Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение»





Скачать 266.78 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение»
страница1/3
Дата публикации24.01.2015
Размер266.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Институт химии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

работе

профессор Е.Г.Елина

__________________________

«____»_______________2011 г.


Рабочая программа дисциплины

«Вода и ее антропологическое значение»

Направление подготовки

020100 Химия


Профиль подготовки

Химия окружающей среды,

химическая экспертиза и экологическая безопасность

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная


Саратов

2011год


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» являются приобретение знаний о химическом составе гидросферы, факторах формирования состава вод гидросферы, проблемах загрязнения природных вод; методах оценки состояния химических веществ в природных водах; приобретение навыков химико-экологических исследований природных вод; развитие химического и экологического мышления студентов в области экологии и природопользования.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Вода и ее антропологическое значение» является вариативной дисциплиной математического и естественнонаучного цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Химия» (бакалавриат) профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность».

Дисциплина базируется на теоретических знаниях и практическом опыте, полученных студентами при изучении химических дисциплин, предшествующих изучению данной дисциплины – «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия».

Для освоения данной дисциплины студенты должны:

- знать: строение и свойства воды как универсального растворителя, основные положения современной теории строения атома, теории химической связи, кинетики химических реакций и химического равновесия; кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства химических соединений;

- уметь: записывать различные уравнения химических реакций; рассчитывать величины стандартных восстановительных потенциалов для конкретных условий; определять возможные направления протекания химических взаимодействий;

- владеть: методами расчета ПР труднорастворимых соединений; расчета растворимости из значений ПР; расчета констант равновесия различных химических процессов.

Изучение дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» способствует профессиональному становлению, расширению кругозора, формированию научного мировоззрения, пониманию антропогенных изменений в гидросфере и обоснованию методов ее сохранения и улучшения; позволяет получить обучающемуся углубленные знания по прогнозированию изменений гидросферы в будущем и разработке мероприятий, направленных на сохранение и улучшение среды обитания людей.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Вода и ее антропологическое значение»

В совокупности с другими дисциплинами цикла обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

- способность применять основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-6);

- владеть основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2);

-способность применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3).

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

Знать: значение воды в природе и жизни человека; водные ресурсы Земли и Саратовской области; антропогенные изменения гидросферы и здоровье человека.

Уметь: проводить классификацию природных вод; рассчитывать количественные характеристики процессов превращения химических веществ, происходящих в природных водах; оценивать факторы, влияющие на процесс миграции химических элементов; оценивать санитарные условия спуска сточных вод и основные источники загрязнения воды.

Владеть: современными методами оценки физических и химических показателей качества воды и современными способами ее очистки.


  1. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек

Прак.

раб.

С/р

Всего

1

Введение. Водные ресурсы земли.

7

1

2

4

4

3

11

отчет о выполнении письменных дом.заданий,

практ.работ, рефератов

2

Свойства воды и состав природных вод.

7

3

4

5

6

6

6

18

отчет о выполнении письменных дом.заданий,

практ.работ, рефератов

3

Основные процессы формирования химического состава природных вод.

7

6

7

8

9

8

8

7

23

отчет о выполнении письменных дом.заданий,

практ.работ, рефератов

4

Окислительно-восстановительные процессы в гидросфере.

7

10

11

12

6

6

7

19

отчет о выполнении письменных дом.заданий,

практ.работ, рефератов

5

Загрязнение и очистка природных вод.

7

13

14

15

6

6

6

18

отчет о выполнении письменных дом.заданий,

практ.работ, рефератов

6

Питьевая вода

Качество воды-качество жизни.


7

16

17

18

6

6

7

19

отчет о выполнении письменных дом.заданий,

практ.работ, рефератов,

итоговое тестирование

7

Промежуточная аттестация



















зачет

Итого




7

18

36

36

36

108





Введение. Значение воды в природе и жизни человека. Водные ресурсы Земли. Проблемы недостатка пресной воды.

Свойства воды и состав природных вод. Изотопные разновидности атомов водорода, кислорода, и молекул воды. Строение молекулы воды. Межмолекулярная водородная связь. Аномальные свойства воды: температуры замерзания и кипения, изменение плотности с изменением температуры, теплоемкость, диэлектрическая проницаемость, смачиваемость, поверхностное натяжение. Вода как растворитель. Физические и химические свойства легкой и тяжелой воды. Влияние тяжелой воды на биологические системы. Применение легкой и тяжелой воды. Сверхкритическое состояние воды и ее свойства.

Способы классификации природных вод. Классификация природных вод по температуре, местонахождению, содержанию растворенных веществ. Характеристики природных вод: минерализация, агрессивность, кислотность. Основные компоненты и химический состав атмосферных вод. Испарение и конденсация водяных паров. Океанические и морские воды. Химический состав морской воды, соленость, кислотность, содержание биогенных элементов. Пресные воды. Реки, озера, болота. Особенности минерализации, кислотности, содержания биогенных элементов и растворенных газов. Подземные воды. Типы подземных вод и их классификация. Воды подземных источников и способы исхождения подземных вод. Минерализация и химический состав подземных вод. Минеральные воды.

Основные процессы формирования химического состава природных вод. Агрессивность природных вод. Показатель неустойчивости природных вод. Жесткость природных вод. Кислотно-основное равновесие в природных водах. Щелочность природных вод. Закисление поверхностных вод.

Окислительно-восстановительные процессы в гидросфере. Особенности окислительно-восстановительных процессов в озерах, океане, в подземных водах. Окислительно-восстановительные условия и миграция элементов.

Загрязнение и очистка природных вод. Загрязнение природных вод материковыми стоками, нефтепродуктами, пестицидами, металлами, радиоактивными веществами и продуктами разложения химического оружия. Источники загрязнения. Зависимость токсичности загрязнителей от их химического состояния, возможности химических превращений, способности к биологическому накоплению. Самоочищение водоемов. Санитарные условия спуска сточных вод. Очистка сточных вод. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Водный кодекс Российской Федерации.

Питьевая вода. Подготовка водопроводной воды. Показатели качества питьевой воды. Качество воды – качество жизни. Вода и здоровье человека.


  1. Образовательные технологии

Виды учебной деятельности:

- лекции;

- практические занятия;

- самостоятельная работа студентов (освоение теоретического материала, подготовка к практической работе и итоговому контролю);

- письменные домашние задания;

- итоговое тестирование.

Лекция – основной метод обучения. Лекция – передача учебной информации с целью формирования основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Система современного образования требует организации самостоятельной познавательной деятельности студентов и проблемного обучения; самостоятельного выполнения студентами разнообразных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); сочетания различных форм организации мыслительной деятельности (индивидуальной, групповой).

Практические занятия проводятся для уточнения, конкретизации и закрепления информации, полученной студентами на лекциях или при самостоятельной работе по учебникам и учебным пособиям. При этом развиваются навыки решения задач и различных расчетов. Решение задач на практических занятиях является одним из важнейших элементов процесса изучения дисциплины. При решении задач закрепляются и углубляются знания, приобретаются навыки и умения применять основные законы к решению конкретных задач, приобретаются навыки пользования математическим аппаратом и навыки вычисления.

Практические занятия:

- расчет состава природных вод;

- способы классификации природных вод;

- процессы растворения твердых веществ в природных водах (оценка агрессивности природных вод);

- расчет жесткости природных вод;

- расчет рН поверхностных природных вод;

- процессы закисления поверхностных водоемов (расчет рН);

- кислотно-основное равновесие в природных водоемах (расчет рН);

- окислительно-восстановительные процессы в гидросфере.

При проведении практических занятий используются следующие методы обучения:

- разбор наиболее важных теоретических вопросов по теме;

- решение типовых задач с подробным анализом их содержания и подробной записью решения на доске (Приложение 2);

- самостоятельное решение задачи с последующим контролем правильности ее решения;

- краткие сообщения студентов (рефераты);

- итоговое тестирование (Приложение 3).

Преподавание на современном этапе ориентировано не на запоминание, а на развитие умений разрешать конкретные ситуации. Это предполагает построить процесс обучения таким образом, чтобы избегать необходимости заучивания избыточного количества информации. Лекция является основным методом обучения. Однако большее внимание требуется уделять интенсификации общения преподавателя и студентов. Это достигается применением технологии интерактивного обучения – создания на протяжении всего учебного времени, практически на каждом занятии условий, при которых происходит обмен мнениями, заслушиваются и обсуждаются различные точки зрения студентов. Каждое практическое занятие можно считать «ситуационной» игрой (или решением проблемной ситуации), в ходе которой происходит процесс осознания изучаемого материала дисциплины на основе самостоятельной предварительной учебной деятельности студентов. При этом отрабатываются теоретические и практические навыки, позволяющие студенту увереннее чувствовать себя в профессиональной деятельности, а усвоенные логические приемы позволяют быстро находить пути решения задачи. Обсуждение рефератов, подготовленных студентами, позволяет реализовать творческую деятельность студентов, развить коммуникативную способность каждого студента, научить его аргументировано выражать свои мысли в присутствии других. Это способствует активному участию студентов в процессе обучения.

Общее время на интерактивное обучение по дисциплине «Вода и ее антропологическое значение» составляет 30 часов.

При использовании интерактивных технологий целенаправленное создание комплекса условий, способствующих получению студентами удовлетворения, радости, проявления положительных эмоций в процессе обучения ведет к достижению ситуации успеха, который рассматривается как мотив к саморазвитию и самосовершенствованию.

В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, осуществляющих экологический надзор и мониторинг природных вод.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconПроект «Капелька волшебница вода» Номинация «Вода в доме»
Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы,...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconВода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
Тема: Вода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Техника: «Вода, вода, вода!!! + акварель». Работа в 2 приема («по мокрому», «по сухому»)
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconЭкологические группы растений по отношению к влаге и их адаптации к водному режиму
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. Значение воды в процессах жизнедеятельности определяется...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconДавайте вспомним, какие водоёмы входят в Мировой океан, который составляет...
Сегодня урок необычный. Обобщающий урок-презентация «Вода на Земле». Вы должны будете вспомнить, какие водоёмы встречаются на нашей...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconРеферат по химии на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconРеферат по исследовательской работе на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconVii школьная научно-практическая конференция «Молодежь и наука»
Коллективная (2,3 класс) исследовательская работа «Что такое вода?». Руководитель Е. В. Кирдяшева. Цель работы: выяснить, что такое...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Вода и ее значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много сока в плодах – апельсине, лимоне, яблоке. Этот сок – вода с растворёнными...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новошахтинска, на радио мп батайский городской рынок на тему: «Вода для городов: ответ на вызовы урбанизации», «Вода и жизнь», «Берегите...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconКонспект занятия по экологии "Волшебница вода"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вода образует водную оболочку нашей планеты. Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря,...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconПрограмма по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся...
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как...
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconКонспект занятия по нод «Познание» "Воздух и вода"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Рабочая программа дисциплины «Вода и ее антропологическое значение» iconНашего урока вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды
Развивать речь, логическое и экологическое мышление учащихся; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск