Скачать 386.88 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ СД.05, СД.Ф.5, СД.ДС.Ф.2 МикробиологияОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050102 Биология 050102.00 Биология с дополнительной специальностью (География) 050103.00 География с дополнительной специальностью (Биология) (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав. кафедрой__________________ Харламова М.Н. Раздел 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: Прохорова С.А., доцент кафедры биологии и химии; В.А. Крыштоп, ст. преподаватель кафедры биологии и химии 1.2 Рецензенты: Воскобойников Г.М., д.б.н., зав. лабораторией альгологии ММБИ КНЦ РАН; Харламова М.Н., к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии МГПУ 1.3 Пояснительная записка: Микробиология – одна из важнейших дисциплин предметной подготовки будущего учителя биологии. Она призвана сформировать у студентов представление о микромире с учетом классических и современных сведений в этой области биологии. Курс «Микробиология» имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку раскрывает не только закономерности существования древнейших форм жизни на Земле и роль микроорганизмов в современной биосфере, но и отражает их использование в хозяйственной деятельности человека. Основной целью курса является – дать представление о специфичности бактериальной клетки, способности ее существовать в экстремальных условиях среды, а также познакомить с основными методами микробиологических исследований. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - продемонстрировать на молекулярном и клеточном уровнях биохимическую общность процессов, протекающих в клетках прокариот и эукариот; - Показать морфологическое и функциональное многообразие бактерий и архей в сравнении с растениями, грибами и животными, а также сложность взаимоотношений между этими организмами; - дать представление о филогении прокариот. В результате изучения курса «Микробиология» студенты должны знать: особенности строения микроорганизмов, морфологию, ультраструктуру и макромолекулярную организацию клеток прокариот; особенности роста и культивирования микроорганизмов; своеобразие способов существования микроорганизмов; правила номенклатуры и идентификации микроорганизмов, их разнообразие и принципы классификации; особенности питания и метаболизма микроорганизмов; отношение микроорганизмов к факторам внешней среды (температуре, давлению, молекулярному кислороду и т.д.); участие микроорганизмов в биогеохимических процессах; особенности взаимодействия микроорганизмов с растениями и животными. Кроме того, студенты должны уметь владеть основными методами микробиологических исследований: микроскопией, техникой посева микроорганизмов и методами приготовления их препаратов для изучения, приготовление питательных сред, стерилизацией, выделением и культивированием микроорганизмов, определение численности микроорганизмов в почве, воздухе, воде и других жидкостях и выделение чистой культуры бактерий, а также идентификация микроорганизмов. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Вариант 1 для специальности 050102 Биология (ОФО) Вариант 2 для специальности 050103.00 География с дополнительной специальностью биология Курс «Микробиология» также предполагается изучить на 2 курсе ОЗО (Биология 020201) в 4 семестре. Содержание курса.
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. 1) Разделы лекций: -Введение в микробиологию. История развития. Предмет, задачи, ее место и роль в современной биологии. Микробиология, как раздел биологии. Исторические этапы развития микробиологии, как науки. Научный и практический вклад микробиологии в развитие современной биологии и отраслей народного хозяйства. Перспективы развития микробиологии. - Классификация микроорганизмов. Номенклатура микроорганизмов; основные принципы и положения, используемые в классификация бактерий. Иерархия и основная единица принятые в таксономии микроорганизмов. - Морфология и клеточное строение микроорганизмов. Морфологическое разнообразие бактерий. Подразделение микроорганизмов на четыре основные группы по форме клеток. Жгутики: их строение, расположение и значение для бактерий. Клеточное строение микроорганизмов: поверхностные и внутренние структуры. - Размножение бактерий. Спорообразование. Рост и культивирование. Питание. Особенности и способы размножения бактерий. Спорообразование, как сложный процесс дифференцировки бактериальной клетки; значение спорообразования в жизнедеятельности микроорганизмов. Основные условия и факторы роста бактерий. Основные методы культивирования микроорганизмов на различных средах. Цикл развития бактерий. Питание микроорганизмов: особенности, принципы положенные в подразделение бактерий на группы, механизмы поступления питательных веществ в клетку и вывода метаболитов из клетки бактерий. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 анатомия и морфология... Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав отделом морских млекопитающих и птиц ммби кнц... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины нормативно-правовое обеспечение... Константинова Наталья Ивановна, к п н., доцент, директор филиала чоу впо биэпп в г. Мурманске | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 26 Тепличное растениеводство... Чтобы продлить жизнь растениям в зимнее время, сохранить декоративные растения тропиков и субтропиков, первые теплицы появились в... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология... Рецензенты: Макаров М. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова |