Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса





Скачать 55.07 Kb.
НазваниеГендерный подход в обучении химии студентов первого курса
Дата публикации12.12.2014
Размер55.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Гендерный подход в обучении химии

студентов первого курса
Плотников Ю.В.
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Актуальность исследования определяется необходимостью научных разработок, приближающих процесс обучения к потребностям отдельной личности, ее неповторимости, скрытым потенциалам.

Объектом исследования являлся процесс обучения химии.

Предметом исследования - гендерный подход в обучении студентов первого курса.

Исследования проводились с целью выявления эффективности гендерного подхода в обучении химии на современном этапе.

Гендер (от греч genos – род) выступает сложным личностным образованием, определяющий ментальные, эмоциональные и поведенческие характеристики субъектов, предпочитаемые социокультурные роли, предписываемый статус личности, а так же половую идентичность как продукт социализации и воспитания [1].

В истории педагогики данная проблема рассматривается впервые в трудах гуманистов эпохи Возрождения [2].

Я.А. Коменский заложил основы педагогики нового времени. Он выдвинул идею «учить всех всему» [3].

Ж.Ж. Руссо является основоположником теории естественного свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. В отношении девочек он придерживался традиционной точки зрения, считая, что главная функция женщины – быть женой и матерью, ей не нужно давать широкое образование, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать вести домашнее хозяйство. Все воспитание женщин должно исходить из взаимоотношений с мужчинами [4].

Джон Локк английский философ считал, что система воспитания должна быть сориентирована на детей знати, а именно на джентльмена – делового, сообразительного мужчины, воспитания которого осуществляется в домашних условиях под надзором специально подготовленного воспитателя. Что по воспитанию леди, он делал акцент на овладение светскими талантами – танцами, пением, искусством.

Клод Гельвеций делал ударение на равноправии женщин и мужнин в получении образования [5, 6].

Ян Коменский стоял на позиции раздельного обучения, однако не находил «оснований», чтобы целиком отстранить слабую стать от научных занятий [3].

Иоган Генрих Песталоцци выступал с критикой педагогических подходов к воспитанию детей разного пола. Стоял на позициях общего обучения.

Григорий Ващенко подчеркивал, что при воспитании ребят важно опираться на национальные традиции, воспитывать добродетели: у юношей - моральную добродетель и сдержанность, у девушек – любовь к детям, сердечность.

У Антона Макаренко основная пометка полового воспитания – формирования гармоничных отношений между женщинами и мужчинами в семье [7].

Василий Сухомлинский подчеркивал необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения [8, 9].

Различные аспекты гендерного подхода в образовании освещены в работах отечественных ученых Л.А. Булатовой, И.В. Костиковой, А.А. Митрофановой, Л.В. Штылевой и др. [10].

Современная система обучения базируется на гуманистическом подходе, который предлагает учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Задача педагога учитывать интересы своих учащихся, а также стратегии изучения предметного материала, в частности неорганической химии, принимая во внимание гендерную идентичность [11-13].

Психологи и педагоги, в частности Бендас Татьяна Владимировна и Каргапольцева Наталья Александровна, ученые Оренбургского государственного университета, полагают, что обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу информации девочками и мальчиками.

В опытно – экспериментальной работе учитывались типы восприятия информации (левополушарные / правополушарные) студентов (таблица 1).
Таблица 1 - Преимущество правого и левого полушария в специфических операциях по переработке информации


 левое полушарие

правое полушарие

индуктивная обработка;

восприятие абстрактных признаков;

последовательная обработка;

аналитическое восприятие

дедуктивная обработка;

восприятие конкретных признаков;

параллельная обработка;

целостное восприятие


Для мальчиков предлагались задания по дедуктивной (от общего к частному) параллельной обработке, целостному восприятию конкретных признаков, а девочкам задания по индуктивной (от частного общего) последовательной обработке, аналитическому восприятию абстрактных признаков.

Так при работе над новым материалом мальчики были сориентированы на работу с книгой, а для девочек объяснение новой темы. При решении задач девочкам предлагалось решение по алгоритму, а мальчики решали задачи более сложного уровня. Наибольший интерес представляли лабораторные работы, в которых мальчикам представлялась возможность собрать установку и пронаблюдать за химической реакцией, снять показания, т.е. фактически провести химический эксперимент, а девочкам произвести расчеты. Метод для девочек наглядный, а для мальчиков практический.

Таким образом, на основе гендерного подхода процесс обучения решает проблему эффективности обучения мальчиков и девочек.

Теоретические исследования и обобщение опыта гендерного образования показали, что реализация гендерного подхода к обучению студентов способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости. Также раздельное и гендерное образование благоприятно влияет на состояние физического и психического здоровья учащихся.

Гендерный подход в обучении позволил выявить скрытые потенциалы заложенные в личности учащегося через «различение», а не «универсализацию» в системе обучения, сохранение, а не субординирование гендерных различий.
Список литературы


  1. Клецина, Л. В. Тендерный подход в образовании : учебное пособие / Л. В. Клецина. - СПб. : Издат. РГГУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.

  2. Латышина, Д. И. История педагогики: история образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина. - М. : Гардарики, 2003. - 603 с.

  3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения. Т.1. Великая  дидактика / Я. А. Каменский. - М. : Педагогика, 1982. - С. 257.

  4. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М., 1992. - 345 с.

  5. Лернер, И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер. – М. : Педагогика. - 1996. - №2.

  6. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций /Б. Т. Лихачев. - М., 1992.- 345 с.

  7. Педагогика новый курс: в 2-х кн. Кн. 2. Учебник для вузов / Под ред. И.П. Подласого. - М., 2004. - 234 с.

  8. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. – 558 с.

  9. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М. : Молодая гвардия, 1971. - 338 с.

  10. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М . : Педагогическое общество России, 1998. - 314 с.

  11. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 364 с.

  12. Жеребкина, И. А. О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога / И. А. Жеребкина / / Высшее образование в России. - 2001. - № 2. - С. 46-65.

  13. Саранцев,  Г. И. Методы обучения как категория методикипреподавания / Г. И. Саранцев / /Педагогика. - 1998. - №1.- С. 30-37.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconГендерный подход в воспитании и обучении детей
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconМкоу «Верх – Пайвинская сош» Гендерный подход в обучении и воспитании
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconМетапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет»
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconСистемно деятельностный подход в обучении математики
«учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconАнализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная...
Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconРабочая программа «Латинский язык» предназначена для студентов первого...
...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса icon«использование информационных технологий в обучении аудированию»
Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconРабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана...
...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Профессионально-ориентированный подход в обучении студентов иностранному языку специальностей (статья)
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconРабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов...
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconМетодические указания и контрольные задания для студентов первого...
Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconГендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Активизация словаря: одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда для девочек: платье, бант, туфли
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconПрограмма дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconТесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]...
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса iconНазвание курса
Основной курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск