Скачать 55.07 Kb.
|
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса Плотников Ю.В. ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» Актуальность исследования определяется необходимостью научных разработок, приближающих процесс обучения к потребностям отдельной личности, ее неповторимости, скрытым потенциалам. Объектом исследования являлся процесс обучения химии. Предметом исследования - гендерный подход в обучении студентов первого курса. Исследования проводились с целью выявления эффективности гендерного подхода в обучении химии на современном этапе. Гендер (от греч genos – род) выступает сложным личностным образованием, определяющий ментальные, эмоциональные и поведенческие характеристики субъектов, предпочитаемые социокультурные роли, предписываемый статус личности, а так же половую идентичность как продукт социализации и воспитания [1]. В истории педагогики данная проблема рассматривается впервые в трудах гуманистов эпохи Возрождения [2]. Я.А. Коменский заложил основы педагогики нового времени. Он выдвинул идею «учить всех всему» [3]. Ж.Ж. Руссо является основоположником теории естественного свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. В отношении девочек он придерживался традиционной точки зрения, считая, что главная функция женщины – быть женой и матерью, ей не нужно давать широкое образование, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать вести домашнее хозяйство. Все воспитание женщин должно исходить из взаимоотношений с мужчинами [4]. Джон Локк английский философ считал, что система воспитания должна быть сориентирована на детей знати, а именно на джентльмена – делового, сообразительного мужчины, воспитания которого осуществляется в домашних условиях под надзором специально подготовленного воспитателя. Что по воспитанию леди, он делал акцент на овладение светскими талантами – танцами, пением, искусством. Клод Гельвеций делал ударение на равноправии женщин и мужнин в получении образования [5, 6]. Ян Коменский стоял на позиции раздельного обучения, однако не находил «оснований», чтобы целиком отстранить слабую стать от научных занятий [3]. Иоган Генрих Песталоцци выступал с критикой педагогических подходов к воспитанию детей разного пола. Стоял на позициях общего обучения. Григорий Ващенко подчеркивал, что при воспитании ребят важно опираться на национальные традиции, воспитывать добродетели: у юношей - моральную добродетель и сдержанность, у девушек – любовь к детям, сердечность. У Антона Макаренко основная пометка полового воспитания – формирования гармоничных отношений между женщинами и мужчинами в семье [7]. Василий Сухомлинский подчеркивал необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения [8, 9]. Различные аспекты гендерного подхода в образовании освещены в работах отечественных ученых Л.А. Булатовой, И.В. Костиковой, А.А. Митрофановой, Л.В. Штылевой и др. [10]. Современная система обучения базируется на гуманистическом подходе, который предлагает учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Задача педагога учитывать интересы своих учащихся, а также стратегии изучения предметного материала, в частности неорганической химии, принимая во внимание гендерную идентичность [11-13]. Психологи и педагоги, в частности Бендас Татьяна Владимировна и Каргапольцева Наталья Александровна, ученые Оренбургского государственного университета, полагают, что обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу информации девочками и мальчиками. В опытно – экспериментальной работе учитывались типы восприятия информации (левополушарные / правополушарные) студентов (таблица 1). Таблица 1 - Преимущество правого и левого полушария в специфических операциях по переработке информации
Для мальчиков предлагались задания по дедуктивной (от общего к частному) параллельной обработке, целостному восприятию конкретных признаков, а девочкам задания по индуктивной (от частного общего) последовательной обработке, аналитическому восприятию абстрактных признаков. Так при работе над новым материалом мальчики были сориентированы на работу с книгой, а для девочек объяснение новой темы. При решении задач девочкам предлагалось решение по алгоритму, а мальчики решали задачи более сложного уровня. Наибольший интерес представляли лабораторные работы, в которых мальчикам представлялась возможность собрать установку и пронаблюдать за химической реакцией, снять показания, т.е. фактически провести химический эксперимент, а девочкам произвести расчеты. Метод для девочек наглядный, а для мальчиков практический. Таким образом, на основе гендерного подхода процесс обучения решает проблему эффективности обучения мальчиков и девочек. Теоретические исследования и обобщение опыта гендерного образования показали, что реализация гендерного подхода к обучению студентов способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости. Также раздельное и гендерное образование благоприятно влияет на состояние физического и психического здоровья учащихся. Гендерный подход в обучении позволил выявить скрытые потенциалы заложенные в личности учащегося через «различение», а не «универсализацию» в системе обучения, сохранение, а не субординирование гендерных различий. Список литературы
|
Гендерный подход в воспитании и обучении детей Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | Мкоу «Верх – Пайвинская сош» Гендерный подход в обучении и воспитании Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | ||
Метапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет» Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | Системно деятельностный подход в обучении математики «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,... | ||
Анализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная... Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической... | Рабочая программа «Латинский язык» предназначена для студентов первого... ... | ||
«использование информационных технологий в обучении аудированию» Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию... | Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Профессионально-ориентированный подход в обучении студентов иностранному языку специальностей (статья) | Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов... Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов первого... Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого | Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Активизация словаря: одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда для девочек: платье, бант, туфли | ||
Программа дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Тесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]... Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы... | ||
«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | Название курса Основной курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики... |