Скачать 413.13 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №71 Калининского района Санкт- Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии для 7 класса Срок реализации программы 1 год ( с 01.09.2013 г. по 31.05.2014 г.)
Составитель: учитель химии ГБОУ СОШ№71 Смирнова Марина Александровна, высшая квалификационная категория Санкт- Петербург 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса разработана на основе: - программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.) Согласно утвержденному Учебному плану школы на изучение пропедевтического курса химии отведен 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана мной на 35 учебных часов в год. Сроки реализации программы: с 01.09.2013 г по 31.05.2014 г. Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии; • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия». Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы. Курс (состоит из четырех частей) решает следующие задачи: Первая тема — «Химия в центре естествознания» — 1. позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики, что уменьшит психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета. 2. способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естест-венных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин. Вторая тема — «Математика в химии» — 1. позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Третья тема — «Явления, происходящие с веществами» — 1. дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях. Четвертая тема — «Рассказы по химии» — 1. способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах . Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод». Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного (продолжительного по времени) характера. Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента. Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д. Выполнение практической части рабочей программы предусмотрено в следующем объеме:
Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики. Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
В рабочую программу внесено следующее изменение: - добавлен 1 час на изучение курса в конце года в виде заключительного занятия для подведения итогов года, так как авторская программа рассчитана на 34 часа, а при изучении материала 1 час в неделю общее число часов должно составлять 35часов. Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе. Формы и средства контроля Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта и др. Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ. Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы. Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное ) по основным вопросам изученного материала. Для контроля деятельности учащихся предполагается использовать различные формы, в том числе проверку результатов эксперимента (учащиеся приносят самодельные огнетушители, выращенные кристаллы и т. д.); проведение краткой фронтальной беседы по выполнению и результатам опытов со всеми (или с отдельными) учащимися; проверку письменных отчетов. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен знать /понимать: • химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон; • важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС; уметь: • называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре; • определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ; • характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов; • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе; • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту. Учебно-тематический план
|