Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс





Скачать 131.05 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс
Дата публикации04.11.2014
Размер131.05 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Химия > Элективный курс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»








Элективный курс

«Занимательная химия»

по учебному предмету

«Химия»

8 класс


Учитель: М.Е. Ветошкина,

учитель химии и биологии

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка



Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.

Основной форма деятельности - химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 8 классов является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.

Продолжительность курса составляет 17 часов. Для более успешной реализации поставленных целей занятия следует проводить ежедневно, в течение одного полугодия.
Цели курса:

1.Развивать у учащихся интеллектуальные и практические умения и навыки в области химического эксперимента, учебно-исследовательской

деятельности по предмету.

2.Создавать условия для организации единого учебно-воспитательного процесса.

Задачи курса:

1.Развитие у учащихся навыков экспериментирования, навыков безопасного и грамотного обращения с веществами.

2.Привлечение учащихся к выполнению индивидуальных заданий, умению презентовать исследуемый материал.

3.Развитие профессиональных устремлений, склонностей к деятельности в области химии.

4.Формирование умений комплексного использования знаний по разным предметам.

5.Развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся, способности к творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:

1.Умение работать в коллективе, ответственность за свой объект работы в эксперименте.

2.Профессиональное ориентирование на химические специальности.

3.Умение работать со справочной и энциклопедической литературой.

В основу программы положены химический эксперимент со знакомыми учащимися объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов по истории химии. Первые занятия вводят учащихся в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием, твердыми веществами, растворами, газами. На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, работой в сети интернет, подготовкой небольших докладов, творческих проектов, экспериментальной работой по заданию учителя. Немалое место в программе отведено занимательным опытам.
Структура курса

1. Теоретический блок (лекции, семинары).

2. Исследовательский блок (экспериментальный).

3. Блок решения расчётных

4. Защита и представление исследовательских работ.

5. Аналитический блок (анализ деятельности, анкетирование).
Формы занятий

Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение групповых проектов, самостоятельная работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами, практикумы по решению задач.
Средства обучения

а) учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;

б) дидактико - методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

в) психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы), проблемные ситуации.

Таблица тематического распределения часов


№п/п

Название темы

Количество часов

1

Раздел 1.Знакомство с приемами лабораторной техники

11

2

1.1.Химия вокруг нас

2

3

1.2.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним

2

4

1.3.Исследование свойств веществ

4

5

1.4. Чистые вещества. Разделение смесей.

3

6

Раздел 2. История атомистики

2

7

Раздел 3. Удивительный мир веществ

21

8

3.1. Кислород. Воздух. Горение

3

9

3.2.Водород

2

10

3.3. Вода. Растворы

5

11

3.4. Кристаллы в природе и технике

2

12

3.5. Химия в быту

2

13

3.6.Кислоты, основания и соли

7

14

Итого

34

15

Практических работ

11


Содержание обучения (34 ч)
Раздел 1.Знакомство с приемами лабораторной техники (11ч).

1.1.Химия вокруг нас (2 ч).

Мир веществ и химических превращений. Значение химии в хозяйственной деятельности человека, в развитии науки и в познании окружающего мира.

1.2.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним (2ч).

Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Нагревательные приборы. Весы и взвешивание.

Практическая работа № 1. Резка и сгибание тонких стеклянных трубок, изготовление капилляров и наборов газоотводных трубок для приборов. Обработка пробок. Монтаж приборов по заданному образцу. Испытание приборов для получения газов на герметичность.

1.3.Исследование свойств веществ (4 ч).

Обращение с реактивами. Определение свойств веществ ( агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность жидкостей, температура кипения, цвет пламени) на примере воды, уксуса, этилового спирта, нашатырного спирта, подсолнечного масла, сахара, поваренной соли, пищевой соды, мела. Техника демонстрации опытов на примере одного-двух занимательных опытов.

Практическая работа № 2. Исследование физических свойств предложенных веществ.

Практическая работа № 3. Распознавание веществ по их физическим характеристикам.

1.4. Чистые вещества. Разделение смесей (3ч).

Понятия чистого вещества и смеси. Способы разделения однородных и неоднородных смесей (очистки веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, дистилляция, возгонка, перекристаллизация и др. способы.

Практическая работа № 4. Очистка загрязненных веществ фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией.

Раздел 2. История атомистики (2ч).

Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. История открытия закона. Становление учения об атомах и молекулах. Эпоха атомистики. М.В. Ломоносов, Д. Дальтон, А.Авогадро. Профессиональные черты личности ученых.

Практическая работа № 5. Конструирование простейших приборов. Опыты по доказательству закона сохранения массы веществ.

Раздел 3. Удивительный мир веществ (21ч).

3.1. Кислород. Воздух. Горение (3 ч).

Состав воздуха. Использование воздуха как химического сырья. «Огненный воздух». Обожествление огня. Огонь – разрушитель, огонь - на службе человека. История спички. Горение веществ в кислороде и воздухе. Состав, строение и цвет пламени. Источники и последствия загрязнения атмосферы. Охрана воздушной среды.

Демонстрационные опыты. Занимательные опыты с огнем.

Практическая работа № 6. Получение и исследование свойств кислорода. Изучение строения пламени.

3.2.Водород (2 ч).

Элемент Вселенной. Получение и применение водорода в технике. Разложение воды электрическим током.

Демонстрационные опыты. Зарядка прибора и демонстрация правил техники безопасности при работе с аппаратом для получения газов; диффузия, переливание, горение водорода, его восстановительная способность, занимательные опыты с водородом.

Практическая работа № 7. Получение и исследование свойств водорода .

3.3. Вода. Растворы (5 ч).

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Целебные источники. Вода легкая и тяжелая. «Святая вода». Вода – универсальный растворитель. Очистка воды. Дистиллированная вода. Источники загрязнения воды. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды.

Растворы – тонкодисперсные системы. Растворы в природе и технике.

Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость веществ в воде. Тепловые явления при растворении. Охладительные смеси: их состав, приготовление и использование.

Способы выражения состава раствора.

Практическая работа № 8. Исследование факторов, влияющих на растворимость веществ в воде.

Практическая работа № 9. Приготовление растворов различных веществ, необходимых для химической лаборатории.

3.4. Кристаллы в природе и технике (2 ч).

Кристаллы в природе и производстве. Очистка веществ перекристаллизацией. Методика выращивания единичных кристаллов и друз.

Практическая работа №10. Получение кристаллических друз на металлических каркасах, изготовление из них коллекций кристаллов и друз, самодельных елочных игрушек.

3.5. Химия в быту (2ч).

Красители, моющие средства, искусственные и синтетические волокна. Практическая работа №11. Приготовление красящих пигментов, выведение пятен ржавчины, жира, йода.

3.6.Кислоты, основания и соли.(7ч).

Неорганические и органические кислоты в природе и жизни человека. Общие свойства неорганических и органических кислот.

Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.

Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные соли. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке, живописи, медицине.

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Получение веществ различных классов.

Практическая работа №11. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ и осуществление превращений в генетических рядах, родоначальниками которых являются металл и неметалл.

Подведение итогов изучения курса «За страницами учебника химии» (презентация проектных работ учащихся).

Тематика проектных работ:

1.Воздух как химическое сырье.

2.«Огненный воздух».

3.Огонь на службе человека.

4.Вода в природе.

5.Дисперсные системы.

6.Способы очистки питьевой воды.

7.Гидрохимический режим водоема (озера, пруда, реки): сезонные измерения температуры воды, водородного показателя, определение содержания ионов кальция, магния, биогенных элементов – азота, фосфора и кислорода.

8.Получение индикаторов из растительных источников экстракцией из растворов.

9.Выдающийся шведский химик Сванте Аррениус.

10.Химические вещества в строительстве.

11.Определение аскорбиновой кислоты в плодах разных растений, в различных сортах растений одного вида в зависимости от времени хранения.

12.Зависимость минерального состава вод и их лечебного действия.

13.Вода – топливо будущего.

14.Охрана водных ресурсов.


Требования к подготовке учащихся
В результате усвоения курса «Занимательная химия» в 8 классе ученик должен

знать:

-значение химической науки в окружающей нас действительности;

-основные фундаментальные законы химии;

-получение, свойства, применение неорганических веществ, в частности, водорода, кислорода, кислот, солей, оснований;

-технику демонстрации опытов.

понимать:

-многообразие веществ органической и минеральной природы можно классифицировать, распределять по определенным признакам;

-необходимость бережного отношения к водным ресурсам, охраны окружающей среды;

-многообразие веществ бытовой химии обусловлены возрастающими требованиями человека к вопросам личной гигиены, гигиены жилища, чистоты мест общего пользования и т.д.

уметь:

-различать понятия: «вещество», «тело», «чистое вещество», «механическая смесь»;

-работать в химической лаборатории со стеклом, металлом, пробками и т.д., с предметами лабораторного оборудования;

-очищать загрязненные вещества фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией;

-конструировать простейшие самодельные приборы;

-получать неорганические вещества простейшими методами;

-решать экспериментальные задачи на распознавание веществ и осуществление превращений в генетических рядах, родоначальниками которых являются металл и неметалл;

-получать кристаллические друзы на металлических каркасах, изготовление из них коллекций кристаллов и друз, самодельных елочных игрушек;

- осуществлять поиск учебной информации, получая ее из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, эксперимента;

-представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, условное обозначение, описание изучаемого вещества по предложенному плану);

-создавать творческие работы на заданную тему (доклад, реферат, научно-исследовательская работа).

Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 г.

2.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия 1985.

3.Злотников Ю. А. и др. Основы аналитической химии. – М.: Высшая школа, 2002 г.

4.Книга для чтения по химии: В 2 ч./Сост. В.А.Крицман. - М.: Просвещение, 1974.- Ч.1.

5.Конарев Б. Любознательным о химии.- М.: Химия, 1978.

6.Манолов К. Великие химики.- М.: Мир, 1985.- Т.1.

7.Ольгин О. Чудеса на выбор.- М.: Детская литература, 1986.

8.Ольги О. Опыты без взрывов.- М.: Химия, 1986.

9. Сомин Л. Увлекательная химия.- М.: Просвещение, 1978.

10.Смолеговский А. М. и др. Школьная энциклопедия (химия). – М.: Дрофа, 2000 г.

11.Методический журнал « Химия в школе».

12.Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии.- М.: Просвещение, 1976.

13.Энциклопедический словарь юного химика.- М.: Педагогика, 1982.

14.Энциклопедия для детей. Химия, т. 17. – М.: Аванта +, 2000 г.
CD: 1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003 г.

2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Приложение №1

Оценка личных достижений ученика

Для итоговой аттестации учащихся используется «Портфель курса» или «Портфолио».

Вопрос первый: «Что подлежит оцениванию в данном курсе?»

• Знание ключевых понятий темы;

• Умения применять данные понятия для выполнения химического эксперимента;

• Умения грамотно, с соблюдением стандартных требований приготовить устное сообщение, написать реферат;

• Умение наблюдать, объяснять наблюдаемые явления, правильно регистрировать полученную информацию и обрабатывать ее в виде отчета по итогам выполненной работы (практической работы, проекта, исследования);

• Активное участие в работе.
Вопрос второй: «Когда происходит оценивание?»

Оценку можно ставить как по ходу работы по теме, так и в конце каждой темы как итоговую. Последнее обязательно. На каждом занятии происходит работа, которая подлежит оценке. Для того, чтобы она была зафиксирована учителем, по итогам данного занятия необходимо предъявить претензию на оценку в соответствии с общепринятыми критериями. Это можно сделать по согласованию с учителем после конкретного занятия, а можно в конце каждой темы.

Вопрос третий: «Кто ставит оценку?»

Оценка, как официально признанный итог учебного достижения является результатом согласования внешнего – учительского оценивания и самооценки каждого учащегося. Содержательные критерии оценивания, оценочные баллы и процедуры согласованы и приняты как специальная норма в начале изучения курса.

Вопрос четвертый: «Как рассчитываются оценочные баллы?»

Наиболее целесообразной при проведении данного курса представляется система накапливания баллов с переводом их суммы в итоговую оценку по привычной 5-балльной шкале. При этом разным характеристикам учебной работы и соответствующим достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в баллах. С учащимися осуществляется договор, что повторение достижения по теме, которая уже пройдена, не может оцениваться столь же высоким баллом, как непосредственно во время прохождения темы.

Примерная шкала оценок

● Знания ключевых понятий (2 балла)

● Умения их использовать во время семинарского занятия, проведения эксперимента (3 балла)

● Умение грамотно, с соблюдением всех правил по технике безопасности, выполнить и оформить практическую работу (4 балла)

● Составление кроссворда, рассказа – задачи, химической сказки (3 балла)

● Устное выступление (3 балла)

● Устное выступление с демонстрационными опытами (4 балла)

● Защита мини – проекта или мини – исследования (3 балла)

● Успешная защита проекта, исследования (10 баллов)

● Реферат ( 7 баллов)

● Активность на занятиях (всегда) (1 балл)

● Активное участие в проведении итоговых занятий (3 балла)

● Использование фото-материалов, компьютерных технологий для оформления своих работ (5 баллов)

Таким образом, при накоплении 25 баллов учащийся получает зачет с оценкой «хорошо», более 25 – зачет с оценкой «отлично».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconЭлективный курс «Экспериментальная химия» по учебному предмету «Химия» 9 класс
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на новые формы обучения
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconГиа – 2013. Химия. 9 класс Часть 1
Всего в работе 30 экзаменационных вопросов по учебному предмету химия, по трудности они условно делятся на 2 части
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconПояснительная записка Статус программы рабочая программа по учебному предмету «Химия»
«Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия»
Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
...
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
«Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия»
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconМоу голубинской сош на 2011-2012 учебный год
Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Химия» 11 класс (базовый уровень 2 часа)
«средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35»
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010
Элективный курс «Занимательная химия» по учебному предмету «Химия» 8 класс iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск