Аннотация рабочей программы по учебному предмету
«Химия»
10-11 класс Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году. Рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета в объёме 10 класс - 36 часов за год, 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). Для реализации программы используется линия учебно-методических комплектов (УМК) «Химия» (авторы: Габриелян О.С. и др.) предназначеных для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа». УМК
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10,11 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочие тетради.10,11кл. Базовый уровень. К учебникам О.С.Габриеляна «Химия.10.Базовый уровень», «Химия.11. Базовый уровень»
Химия.10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебникам О.С.Габриеляна «Химия.10», «Химия.11»/О.С.Габриелян, П.Н.Берёзкин, А.А.Ушакова и др.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам:
1. Методы познания в химии.
2. Теоретические основы химии.
3. Неорганическая химия.
4. Органическая химия.
5. Химия и жизнь.
Содержание этих учебных блоков в рабочей программе структурировано по темам и детализировано с учетом авторских концепций, и направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
1. Методы познания в химии Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
2. Теоретические основы химии Современные представления о строении атома Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p-элементы.). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Химическая связь Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов.
Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
Вещество Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Химические реакции Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
3. Неорганическая химия Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.
4. Органическая химия Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
5. Химия и жизнь Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Формы промежуточного контроля: контрольные работы, практические и лабораторные работы, тесты, защита проектов, дифференцированные зачёты, подготовка сообщений, рефератов. Оценка качества освоения предмета осуществляется по пятибалльной системе.
Л.Н. Яровая |