Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 72.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.11.2013
Размер72.19 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Дорохова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов второй квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Свойства воды

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Цели урока:

  • закрепление свойств воды в трёх агрегатных состояниях;

        • исследование необычных свойств воды.

Задачи урока:

  • повторить изученный материал;

      • провести опыты, наблюдения;

      • сделать выводы.

Конспект урока разработан в соответствии с УМК «Перспективная начальная школа».

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

Вода – одно из самых удивительных веществ в природе.
Жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты. Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

( слайд «Вода» )

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека.

- Скажите почему? Для чего нужна вода? (ответы детей)

(слайды с использованием воды с 3 по 5)

Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине – во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется.

Всем растениям и животным жизненно необходима вода. Не будет жизни а Земле, поэтому мы должны её беречь.

А также изучать её свойства для того, чтобы правильно их использовать и не навредить себе и природе.

II. Закрепление изученного:

- Давайте вспомним свойства воды, которые мы изучили на предыдущих уроках. У вас на столах лежат листы бумаги и фломастеры, совместно вспомните какие вы знаете свойства воды и запишите на листе, также ниже на листе перечислите 3 состояния воды (пишите крупно, аккуратно и разборчиво). Даю 5 минут (ставлю песочные часы).

Крепим листы на доске и проверяем, если не хватает свойства, добавляем (проверяем по слайдам, объясняя каждое свойство и где его можно применить). (слайд 6)

- прозрачность

- бесцветность

- не имеет запаха

- не имеет вкуса

- текучесть (в жидком состоянии)

- растворитель

- при нагревании вода расширяется (слайд 7)

- при охлаждении – сжимается

- при замерзании – расширяется

- лёд – легче воды.

Из чего состоят вещества? (из молекул)

- Вода может одновременно находиться в 3 состояниях:

- жидком

- твёрдом

- газообразном

И молекулы действуют по-разному.

- Соедините состояние воды и молекул при этом состоянии (слайд8), а также встаньте и покажите, как эти молекулы двигаются (это физ. минутка: дети показывают движение молекул в твердом, жидком и газообразном состояниях).

  1. Новый материал:

- Зависит ли скорость движения частиц воды от ее температуры? Как?

- Сделаем предположение, или говоря научным языком выдвинем гипотезу (слайд 9):

что горячая вода течет быстрее, чем холодная.
Проведем эксперимент, для которого нам понадобятся два пластиковых стакана, булавка, два стеклянных стакана, вода, кубики льда.

Проведение эксперимента (№1): (слайд 10)

1. В середине донышка двух бумажных стаканов протыкаем булавкой крошечные  отверстия одинакового размера (рисунок 1). Ставим бумажные стаканчики в стеклянные.



Рисунок 1

2. Наливаем полстакана очень холодной воды в один бумажный стаканчик. Чтобы вода действительно была холодной, добавляем несколько кубиков льда (рисунок 2).



Рисунок 2

3. Наливаем полстакана горячей воды в другой бумажный стаканчик (рисунок 3). Наблюдаем как вода капает из бумажных стаканчиков в стеклянные.



Рисунок 3

Мы видим, что горячая вода капает быстрее, чем холодная (рисунок 4).



Горячая вода    холодная вода.

Рисунок 4

Из проведенного эксперимента можно сделать вывод, что в горячей воде молекулы движутся быстрее, чем в холодной. Чем быстрее они движутся, тем легче им проскользнуть друг мимо друга. Вот почему горячая вода течет (а в нашем эксперименте капает) быстрее, чем холодная, что подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы.(слайд 11)

Особенности смешивания горячей и холодной воды (слайд 12)

Мы узнали, что вода состоит из невидимых частиц – молекул, которые движутся, и что молекулы горячей воды движутся быстрее, чем молекулы холодной. Что произойдет с частицами горячей и холодной воды, если их смешать? (слайд 13)

Предположим, что они сразу легко смешаются, проникая, в свободное пространство друг друга. Это и будет нашей новой гипотезой №2, для подтверждения которой проведем еще один эксперимент.

Проведение эксперимента (№2):


Нам понадобятся: две чистые банки одного размера, красители – красный и синий, картонка размером с горлышко банки, вода, раковина, друг.

1. Смешиваем холодную воду и несколько капель синего пищевого красителя в банке 1. Медленно добавляем воду, пока круги на воде не достигнут края горлышка банки (рисунок 5). (слайды с 14 по17)



Рисунок 5

2. Просим взрослых вскипятить немного воды и наполнить горячей водой банку 2. Добавляем несколько капель красного красителя во вторую банку (Рисунок 6)



Рисунок 6

3.Аккуратно накрываем картонкой первую банку (Рисунок 7).



Рисунок 7

4. Дальнейшая часть эксперимента посложнее. Пожалуй, стоит проводить ее над раковиной! Поднимаем банку 1. Переворачиваем ее вверх дном. Ставим на банку 2. Картонка должна лежать плашмя, чтобы вода не выливалась. Придерживать картонку рукой не нужно, вода сама удержит ее на месте (Рисунок 8).



Рисунок 8

5. Соединяем горлышки обеих банок. Просим друга придержать обе банки и осторожно и медленно вытягиваем картонку (Рисунок 9).



Рисунок 9

Красная горячая вода поднимается в банку с холодной водой, при этом она смешивается с холодной водой и становится фиолетового цвета (Рисунок 10).



Рисунок 10

6.Сливаем воду из обеих банок. Ополаскиваем их. Повторяем шаги с 1 по 5, но ставим банку с холодной водой в раковину, а картонкой накрываем банку с красной горячей водой. Переворачиваем банку с горячей водой вверх дном и ставим ее на банку с холодной водой.

Смешения не происходит. Горячей воде не нужно подниматься – она и так сверху. Горячая вода остается на месте (Рисунок 11). ( слайды с 18 по 20)



Рисунок 11

Из проведенного эксперимента можно сделать вывод, что (слайд 21):

– холодная вода тяжелее горячей;
– холодная вода опускается на дно, выталкивая горячую воду наверх;
– при нагревании воды ее молекулы начинают двигаться все быстрее и быстрее, они сталкиваются друг с другом и разлетаются в стороны;
– определенный объем горячей воды весит немного меньше, чем тот же объем холодной воды, так как расстояние между молекулами горячей воды больше, а значит число молекул меньше. Поэтому, горяча вода менее плотная, чем холодная;
– при объединении двух банок, когда банка с горячей водой находится снизу, горячая вода поднимается вверх;
– при этом она смешивается с холодной водой и становится фиолетового цвета;
– если снизу находится банка с холодной водой, смешения не происходит. Горячей воде не нужно подниматься – она и так сверху.

(слайд 22) Значит, наша гипотеза, что частицы горячей и холодной воды легко и быстро перемешаются друг с другом, не совсем точна. Если горячая вода окажется сверху холодной, то смешения не произойдет, пока горячая вода не остынет.

- Эту особенность воды я заметила, когда попыталась добавить в горячий чай холодную воду. Сделав глоток, я почувствовала, что чай остался очень горячим. Как оказалось – добавленная мною холодная вода была на дне кружки, а на ее поверхности – горячий чай. Точь-в-точь, как в нашем опыте! Теперь я знаю, почему так происходит! Перемешав чай и воду, я получила нужный мне теплый напиток. Спасибо науке!
- Оказывается, что реки и озера, при наступлении морозов, не промерзают до дна благодаря этим же особенностям воды. Верхний слой воды, охладившись, становится тяжелым и опускается на дно водоема, принося кислород его обитателям и обеспечивая равномерное распределение питательных веществ. Поднявшиеся к поверхности более теплые слои воды, при соприкосновении с морозным воздухом, охлаждаются и в свою очередь опускаются. Такое "перемешивание" происходит до тех пор, пока водоем не покроется плавающим слоем льда. Образовавшийся лед не дает воде остывать, сохраняет ее температуру и поэтому надежно защищает зимой глубины водоема от сквозного промерзания.
Это свойство воды активно используется человеком в повседневной жизни.

- Например, в системе отопления. В зимний период тепло в доме поддерживается при помощи батарей или радиаторов каждой квартиры, соединенных трубами между собой. Движение воды в этой цепочке труб происходит за счет разности температуры воды. Нагреваясь в котле, горячая вода начинает подниматься из котла по стояку вверх, так как кубометр горячей воды весит в среднем на 14 килограммов меньше, чем кубометр теплой. Затем нагретая вода поступает в более узкие трубы, а потом – в батареи. По пути вода отдает тепло, и охладившись, а следовательно – потяжелев, поступает в обратную линию и снова идет к котлу, где снова нагревается и поднимается вверх.

Заключение

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 1,7 литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи. Без воды невозможно растениеводство, животноводство, все отрасли промышленности. Без воды невозможна жизнь на Земле.

IV. Итог урока. (слайд 23)

– Что нового узнали?

– Где используются новые знания?

– Кто все понял все понравилось возьмите смайлы с улыбкой, если что-то не понравилось или что-то не поняли – с прямыми губами смайлы, но если ничего не поняли, скучали – обиженного смай лика .

(слайд 24)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск