными Стандартом школьного химического образования (профильный уровень), - ознакомиться с особенностями изучения важнейших тем курса химии на профильном уровне, - овладеть организационными формами и методами преподавания предмета химия, практическими приемами, необходимыми для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе, способствующих обучению старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Формы семестрового контроля – зачет. Содержание дисциплины
Место учебной дисциплины «химия» в профильной школе. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Возможные направления профилизации и структуры профилей. Возможные формы организации профильного обучения.
Базисный учебный план профильной школы. изучение органической химии в свете стандартов второго поколения. Учебно-методические комплекты. Особенности содержания современных учебников химии. Новая концепция химического образования и новые учебники. Программы углубленного изучения химии и их особенности.
Особенности организации работы учащихся на уроках с углубленным изучением предмета. Содержание, формы и методы профильной ориентации. Элективные ориентационные курсы как средства профильной ориентации. Виды курсов по выбору. Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Современные цифровые ресурсы как средство обучения химии.
Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные классы углеводородов. Основные классы кислородсодержащих углеводородов. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, гетероциклические соединения, белки – как биополимеры, нуклеиновые кислоты. Раскрытие основных понятий химии высокомолекулярных соединений.
Способы включения химического эксперимента в содержание урока. Методика проведения химического эксперимента различных видов.
Виды расчетных задач. Методика решения расчетных задач.
Проведение промежуточного и итогового контроля знаний. Система оценивания знаний. Формы итоговой аттестации. ЕГЭ – новая форма аттестации. Особенности заданий. Подготовка к ЕГЭ средствами профильной школы. Литература Основная
Дополнительная
Интернет – ресурсы
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО МГПУ) Институт естественных наук Кафедра химии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методика изучения органической химии в старшей школе Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины Основная образовательная программа ООП 032300 (050101.65) по специальности «Химия» Программа подготовки специалиста Институт естественных наук Курс 5, семестр 10 Форма обучения: очная Лекции: 23 ч Практические занятия: 10 ч Самостоятельная работа: 27 ч Зачет: 10 семестр Всего: 60 ч Москва-2013 Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры химии протокол №1 от 26.08.2013 г. Составитель: Кандидат педагогических наук, доцент Беспалов Павел Иванович Заведующий кафедрой: Кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Дмитрий Михайлович Виды учебной работы
Тематический план курса
Тематический план лекций
Тематический план практических занятий
Форма итогового контроля – зачет. Требования и примерные вопросы к зачету Для получения зачета студент должен выполнить все контрольные точки на оценку, не ниже «удовлетворительно», сдать все домашние задания, посетить не менее 70% от всех занятий. Примерные вопросы к зачету
Образцы заданий и вопросов, используемых на контрольных работах и зачете Контрольная точка №1 (контрольный опрос, контрольная работа) Вопросы:
Письменные задания:
Контрольная точка №2 (контрольная работа)
Контрольная точка №3. Решение заданий по материалам ЕГЭ и объяснение алгоритма их решения. Литература Основная
Дополнительная
Интернет – ресурсы
|
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения... Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины симметрия в химии... Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... Целью курса является формирование полного, системного, научного представления об истории становления и развития химии, как науки | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины прикладная химия... Целью курса является приобретение студентами знаний по общим принципам и теоретическим основам химической технологии и о ее влиянии... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины аналитическая химия... Целью курса является приобретение студентами знаний по теоретическим основам методов качественного и количественного анализа веществ,... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины современные средства... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии протокол №5 от 23. 01. 2009 г | ||
Программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» Программа... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры органической химии (протокол №2 от 25. 10. 2006 г) | Программа ооп 032300 (050101. 65) по специальности «Химия» Программа... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры органической химии, номер протокола заседания кафедры №4 от 24. 11. 2008 г | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальность 032300.... Аналитическая химия : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 032300. 00 (050101) – Химия с дополнительной специальностью... | Институт химии Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | ||
Институт химии утверждаю Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата |